Названия центрального локуса мифологического мира

КАМНИ

Центром координат мифологического мира в заговорах чаще всего оказывается камень, находящийся в море, на острове, на горе и т. д. В этой же функции могут выступать престол (алтарь) церкви, дерево (иногда перевернутое вверх корнями), столб, находящиеся иногда на камне. Камень обычно обладает ИС. Абсолютное большинство названий заговорных камней группируется вокруг согласных фонем <л>...<т>...<р>, образуя своего рода поле или парадигму.

АЛАТЫРЬ

= ^латер: ркп. ХVII в. из Олон. г.; Алатырь: Арх. г., Минус. о., Новг., Перм., Симб., Тульск. г.; Латырь: Амур, Арх., Влад., Волог., Вятск., Костр., Новг., Перм., Сарат., Симб. г.; Латарь: Арх. г., Волог., Вятск. г., Дон, Енис., Новг. г.; Алатр: Южн. Сибирь; Алтырь: Вятск. о.; Лотырь: Новг. г.; Латер: Костр. г.; Олатырь: Олон. г.; Анатырь: Волог. г.; Латыш: Костр. г.; Лазарь (Лазырь): Вятск. о., Карелия; Златарь: Волог. г., Златырь: Арх. о., Влад. г., Вятск., Тобольск. г. Постоянный эпитет - "бел горюч (горяч)". В русских текстах встречается золотой, злат, гладок, железный камень.

(Сотни упоминаний.

( Существует много этимологий мифонима, но надежной пока нет. Высказывались мнения о связи слова Алатырь с греч. •8V$"FJD@H 'алебастр', і8,6JD@<, лат. electrum - 'янтарь' (в старинных азбуковниках действительно упоминается камень илектрон, символизирующий Христа, но не имеющий ничего общего с фольклорным Алатырем), греч. І8X6JTD - 'лучезарный, сияющий'; с этнонимом латыгор - 'латыш' при камень = 'гора', т. е. "Латышская гора"; со словом алтарь (лат. altare, ц.-сл. олътарь, др.-исл. altaristeinn); с др.-исл. lei(arsteinn - 'магнит' (см.: Афанасьев 1996; он же, 1865-1869, т. 2; Веселовский 1881; Соболевский 1891; Коробка 1908; Бодуэн 1914; Познанский 1917 [1995], 63, 264-272); но фонетически название Алатырь из этих слов невыводимо. Были указания на вероятную связь мифонима Алатырь и древнего названия Балтийского моря -"Алатырское" (МНМ, т. 1, 57). Мало дает сопоставление Алатыря с географическим названием Алатырь (город в Чувашии). Впрочем, В. Будзишевска считала существование города Алатырь решающим фактором для распространения в фольклоре именно формы Алатырь, а не *Илитор (из і8,6JD@<), которую она полагала исходной (Budziszewska 1992, 53). На наш взгляд, дело могло обстоять и наоборот: аргументация эта едва ли верна, поскольку первично название не города, а реки, на которой он стоит (мордовск. Раторлей), о чем см.: Никонов 1966, l9. В XVI в. (топоним известен с 1552 г.) оно дало на русской почве нынешнюю форму, возможно, именно под влиянием общеизвестного фольклорного мифотопонима. Во всяком случае, окончательно решенным вопрос считать нельзя. "Янтарной" этимологии придерживается О. Н. Трубачев (1980, 12-18), но в ином варианте: слово алатырь он возводит к индоарийскому субстрату Северного Причерноморья, а именно к реконструируемой им форме *alaktar- - 'сияющий, жгущий', которую считает культовым названием янтаря (а того же происхождения *Гantar- - 'удерживающий' [в связи с магнетическими свойствами камня], откуда, возможно, русское янтарь - техническим термином). Фольклорный Алатырь, лежащий в одном из вариантов "Стиха о Голубиной книге" "у моря Теплого", О. Н. Трубачев, продолжая давнюю традицию поисков реальных прототипов фольклорных географических объектов, сближает с известным с античности и до раннего средневековья названием ND@bD4@< z!8X6J@D@H - 'укрепление Алектора' (находилось близ устья Днепро-Бугского лимана). Форму z!8X6JTD, ND@bD4@< z!8X6J@D@H, автор считает "вторичной грецизацией близкой, но не греческой, туземной формы *alaktar-, дошедшей на Русь как таинственное название камень Алатырь. Название, несмотря на темный характер употребления, дошло вместе с хорошим представлением о самом минерале, который, действительно, и бел 'блестящ' и горюч" (там же, 17). В. В. Мартынов высказал сходное предположение, что русское бел горюч камень Алатырь является калькой с иранского *al-~tar (= 'бел-горюч'). "Дополнительным подтверждением могло бы служить рус. белатор-камень (полукалька: бел-атор). Выделяемая в этих вариантах общая часть - атор регулярно восходит к иран. ~tar - 'огонь'" (Мартынов 1981, 25).

