Четвертая вещь – это то, с ниспсланием каких сур Муххаммад, салаллаху алейхи уассалям, стал Пророком и с какими – Посланником Аллаха
Пророк – это мужчина, которому ниспосылается откровения от Аллаха, которые он должен донести до своего народа, не изменяя шариат (законоположения касающиеся поклонения Аллаху и повседневной жизни) предыдущего Посланника. Посланник – это мужчина, который приходит с откровениями от Аллаха и новым шариатом, но с точно такой же акыдой (вероубеждениями), как у предыдущих посланников.
Айша, радыйаллаху анха, говорила, что одними из первых откровений Посланника Аллаха, салаллаху алейхи уассалям, были правдивые сны, ясные как рассвет, которые повторялись в жизни один в один без каких-либо изменений.
Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уассалям, уже тогда понимал, что его народ ошибался, приобщая сотоварищей Аллаху, и потому очень часто уединялся в горах для поклонения одному Аллаху! Однажды в одно из частых уединений в горах (пещера Хира) к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, явился ангел Джибриил, алейхи уасалят уасалям, и сказал ему: «Читай». На что Пророк ответил: «Я не умею читать». Так продолжилось еще два раза, после чего Джибриил сказал: «Читай именем твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый Великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал…» (сура «аль-Аляк» (1-5)). Это были первые аяты Корана, ниспосланные Мухаммаду, салаллаху алейхи уасалям, и переданные через ангела Джибриила, алейхи уасалят уасалям.
Ибн Кассир: «Эти аяты указывают на достоинство требования знаний в исламе».
Пророк был сильно напуган происшедшим, вернвушись домой он попросил жену завернуть его в одеяла и рассказал ей о случившемся. Умная жена Хадиджа стала успокаивать супруга: «Аллах не может погубить тебя – ведь ты помогаешь беднякам, кормишь голодных. Это хороший знак». Хадиджа решила обратиться за советом и поддержкой к двоюродному брату Варака ибн Науфалю ибн Асат ибн Абдульхузза, который придерживался в то время религии христиан и мел знания в Таурате. Выслушав историю происшедшего, он сказал: «Тот, кто приходил к Мухаммаду – он же являлся и к Мусе. Это был ангел Джибриил. Если бы я был молод, я бы непременно защищал и помогал тебе, когда твой народ пойдет против тебя, и будет изгонять тебя». Так Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям, становится Пророком. Удивленный Мухаммад, будучи уважаемым человеком в своем народе, спросил Варака ибн Науфаля: «Разве такое возможно, чтобы бы мой народ был против меня и изгонял меня из моей родины?» На что Варака отвечал: «Каждый посланник, которому ниспосылалась истина от Господа, сталкивался с непониманием и враждебностью своего народа». Это говорит о том, что большая часть людей не приемлет истину, не хочет ее принимать и понимать, и что каждый посланник и пророк должен быть терпеливым и не только пророки, но и все мусульмане, которые несут истину!
Далее шейх ат-Тамими говорит, что с ниспосланием суры «Завернувшийся», Мухаммад становится Посланником Аллаха! В этом вопросе: «Что было ниспослано первым сура «Икра» - «Читай именем твоего Господа…» или аяты суры «Завернувшийся»?» некоторые ученые стали разногласить. Первые ссылаются на хадис от Айшы, радыйаллаху анха: «Первыми Пророку были ниспосланы слова Аллаха «Читай именем твоего Господа…»». Вторые ссылаются на хадис от Джабира ибн Абдилля: «Первой ниспосланной сурой была сура «Завернувшийся»». Бухари передает слова табиина Шейхаб аз-Зухри: «Слышал я от Абу Саляма ибн Абрахмана ибн Ауф, который слышал от Джабира ибн Абдилля,, что первыми нисполанными Мухаммаду словами Аллаха, были слова «Читай именем твоего Господа…». После этих слов Пророк долгое время (около 3-х лет как передает имам Ахмад в своей книге «Тарих» слова Шахби, этот же период называют имам Исхак, Бейхаки) ничего не получал от Аллаха (этот временной перерыв в сире называют фатратуль уахи). В течение долгого времени после ниспослания первых аятов Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ходил в пешеру Хира в надежде вновь увидеть или услышать уахи от Аллаха через Джибриила, алейхи уасалят уасалям. И вот однажды в Мекке, идя по дороге, Пророк услышал какой то голос с неба. Подняв глаза на небо, Пророк увидел того самого ангела, который приходил к нему в пещере Хира. Этот ангел занимал место от земли до неба, сидя на троне. После этого была ниспослана сура «Завернувшийся»». Т.е. мы понимаем, что никакого разногласия в этом вопросе нет. Некоторые ученые неправильно поняли слова Джабира ибн Абдилля, который назвал первой нисполанной сурой суру «Завернувшийся». Этот сахаба имел в виду - первой после большого перерыва в ниспосылании откровений!
