Глава толкования суры «Искренность» («Скажи: “Он – Аллах Единый...€

(ولم يولد) لم يتولد من شئ ولم يخرج من شئ كما يخرج الأشياء الكثيفة من عناصرها كالشئ من الشئ والدابة من الدابة والنبات من الأرض والماء من الينابيع و الثمار من الأشجار، ولا كما يخرج الأشياء اللطيفة من مراكزها كالبصر من العين والسمع من الأذن والشم من الأنف والذوق من الفم والكلام من اللسان والمعرفة والتميز من القلب وكالنار من الحجر، لا بل هو الله الصمد الذي لا من شئ ولا في شئ ولا على شئ، مبدع الأشياء وخالقها ومنشئ الأشياء بقدرته، يتلاشى ما خلق للفناء بمشيته، ويبقى ما خلق للبقاء بعلمه فذلكم الله الصمد الذي لم يلد ولم يولد، عالم الغيب والشهادة الكبير المتعال، ولم يكن له كفوا أحد

5. (80) Сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши, что передал Имам Садык (А) от его отца Имама Бакира (А) от его отца Имама Али ибн Хусейна Саджада (А):

Жители Басры написали письмо Хусейну ибн Али (А), спрашивая его о значении слова «самад», и он написал им ответ:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не излишествуйте по поводу Корана, не препирайтесь о нем и не говорите о нем без знания! Я слышал от моего деда Посланника Аллаха (С): “Тот, кто говорит о Коране без знания, пусть готовит себе место в Огне”. Поистине, Аллах, велик Он и свят, Сам растолковал значение самад, говоря: “Аллах Единый, Аллах самад”, а потом говоря: “Не рождал и не был рожден, и не был равен Ему ни один”.

“Не рождал” – это означает, что из Него не выходила какая-либо тонкая вещь, как душа (нафс), и не охватывает Его смена состояний, как дремота, сон, мысли, горе, печаль, радость, смех, плач, страх, надежда, желание, скука, голод, насыщенность – превыше Он того, чтобы из Него выходило что-то или рождалось от Него что-то, будь то грубое или тонкое[62].

“Не был рожден” – это означает, что Он не был порожден чем-то и не вышел из чего-то, как грубые вещи выходят из своих составных элементов, - одна вещь из другой вещи: животное из животного, растение из земли, вода из источников, плоды из деревьев. Но также и не так, как нечто тонкое (выходит) из своих начал, как взор – из глаза, слух – из уха, обоняние – из носа, вкус – изо рта, речь – из языка, познание и различение – из сердца, огонь – из камня. О нет! Но Он Аллах – самад (Самодостаточный), Который не из какой вещи, и не в какой вещи, и не на какой вещи, но Он – Создатель вещей и их Творец, Он - Образователь (мунши’) вещей Своею силою. Всё, что сотворено, исчезнет в гибели по Его замыслу, и останется лишь то, что сотворено для пребывания по Его знанию. И знайте, что таков Аллах – самад, Который не рождал и не был рожден, Знающий скрытое и явное, Великий, Превознесенный, и не был равен Ему ни один».

6 - قال وهب بن وهب القرشي: سمعت الصادق عليه السلام يقول: قدم وفد من أهل فلسطين على الباقر عليه السلام فسألوه عن مسائل فأجابهم، ثم سألوه عن الصمد، فقال: تفسيره فيه، الصمد خمسة أحرف: فالألف دليل على إنيته وهو قوله عز وجل: (شهد الله أنه لا إله إلا هو) وذلك تنبيه وإشارة إلى الغائب عن درك الحواس، واللام دليل على إلهيته بأنه هو الله، والألف واللام مدغمان لا يظهران على اللسان ولا يقعان في السمع ويظهران في الكتابة دليلان على أن إلهيته بلطفه خافية لا تدرك بالحواس ولا تقع في لسان واصف، ولا أذن سامع، لأن تفسير الإله هو الذي إله الخلق عن درك ماهيته وكيفيته بحس أو بوهم، لا بل هو مبدع الأوهام وخالق الحواس، وإنما يظهر ذلك عند الكتابة دليل على أن الله سبحانه أظهر ربوبيته في إبداع الخلق وتركيب أرواحهم اللطيفة في أجسادهم الكثيفة، فإذا نظر عبد إلى نفسه لم ير روحه كما أن لام الصمد لا تتبين ولا تدخل في حاسة من الحواس الخمسة، فإذا نظر إلى الكتابة ظهر له ما خفي ولطف، فمتى تفكر العبد في ماهية البارئ وكيفيته أله فيه وتحير ولم تحط فكرته بشئ يتصور له لأنه عز وجل خالق الصور، فإذا نظر إلى خلقه ثبت له أنه عز وجل خالقهم و مركب أرواحهم في أجسادهم. وأما الصاد فدليل على أنه عز وجل صادق وقوله صدق وكلامه صدق ودعا عباده إلى اتباع الصدق بالصدق ووعد بالصدق دار الصدق وأما الميم فدليل على ملكه وأنه الملك الحق لم يزل ولا يزال ولا يزول ملكه.

