Глава решения, предписания, испытания, удела, цен и сроков 8 страница
И доказательство того, что дела Аллаха – велик Он и свят! – есть мудрость, состоит в очищенности их от противоречий и расхождений, и в соединенности их друг с другом, и в потребности вещей друг в друге, и в схожести каждой вещи с подобной ей. Даже если ты представил себе движения небесных тел, солнца, луны и планет, они запутаются в твоем разуме и уничтожатся. И дела Аллаха – велик Он и свят! – построены на справедливости и свободны от склонности к угнетению и насилию. И верно сказать то, что все они суть мудрость.
Одно из доказательств того, что Он – велик Он и свят! – не совершает несправедливости, состоит в том, что Он – Вечный, Богатый, Знающий, в Котором не бывает незнания. А несправедливость может исходить только от того, кто не знает об ее омерзительности или же испытывает потребность в ее совершении из-за нужды в ней ради извлечений пользы. Поскольку же Аллах – велик Он и свят! – Вечен и Богат, то ничто не приносит Ему ни пользы, ни вреда. Он знает всё, что было и будет, из благого и мерзкого. И верно то, что Он не совершает ничего, кроме мудрости и блага. Так же как у людей от того, кто имеет мудрость, не ожидают совершения мерзких дел, со всем его богатством, способностью оставить грехи и знанием об их мерзостности. И это прояснилось, и хвала Аллаху!
13 - حدثنا أحمد بن زياد بن جعفر الهمداني رحمه الله، قال: حدثنا علي ابن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن عمرو بن عثمان الخزاز، عن عمرو بن شمر، عن جابر بن يزيد الجعفي، قال: قلت لأبي جعفر محمد بن علي الباقر عليهما السلام،: يا ابن رسول الله إنا نرى من الأطفال من يولد ميتا، ومنهم من يسقط غير تام، ومنهم من يولد أعمى أو أخرس أو أصم، ومنهم من يموت من ساعته إذا سقط على الأرض، ومنهم من يبقى إلى الاحتلام، ومنهم من يعمر حتى يصير شيخا، فكيف ذلك وما وجهه؟ فقال عليه السلام: إن الله تبارك وتعالى أولى بما يدبره من أمر خلقه منهم، وهو الخالق والمالك لهم، فمن منعه التعمير فإنما منعه ما ليس له، ومن عمره فإنما أعطاه ما ليس له، فهو المتفضل بما أعطاه وعادل فيما منع، ولا يسأل عما يفعل وهم يسألون، قال جابر: فقلت له: يا ابن رسول الله وكيف لا يسأل عما يفعل؟.
قال: لأنه لا يفعل إلا ما كان حكمه وصوابا، وهو المتكبر الجبار والواحد القهار فمن وجد في نفسه حرجا في شئ مما قضى الله فقد كفر، ومن أنكر شيئا من أفعاله جحد
13. (501) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Амру ибн Усмана Хаззаза от Амру ибн Шамира от Джабира ибн Йазида Джуафи, что он сказал:
Я сказал Имаму Бакиру (А): «О, сын Посланника Аллаха! Вот, среди детей бывают такие, которые рождаются мертвыми, и выкидыши, и такие, которые рождаются слепыми, немыми или глухими, и такие, которые быстро умирают, упав на землю, и такие, которые доживают до совершеннолетия, и такие, которые живут до старости. Как же это и что будет с ними?»
Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – лучше Своих творений в руководстве их делами. Он – их Создатель и их Владыка. И тот, у кого Он забрал жизнь, - то ведь Он забрал у него то, что не принадлежит ему; и тот, кого Он оставил жить, - то ведь Он оставил ему то, что не принадлежит ему. Он Дарующий в том, что Он дает, и Справедливый в том, что Он отнимает. Он не будет спрошен о том, что совершает, но они будут спрошены».
Я сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Почему Он не будет спрошен о том, что совершает?»
Он сказал: «Потому что Он не совершает ничего, кроме мудрости и блага, и Он – Превознесшийся, Мощный, Единственный, Сокрушающий. Тот, кто находит в своей душе сомнение по поводу того, что решил Аллах, – стал неверным (кафир), и тот, кто отрицает что-то из Его деяний, - отрекся (от веры)».