Родина Пророка, салаллаху алейхи уасалям, великий город Мекка, о котором упоминает Аллах в Коране в сурах «Фатх» (24) и «аль-Имран» (96). Аллах называет этот город еще как Бака, что в переводе означает – место скопления большого количества людей. Мекка – самый любимый город Аллаха и самая лучшая земля на планете! Хадис от Абдуллах ибн Ахди ибн Амро аз-Зухри (имам Ахмад, Тирмизи): «Однажды я видел Пророка, стоящего на одном из холмов Мекки, который, обращаясь к Мекке, произнес такие слова: «Клянусь Аллахом! Ты Мекка – самая лучшее и любимое место Аллаха на земле! И если бы меня не вынудили покинуть тебя – я бы ни за что не оставил тебя!»».
Далее со слов шейха ат-Тамими мы понимаем, что Аллах послал к людям Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, с двумя важными вещами – с предостережением от многобожия и с призывом к единобожию. С этими вещами приходили все посланники Аллаха! На это указывает хадис от Абу Умама (Муслим): «Я слышал от Амра ибн Абас ас-Сулями такие слова: «Во времена джахилии я понимал, что люди были не на истине, были в заблуждении, не было религии. Было неправильным то, что люди поклонялись идолам. И вот однажды я услышал, что в Мекке появился человек, который говорил вслух о том, что я думал. Я сразу же сел на верблюда и отправился в Мекку. Я понимал, что народ будет против того, что говорил этот человек – наш Пророк. Приехав в Мекку, и разыскав Пророка, я задал ему такой вопрос: «Кто ты такой?» Он ответил мне: «Я Пророк!» Я спросил: «А что значит Пророк?» Он ответил: «Это значит, что меня послал к людям Аллах!» Я спросил: «А с чем тебя послал Аллах?» Он ответил: «Аллах послал меня с призывом поклоняться лишь Одному Аллаху, уничтожить всех идолов и поддерживать родственные связи!»». Это путь Пророка Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, - призывать к таухиду и предостерегать от ширка (многобожия)! И каждый, кто следует Пророку, салаллаху алейхи уасалям, должен начинать свои дела с этого и свой призыв с этого!
Доказательством на то, что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, начинает свой призыв с призыва к таухиду и к оставлению идолов является сура «Завернувшийся» (Мудассир, 1-7): «О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего возвеличевай! Одежды свои очищай! Скверны сторонись! Не оказывай милости, стремясь к большему! Ради Господа твоего терпи!»
Ибн Джарир в тафсире аята «Одежды свои очищай»: «Это означает - очищай себя, свою душу, свое сердце, свое намерение от грехов, свои дела от показухи и ширка. А также – пусть твоя одежда будет халял, т.е. куплена на честные деньги или получена законным путем. И еще один смысл – очищать одежду водой (мушрики того времени никогда не мыли свои одежды водой)».
Слова «Скверны сторонись» - означают острегаться от идолов и тех, кто им поклоняется! Поэтому в призыве каждого му’мина должна быть высказана четкая позиция по отношению к ширку – ат-тамаюс уа тамаюс! Как приказывает Аллах Пророку, салаллаху алейхи уасалям: «Бойся Аллаха и не подчиняйся неверующим и лицемерам! (т.е. не будь с ними, не имей с ними никаких отнощений)». Муса, алейхи уасалят уасалям, обращаясь к брату Харуну с наставлением, говорит: «Оставайся с нашим народом, исправляй их и не последуй дорогой нечестивцев».
Следующие слова «Не оказывай милости, стремясь к большему» муфассиры (Ибн Аббас, Икрима, Муджахид, Фаус) дают несколько версий:
1.Не дари подарка с намерением получить больше этого подарка! Т.е. подарки должны быть ради Аллаха!
Как сказал Пророк, салаллаху алейхи уасалям, в хадисе от Абу Хурейры (Бухари в книге «Адобуль муфрат»): «Дарите подарки и будете любимы!»
2. Хасан аль Басри говорит: «Никогда не думай и не мечтай, что ты делаешь много перед Аллахом! Сколько бы ты не сделал дел – это все равно мало перед Аллахом!»».
3. Никогда не сдавайся! Сколько бы амалов ты не сделал – этого мало!
4. Не бери и не проси взамен своего пророчества у людей что-то из дуния! Не бери то, что у них есть в руках, за то, что ты их учишь и открываешь истину! Твое пророчество от Аллаха и твоя награда тоже от Него, и надейся только на Него! (ибн Джарир).