وأما الدال فدليل على دوام ملكه وأنه عز وجل دائم تعالى عن الكون والزوال بل هو عز وجل يكون الكائنات، الذي كان بتكوينه كل كائن، ثم قال عليه السلام:

لو وجدت لعلمي الذي آتاني الله عز وجل حملة لنشرت التوحيد والإسلام والإيمان و الدين والشرائع من الصمد، وكيف لي بذلك ولم يجد جدي أمير المؤمنين عليه السلام حملة لعلمه حتى كان يتنفس الصعداء ويقول على المنبر: (سلوني قبل أن تفقدوني فإن بين الجوانح مني علما جما، هاه هاه إلا لا أجد من يحمله، ألا وإني عليكم من الله الحجة البالغة فلا تتولوا قوما غضب الله عليهم قد يئسوا من الآخرة كما يئس الكفار من أصحاب القبور).

ثم قال الباقر عليه السلام: الحمد لله الذي من علينا ووفقنا لعبادته، الأحد الصمد الذي لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفوا أحد، وجنبنا عبادة الأوثان، حمدا سرمدا وشكرا واصبا، وقوله عز وجل: (لم يلد ولم يولد) يقول: لم يلد عز وجل فيكون له ولد يرثه ولم يولد فيكون له والد يشركه في ربوبيته وملكه (ولم يكن له كفوا أحد) فيعاونه في سلطانه

6. (81) Сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши:

Я слышал, как Имам Садык (А) говорил, что группа людей из Палестины пришла к Имаму Бакиру (А), чтобы задать ему вопросы, и он отвечал им. Потом они спросили его о значении слова «самад». И он сказал:

«Вот его толкование. Ас-самад[63] состоит из пяти букв. И “алиф” – указание на Его бытие, и таково Его слово, велик Он и свят: “Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него” (3: 18), и это есть указание на Скрытого от постижения чувствами. И “лам” – указание на Его божественность, ибо Он – Аллах. И “алиф” и “лам” – оба они скрыты, не проявлены на языке[64] и не слышимы слухом, но проявлены на письме, указывая на то, что Его божественность скрыта по Его проницательности (лутф), не постигается чувствами и не исполняется на языке описывающего либо в ухе слышащего. Ибо толкование слова “Бог” (илях) - в том, что творения в пораженном недоумении (алиха)[65] о Его сущности и Его качествах (кейфийа), чувствами или мыслями (желая постигнуть Его). О нет! Но Он – Создатель мыслей и Творец чувств.

То же, что это (то есть “алиф” и “лям”) проявлено на письме, есть указание на то, что Аллах, велик Он и свят, проявил Свое господство (рубубийа) в создании творений и расположении их тонких духов в их грубых телах. И если раб смотрит на себя, он не видит свой дух – подобно тому, как “лам” самада не различается (на слух), - и тот не входит в один из пяти его органов чувств. Однако если он взглянет на письмо, для него проявится то, что было скрыто. И когда раб думает о сущности Творца и Его качествах (кейфийа), впадает в недоумение (алиха) и поражается, и его мысль не охватывает ничего из того, что Он представляет для Него. Ибо Он – велик Он и свят! – есть Творец образов, и если раб взглянет на Его творение, для Него установится, что Он есть их Творец и Тот, Кто расположил их духи в их телах.

Что же до буквы “сад”, то она суть указание на то, что Он – правдивый (садик), и слово Его есть правда, и речь Его правда, и Он правдой призвал Своих рабов к следованию правде, и правдиво обещал обитель правды.

Что же до буквы “мим”, то она есть указание на Его власть (мульк), и Он – Владыка истины, не преходил и не прейдет, и власть Его не прейдет также.

Что же до буквы “даль”, то она суть указание на вечность (давам) Его власти и на то, что Он вечен (даим) – превознесен над бытием и исчезновением (каун ва заваль), но Он – велик Он и свят! – формирует бытие всего, что имеет бытие (йукаууину каинат), и всё имеющее бытие имеет бытие по Его наделению его бытием (кана би такуинихи куллу каин)».

