Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно указал на то, как можно и как нельзя искать близость к Аллаху

Поиск близости Аллаху в шариате обозначается термином «тауассуль», которое является производным от слова «уасиля» и в в своем языковом значении на арабском языке означает «достижение желаемого», «стремление к цели». Шариатское же значение термина тауассуль - это обретение довольства Аллаха и Рая посредством совершения узаконенных поступков и избежания запрещенных деяний.

Слово «уасиля» приходит в Священном Коране в следующих двух аятах:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (сура «аль-Маида», аят 35).

2. Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (сура «аль-Исра», аят 57).

В обоих случаях данным словом обозначена «близость к Аллаху благодаря совершению богоугодных поступков». Хафиз Ибн Касир в тафсире выше приведенного 35 аята суры «аль-Маида» привел, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о значении слова «уасиля» сказал, что это «близость». Такое же толкование было приведено Ибн Касиром и со слов Муджахида, Абу Ваиля, аль-Хасана аль-Басри, Абдуллаха бин Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других (Ибн Касир «Тафсир» (2/50)).

А Абдуллах бин Мас’уд разъяснил обстоятельства ниспослания второго, приведенного выше 35-аята суры «аль-Исра» следующими словами, которые позволяют лучше уяснить его смысл: «Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в Ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом» (Муслим «Сахих» (3030), аль-Бухари «Сахих» (4714)).

Таким образом, становится ясным, что под близостью к Аллаху понимаются все праведные деяния и обряды поклонения, посредством которых раб может приблизиться к своему Господу. Именно поэтому в аяте говорится: «…ищут близости к своему Господу…» То есть они ищут возможности приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство через совершение праведных деяний, которые могут приблизить к Нему.

Поиск близости к Аллаху бывает двух видов : дозволенный и запрещенный.

1. Дозволенный поиск близости к Аллаху – это приближение к Аллаху посредством правильных, узаконенных в шариате поступков. Чтобы уяснить это, необходимо обратиться за ответом и разъяснением этого к Корану и Сунне. Если Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, утверждают какой-либо способ приближения законным, то разрешается искать близость к Аллаху таким образом. Если же в Коране и в Сунне нет указания на законность того или иного способа приближения к Аллаху, то, следовательно, такой способ является запрещенным.

Шариат узаконил три способа поиска близости к Аллаху:

1-ый способ: Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен и высочайших атрибутов. Пример этого можно увидеть в дуа: «О Живой, о Вечносущий, обращаюсь за защитой к Твоему Милосердию! Приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня моей душе ни на мгновение!» (аль-Хаким «Мустадрак»).

Законность приближения к Аллаху таким способом доказывается словами Всевышнего: «У Аллаха – самые прек­расные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (сура «аль-А’раф», аят 180).

2-ой способ. Приближение раба к Всевышнему Аллаху посредством совершенного им богоугодного деяния. Примером этого может служить мольба человека, который говорит: «О Аллах, я уверовал в Тебя, полюбил Тебя, и последовал Сунне Твоего посланника, прости же меня!», - или: «О Аллах, я прошу у Тебя избавления от Огня ради моей любви к Твоему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и ради моей веры в него!» Совершающий дуа может также вспомнить какое-либо значимое пред своим Господом благое деяние, которое он совершил ради Него одного, чтобы посредством это приблизиться к своему Господу.

Законность этого способа приближения к Аллаху доказывается словами Всевышнего: «…которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (сура «Аль Имран», аят 16);

«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (сура «Аль Имран», 53-аят).

Еще одним доказательством утвержденности такого способа приближения к Аллаху служит известный хадис, в котором рассказывается история троих путников, пересказанная Абдуллахом Ибн Умаром с уст Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Трое людей из тех, кто жил до вас, шли по дороге, как начался ливень. Когда они укрылись в пещере, вдруг выход из нее оказался загорожен (огромным камнем). Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, спасти вас может только искренность! Пусть же каждый из вас воззовет Аллаха о помощи тем своим деянием, о котором он знает, что совершил его искренне (ради Него одного)». (И тогда) один из них молвил: «О Аллах, когда то был у меня работник, который нанялся ко мне на работу за фарак[5] риса. Затем он ушел от меня, так и не взяв его. Я же взял этот фарак и посеял его, а на вырученные (от урожая) средства я купил коров. Но после он пришел ко мне и потребовал от меня свой заработок. Тогда я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их». Он же ответил мне: «Ты должен мне всего лишь фарак риса». Я сказал ему: «Ступай к тем коровам, потому что они куплены на этот фарак, и уводи их». Если я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут камень немного отодвинулся.[6] Затем стал говорить второй из них: «О Аллах, у меня были старые родители, и каждый вечер я приносил им молоко из того, что я надаивал от моих овец. Однажды к ночи я задержался и придя (к себе), застал их уже спавшими. Жена моя и дети мои плакали от голода, но я не стал поить их, пока не напою моих родителей. Я не захотел тревожить их сон и не захотел оставлять их, чтобы они не ослабли, не напившись. И я ждал, пока не рассвело. И если я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут камень еще немного отодвинулся, так, что они смогли увидеть небо. Затем третий (взывая к Аллаху) сказал: «О Аллах, у меня была двоюродная сестра, которую я страстно любил. Я пытался соблазнить ее, но она отказалась уступить мне, пока я не дам ей сто динаров. Я смог найти их, пришел к ней и заплатил ей, а она позволила мне овладеть ею. Когда же я воссел между ее ног, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай печать без права на то. Тогда я встал и оставил ей сто динаров. Если я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут Аллах спас их, и они выбрались наружу» (аль-Бухари «Сахих» (3465)).