Как приводит Аллах в суре «Юнус» слова Нуха, алейхи уасалят уасалям: «А если вы не принимаете от меня мой призыв, то мне от вас ничего надо. Моя награда только от Аллаха!». Также в суре «Худ»: «О мой народ, я не прошу у вас за свой призыв какое-то имущество, золото или серебро. Моя награда у Аллаха!». Так говорит пророк Худ. Так говорит пророк Солих в суре «Шуара». То же самое говорят пророки Лут и Шухейб. Также говорит наш Пророк Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям!
Слова «Ради своего Господа терпи» ясно указывают нам о том, что призывающий должен обладать очень большим терпением в призыве. Ведь он делает это ради Аллаха!
Урок 35.
Далее шейх ат-Тамими говорит, что Пророк, салаллаху алейхи уасалят, начал свой призыв к единобожию и продолжал его 10 лет до того, как было ему вменено совершение пятикратного намаза. Т.е. в общем 12 лет нахождения в Мекке Пророк, салаллаху алейхи уассалям, призывал только к таухиду. А на 13-ый год пророчества был вменен намаз как поклонение! С этого мы понимаем важность и сложность донесения таухида! А те, кто утверждают, что таухид можно объяснить за одну лекцию – глупцы, которые не поняли самого главного в религии!!!
Однажды Амр ибн Ас, радыйаллаху анху, придя в первый раз к Пророку, салаллаху алейхи уассалям, спросил его: «Кто ты такой?». Пророк, салаллаху алейхи уассалям, отвечал: «Я – Пророк!». «А кто такой пророк?» - спросил Амр ибн Ас. Пророк, салаллаху алейхи уассалям, ответил: «Тот, кто послан Аллахом с откровением». Амр ибн Ас спросил: «С чем ты послан?». Пророк, салаллаху алейхи уассалям, ответил: «Я послан с приказом поклоняться Одному Единому Аллаху и поддерживать родственные отношения. Чтобы очистились сердца людей от идолопоклонения».
13 лет с начала своей пророческой миссии Мухаммад, салаллаху алейхи уассалям, призывает людей оставить идолов и посвятить все виды поклонения только Одному Аллаху. И никакого джихада, только призыв Кораном и Сунной! Как говорит Аллах в суре «Фуркан» (52): «И совершай с ними великий джихад». Все ученые единодушны в том, что этот аят был ниспослан в Мекке и, что в Мекке не было вооруженного джихада! Отсюда мы понимаем, что великий джихад – это призыв к таухиду, единобожию без применения какой-либо силы, только Кораном и Сунной!
В течение 10-ти лет призыва ислам принимают многие известные сахабы, в числе которых 4-е праведных халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Два раза за это время некоторые сподвижники, уходя от преследования мекканских мушриков, совершают хиджру в Эфиопию.
После 8-и лет с начала пророческой миссии умирает дядя Пророка, салаллаху алейхи уассалям, Абутолиб. Как говорит ибн Фарис: «Когда умер дядя Пророка, салаллаху алейхи уассалям, Абутолиб – Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уассалям, исполнилось 48 или 49 лет». А через несколько дней умерла Хадиджа, радыйаллаху анха.
Среди ученых существует ихтиляф (разногласие) в том, когда случилось ночное вознесение (исро уаль миградж), т.е. сколько лет после начала пророческой миссии Пророк, салаллаху алейхи уасалям, призывал людей только к таухиду.
Шейх ат-Тамими в этой книге придерживается мнения ибн Асира (в книге «усуль гоба») и считает, что 10 лет Пророк, салаллаху алейхи уасалям, призывал людей только к таухиду, и на 10-ый год пророческой миссии случилось ночное вознесение, и был вменен намаз!
Другие ученые такие, как Мухаммад ибн Сахда в книге «ат-табакатуль кубра», имам Навави, Абу Мухаммад Али ибн Хазм (передает иджма ученых) считают, что ночное вознесение случилось за год до хиджры, т.е. в начале 13-го года. Т.е. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, 12 лет призывал только к таухиду и остерегал от ширка, без намаза, за который в первую очередь в Судный День будет спрошен человек. Этого же мнения придерживается имам Бухари, который приводит в своих сборниках хадис: «Пророк читал намаз в Мекке 6 или 8 месяцев».
«Исро уаль миградж»: исро - в буквальном переводе означает ходить ночью, миградж – средство возвышения (лестница). Т.е. Пророк совершил исро из Мекки в Иерусалим. А уже оттуда совершил миградж на небо. По теме ночного вознесения приходит очень много хадисов. По мнению имама Миззи в книге «тахзибуль камаль» самым лучшим, красивым и достоверным считается хадис (Бухари, Муслим) от (Анаса ибн Малика, Катада) от Малика ибн Со’со’а аль Ансари. Также можно добавить риваяты этого хадиса от Абу Зарра (Бухари), от Абу Хурейра (Бухари, Муслим), от Джабира (Муслим), от ибн Аббаса (Муслим).