Потом он сказал: «Если бы я нашел того, кто способен понести знание, которое дал мне Аллах, я бы вывел из самад всё единобожие, ислам, веру, религию и шариат. Но как я найду такого, если мой дед повелитель верующих (А) не нашел способного понести его знание, так что глубоко вздыхал на минбаре, взывая: “Спрашивайте меня, пока меня не потеряете! Поистине, в этой груди скрыто великое знание: о, если бы я нашел того, кто сможет понести его! Вот, я для вас совершенный Довод (худжжат) от Аллаха – так не следуйте же людям, которые вызвали на себя гнев Аллаха и отчаялись в последней жизни, как отчаялись неверующие из обитателей могил!”»

Потом Имам Бакир (А) сказал: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас, наделил поклонением Себе и отдалил от поклонения идолам – Единому, Самодостаточному (самад), Который не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один, - хвала Ему вечная и благодарность непрестанная. И вот, слово Его “не родил и не был рожден” говорит: не родил – велик Он и свят! – чтобы у Него был сын, наследующий Ему, и не был рожден, чтобы у Него был родитель, разделяющий с Ним господство и власть - “и не был равен Ему ни один”, чтобы помогал Ему кто-то в Его царстве».

7 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثني سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد ابن عيسى بن عبيد، عن يونس بن عبد الرحمن، عن الربيع بن مسلم، قال: سمعت أبا الحسن عليه السلام وسئل عن الصمد فقال: الصمد الذي لا جوف له

7. (82) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Иса ибн Убейд от Йунуса ибн Абдуррахмана от Рабиа ибн Муслима, что он сказал:

Я спросил Имама Хади (А) о смысле слова «самад», и он сказал: «Самад – это тот, у кого нет пустот (джауф)».

8 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن محمد بن أحمد بن يحيى بن عمران الأشعري، عن علي بن إسماعيل، عن صفوان بن يحيى، عن أبي أيوب، عن محمد بن مسلم، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: إن اليهود سألوا رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم فقالوا: انسب لنا ربك، فلبث ثلاثا لا يجيبهم، ثم نزلت هذه السورة إلى آخرها، فقلت له: ما الصمد؟ فقال: الذي ليس بمجوف.

8. (83) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи ибн Имрана Ашари от Али ибн Исмаила от Сафвана ибн Йахьи от Абу Айуба от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Иудеи задавали вопросы Посланнику Аллаха (С) и сказали: «Опиши нам своего Господа (или расскажи нам о происхождении твоего Господа)!» Он промолчал три раза, не отвечая им, после чего была ниспослана эта сура целиком».

Передатчик сказал: «Я спросил у него (Имама Садыка, мир ему): “А что значит самад?” Он ответил: “Тот, у кого нет пустот”».

9 - أبي رحمه الله قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن عيسى عن يونس بن عبد الرحمن، عن الحسن بن أبي السري، عن جابر بن يزيد، قال: سألت أبا جعفر عليه السلام عن شئ من التوحيد، فقال: أن الله - تباركت أسماؤه التي يدعى بها وتعالى في علو كنهه - واحد، توحد بالتوحيد في علو توحيده، ثم أجراه على خلقه فهو واحد، صمد، قدوس، يعبده كل شئ ويصمد إليه كل شئ، ووسع كل شئ علما

9. (84) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Иса от Йунуса ибн Абдуррахмана от Хасана ибн Аби Сари от Джабира ибн Йазида, что он сказал:

Я попросил у Имама Бакира (А), чтобы он рассказал мне что-то про единобожие (таухид). Он сказал: «Поистине, Аллах – благословенны Его имена, по которым взывают к Нему, и превознесен Он в величии Своей сущности! – Един, вознесся единством в высоте единства (таухид), а потом вывел его (таухид) на Свое творение[66], и Он – Един, Самодостаточен, Свят, и Ему поклоняется всякая вещь, и к Нему обращается всякая вещь, и Он объемлет знанием всякую вещь».

10 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يعقوب، عن علي بن محمد، عن سهل بن زياد، عن محمد بن الوليد ولقبه شباب الصيرفي، عن داود بن القاسم الجعفري، قال: قلت لأبي جعفر عليه السلام: جعلت فداك ما الصمد؟ قال: السيد المصمود إليه في القليل والكثير

Наши рекомендации