( В данном случае нельзя говорить онескольких вариантах названия, т. к. отсутствует исходная каноническая форма. Здесь мы имеем дело с полем равноправных форм, лишь условно по принципу фонетического сходства и изофункциональности объединенных в одной статье.

( ( В заговорах Алатырь соответствует центру магических координат мира, характеризующемуся максимумом сакральности. Изредка указываются его размеры: высота 60 сажен и долгота 60 сажен (ср. "Стих о голубиной книге", где также даются ее размеры). Он находится в синем море Окиане® на о. Буяне®, в пучине Черного моря®, на морском пупе, на Фаворской® горе, в чистом поле, дьявольском болоте и т. д. На нем могут находиться дерево (кипарис, булатный дуб), столб (от земли до неба огненный), хрустальный терем, золотая церковь, золотой престол, гробница, черное руно и т. п., а также различные небольшие предметы, например, серебряное блюдо и золотые ножницы, при помощи которых отстригаются болезни (Вятск. о., Иван., 65); золотое гнездо и др. Вокруг него могут быть тридесять замков железных (их крепость бережет человека от оружия). На него помещены (или из-под него появляются) разнообразные волшебные помощники и защитники, обеспечивающие успех заговора, на него же может становиться заговаривающий для молитвы. Под ним находится могуча сила, щука-калуга (рыба-белуга), хранящая ключи и замки от заговорных слов, под него бросают ключи от болезней, из-под него достают златые ларцы с огнем палящим негасимым, оттуда же вылетает петух и 3 х 9 куриц, которых он топчет (в заговоре от импотенции). Камень распиливают и разрубают 12 дочерей царицы Ирода® царя Соломии® (имеющие имена лихорадок-трясавиц®), чтобы вынуть из него "палящий и гулящий (так!) огонь" для присушивания любви. Крепостью камня Алатыря закрепляются слова заговора, девичья фата, которой укрыт человек, идущий на войну. Постоянный эпитет: бел горюч (реже горяч).

( А. Н. Афанасьев считал Алатырь метафорой солнца, огненного камня, плавающего в воздушном океане, выражением крепости и могущества жизненных сил, таящихся на о. Буяне® (Афанасьев 1996; он же, 1865-1869, т. 2, 142, 148-150). А. Н. Веселовский, В. Н. Мансикка и др. отождествляли Алатырь с чудесным камнем, положенным Спасителем в основание Сионского храма, камнем, снесенным с Синая и положенным в этом храме на место алтаря. Сближения эти едва ли вероятны. Об Алатыре см. также: Дикарев 1896; Ильинская 1988; Архипов 1990; Юдин 1994а.

( В фольклорных текстах с Алатырем связан сложный комплекс представлений. В украинских колядках космогонического содержания белый камень в синей воде был "с начала света", до творения. Встречается он и в русских песнях. В былинах Алатырь связан с чужим миром, не-Русью. У него ставит шатер Илья Муромец, выехав за пределы Руси; он стоит с надписью на распутье трех дорог; от него и от бабы Латыгорки приходит сын Ильи для боя с отцом; на нем выводит детей былинный орел. В духовных стихах Алатырь - место, где выпадает из тучи Голубиная книга. Он сближается с Адамовой® головой, т. е. - с Голгофой, и с каменными скрижалями, полученными Моисеем от Бога на г. Синай. Иногда Голубиная книга оказывается написанной конкретно на Алатыре (ср. в Откровении Иоанна мотив белого камня, даваемого Господом, на котором написано имя: Откр. 2. 17.). Сам он часто лежит на Фаворской или Сионской горе. На нем Христос беседовал с апостолами, утверждая веру. В вопросо-ответной части "Стиха о Голубиной книге", восходящей, по В. Н. Топорову (1971), к ритуальному тексту, произносимому у аналога мирового дерева над расчлененной жертвой, Алатырь - "всем камням отец", т. е. первый элемент в классе камней (как Иерусалим - в классе городов, кипарис - деревьев и т. д.), один из основных элементов космоса, соответствующий костям (зубам) первочеловека и из них образовавшийся. Он, таким образом, является не специфически заговорным, но общефольклорным образом.

( В белорусских заговорах встречается Лотры-камень, камень Школат и др. под. (Романов 1891, 141, 193). Ср. также камiнь мармуровий украинских заговоров.

( В западноевропейских традициях Алатырю обычно соответствует мраморный камень; ср. франц. 1а pierre dе marbre, нeм. der Marmorstein в текстах магического характера.