Хадис «исро уаль миградж»: «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, рассказывал: «В ту ночь, когда произошло исро уаль миградж, я находился в аль-Хараме, в Каабе. Я прилег – при этом я не спал и не был бодрым! Я услышал голос ангела, который сказал: «Вот он, между двумя!». Нас действительно было трое: я, Хамза и Джафар. После того, как меня выбрали, появился ангел Джибриил, алейхи уасалят уасалям. Потом мне сделал надрез от горла до живота и извлекли мое сердце (такую процедуру над Пророком, салаллаху алейхи уасалям, ангелы уже проводили еще раньше в детском возрасте. В то время Пророк, салаллаху алейхи уасалям, находился на грудном вскармливании и дальнейшем временном попечении у Халимы Са’дия с согласия его матери Амины. Такое практиковалось во времена джахилии и ислам также допустил это). Извлеченное сердце омыли водой зам-зам и положили в золотой таз, наполненный хикмой и иманом. Наполнив сердце мудростью и верой, его вернули на место (Наше вероубеждение не позволяет нам разбираться, как может человек остаться на какое-то время без сердца – мы точно знаем, что Всемогущий Аллах может все! Как приходит в суре «Йа Син» (82): «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать «Будь!» - как это сбывается»).
После этого для меня привели «даба» - верховое животное, которое было ниже коня и выше осла. Оно было белого цвета и длинным! Он был очень быстрым - его шаг достигал того места, до которого доходил взгляд. Мы сели на него с Джибриилем и тронулись в путь. По дороге мы увидели Мусу, алейхи уасалят уасалям. Он стоя читал намаз в своей могиле (И это также не трудно для Аллаха). Потом мы прибыли в Байтиль Мактис (Иерусалим). Там мы увидели много пророков. Мы зашли в мечеть - Масджидуль Акса и увидели Мусу, алейхи уасалят уасалям. Цвет его кожи между красным и белым. Крепкий, худой, высокий.. Его волосы аккуратно расчесаны. Также видели мы Ису, алейхи уасалят уасалям. Он – среднего роста. Цвет его кожи между красным и белым. Его лицо блестело, как будто он был в бане. Иса похож на сподвижника Урва ибн Масхуда Сакави. Там же мы видели Ибрагима, алейхи уасалят уасалям. Он стоял и читал намаз. Он очень похож на меня (Пророка). Ангел Джибриил, алейхи уасалят уасалям, похож на Дехья ибн Халифа аль-Кальби. Затем пришло время намаза, и я читал намаз во главе как имам, а все пророки читали намаз за мной. (Отсюда мы берем далель на то, что Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям, является имамом всех пророков).
По окончании намаза Джибриил, алейхи уасалят уасалям, показал мне ангела-хранителя Ада и попросил приветствовать его. Я посмотрел на него, и он первый приветствовал меня, и я ответил ему приветствием. Потом мы вышли из мечети, и Джибриил дал мне выбрать из двух сосудов: в одном было вино (хамр), а в другом молоко. Я выбрал молоко, и Джибриил обрадовался: «Хвала Аллаху, Который наставлял тебя фитрой! Если бы ты выбрал вино – то твоя умма постоянно находилась бы в опасности. Но ты выбрал фитру! (Отсюда мы понимаем, что фитра (разум) каждого человека не приемлет алкоголь, определяя его как грязь и выбирая чистое – молоко!)».
После этого мы начали миградж – подниматься на небо. Когда мы достигли первого неба – неба этого дуния, Джибриил потребовал у стражников первого неба открыть врата неба. Во ответ ангелы- стражники спросили: «Кто это?». Джибриил назвался. Тогда они спросили: «Кто с тобой?». Джибриил сказал: «Со мной Мухаммад». Тогда они спросили: «А он уже стал посланником?». Джибриил подтвердил им, что я посланник Аллаха! (Отсюда мы видим, что Мухаммад уже был 12 лет Посланником Аллаха, а анелы находясь рядом, только в общем знают о миссии Мухаммада и не знают, началась его миссия или нет. Поэтому глупцы те, которые обращаются за помощью к ангелам, в то время, как они не знают даже то, что происходит на земле!). Тогда они сказали: «Добро пожаловать!» и впустили нас на первое небо. Там мы увидели сидящего человека. Джибриил сказал: «Это твой отец Адам!». Я дал ему салам! И он ответил мне саламом! И добавил: «Добро пожаловать Посланнику праведному, доброму сыну!» и сделал для меня хорошое дуга!