14. В некоторых списках книги Садука «Таухид» после хадиса 13 этой главы приводится следующий хадис от Посланника Аллаха (С)[294]:
Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Аби Башир, что передал Хусейн ибн Аби Хейсам, что передал Сулейман ибн Давуд от Хафса ибн Гайаса, что передал Имам Садык от Имама Бакира от Имам Саджада от Имама Хусейна ибн Али от Али ибн Аби Талиба (мир им всем!):
В один из дней Посланник Аллаха (С) сидел в мечети, когда туда вошел иудей и спросил: «О, Мухаммад! К чему ты призываешь?»
Он сказал: «К свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха».
- О, Мухаммад! Сообщи мне об этом Господе, к единству Которого ты призываешь и посланником Которого себя считаешь, - каков Он?
- О, иудей! Поистине, мой Господь не описывается через «как», ибо всякое «как» сотворено, и Он – Тот, Кто установил его.
- Где Он?
- Поистине, мой Господь не описывается через «где», ибо всякое «где» сотворено, и Он – Тот, Кто установил его.
- Видел ли ты Его, о Мухаммад?
- Воистину, Он не видим глазами и не постигается мыслями.
- Тогда откуда мы знаем, что Он вообще есть?
- По его знамениям и признакам (аят ва ‘аламат).
- Он несет Свой Трон или Трон несет Его?
- О, иудей! Господь мой не располагается на чем-то или на месте чего-то.
- Как же от Него исходит Его повеление?
- Через создание изреченного.
- О, Мухаммад! Разве творения не принадлежат Ему полностью?
- О да!
- Тогда почему Он избрал из них лишь небольшую группу для посланничества?
- Потому что они прежде других засвидетельствовали Его Господство (рубубийа).
- Почему ты утверждаешь, что ты – лучший из них (посланников)?
- Потому что я раньше них принес свидетельство о моем Господе, велик Он и свят!
- Сообщи мне о твоем Господе: Он совершает несправедливость?
- Нет.
- Почему?
- Из-за Его знания о ее мерзостности и потому, что Он не имеет в ней потребности.
- Ниспослано ли тебе что-либо об этом?
- Да. Он говорит, велик Он и свят: «Я не тиран для рабов» (50: 29); «Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (3: 117); «Аллах не желает поступать с мирами несправедливо» (3: 108); «Аллах не желает поступать несправедливо с рабами» (40: 31).
- О, Мухаммад! Если ты утверждаешь, что твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он потопил народ Нуха (А), тогда как среди них были дети?
- О, иудей! Аллах сделал бесплодными матки женщин народа Нуха (А) за сорок лет до потопа, и когда он случился, среди них не было детей. Аллах не истребляет потомство за грехи их отцов. Превыше Он угнетения и несправедливости великим превознесением!
- Если твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он поместит (некоторых людей) в Ад навечно, тогда как их (земные) грехи были лишь временными?[295]
- Он поместит их в Ад по их намерению (нийат). Тот, о ком Аллах знает, что если бы он пробыл в ближнем мире до его окончания, то (все это время) совершал бы неподчинение Аллаху, - того Он навечно поместит в Огонь по его намерению. И его намерение здесь хуже, нежели его деяния. И точно так же Он поместит того, кого поместит в Рай, навечно, потому что его намерение было таким, что если бы он пробыл в ближнем мире от начала до конца – не совершал бы неподчинения Аллаху, и его намерение лучше, нежели его деяния. Итак, Аллах – велик Он и свят! – поместит обитателей Огня в Огонь, а обитателей Рая в Рай по их намерениям, и сказал Он, велик Он и свят: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (17: 84).
- О, Мухаммад, я нашел в Торе, что нет пророка, у которого не было бы преемника из его уммы. Кто же твой преемник?
- О, иудей! Мой преемник – Али ибн Аби Талиб. Его имя в Торе – Алиа, а в Евангелии – Хейдар (Лев), и он – лучший в моей умме и самый знающий из них о моем Господе. Он по отношению ко мне – как Харун по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка. И он – господин преемников, как я – господин пророков.