ОКЕЯН

=Океян - в Океянском море®: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Екiян - в Екiян море: Олон. г., Мансикка, 192; Акиян - в Акияне море®: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56. Ср. Океан остров®.

(3 упоминания.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( В первом и третьем упоминании закрепляет своей твердостью слова заговора.

( Мотив старицы, отстреливающей болезни.

АРАП

=Арап - в Арапском море®: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит. Ср. Оран камень®.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

АРДЫН

=Ардын камень: Смол. г., Добр., 189.

(1 упоминание.

( В заговоре от "чемири" (чемера - у людей боли живота или головы, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]).

( "...На тым камни сядит сизэй арёл с зял±зными каптюрями" (когтями) и дерет камень.

( Ср. Ордынское поле, на котором двенадцать дубов, в русской загадке (Загадки 1968, 46, № 1111).

АТИН И ЛАДАН

=Камни Атин и Ладан: Волог. г., Зелен., 230-231; на Окияне-море камень-Ладан: Вятск. о., Иван., 19.

(1 упоминание вместе, 1 - только Ладан.

( Ладан, возможно, народноэтимологическое переосмысление названия Латырь, Алатырь®.

( На камне стоит церковь.

БЕЛОРОБ

=Камень Б±лороб: Орл. г., Попов, 243.

(1 упоминание.

( На нем сидит змей-Скоросп±й®.

БУЙ

= Бы( на светом Бу±: Арх. г., Мансик., 127.

(1 упоминание.

( См. Буян®.

( Этимология и контекст прозволяют предположить, что перед нами название острова, хотя в тексте этого прямо не сказано.

( На нем находится Никита Великомученик®, к которому субъект обращается с вопросом, не болят ли у мертвого зубы (в зубном заговоре).

БУЛ

=Бул камень: Костромск. у и г., Вин. 1, 45-46.

(1 упоминание.

(Закрепляет своей крепостью слова заговора.

КИП

=Кип-камень: Вятск. г., Осокин, 4.

(1 упоминание.

( Название, по всей вероятности, тавтологическое. Ср.: кЕпака - 'невысокий, крутой каменистый берег', Арх. (СРНГ, в. 13, 214); 'вырастающий из моря камень', Онеж., Кемь (Подвысоцкий 1885, 66); 'гладкий, выходящий из моря камень', Арх. (ООВС, 82); кип(ка - 1.'невысокий, скалистый берег', Арх., 2.'выступающий из воды камень, скала в море', Арх. (СРНГ, в. 13, 214). Ср. также в украинских говорах кiпець - 'искусственный холм' (Марусенко 1972, 285).

КИТРА

=Камень Китра: Щуров, 161.

(1 упоминание.

( Название, по всей вероятности, тавтологическое. Ср.: китряй - 'камень', Костр. г., Галич (Макаров б. г., 116). Ср. также в украинских говорах китиця - 'гора, поросшая лесом только на вершине', 'крутая гора, поросшая лесом' (Марусенко 1972, 285).

( Под ним 3 черта братья - бьют и выбивают пуд меди, железа и укладу.

ОРАН

=Оран - в Ариянском море®: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

(1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит. Ср. также Арап-камень®.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

СИНИЙ

=Синий - в Синем море®: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

ХВАЛЫНЬ

= Хвалынь камень: Арх., Ефим., 170-172.

(1 упоминание.

( Лежит в Хвалынском море®.

ЧЕРНЫЙ

=Черный - в Черном море®: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( Повторяет название моря, в котором лежит.

( Закрепляет своей твердостью слова заговора.

ЯНТАРЬ

=Янтарь камень: Перм г., Майк., 552-553.

(1 упоминание.

(Скорее всего, перед нами позднее народноэтимологическое переосмысление, не добавляющее аргументов в пользу "янтарной" этимологии камня Алатыря®.

( На нем сидит старик седой и сечет, рубит по нему. Нет искры, дыма и пламени - так бы и у ружья. С его крепостью сравнивается крепость замка, на который замыкаются слова.

ЦЕРКВИ

Рассмотрены в рубрике "Имена (названия) строений"®.

НАЗВАНИЯ АНТИЛОКУСОВ

Так мы называем места, куда ссылаются в заговорах всевозможные демонические персонажи и особенно персонифицированные болезни, или места, откуда они появляются. Эти локусы воспринимались как демонизированная часть пространства мифологического мира, преимущественное место обитания антисакральных сил.