Затем мы поднялись на второе небо. Ангелы-стражники второго неба задали такие же вопросы как ангелы на первом небе и Джибриил отетил им то же самое. Зайдя на второе небо, мы встретили двух пророков: Яхья и Иса, алейхи уасалят уасалям, которые являются сыновьями двух родных сестер. Джибриил представил их мне и попросил приветствать их, я дал им салям, они ответили мне салямом. Они сказали те же слова, что и Адам, алейхи уасалят уасалям, и делали хорошее дуга за меня!
Мы продолжили путь и достигли третьего неба. Там состоялся такой же разговор Джибрииля с ангелами-стражниками третьего неба. Нас впустили на третье небо и там мы встретили пророка Юсуфа, алейхи уасалят уасалям. Юсуфу ибн Якуб ибн Исхак ибн Ибрагим была дана половина красоты мира! (Нет доказательства на то, что кому-то дана полная красота мира, поэтому самым красивым из сыновей Адама, алейхи уасалят уасалям, является Юсуф, алейхи уасалят уасалям. Но это не значит, что Юсуф лучше Пророка Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям.). Джибриил представил Юсуфа и мы приветствовали друг друга. И Юсуф делал за меня хорошое дуга!
После этого мы достигли четвертого неба. Там мы встретили Идриса, алейхи уасалят уасалям.
На пятом небе мы встретили Харуна, брата Мусы алейхи уасалят уасалям.
На шестом находился Муса, алейхи уасалят уасалям. Мы приветствовали друг друга и он делал хорошее дуга за меня. А когда мы пошли дальше, то видели, как он заплакал. И мы узнали от него, что он плачет, обращаясь к Аллаху, от того, что из уммы такого молодого Пророка заходит в Рай больше людей, чем из его уммы.
Затем мы поднялись на седьмое небо и увидели там Ибрагима халиля, алейхи уасалят уасалям. Который сидел, опираясь на Байтуль Махмур, небесню мечеть, в которую ежедневно входят 70 тыс.ангелов и выйдя, никогда не возвращаются в нее. Джибриил указывая на Ибрагима, сказал мне: «Это твой отец!» (Отсюда мы понимаем, что можно называть отцом своих дедов и прадедов). Мы приветствовали друг друга салямом.
После этого я поднялся на «сидратиль мунтаха» - лотос крайнего предела (упоминание об этом месте приходит в суре «Наджм» (13-19): «Он уже видел его другое нисхождение, у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища, тогда Лотос покрыло то, что покрыло (или золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха)».).Фрукт этого великого дерева имеет вес около 250 литров. Листочек этого дерева – равен по размеру уху слона. Джибриил сказал мне, как называется это дерево. Я видел, как оно в один момент стало необычайно красивым. Там же Аллах разговаривал со мной и дал мне откровение.
После этого мы еще поднялись так высоко, что слышали «сарифуль аклам» - звуки пишуших карандашей (Ибн Хаджар: «Это карандаши ангелов, которыми ангелы записывают уахи от Аллаха»).
Потом я вошел в Рай! (это далель на то, что Рай существует и находиться в таком высоком месте). Там я увидел золотые жемчужные купола и землю как миск. И есть там 4-е реки. Две из них текут над Раем и еще две под Раем! Там же я видел Байтуль Махмур.
Во время разговора с Аллахом, мне было приказано - совершение моей умой 50-ти намазов в сутки. Когда я начал спускаться вниз, на 6-м небе я вновь встретил Мусу, алейхи уасалят уасалям. Узнав, что Аллах приказал моей умме совершение 50-ти намазов в сутки, он посоветовал вернуться и попросить облегчение от Аллаха, сказав при этом, что также хотел, чтобы его умма тоже совершала большое количество намазов, но не смог добиться от них этого и что моя умма точно не справиться с такими обязанностями. И так продолжалось до тех пор, пока количество намазов не сократилось до 5-ти. И даже тогда Муса, советовал вернуться к Аллаху, чтобы просить об еще большем сокращении намазов. Но я сказал, что стесняюсь просить у Аллаха об еще большем сокращении, и смирюсь на достигнутом. И тогда Аллах сказал, что закрепляет в качестве фарза совершение 5-ти намазов, но награда за них останется как за 50. Объясняя такое положение, Аллах говорит: «Тот, кто подумает о праведном поступке и не совершит его – ему записывается одна награда, тот, кто подумает и совершит – тому пишется 10 добрых дел. Если же кто думает о плохом поступке и не совершает его – ему ничего не пишется, тот же, кто думает и совершает плохой поступок – тому пишется только один грех!».
После этого мы отправились в обратный путь. Когда я вернулся в Каабу, я рассказал о своем путешествии курайшитам. Они попросили меня рассказать все в деталях, но я боялся, что не смогу вспомнить все в точности. И тогда Аллах открыл мне перед глазами все путешествие и я смог рассказать «исро уаль миградж» в деталях».