3-ий способ. Приближение к Аллаху посредством мольбы другого праведного мусульманина, на принятие мольбы которого можно надеяться. Например, мусульманин отправляется к праведному, богобоязненному, соблюдающему Коран и Сунну человеку, и просит его, чтобы тот попросил за него Всевышнего избавить его тягот и облегчить его участь.

Утвержденность в шариате такого способа приближения к Аллаху подтверждается тем, что сподвижники просили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сделать дуа за них в общем и в частности.

В обоих сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Однажды в пятницу, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял, читая хутбу, через дверь, расположенную напротив минбара, вошел некий мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!» Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой[7] не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас. О Аллах, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев».Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю» (аль-Бухари «Сахих» (1013), Муслим «Сахих» (897)).

В обоих «Сахихах» также приводится хадис о том, что среди последователей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будет семьдесят тысяч тех, кто войдет в рай безо всякого расчета и наказания, о которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, затем сказал: «Это будут те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают только на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша бин Михсан и сказал: «О посланник Аллаха! Помолись Аллаху, чтобы Он сделал меня одним из них». Он сказал: «Ты будешь среди них» (аль-Бухари «Сахих» (5705), Муслим «Сахих» (218)). Еще одним доказательством может служить упоминание Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Увейса аль-Карани, о котором он сказал: «Попросите же его, чтобы он помолился о прощении для вас».

Но искать близости к Аллаху таким способом разрешается посредством мольбы живого и присутствующего человека.

2. Запрещенный поиск близости к Аллаху – это попытка приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством поступков и дел, которые не установлены в шариате в качестве средств приближения к Господу. Каждое из таких деяний опаснее другого, и ниже перечислены некоторые из них.

1. Попытка приближения к Всевышнему Аллаху посредством мольбы к мертвым и отсутствующим, взывание к ним с просьбой о спасении, удовлетворении нужд, избавлении от печали и т.п. Все это является проявлением великого многобожия, и делает человека неверующим.

2. Попытка приближения к Аллаху посредством совершения каких-либо обрядов поклонения возле могил и мавзолеев, посредством обращения к Аллаху с мольбой возле них, установления на них светильников, покрывал и т.п. Эти деяния относятся к проявлениям малого многобожия, которое несовместимо с совершенным единобожием. Кроме того, все эти действия в конечном итоге приводят к великому многобожию.

3. Попытка приближения к Аллаху посредством упоминания высокого положения пророков и праведников, которое они занимают перед Аллахом. Поступать так запрещено, более того, это является религиозным нововведением. Всевышний не утвердил такой способ приближения к Нему и не разрешал его. Он, Свят Он и Велик сказал: «(Разве) Аллах позволил вам это…?» (сура «Йунус», аят 59).

Высокое положение праведников перед Аллахом приносит пользу только им самим, как об этом сказал Всевышний: «Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 39-аят).

Поэтому при Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниках не был известен такой способ приближения к Аллаху. Великие имамы этой уммы также ясно заявляли о том, что поступать так категорически запрещено.

Например, имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нельзя говорить во время мольбы: «Я прошу Тебя ради такого-то, или ради Твоих угодников и посланников, или ради Заповедной мечети и Заповедного места».

4. Распространенные сомнения относительно способов приближения к Аллаху и их рассеивание.

Противники приверженцев Сунны и единой общины посредством своих сомнительных доводов и некоторых возражений относительно способов приближения к Аллаху, хотят обосновать свою ошибочную позицию, чтобы тем самым убедить неграмотных мусульман в ее правильности. Однако все их сомнительные аргументы и доводы можно развеять, разделив их предварительно на две группы.

Во первых, они опираются на слабые или вымышленные хадисы, которые опровергаются, обоснованием их недостоверности и безосновательности. Вот некоторые из таких хадисов, которые ложно приписываются ими Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

1. «Ищите близости посредством моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко» или «Когда вы просите Аллаха, то просите Его ради моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко». Этот хадис является ложным. Никто из имамов не передавал его, и он вообще отсутсвует в каких-либо сборниках хадисов.

2. «Когда дела изнурят вас, то ищите помощи у обитателей могил» или «Молите о спасении обитателей могил». Этот ложный хадис, по единому мнению всех исламских ученых, является наветом на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3. «Если человек хорошо подумает о камне, то он непременно поможет ему». Этот ложный хадис противоречит сути Ислама и был выдуман многобожниками.

