Шесть вопросов Арджуны: поле деятельности и знающий поле (13.1-7)
Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать:
1.материальную природу - пракрити,
2.наслаждающегося материей - пурушу,
3.поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,
4.того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью,
5.знание и процесс обретения знания - гьянам
6.объект, достойный познания - гьеям
Основная тема:
Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи.
Подпункты:
А. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7).
Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе 6), посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления.
Б. Тело состоит из чувств (13.2, 5-6)
· Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа.
· Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии.
· Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях.
В. Тело не является сознающим "я", это всего лишь предмет, которым манипулирует душа согласно своим желаниям. Оно - не главная часть личности, а инструмент, используемый личностью, которая владеет этим телом.
Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях. 1
Д. Пять стадий осознания Абсолюта:
1. Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.
2. Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.
3. Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.
4. Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.
5. Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.
· С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2
1. Кшетра ----------- грубое тело ----------- анна-майя
прана-майя
3. Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майя
индивидуальная душа --- вигьяна-майя
Высшая Душа ----------- ананда-майя
Процесс познания и освобождения (13.8-12)
В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гья (душа) может освободиться от тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны).
Основная тема:
Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение.
Подпункты:
А. Шрила Прабхупада пишет: «Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом деле это - истинный процесс познания».
· Процесс познания включает в себя правильное поведение как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры).
· Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью деятельности тела.
Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов.
Объект познания (13.13-19)
Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 3
Основная тема:
Сверхдуша - высший объект познания.
Подпункты:
А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).
Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.
В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.
Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.
· Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.
· Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.
Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16)
Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) 4