Ибн Кассир: «Исро уаль миградж Посланника Аллаха был совершен как душой, так и телом».
Абильхизл аль Ханафи: «Исро уаль миградж, ночное вознесение Пророка, салаллаху алейхи уассалям, – это ясное доказательство на то, что Аллах на небе!».
Также Аллах, говоря к Коране об исро уаль миградж, называет место отправки в исро уаль миградж – масджидуль харам! А это, как до нас дошло достоверно, мечеть с Каабой! На этом строят свою позицию часть ученых, считающих, что Пророк, салаллаху алейхи уассалям, имел ввиду, именно мекканскую мечеть с Каабой, когда говорил о преимуществе 1-го раката намаза в масджидуль харам в 100 тысяч раз над одним ракатом намаза в любой другой мечети. Другая часть ученых считает, что сюда заходят все мечети Мекки. Ибн Куддама и большинство ученых все-таки придерживаются первого мнения и приводят в качестве доказательства хадис в сборнике Муслима «Сахих» от Маймуны, радыйаллаху анха: «Я слышала от Пророка, салаллаху алейхи уассалям, как он говорил: «Намаз в моей мечети равняется тысячи намазам в любой другой мечети кроме Масджидуль Кааба»». А также в хадисе от Абу Хурейры (Бухари): «Пророк, салаллаху алейхи уассалям, запретил выходить в путь с намерением посетить какую-либо мечеть, кроме трех – масджидуль харам, масджидуль хаза, масджидуль акса».
То, что приказ на совершение 5-ти кратного намаза был вменен на небе, без посредников, подчеркивает его высокую важность. И потому намаз является вторым столпом ислама после таухида! И где бы не был человек – он не должен оставлять намаз. Намаз является обязательным для любого положения человека, даже если он может только лежать!
Как говорит Аллах в Коране: «Намаз оберегает вас от мерзости и предосудительного». А также говорил Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уассалям, обращаясь к своим сахабам: «Будет ли грязной одежда человека и сам человек, если он будет пять раз в день купаться в реке, протекающей у его дома?». «Нет» - отвечали сподвижники. «Также и намаз, совершаемый пять раз в день, не оставит у человека грехов» -сказал Пророк, салаллаху алейхи уассалям.
Хадис от ибн Масхуда: «Однажды Абдулла ибн Масхуд спросил Пророка, салаллаху алейхи уассалям, о самых великих деяниях. И Пророк, салаллаху алейхи уассалям, отвечал: «Это вера в Аллаха и своевременно прочитанный намаз».
После этого Пророк, салаллаху алейхи уасалям, по мнению ат-Тамими около 3-х лет, а по мнению других ученых, чуть меньше года читал намаз в Мекке. После чего ему было приказано совершить хиджру!
.
Урок 36.
Аллах приказал Пророку, салаллаху алейхи уасалям, совершить хиджру в Медину.
Мухаммад оставался в Мекке с начала пророчества 13 лет. За это время его сподвижники уже совершали два раза хиджру на 5-м году пророчества в хабаша. На 12-ый год умирает дядя Пророка, салаллаху алейхи уасалям, Абу Толиб и вслед за ним спустя несколько месяцев умирает его жена Хадиджа. Это был очень тяжелый период для Пророка, салаллаху алейхи уасалям, который теряет защиту и поддержку самых близких ему людей. Однако он продолжает свой призыв! Он едет в соседний с Меккой город Тайфа с призывом к единобожию! В это время из Медины к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, два раза приезжает делегация из Медины (Аос и Хадраджи). Они дают Пророку, салаллаху алейхи уасалям, бай’а (клятву) в том, что если он приедет к ним, то они предоставят ему место, будут защищать его и всегда будут оставаться с ним.
К тому времени не принимающие призыв Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, старейшины племени кураиш решаются на убийство Пророка, салалаху алейхи уасалям. Но при этом они боялись мести со стороны бани Хашим, рода Пророка, салаллаху алейхи уасалям. И как рассказывает об этом в своей сире Ибн Исхак: «Шайтан в облике человека, путника из Наджда, приходит на очередное собрание курайшитов и дает совет как правильнее будет убить Мухаммада – если убийца будет не один, а представители всех родов племени курайш, тогда род Мухаммада не сможет развязать кровную вражду со всем племенем и ограничиться выкупом».
Курайшиты согласились на предложенный шайтаном план убийства Пророка, салаллаху алейхи уасалям. В это время Пророку, салаллаху алейхи уасалям, было приказано совершить хиджру в Медину. И единственным человеком, который совершил хиджру вместе с Пророком, салаллаху алейхи уасалям, был Абу Бакр Сиддик, радыйаллаху анху, второй человек в исламе после Пророка, салаллаху алейхи уасалям.
