Пророк и длинные ложки
Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно.
– Где ад и где рай? – с этим вопросом человек обратился к пророку.
Но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется «ащ». От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это – ад!».
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это – рай!».
РАЗГОВОР
– Жаль мне тебя, – сказала не зажженная свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены. Отвечала горящая свеча:
– Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, не зажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя? Право, «лучше гореть, нежели почивать», потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо.
Так говорили две свечи.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ГОРОДСКИМИ ВОРОТАМИ И УСТАМИ
Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве. Однажды визирь пришел к нему с несчастным лицом:
– О великий султан, ты самый мудрый, самый великий и могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услышал, когда ездил по городам и селам? Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое неповиновение в твоем царстве!
Султан снисходительно улыбнулся и ответил:
– Как и любой в моем царстве, ты знаешь о моих заслугах перед подданными моими. Семь провинций подчинены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу – закрыть рот своим подданным. Не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я творю добро для людей!
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ БОГ
По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они создали звезды, Солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем они создали человека. И, наконец, они создали истину.
Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше.
– Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине, – сказал один.
– Давайте спрячем ее на самой далекой звезде, – предложил другой.
– Давайте спрячем ее во мраке морских глубин.
– Давайте скроем ее на обратной стороне луны.
Наконец самый маленький бог сказал:
– Нет, мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе.
СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно сыскать в этом краю. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ждать своей очереди два часа.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснить ему секрет счастья. Пусть юноша побродит по замку и вернется к нему через два часа.
– И вот еще у меня какая просьба к тебе, – сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масла.
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, и два часа спустя, предстал перед Мудрецом.
– Ну, – молвил тот, – понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале; сад, которые искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?
Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
– Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, – сказал тогда Мудрец. – Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет.
Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он смотрел на сады, окружавшие замок, оценил прелесть цветов и расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно описал и перечисли все то, что он видел.
– А где же те две капли мала, которые я просил донести, не пролив?– спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что пролил их.
– Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, – сказал ему мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке.
СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР
Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете.
– Я хочу сделать мою жизнь лучше, – сказал он. – Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей.
Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику:
– Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесёшь его сюда чтобы остудить комнату.
– Это невозможно, – сказал странник.
– Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, – ответил монах. – Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда.
СКАЗКА ПЕСКОВ
Поток, родившийся далеко в горах, преодолев препятствия на своем пути, достиг, наконец, песков пустыни. Точно так же, как он преодолел пороги и водопады, Поток попытался преодолеть и это препятствие, но обнаружил, что его воды исчезают, песок поглощает их. Он был убежден, что его назначение – пересечь пустыню, за которой были видны высокие горы, покрытые снегами.
– Что же делать?
В этот момент голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
– Двигаясь своим обычным способом, ты не сможешь пересечь пустыню. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото.
– Что же делать? – воскликнул Поток.
– Отдайся на волю ветра, он перенесет тебя!
– Но в таком случае я потеряю свою свободу! – воскликнул Поток.
– В любом случае ты не можешь оставаться тем, чем ты был. Ты говоришь о своей индивидуальности потому, что не знаешь своей истинной природы.
Когда Поток услышал это, отдаленные, смутные воспоминания стали всплывать в глубинах его памяти. Он осознал, что уже испытывал состояние полета.
Размышляя таким образом, Поток слышал, как пески шептали ему:
– Смелее, только так ты постигнешь свою суть!
Поток поднял свои пары. И гостеприимный порыв ветра подхватил его и понес к заветным горам. Он летел над песками, испытывая новое, удивительное чувство.
– Да, теперь я знаю свою истинную природу, – думал Поток, мягко опускаясь на вершины гор.
СМОТРИ В ОБА
Темной ночью один слепой с фонарем в руке и с кувшином на плече, полным олив, шел по тесным переулкам базара. Тут ему встретился человек и сказал:
– Послушай, приятель, что день, что ночь – ведь это одинаково для твоих глаз, зачем тогда тебе этот фонарь?
Слепой ответил с улыбкой:
– Фонарь совсем не для меня, а для тебя, чтобы ты в темноте кромешной не наткнулся на кувшин, что у меня на плече, и был внимателен ко мне.
СУДЬБА ОСЛА
Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
– Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
– Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на села позади него.
– Люди добрые, видали вы где-либо подобное? – заголосила женщина под чадрой. – Так мучить животное! У бедного осла уже провисла шина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
– Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?
Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
– Что бы мы ни делали, – сказал он, – обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать.
СУЩНОСТЬ СООБЩЕСТВА
Однажды все части человеческого организма собрались на совет, где они обсуждали, кто, чем занимается. Поговорив друг с другом, они пришли к выводу, что все работают, работают, а желудок только наслаждается тем, что было заработано тяжким трудом. Тогда все части тела решили, что не будем больше работать на желудок. Пусть сам работает. Сказано – сделано. И что Вы думаете. Как ни пытался каждый орган самостоятельно поглощать пищу, у него ничего не получалось. Но органы всё равно не сдавались, продолжали стоять на своём.
В итоге весь организм ослаб так как никто из них не получал должной подпитки. Тогда полностью измотанные и уставшие все органы опять решили действовать по старому. И как только они решили так действовать и стали опять давать пищу желудку – ко всем органам опять вернулась былая сила. И все опять стали счастливыми. Если каждый член в сообществе будет заниматься своим делом, то он будет счастлив и в материальном и в духовном плане и сможет достичь подлинной самореализации.