Аллаха и будьте умеренными в приобретении
[мирских благ]»
В словах «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными вприобретении [мирских благ]»Пророк объединил
благо мира этого с благом мира вечного.
Этот хадис является доказательством , тогочт блаженство мира вечного человек обретает с помощью богобоязненности.
А отдохновение сердца и тела, равнодушное, не алчное отношение к мирским благам и избавление от утомления и трудностей, с которыми сопряжено приобретение мирских благ, достигается путём умеренности в их приобретении.
Тот, кто боится Аллаха,преуспеет, приобретя блаженство мира вечного и его наслаждения.А тот, кто умерен в приобретении мирских благ, находит отдохновение от утомления и тревог, связанных с ним. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Этот мир сам о сути своей рассказал, Если бы кто-то прислушался!
Сколько тех, кто о смерти не думал, он погубил, И сколько копивших богатства оставил ни с чем он!
Польза
Почему Пророк упомянул вместе грехи и долги
Пророк упомянул вместе грехи и долги,потому что грехи оставляют человека в убытке в мире вечном,а долги
оставляют его в убытке в мире этом.
Польза
О словах Всевышнего «А тех, которые
усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями»и четырёх видахусердия на пути Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые
усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями»(сура29 «Паук»,аят69).
Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия, и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него.Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим. Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай.А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается.
Аль-Джунайд сказал: «Это означает: а тех, кто боролся со своими страстями ради Нас посредством покаяния,Мы поведём путями искренности».
Не сможет сражаться с внешним врагом , тотко не сражается с этими внутренними врагами.Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом.
Раздел
Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем
Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью,между душой,
побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и наделив каждую сторону воинами и помощниками , и война между ними не прекращается до тех пор,пока одни не одержат победу над другими. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом,то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи.Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.
Что ты думаешь о царе , которого победил его враг, и, заставив его спуститься со своего трона,взял его в плен и удерживает его, лишив его доступа к его сокровищницам , хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..
А над этим царём есть другой царь— одолевающий, которого невозможно одолеть,побеждающий, которо-
128 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
го невозможно победить,величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если ты попросишь у меня помощи , я помогу тебе , и если ты попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».
Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня в прочные оковы, крепко связал меня и надел на меня цепи и мешает мне устремиться к тебе и не даёт мне побежать к тебе и прийти к двери твоей . Вот если бы ты послал воинов от тебя, которые разбили бы оковы мои и сняли бы с меня цепи мои и вывели бы меня из моего заключения, тогда бы смог я прийти к дверям твоим . А в
противном случае я не смогу покинуть место своего заключения и разбить оковы свои».
Если он скажет это в качестве протеста,отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то этот могущественный царь оставит его без своей помощи и предоставит его тому,чему сам он себя предоставил.
Но он может сказать это, выражая таким образом свою потребность в нём, демонстрируя собственную слабость и бессилие и желая показать, что он на самом деле слишком слаб и потому не способен прийти к нему и вырваться из места своего заключения, в которое поместил его враг и самостоятельно уйти из плена... И если он скажет это, подразумевая, что он надеется, что царь этот окажет ему новую милость, подобно тому, как уже оказал одну, послав ему упомянутое письмо, и снабдит его из своих воинов и рабов теми, кто поможет ему спастись, сломает дверь его темницы и разобьёт его оковы, то это будет великая милость с его стороны по отношению к нему, а если он и оставит его без помощи ,
Испытание раба посредством вражды между душой и сердцем |
то это не будет несправедливостью или несоблюдением его | ||||||||
права, но будет означать, что хвала его и мудрость его | ||||||||
предполагают оставление его в заключении... | ||||||||
Особенно | если | учесть,что | заключение — | Его | ||||
заключение, а враг этого царя— один из Его рабов, хохол | ||||||||
его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения | ||||||||
и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания | ||||||||
на врага своего, не боится его и не считает,что тот может | ||||||||
распоряжаться чем-то самостоятельно и способен принести | ||||||||
пользу | или вред [по | собственной воле], но он | смотрит на | |||||
Того, | Кто | является | хозяином | для | его, | вр | ||
распоряжающегося им и держащего его за ,чуби боится | ||||||||
лишь Его и надеется только на Него | и обращается | со | ||||||
смиренной мольбой к Нему , просит защиты у Него и | ||||||||
обращает боязнь и стремление к Нему... Если он скажет это, | ||||||||
подразумевая это, вот тогда придут к нему победоносные войска-триумфаторы.
Высочайшая степень в приобретении знаний— изучение Корана и Сунны, и стремление понять смысл того,что пришло от Аллаха и Его Посланника, знание границ ниспосланного. А самая низшая степень— когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не случалось, или же его цель— знание разногласий и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные из этих мнений.Редко кто из таких людей получает пользу от своего знания.
Высочайшая степень в том, что касается воли человека, — когда его устремления связаны с любовью к Аллаху и соблюдением тех норм религии,которые Он пожелал установить. А низшая степень в этой области— когда человек смотрит лишь на то,чего он хочет от Аллаха.Он
130 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха и для него неважно, чего Аллах желает от него.
Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами.
И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.
Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе— начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует за Ним и относится к Его действиям . И если тебе посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, го ты не обретёшь Аллаха вместе с ним.А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.
Раздел
Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки
Когда Посланник Аллаха вышел из окружения врага, он вошёл в крепости победы, отряды его одерживали победу тут и там, о нём стали упоминать в самых разных областях, и
люди разделились в своём отношении к нему на три категории: верующий в него, находящийся с ним в мирных отношениях и боящийся его.
Он бросил семя терпения в почву : «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники»(сура46 «Пески»,аят
35).
И вот уже на ветвях появились цветы: «а за нарушение запретов—возмездие»(сура2 «Корова»,аят194).
И он вступил в Мекку так, как не вступал никто до него
и никто после него,в окружении мухаджиров и ансаров, закованных в доспехи так,что были видны только глаза. Сподвижники двигались рядами, ангелы пребывали над их головами, а Джибриль летал от него к его Господу и обратно.
И Он сделал дозволенным для него сражение на Его заповедной земле [на короткое время], а такого разрешения Он не давал никому, кроме него.
Сравнивая этот день с днём«Вот неверующие