Тайно ночью, наняв за деньги надежного проводника, Пророк, салаллаху алейхи уасалям, и верный друг Абу Бакр, радыйаллаху анху, покинули Мекку, но не сразу направились в Медину, а сначала пошли в обратную сторону. Курайшиты поняв, что прозевали Пророка, салаллаху алейхи уасалям, объявили награду за живого или мертвого Мухаммада в 100 верблюдов. И была организована погоня за Пророком, салаллаху алейхи уасалям. И вот когда погоня почти настигла Пророка и Абу Бакра, они скрылись в пещере. Тогда преследователи подошли очень близко к пещере, и Абу Бакр стал переживать, говоря Пророку, салаллаху алейхи уасалям, что если они посмотрят себе под ноги, то увидят их ноги. Тогда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, успокоил своего друга словами, которые приходят в Коране суре «Тауба» (40): «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержку, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый».
Ибн Теймия: «В этом аяте помощь для каждого, кто сталкивается с трудностями на пути призыва к таухиду. Оказавшись один без поддержки в чужом селении призывающий не должен сломаться – ибо, поистине, если Аллах, Всемогущий, Дающий жизнь, Умершвляющий, Наделяющий уделом всегда рядом, кто еще нужен человеку? Если человек на Сунне – ему всегда достаточно Аллаха, помощь Аллаха всегда рядом».
И как только Пророк, салаллаху алейхи уасалям, произнес слова – «Аллах – с нами!» - Всемогущий Господь успокоил их сердца, вселил им уверенность и подкрепил воинами, которые охраняли их.
В это время все сподвижники с нетерпением ждали приезда Посланника, салаллаху алейхи уассалям, выходя каждый день на встречу и ожидая его до самого заката солнца. И первым приближающихся путников заметил один яхудей с крыши своего дома. И первым местом, где остановился Пророка, салаллаху алейхи уассалям, был пригород Медины – местечко Куба. Там и была отстроена мечеть Куба, за намаз в которой в наше время записывается награда как за Умру, если человек направиться в нее именно с таким намерением!
Хиджра в буквальном смысле означает – оставлять что-либо. А в шариатском значении – это переселение из страны ширка или куфра (даруль куфр) в страну ислама (даруль ислам)!
Имам Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим аль Исмаили в своей книге «итикоду аиммати аль хадис» собрал акыду всех праведных мухаддисов, начиная с сахабов. Согласно акыде саляфов-мухаддисов даруль ислам – это страна, в которой слышно азан и камат, а совершаюшие намаз муслуьмане испытывают комфорт и спокойствие в повседневной жизни и во время совершения своих молитв.
В этом вопросе может быть задан вопрос: «Будет ли всякая страна, в которой звучит азан и камат, есть мечеть, совершается намаз – страной ислама? Ведь во многих странах мира (США, Европа) это есть».
На этот вопрос отвечает нам шейх Усеймин: «Страна ислама – это страна, в которой праведные дела и обряды ислама совершаются повсеместно и большинством населения. В стране куфр признаки ислама, как мечеть, имам, кадий – сосредоточены только в центральных районах. И большинство населения не придерживается ислама». Т.е. если в далеком уголке страны, в дальней деревне есть мечеть, имам, кадий и человек может исполнять там все необходимые обряды, не выезжая в центральные города, и во всех других районах и центральных частях страны все это есть, и большинство населения считает себя мусульманами – это и есть страна ислама!
Имам Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим аль Исмаили: «Страна ислама – это страна, в которой большинство населения мусульмане. Те, кто считают такую страну даруль куфр – являются последователями муатазиллитов». Сегодняшние их последователи – это такфириты, которые собрали в себе акыду муатазиллитов, хариджитов, шиитов, всевозможных ахлю-бида. У них есть все кроме сунны!
Шейх ат-Тамими говорит, что хиджра – является фарзом для мусульманина. И она будет являться обязательной вплоть до Судного Дня! В доказательство шейх приводит суру «Ниса» (97-99): «Тем, кого упокоят ангелы, причинившими несправедливость самим себе, они (т.е. ангелы с упреком) скажут: «В каком положении вы были?» Они скажут: «Мы были слабыми на земле». Они скажут: «Разве не была земля Аллаhа обширной для того, чтобы вам переселиться в ней?» Убежищем для таких послужит геенна, и скверная эта участь!-, кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут придумать никакой хитрости и не находят прямого пути. Таким, может быть простит Аллаh, ведь Аллаh – Извиняющий, Прощающий!».