4. «Когда Адам совершил свой грех, он сказал: «Господи, я прошу Тебя простить меня ради Мухаммада!» Аллах сказал: «О Адам, как же ты узнал о Мухаммаде, если Я еще не сотворил его?» Он сказал: «Господи, когда Ты сотворил меня Своей Рукой и вдохнул в меня от духа Своего, я поднял голову и увидел на подпорках Трона надпись «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Тогда я понял, что Ты упомянешь наряду со Своим именем только имя самого возлюбленного из Твоих творений». Аллах же сказал: «Я прощаю тебя, и если бы не Мухаммад, то Я бы не сотворил тебя» («Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа» шейха аль-Албани (1/88/25). Этот вымышленный хадис не имеет под собой никаких оснований. То же самое относится к хадису, в котором говорится, что Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы не ты, то Я не сотворил бы небеса».

Верующему запрещено обращать внимание на эти ложные хадисы, вымышленные рассказы и сфабрикованные истории, не говоря уже о том, чтобы опираться на них в своей религии.

Во-вторых, они неправильно истолковывают значение некоторых достоверных хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, искажая их истинный смысл. Вот некоторые примеры этого:

1. В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится сообщение о том, что Умар бин аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-’Аббаса бин Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя и говорил ему: «О Аллах, мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь же мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» После этого полил дождь (аль-Бухари «Сахих» (1010)).

Этот хадис они истолковывают так, что Умар искал близости к Всевышнему Аллаху посредством высокого положения аль-’Аббаса и его высокого места перед Великим и Могучим Аллахом. Они считают, что слова «Мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка» означают: «Мы искали близости к Тебе посредством высокого положения нашего Пророка, а теперь ищем близости посредством высокого положения дяди нашего Пророка».

Не вызывает сомнений, что такое понимание является ошибочным. Данное толкование не соответствует истине и полностью противоречит контексту хадиса. Сподвижники не пытались приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или его высокого положения. Они надеялись приблизиться к Господу благодаря его мольбам, пока он был жив, о чем уже указывалось ранее. Умар не имел в виду, что он пытается приблизиться к Аллаху посредством самого дяди Пророка или его высокого положения. Он имел в виду только его мольбу. Если бы приближение к Аллаху посредством высокого положения человека или его самого было распространено среди сподвижников, то Умар не стал бы отказываться от положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое неизменно при Аллахе, и не стал бы искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса. При таком понимании его слов другие сподвижники сказали бы ему: «Зачем же искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса, когда можно приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшего из творений?» Однако никто из них не сказал это, и совершенно ясно, что при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они пытались приблизиться к Аллаху благодаря его мольбе, а после его смерти стали искать приближения к Аллаху посредством мольбы других праведных людей из числа близких Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). То есть они считали дозволенным стремление приблизиться к Аллаху благодаря мольбе человека, а не благодаря ему самому.

Все это указывает на то, что в обсуждаемом нами хадисе нет довода для тех, кто разрешает искать близость к Аллаху посредством самого человека или его высокого положения.

2. От Усмана бин Хунейфа сообщается, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел слепой мужчина и сказал: «Попроси Аллаха исцелить меня». Он сказал: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение, и это будет лучше для тебя». Мужчина сказал: «Помолись же!» Он велел ему совершить омовение надлежащим образом и прочесть следующую мольбу: «О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством пророка Твоего Мухаммада, пророка милости! Я обратился к Господу моему посредством тебя, чтобы ты удовлетворил мою нужду. О Аллах, сделай же его моим заступником!». Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ахмад, а аль-Бейхаки назвал его цепочку рассказчиков достоверной (ат-Тирмизи «Сунан» (3578), Ахмад «Муснад» (4/138)).

Они истолковывают этот этот хадис тем, что он якобы указывает на дозволенность приближения к Аллаху посредством высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или других праведников. Однако в хадисе нет ничего, что служило бы доводом в пользу этого. Этот слепой человек попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, помолиться за него, чтобы Аллах вернул ему зрение. Он же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение». Мужчина все же попросил его помолиться за него. Эти и другие слова, которые пришли в хадисе ясно указывают на то, что он искал близости к Аллаху благодаря молитве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не посредством него самого или его высокого положения. Поэтому ученые приводили этот хадис в разделе о чудесах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его принятых мольбах. Аллах вернул зрение тому человеку посредством бараката-благодати, которая заключалась в дуа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По этой же причине аль-Бейхаки привел этот хадис в книге «Даляиль ан-Нубувва» («Доказательства пророчества») (6/167).

Но сейчас, когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уже нет в живых, подобное невозможно, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не может сделать дуа за кого-либо после своей смерти. Он говорил: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – непрерывная (продолжающая) милостыня, знания, которые приносят пользу, и праведный сын, который совершит мольбу за него» (Муслим «Сахих» (1631)).

Мольба же – это такое праведное деяние, которое человек не способен совершать после смерти.

Таким образом, все аргументы, за которые цепляются противники приверженцев Сунны и единой общины, не имеют никакой основы, поскольку являются недостоверными, либо не являются доводами в пользу их утверждений и домыслов.

Наши рекомендации