Иудей сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что Али – твой преемник, поистине. Клянусь, я находил в Торе всё то, что ты отвечал мне. И поистине, я нахожу в ней твое описание и описание твоего преемника, и что он – угнетенный, и ему предписано мученичество (шахадат), и что он – отец двух твоих внуков, имена которых – Шабар и Шубейр (Хасан и Хусейн), господа юношей Рая».
62. Глава о том, что Аллах – велик Он и свят! – не совершает со Своими рабами ничего, кроме наилучшего для них
1 - أخبرني أبو الحسين طاهر بن محمد بن يونس بن حياة الفقيه ببلخ، قال: حدثنا محمد بن عثمان الهروي، قال: حدثنا أبو محمد الحسن بن الحسين بن مهاجر قال: حدثنا هشام بن خالد، قال: حدثنا الحسن بن يحيى الحنيني قال حدثنا صدقة بن عبد الله، عن هشام، عن أنس عن النبي صلى الله عليه وآله وسلم، عن جبرئيل، عن الله عز وجل، قال: قال الله تبارك وتعالى: من أهان وليا لي فقد بارزني بالمحاربة وما ترددت في شئ أنا فاعله مثل ما ترددت في قبض نفس المؤمن يكره الموت
وأكره مساءته ولا بد له منه، وما تقرب إلي عبدي بمثل أداء ما افترضت عليه، ولا يزال عبدي يتنفل لي حتى أحبه، ومتى أحببته كنت له سمعا وبصرا ويدا ومؤيدا، إن دعاني أجبته، وإن سألني أعطيته، وإن من عبادي المؤمنين لمن يريد الباب من العبادة فأكفه عنه لئلا يدخله عجب فيفسده ذلك، وإن من عبادي المؤمنين لمن لا يصلح إيمانه إلا بالفقر ولو أغنيته لأفسده ذلك، وإن من عبادي المؤمنين لمن لا يصلح إيمانه إلا بالغناء ولو أفقرته لأفسده ذلك، وإن من عبادي المؤمنين لمن لا يصلح إيمانه إلا بالسقم ولو صححت جسمه لأفسده ذلك وإن من عبادي المؤمنين لمن لا يصلح إيمانه إلا بالصحة ولو أسقمته لأفسده ذلك، إني أدبر عبادي لعلمي بقلوبهم، فإني عليم خبير
1. (502) Передал нам Абу Хусейн Тахир ибн Мухаммад ибн Йунус ибн Хайва , что передал Мухаммад ибн Усман Харави, что передал Абу Мухаммад Хасан ибн Хусейн ибн Мухаджир, что передал Хишам ибн Халид, что передал Хасан ибн Йахья Хунайни, что передал Садака ибн Абдиллях от Хишама от Анаса от Пророка (С) от Джабраила от Аллаха – велик Он и свят! – что Он сказал:
Тот, кто оскорбит Моего друга (вали) – вступил в войну со Мной. Я ни в чем так не колеблюсь, как во взятии души у верующего, недовольного смертью. Я не люблю его печаль, однако для него нет иного пути. Мой раб ничем так не приближается ко Мне, как выполнением того, что Я предписал ему. И он не перестанет делать больше и больше для Меня, покуда Я не полюблю его. И когда Я полюблю его, стану его слухом, взором, рукой и поддержкой: если он обратится ко Мне с мольбой, Я отвечу ему, а если попросит Меня – дарую ему это. Среди Моих верующих рабов есть те, кто желает поклоняться Мне так, (как было сказано), однако Я удерживаю их от этого, дабы они не возгордились, и это не навредило их вере. И среди Моих верующих рабов есть те, чья вера поддерживается бедностью, и если бы Я сделал их богатыми, они утратили бы веру. И среди Моих верующих рабов есть те, чья вера поддерживается богатством, и если бы Я сделал их бедными, они утратили бы веру. Поистине, Я руковожу Своими рабами по Своему знанию об их сердцах, и Я – Знающий, Сведующий».