А также слова Его в суре «аль-Анкабут»(56): «О, рабы Мои, которые уверовали! Поистине обширна земля Моя и Мне поклоняйтесь!». Аль-Багави (один из толкователей Корана), да помилует его Аллаh Всевышний, сказал: «Причиной ниспосылания этого второго аята стали те мусульмане, которые остались в Мекке и не переселились и к которым Аллаh обратился с именем «верующие», но при этом для них оставление хиджры является одним из больших грехов.
Что же касается сунны, то указанием на переселение являются слова Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует: «Переселение не прекратиться до тех пор, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится до тех пор, пока солнце не взойдет с запада». Этот хадис приводят Абу Дауд, Дарами, имам Ахмад от сподвижника Муавия ибн аби Суфьян, радыйаллаху анху.
В 8-ом году хиджры (на 21 году пророчества) после открытия Мекки (хадис Ибн Аббас (Бухари, Муслим)) Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Нет хиджры после фатха (открытия Мекки), только намерение и джихад». Это означает, что Мекка стала даруль ислам, и хиджры мекканцам не требуется.
В том случае, когда власть в даруль ислам захватывают кяфиры – то государство становится даруль куфр. И от всех верующих становится обязательным совершение хиджры. Пример этому захват власти в Средней Азии коммунистами - Советский Союз, захват христианами Андолусии и евреями Иерусалима.
Мухаджиру не позволяется возвращаться на место, которое он оставил, т.е. откуда он совершил хиджру. Доказательство в хадисе от Аля ибн Хазрами (Бухари, Муслим), в котором Пророк, салаллаху алейхи уасалям, разрешил мухаджиру присутствовать на родине не более 3-х дней.
Урок 37.
Ат-Тамими говорит, что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, после 13 лет пророчества в Мекке, выехал в понедельник из Мекки и приехал в Медину в понедельник. После приезда в Медину Пророку, салаллаху алейхи уасалям, были вменены остальные столпы ислама – закят (2 год хиджры), пост в месяц рамадан (2 год хиджры), хадж (9 год хиджры).
Азан для призыва к намазу был вменен в 1-ый год хиджры после постройки мечети в Медине. У сахабов возникли разногласия в том, как призывать людей на молитву. Одни предложили звонить в колокол – но это было отвергнуто, чтобы не быть похожими на христиан. Другие предложили дуть в рог – и это было неприемлемо, так делали яхуды. Отвергли огонь – так делали маджусы (оглнепоклонники). «И вот однажды сахаба по имени Абдуллах ибн Зайд ибн Абдураббихи (имам Ахмад, Абу Дауд) видит во сне, как он просит человека продать ему рог. На вопрос: «Что ты будешь делать с ним?». Он отвечает: «Буду звать на молитву им». Тогда этот человек предложил научить тому, как будет лучше звать на молитву. Сахаба согласился и человек научил его азану. Проснувшись, он все рассказал Пророку, салаллаху алейхи уасалям. Посланник Аллаха сказал, что это хороший сон и поручил звать азан Билялу, радыйаллаху анху, потому что у него был один из сильных голосов. После того, как Биляль позвал азан, пришел Умар, радыйаллаху анху, и поклялся Аллахом, что тоже видел сон на азан».
Первый джихад состоялся в битве при Бадре.
Также Пророку, салаллаху алейхи уасалям, было вменено совершать одобряемое и оставлять порицаемое, а также другие виды поклонения.
В течение 10 лет Пророк, салаллаху алейхи уасалям, научил мусульман всему, чтобы приблизит их к Аллаху и может спасти их от Его наказания, начиная от столпов ислама и до самых небольших норм поведения: как очищаться после справления нужды и близости с женой; как спать; как вставать; как кушать; как пить; как ехать; как спускаться и подниматься; как совершать сапар; как молчать и говорить; как смешаться с людьми и как выделяться; как вести себя с богатством: как быть бедным; как быть здоровым; как вести себя при болезни; как поступать с покойником. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, рассказал о великих творениях Аллаха – таких как Трон Аллаха, об Аде и Рае, об ангелах, о джинах, о Судном Дне.
Все это он, салаллаху алейхи уасалям, объяснил так, как будто мы видим это своими глазами. Он описал Аллаха так, как будто мы видим Его.
Пророк, салаллаху алейхи уасалям, все рассказал о пророках и посланниках, и их народах. Как они совершали призыв и к чему пришли их народы.
Пророк, салаллаху алейхи уасалям, подробно описал дороги добра и зла, рассказал о смерти, о событиях в могиле – мучениях и наслаждениях.
Пророк, салаллаху алейхи уасалям, рассказал о пророчестве, о таухиде, о ширке, обо всех особенностях куфра и ширка, чтобы никто намеренно или по незнанию не попал в них.
Пророк, салаллаху алейхи уасалям, объяснил джихад – дороги побед и дороги фа