Преподобный антоний великий
ДОБРОТОЛЮБИЕ
В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского
Том 1
Текст приводится по изданию Сретенского монастыря М. 2004, с корректировкой по изданию: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1877.
Вступление
Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония Великого
НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
1. О жизни во Христе, извлеченные из слов его в жизнеописании святого Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов
2. О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах
3. Устав отшельнической жизни
1. Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
2. Строй внутренней жизни
Заключение
4. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем
1. Об отречении от мира
2. Общие ответы на вопрос: что же делать?
3. Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них
4. Руководители ревности
5. Чем возгревать ревность?
6. Подвиги и доброделание, в частности
7. Последняя цель всего и верх совершенства
8. Совершенство св. Антония и слава на небе
5. Объяснения некоторых изречений св. Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем
Св. Макарий великий
НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД
1. Светлое первобытное состояние
2. Мрачное состояние падшего
3. Господь - Устроитель спасения
4. Образование твердой решимости спасаться в Господе
5. Состояние трудничества
6. Состояние приявших действенность Духа
7. Высшая степень совершенства христиан
8. Будущая жизнь
Писания Блаженного аввы Исаии
Краткое сведение о блаженном Исаии и его писаниях
1. СЛОВА БЛАЖЕННОГО АВВЫ ИСАИИ
Слово 1. Правила жизни для братий, кои жили с ним
Слово 2. Об уме по естеству
Слово 3. Наставление новоначальным братиям
Слово 4. Что должно соблюдать в дороге
Слово 5. Что должно наблюдать тем, кои хотят мирно жить вместе
Слово 6. О том, что те, кои хотят восприять честное безмолвие, не должны быть пытливыми, и, оставя помышление о грехах своих, иждивать время в вещах бесполезных
Слово 7. О добродетелях
Слово 8. Блаженного аввы Исаии изречения
Слово 9. К тем, кои отреклись от мира
Слово 10. Того же содержания
Слово 11. О зерне горчичном
Слово 12. О вине
Слово 13. К тем, кои приемлются в новоначалие и стремятся к соврешенству
Слово 14. Блаженного аввы Исаии плач и рыдание
Слово 15. Об отречении от мира
Слово 16. Того же содержания
Слово 17. О радости души, работающей Богу
Слово 18. О забвении обид
Слово 19. О болезнях (рождения или возрождения) души
Слово 20. О смирении
Слово 21. О покаянии
Слово 22. О деяниях нового человека
Слово 23. О совершенстве
Слово 24. О покое внутреннем
Слово 25. К авве Петру, ученику своему
Слово 26. Блаженного аввы Исаии изречения, которые слышал от него ученик его авва Петр и предал письмени
Слово 27. На следующее изречение: внемли себе
Слово 28. О ветвях греховного зла
Слово 29. Плач аввы Исаии
2. ПРАВИЛА И СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНЫМ ИНОКАМ
3. ИЗРЕЧЕНИЯ АВВЫ ИСАИИ
4. О ХРАНЕНИИ УМА 27 ГЛАВ
5. ГЛАВЫ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ И БЕЗМОЛВИИ
Сведения о жизни и писаниях святого Марка
НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА ПОДВИЖНИКА О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
1. Послание к иноку Николаю
2. Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов
3. 200 глав о духовном законе
4. К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав
Сведения о жизни аввы Евагрия
ЕВАГРИЯ МОНАХА НАСТАВЛЕНИЯ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ
1. Главы о деятельной жизни к Анатолию
2. Евагрия монаха - о деятельной жизни, сто глав
Изречения святых старцев
3. Евагрия монаха - изображение монашеской жизни, в коем преподается, как должно подвизаться и безмолвствовать
4. Евагрия монаха - 33 главы аналогий, или уподоблений
5. Его же - изречения о духовной жизни, - по алфавиту
6. Его же - другие изречения
7. О восьми помыслах к Анатолию
8. Мысли его же, соединяемые со статьею о восьми помыслах
9. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах
10. Его же - наставления девственницам
11. О различных порочных помыслах главы
О сновидениях
О духе печали
О тщеславии
12. Евагрия монаха Изречения
Вступление
Предлагая любителям духовного чтения известное всем Добротолюбие в русском переводе, с прибавлением к нему, долгом считаем сказать несколько слов о том, что такое есть Добротолюбие.
Оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни. Сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит, в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно.
Благодать Божия призывает всех в такой жизни; и для всех она не только возможна, но и обязательна, потому что в ней существо христианства. Причастниками же ее являются не все призванные, и действительные ее причастники не все причащаются ее в одинаковой мере. Избранники глубоко в нее входят и по степеням ее высоко восходят.
Проявления ее, равно как и богатства области, в которой она раскрывается, не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни. И если бы могло быть ясно понято, и понятно изображено все, бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущения близости и отдаления Божия, чувства промыслительного вседержительства и положения себя, – окончательное и безвозвратное, – в десницу Господню, с отложением всех своих способов действования, при непрестанном, напряженном действовании, – если бы все сие, и многое другое, неразлучное с истинной в Господе жизнью, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину, сколько привлекательную, столько же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие.
Путешественники пишут путевые заметки о всем, что встречают достойным внимания на пути своем. Писали свои заметки и избранники Божии, в разных направлениях проследившие все тропы духовной жизни, о всем, что встречали и испытывали в сем многотрудном шествовании своем. Но участь и назначение тех и других заметок неодинакова.
Не имеющие способов путешествовать могут, и не двигаясь с места, составить себе довольно приблизительные понятия и представления о чужих странах, посредством чтения путевых заметок других путешественников, потому что формы жизни всех тварей больше или меньше походят одни на другие, в каких бы странах они ни проявлялись. Не то бывает в отношении к опытам духовной жизни. Понимать их могут только шествующие путем сей жизни. Для не вступавших на него это совершенно неведомая наука, но и вступившие на него не все вдруг понимать могут. Их понятия и представления уясняются по мере шествия и углубления в страну духа. По мере умножения собственных опытов духовной жизни, становятся ясными и понятными указания опытов, замеченных святыми отцами в писаниях.
При всем том, однако же, изображение разных проявлений духовной жизни, заключающееся в святоотеческих писаниях, не есть дар напрасный и для всех вообще христиан. Оно дает всякому понять, что если он не испытал еще того, о чем говорится в сем описании, то значит что установившийся для него образ жизни, не смотря на то, что с ним мирится его христианская совесть, не есть законченное совершенство, лучше которого нечего желать, и выше которого некуда идти. Давая же это понять, оно не может не возбудить ревности к преуспеянию, не может не манить вперед, указывая там нечто лучшее, нежели чем обладает он.
Для тех, которые вступили на путь к лучшему и совершеннейшему, оно дает нужные указания в сомнительных и недоуменных случаях, когда нет наличного опытного руководства, и когда и это самое встречает неразрешимости, не позволяющие давать окончательные решения, которые устраняли бы всякое колебание в шествующем. Очень важно бывает знать, как и куда ступить ногой в известном случае, чтобы не сделать ошибки. И вот здесь какое-нибудь изречение отеческое разгоняет тьму, воссияв подобно лучу молнии среди ночи.
Вообще же это теплица духовная, в которую верующий, прочитывая указания о явлениях духовной жизни, входит сознанием и сердцем, и подлежа там ощутительным влияниям возбужденных созерцаний, чувствует, что он витает в сии минуты в иной некоей атмосфере, светоносной и живоносной. Это отрадные моменты, – и в продолжение их-то обычно зарождаются и зреют разные отпрыски на древе духовной жизни. И потому нет ничего дивного, что испытавший это, как только улучает свободную минуту, спешит к опытным описаниям духовной жизни, как любящий прибыль спешит к местам, прибыль обещающим, и любящий удовольствия – к местам утех. Он часто при этом желает подышать оживляющим и ободряющим воздухом духовным. И однако ж это не есть праздное любопытство. Нет, это есть дело существенной необходимости для преуспеяния и благосостояния нашего духа.
Вот почему между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетворение ее от лица тех, кои имеют долг к тому и силы на то. Она и была всегда удовлетворяема, как изданиями сих писаний в полном их составе, – например: святых Макария, Исаака и Ефрема Сирина, Лествичника и других многих, так не менее того и сборниками из них.