2 - حدثنا أبو أحمد الحسن بن عبد الله بن سعيد العسكري، قال: حدثنا عبد الله بن محمد بن عبد الكريم، قال: حدثنا محمد بن عبد الرحمن البرقي، قال:
حدثنا عمرو بن أبي سلمة، قال: قرأت على أبي عمر الصنعاني عن العلاء بن عبد الرحمن، عن أبيه، عن أبي هريرة: أن رسول الله صلى الله عليه وآله قال وسلم: رب أشعث أغبر ذي طمرين مدفع بالأبواب لو أقسم على الله عز وجل لأبره
2. (503) Передал нам Абу Ахмад Хасан ибн Абдиллях ибн Саид Аскари, что передал Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдулькарим, что передал Мухаммад ибн Абдуррахман Барки, что передал Амру ибн Аби Салама, что передал Абу Умар Санани от Аля ибн Абдуррахмана от его отца от Абу Хурейры:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Некто всклокоченный, в пыли, в лохмотьях, которого прогоняют от дверей, - если он обратится к Аллаху – велик Он и свят! – Он исправит его положение».
3 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه عن الحسن بن محبوب، عن عبد الله بن سنان، عن محمد بن المنكدر، قال: مرض عون ابن عبد الله بن مسعود فأتيته أعوده فقال: ألا أحدثك بحديث عن عبد الله بن مسعود قلت: بلى، قال: قال عبد الله: بينما نحن عند رسول الله صلى الله عليه وآله إذ تبسم، فقلت له ما لك يا رسول الله؟ قال: عجبت من المؤمن وجزعه من السقم، ولو يعلم ما له في السقم من الثواب لأحب أن لا يزال سقيما حتى يلقى ربه عز وجل
3. (504) Передал нам наш отец, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Хасана ибн Махбуба от Абу Абдилляха ибн Синана от Мухаммада ибн Мункадира, что он сказал:
Аун ибн Абдиллях ибн Мас‘уд заболел. Я пришел, чтобы помочь ему. Он сказал: «Не рассказать ли тебе хадис от Абдуллаха ибн Мас‘уда?» Я сказал: «Хорошо». Он сказал: «Абдуллах ибн Мас‘уд передал, что они были возле Посланника Аллаха (С), когда тот улыбнулся. Они сказали: “Что с тобой, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Я удивляюсь, как нетерпелив верующий в своей болезни! Если бы он знал, какая награда кроется для него в его болезни, захотел бы оставаться больным до тех пор, пока не встретит Господа, велик Он и свят”».
4 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن يعقوب بن يزيد، عن محمد بن أبي عمير، عن هشام بن سالم، قال: قال أبو عبد الله عليه السلام: إن قوما أتوا نبيا فقالوا: ادع لنا ربك يرفع عنا الموت، فدعا لهم، فرفع الله تبارك وتعالى عنهم الموت، وكثروا حتى ضاقت بهم المنازل وكثر النسل، وكان الرجل يصبح فيحتاج أن يطعم أباه وأمه وجده وجد جده ويرضيهم ويتعاهدهم، فشغلوا عن طلب المعاش، فأفتوه فقالوا: سل ربك أن يردنا إلى آجالنا التي كنا عليها، فسأل ربه عز وجل فردهم إلى آجالهم
4. (505) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Йакуба ибн Йазида от Мухаммада ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима, что он сказал:
Имам Садык (А) сказал: «Народ (из минувших поколений) пришел к своему Пророку и сказал: “Обратись за нас с мольбой к твоему Господу, дабы Он убрал от нас смерть”. Их Пророк попросил за них, и Господь – велик Он и свят! – убрал от них смерть. И их число умножилось настолько, что дома стали тесны для них, и увеличилось их потомство. И каждый мужчина стал искать пропитания для своего отца, матери, деда и деда деда, и должен был содержать их и заботиться о них всех. И они принялись искать средства к жизни. Тогда пришли к Пророку и сказали: “Попроси своего Господа, чтобы Он вернул нам сроки наших смертей, которые были установлены для нас”. И он попросил Господа – велик Он и свят! – и Он вернул их сроки».