Они не были несправедливы по отношению к Нам
– они поступали несправедливо по отношению к себе.
- т Мы повелели им вкушать из благ, которыми Мы наделили их
и исполнять наши приказы, но они восстали.
Подобно этому Аллах сказал: ﴿كُلُواْ مِن رِّزْقِ رَبِّكُمْ وَاشْكُرُواْ لَهُ﴾
питайтесь уделом вашего Господа и благодарите Его! (34:15)
Не смотря на то, что израильтяне видели воочию много чудес и были одарены
многочисленными благами, они всё же восстали, проявив неверие,и тем самым причинили вред только самим себе. Здесь также очевидно достоинство сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) перед сподвижниками других пророков. Подразумевается их твёрдость в вере, отсутствие высокомерия, и их терпение да будет доволен ими Аллах. Не смотря на то, что сподвижники посланника Аллаха всегда сопровождали его в длительных и изнурительных походах в знойной пустыне, типа похода в Табук, они не просили у него чудес, хотя посланнику Аллаха было легко попросить ниспослания знамений у Аллаха. Есть примеры, когда сподвижники голодали, они просто попросили пророка возвести мольбу к Аллаху об увеличении пропитания. Они собирали всё продовольствие, которое они имели и приносили это пророку, и он (да благословит его Аллах и приветствует) просил Аллаха благословить эту пищу, после чего они брали из этого продовольствия столько, сколько хватало заполнить всю их посуду. Также, когда они нуждались в дожде, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил у Аллаха о ниспослании дождя, и тотчас сгущались дождевые облака. Они напивались вдоволь сами и наполнили все бурдюки дождевой водой, а также поили всех верховых животных.
Что примечательно, дождь шёл только над их станом. Это лучший пример тех,
кто добровольно принялрешение Аллаха и следовал за Его посланником.
(да благословит его Аллах и приветствует)
Аллах сказал далее:
وَإِذْ قُلْنَا ادْخُلُواْ هَـذِهِ الْقَرْيَةَ فَكُلُواْ مِنْهَا حَيْثُ شِئْتُمْ رَغَدًا
وَادْخُلُواْ الْبَابَ سُجَّدًا وَقُولُواْ حِطَّةٌ نَّغْفِرْ لَكُمْ خَطَـيَـاكُمْ وَسَنَزِيدُ الْمُحْسِنِينَ
(58) Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете.
Войдите во врата, поклонившись, и скажите: “Хитта!” Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро».
فَبَدَّلَ الَّذِينَ ظَلَمُواْ قَوْلاً غَيْرَ الَّذِي قِيلَ لَهُمْ فَأَنزَلْنَا عَلَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ رِجْزًا مِّنَ السَّمَآءِ بِمَا كَانُواْ يَفْسُقُونَ
(59) Беззаконники заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали
На беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво.
Аллах повелел иудеям вести джихад и войти в святую землю,после исхода из Египта с Мусой. Им было приказано сражаться с неверными амаликитянами (жителями Ханаана) и отвоевать у них святую землю. Но они не хотели воевать, т.к. ослабли и истощились в пути.Аллах наказал их за это (ослушание) сорокалетним блужданием в пустыне, как об этом сказал Всевышний Аллах в суре «Трапеза». Под святой землёй скорее всего подразумевается Иерусалим. Так считают ас-Судди, ар-Раби’, Катада, Абу Муслим аль-Асфахани и др.
Муса (мир ему) сказал: ﴿يَاقَوْمِ ادْخُلُوا الارْضَ المُقَدَّسَةَ الَّتِى كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَلاَ تَرْتَدُّوا﴾
О мой народ! Ступите на священную землю,
которую Аллах предписал вам, и не обращайтесь вспять. (5:21)
Некоторые учёные считают, что под святой землёй здесь подразумевается Иерихон.
Это мнение сообщает Абдур-рахман ибн Зайд со ссылкой на ибн Аббаса.
После сорока лет скитания по пустыне под предводительством Йуша’ ибн Нуна
(Иисус Навин) им всё же удалось отвоевать святую землю у великанов, это должно было произойти накануне пятницы. Израильтяне не успели одержать победу до заката солнца,
и поэтому солнце на закатывалось до победы над противником. Когда израильтяне победили, им было приказано войти в ворота города ﴿سُجَّدًا﴾т.е. падши ниц в благодарность Аллаху
за их спасение, за окончание скитания и за эту блестящую победу.
Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха:
﴿وَادْخُلُواْ الْبَابَ سُجَّدًا﴾ Войдите во врата, поклонившись
– т.е. войдите во врата в состоянии земного поклона.
Ибн Джарир передаёт, что ибн Аббас сказал также:
﴿وَادْخُلُواْ الْبَابَ سُجَّدًا﴾ Войдите во врата, поклонившись
– т.е. войдите в маленькие врата склонившись (чтобы войти в них).
Аль-Хаким передал, что ибн Аби Хатим сказал по этому поводу:
«Они же вошли в дверь задом».
Хасан аль-Басри считает, что им было приказано войти
во врата в земном поклоне лицами к земле,
ар-Рази считает такое невозможным физически.
Есть мнение, что под земным поклоном здесь подразумевается смирение.
Ибо не войти в ворота в состоянии поклона физически.
Ар-Рази упоминает, что некоторые считали, что дверь была расположена в сторону киблы.
Ибн Масуд сообщает, что им было приказано войти в город с поникшими головами,
но они вошли с гордо поднятыми головами, т.е. нарушили приказ.
Слово Всевышнего Аллаха: ﴿وَقُولُواْ حِطَّةٌ﴾ и скажите: “Хитта!”
Ибн Аббас прокомментировал: «Т.е. – мы просим прощения».
Аль-Хасан и аль-Катада считают, что это
– «Освободи нас от наших ошибок».
Слово Аллаха: ﴿نَّغْفِرْ لَكُمْ خَطَـيَـاكُمْ وَسَنَزِيدُ الْمُحْسِنِينَ﴾
Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро.
– такова награда за выполнение повеления Аллаха.
Этот аят означает: «Если вы осуществите то, что Мы повелели Вам, Мы простим ваши грехи и преумножим ваши благие дела». В завершении достижения победы сынам израилевым было приказано проявить повиновение Аллаху языком и в делах, просить прощения за грехи, а также благодарить Аллаха посредством совершения дел, угодных Аллаху,
за те многочисленные блага, которые Он оказал им. Как об этом сказал Аллах:
﴿إِذَا جَآءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِى دِينِ اللَّهِ أَفْوَجاً فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَواِبَا ﴾