Понятно теперь, что есть Добротолюбие. Оно дает нам словеса и главизны священного трезвения, т.е. и полные рассуждения, и краткие изречения о внутренней духовной жизни, со всеми, свойственными ей, проявлениями и деланиями. Это книга, составленная в удовлетворение духовных потребностей в ревнителях о духовном преуспеянии. Читающие ее знают, какие сокрыты в Добротолюбии сокровища духовной мудрости: читают и услаждаются. Но услаждаясь и назидаясь чтением его, они не скрывают скорбного сожаления, что многое в книге остается непонятным, не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода. Очевидна потому потребность нового перевода сей книги.
Потребность эта сознана давно, и удовлетворялась в известной мере переводами, помещавшимися в "Христианском Чтении" с первых годов его издания, и изданиями отдельных статей, входящих в состав Добротолюбия, как например: св. Максима (о любви; она есть в греческом Добротолюбии), Исихия, Петра Дамаскина. Составитель настоящего сборника и имел сначала в виду: лишь проверить переведенное уже, доперевести не переведенное, и дать читателям Добротолюбие в русском переводе, – полное, в том составе, какой имеет оно на греческом языке. Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо увеличить Добротолюбие и против того объема, какой имеет оно на греческом. Потому что, хотя греческое Добротолюбие полнее славянского, но все же оно не содержит всего, что дали нам святые отцы в руководство к духовной жизни, и чем желалось бы доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда – предлагаемый сборник то же Добротолюбие, только увеличенное.
Наш новый сборник идет по следам прежнего Добротолюбия. Но, замечая, что у того отца, которого статья помещена в нем есть и другие статьи, обращается к ним, и если находит их сообразными с своим характером, принимает в себя и их. Также, замечая, что между отцами, у которых заимствованы статьи, были и другие отцы, оставившие нам писание о духовной жизни, обогащает себя и ими. Так у св. Антония в прежнее Добротолюбие взяты только его наставления в 170 главах; новый сборник вносит в себя и прочие писания св. Антония. Св. Макарий там опущен (из него внесены Метафрастовы перифразы наставлений в 150 главах: наши 7 слов). Здесь представлены из него наставления в некотором систематическом порядке, его собственной речью. Из Исаии отшельника там имеются только 27 глав – кратких изречений. Здесь помещаются все известные его 29 слов в новом переводе с греческого. То же сделано в отношении к Евагрию и св. Марку подвижнику. Так поведется дело и в последующем собрании статей.
Таков образ составления нового Добротолюбия. Оно будет идти по примеру прежнего, с дополнением его. Что именно войдет в состав нашего Добротолюбия, не предуказываем, но будем собирать книгу за книгою, одно имея в виду: ничего не лишить любителей сего чтения, что встречено будет благопотребного к руководству их к жизни по Богу.
Об образе внесения статей долгом считаем предъявить, что не все писания будут вносимы сполна. Многое гораздо удобнее представить в извлечении. Это и будет делаемо иногда в каком-либо систематическом порядке, а иногда без него в виде отдельных изречений. Но самые наставления отеческие всегда будут предлагаемы их собственными словами.
Предлагается читателям первая книга Добротолюбия, в новом его составе. В нее входят: 1) Писания св. Антония; 2) Извлечения из бесед св. Макария; 3) Слова Исаии отшельника; 4) Писания Евагрия монаха; 5) Наставления св. Марка подвижника.
В таком порядке статьи идут и в греческом Добротолюбии. В нашем св. Кассиан, стоящий там между Евагрием и св.Марком, отлагается до следующей книги. Против святого Антония, по времени и значению, стоит святой Пахомий, от коего имеем устав общежительный, перенесенный на север Восточной Церкви святым Василием Великим. Этот же устав изображается и в писаниях святого Кассиана. К ним по сродству приложен будет еще устав святого Венедикта. И этим закончится состав второй книги.
Что будет помещено в следующих книгах, скажется в свое время
Сопровождаем наш сборник искренним желанием, чтобы любители духовного чтения находили в нем то, что желалось вложить в него для них составителем.
Свт. Феофан Затворник
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