МОРЯ

ЧЕРНОЕ

= Черное море: Арх. г., Ефим. 2, 146-147, 170-172; Влад. г., Майк., 437-438; Волог. г., Иванов, 136; Калуж. г., Забыл., 291; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Новг. и Орл. г., Попов, 238; Сибирь, Гром., 92; Череп. у. Новг. г., Гер., 164; ркп. из Яросл. г., Майк., 464-465; б. м., Забыл., 360. Зафиксирован орфографический вариант "на бирягу Чорныа моря": Смол. г., Добр., 200.

(13 упоминаний.

(Вероятно, в значительном числе случаев название Черное является результатом позднего переосмысления часто смешиваемого с ним и упоминаемого в аналогичных, но более архаических по языку текстах, библейского Чермного моря ®.

( Несмотря на то, что Черное море входит в ряд фольклорных "цветовых" названий морей (ср. синее море), распространенных и в западнославянском фольклоре, существование реального и всем известного Черного моря, по нашему мнению, удерживало это название в категории имен собственных, не давая ему восприниматься исключительно как цветовое определение с соответствующим символизмом.

( (Часто из Черного моря появляются 12 дев-лихорадок, оно служит местом отсылания вражьей силы. В этом случае оно находится не в восточной, как Океан®, а в западной стороне.

( В русских сказках противопоставлено синему морю (синее - устойчивый эпитет моря Океан®), в нем обитает нечистая сила (змеи). В былинах служит символом опасности (см.: Доровских 1977, 41), вполне укладываясь, таким образом, в "левую" сторону традиционной бинарной модели мира, что, очевидно, обусловлено как историческими фактами, так и славянской символикой черного цвета. О символике черного цвета в славянских заговорах см.: Раденкович 1989, 128. Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33.

( В румынских заговорах в Черное море бросают девичью тоску (Яцимирский 1897, 206).

ОКЕАН

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия первого круга мифологического мира"®.

ХВАЛЫНСКОЕ

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия первого круга мифологического мира"®.

ГОРОДА

ЛУКОРЬЕ

= Град Лукорье: Симб. г., Майк., 577.

( 1 упоминание.

(Очевидно, вариант слова лукоморье.

( В заговоре от огненного змея, летающего к девице.

(В нем "летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ея умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася - как змей прилетит, так ее и обольстит". Сюжет позволяет рассматривать город как антилокус.

ГОРЫ

АРАРАТ

= Гора Арарат: Орл. г., Попов, 245; Араратские горы: Смол. г., Добр., 206; б. м., Сах., 19, 28.

(4 упоминания.

(Источником послужило, вероятно, как представление о библейском Арарате, так и о реальной г. Арарат.

( Горы Араратские чаще всего служат местом отсылания враждебного существа или вора, представляясь границей преисподней, что связано, видимо, с положением реальной г. Арарат - на далеком юге (а южное направление связано, как известно, со смертью), на границе враждебного мусульманского мира.

( Гора может стоять на о. Буяне®, на ней - заповедный камень.

СИАМСКИЕ

=Сиамские горы: Вятск. г., Иван., 46 .

(1 упоминание.

(Вероятно, переосмысление Синайских гор (см.: Синай®) под влиянием названия Сиам.

( На них дуб-дубище, в котором "сидят 77 лешаков, 77 лешачих, стоит сам лешак Хоровей®".

АФОН

Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике "Названия второго круга мифологического мира"®.

ОСТРОВА

ЯОСТ

=Яост: Арх. г., Ефим. 2, 202-203.

( 1 упоминание.

( Полный людей остров, на котором, находится Архан-царь®, угрожающий Руси.

ОЗЕРА

СОДОМ И ГОМОР

= Озеро Содом и Гомор: б. м., 3абыл., 324.

( 1 упоминание.

( Ср. в белорусском заговоре бесы-дьяволы ссылаются "идз± Содом и Гомора стряблена" (Романов 1891, 8); возможно, в результате многократных ошибок при переписке и переосмыслений предлог переосмыслился как существительное "озеро".

( Туда - как в своего рода "место греха", "антиместо" (и в бездну преисподнюю) - ссылается огненный змей, летающий по ночам к девице.

( Историю уничтожения Содома и Гоморры см.: Быт. 18. 16.-33.; 19. 1.-28.

ТИВЕРИАДСКОЕ

= Озеро Тивериадское: б. м., Попов, 18.

(1 упоминание.

( (Несмотря на новозаветные ассоциации, выступает в функции, тождественной обычной функции Черного моря: из него выходят 12 дев-лихорадок.

( Озеро в Палестине, оно же в Писании Генисаретское оз. и Галилейское море.

БОЛОТА

СИЯНСКО

= Сиянско болото: Новг. г., Майк., 507.

(1 упоминание.

( В чистом поле - место игрищ темных сил, где дожидаются изгоняемых из человека болезней.

Наши рекомендации