Первые цивилизации и «осевое время»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра историографии и источниковедения
УТВЕЖДАЮ
Декан исторического факультета
Т.Г. Леонтьева
2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
Человек и его потребности
Для студентов 2 курса заочной формы обучения
Специальность Социально-культурный сервис и туризм
Обсуждено на заседании кафедры Составитель:
историографии и источниковедения к.и.н., доцент
26.06.2012г., протокол № 9 Серёгина И.Г.
Зав. кафедрой
И.Г. Серёгина
Тверь, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи, общества. Задачи курса – изучение системы потребностей, их динамики, способов формирования, регулирования и удовлетворения потребностей.
В результате освоения дисциплины студенты должны знать содержание ключевых понятий о потребностях человека («потребности», «классификация потребностей», «структура потребностей», «динамика потребностей», «способы и средства удовлетворения потребностей», «интерес», «стимул», «мотив», «индивидуальные и коллективные потребности», «процесс удовлетворения потребностей»); понимать социальное и культурное значение и роль потребностей в жизнедеятельности человека; иметь представление о способах и средствах удовлетворения потребностей человека, о месте сервиса в жизнедеятельности человека, о способах практического применения знаний в области удовлетворения потребностей человека; овладеть навыками анализа различных социальных феноменов, прогнозирования и управления процессом удовлетворения потребностей человека.
Изучение программы необходимо для подготовки студентов к освоению курсов, основой которых является сервисная направленность.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
Человек и его потребности
О природе и сущности человека
Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального в человеке. Религиозные интерпретации антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции.
Проблема потребностей и её значение в человекознании
Потребности и условия жизни человека. Философское осмысление потребности в ракурсе бытия и сущность человека. Индивидуальные основы потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь.
Основные понятия теории потребностей
Значение и роль понятийного аппарата. Определение, разграничение и соотношение понятий: потребность, нужда, желание, прихоть, стремление, влечение, мотив, стимул, интерес, мировоззрение, ценность, система ценностей. Классификации потребностей человека: биологические и социальные, насущные (первичные) и ненасущные (вторичные или производные), индивидуальные и общественные, материальные и духовные.
Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли
Человек в первобытном обществе
Первобытный человек и его связь с природой. Соотношение: «Я» - «Мы» - «Они». Первичные потребности – в пище, одежде, жилище. Начало формирования у первобытного человека современной структуры потребностей, сильно отличающейся от структуры потребностей животных. Трудовая деятельность первобытного человека и развивающееся в процессе труда мышление. Трудовая деятельность – важнейшая потребность общества. Потребность в познании – духовная потребность. Взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями в первобытном обществе. «Теория разумного эгоизма» французских философов-материалистов ХУШ в. Мораль как механизм разрешения конфликтов и социальный регулятор человеческих потребностей. Возникновение мифологии, религии и искусства.
Первые цивилизации и «осевое время»
Первые раннеземледельческие цивилизации (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) – приобретение гарантированного источника белковой пищи и более полное удовлетворение потребностей в продовольствии. Переход от кочевого к оседлому образу жизни – взрывной рост мира вещей. Обмен продуктами труда. Возникновение письменности. «Осевое время» К. Ясперса. Начало формирования науки, рационального мышления, основанного на проверенном опыте. Возникновение представления об индивиде как самостоятельной личности. Формирование общества, состоящего из многообразия личностей. Возникновение государства и норм права. Потребности различных социальных слоёв, классов, групп и степень их удовлетворения. Социальные конфликты.