Сохранение и расширение внутреннего пространства, или зачем мы на земле
Наверняка каждому мыслящему человеку ясны простейшие аксиомы бытия. Например, что неестественно жить ради здоровья. Ведь оно само по себе не составляет смысла жизни, это капитал человека, который возможно применить для чего-то иного. Поэтому мы не понимаем тех, кто с фанатическим желанием посвящает жизнь своему здоровью как единственной цели. В то же время благодарности заслуживают люди, внесшие вклад в решение проблемы сохранения и развития здоровья человечества. В этом случае справедливо, что здоровье многих людей, желание помочь и служить многим становится достойной идеей.
Губительно жить ради карьеры, власти или богатства. Любая ступенька карьерной лестницы может служить лишь площадкой для самовыражения, созидательной деятельности. Власть имеет смысл, если ее правильно употребить для преобразований. Кто сомневается в правильности этого утверждения, может легко убедиться, изучая огромное число неудовлетворенных среди внешне успешных состоявшихся людей. К примеру, потомки лояльны к образу Юлия Цезаря, который, хоть и добивался высшей власти, сумел использовать ее для ряда преобразований. Мы можем задать себе вопрос: отчего иные состоятельные люди тратят значительные суммы на благотворительные дела, организацию концертов, создают призовые фонды или исследовательские программы? Не для того ли, что им открывается истина: следует желать большего, более значимого для многих людей.
Слишком узко – жить для семьи, ради детей например. Никто не будет оспаривать, что каждый человек обязан нести бремя ответственности за людей, благодаря которым он пришел в этот мир, и за людей, которым он сам дал жизнь. И все-таки каждая отдельная жизнь является самостоятельным проектом, и в каждом живущем должна быть развита ответственность за ход и реализацию этого проекта. Неоспоримым доказательством этого служит тот факт, что все мы рождаемся и умираем в одиночестве. Но даже самые лучшие на свете мать и отец достойны сожаления, если они в этой жизни – всего лишь мать и отец.
Но, конечно, всего ужаснее существовать без смысла. Ведь власть, здоровье, деньги, благосостояние детей в итоге могут занимать мысли людей, на определенное время (иногда даже на всю весьма примитивную жизнь) замещать смысл. Независимо от того, что происходит с человеком во внешней среде. Толстосум может горделиво развернуть свой атласный флаг в виде денежного знака, добравшийся до публичной сцены эпигон может смущать народ каббалистикой оригинальных поступков, может эпатировать обывателей – все это имело место в истории и будет иметь впредь. Но внутренняя пустота не даст обмануть самого себя, даже если откровение явится, как герою произведения Льва Толстого, накануне неминуемой смерти. Но чем представляются ценными элементы решений выдающихся личностей, так это наглядностью превращений. Гений-терапия, заключающаяся в постижении образа мышления (при категорическом отказе от копирования) выдающихся людей, позволяет наиболее простым способом разрешить персональную загадку о смысле жизни и деятельности. Например, когда мы говорим о ресурсах (а именно деньги или иные активы навязаны западной цивилизацией в качестве идеального достижения), нам лучше всего подскажут тайный шифр богатства способы их использования. Кем был бы, скажем, Герберт Спенсер, если бы по-другому распорядился полученным наследством? А ведь став состоятельным человеком, он отказался от всех предлагаемых должностей, чтобы написать и издать 10-томный труд «Системы синтетической философии». Среди прочего, подобные примеры – инварианты особого смысла, которые можно применять и в случае, если на персональный мир надвигается тень беды.
Вполне естественно, что большинство людей никогда не задумываются о смысле. И возможно, многие из них правы, если их жизнь наполнена до краев деятельностью, которой они придают значение. Авторитетный американский психолог Михай Чиксентмихайи, толково разделяющий понятия «уровень жизни» и «качество жизни», называет оптимальное состояние сознания внутренней упорядоченностью, уверяя, что человек способен обрести это состояние и испытывать приливы счастья от любой деятельности, в которую он погружен, как в поток. В качестве иллюстраций он приводит примеры людей парализованных или потерявших зрение, тем не менее счастливых благодаря обретению контроля над собственным сознанием.
Всякий выбор человека, всякое его решение несут глубоко индивидуальный характер. Тому, кто однажды попадает в беду, крайне важно уловить, что именно может стать источником счастья, составлять кирпичики нового смысла. И если это не деньги, не власть, не успешная карьера, и даже не дети, то тогда что? Если это особое внутреннее состояние, о котором говорит Михай Чиксентмихайи, то как в таком случае его достичь? Занимаясь поиском ответа на этот вопрос, мы не можем не обратить внимания на такую существенную деталь: все люди, пережившие трагедию, начинают с осознания мира, постижения бытия и далее обязательно переходят к действию. В любом случае идея состоит в том, чтобы выйти за границы ограничений, обусловленных своим состоянием или положением, – вот что становится первичным импульсом изменения сознания. Когда родившийся без рук и без ног Ник Вуйчич сообщает, что научился плавать, это и есть преодоление себя и обстоятельств судьбы. Когда Валентин Дикуль, вопреки предупреждениям врачей о бесполезной трате времени, перебрасывал через дужку кровати веревки и начинал напрягать разрушенное переломом позвоночника тело, это означает: он поднимался над обстоятельствами. Наконец, когда обреченный Стивен Хокинг «спешит жить», женится, заводит детей, пишет диссертацию, подключает к своему деревенеющему телу компьютер, это тоже означает выход за пределы возможностей сознания или расширение внутреннего пространства, что происходит под воздействием активного мышления и неустанного действия. Для всех этих людей и еще тысяч других, сумевших послать свои трагические условия куда подальше, основой веры и надежды стало доверие Вселенной, Богу. Ведь человек – это не просто создание Бога, но его механизм, его способ достичь преобразования. Нет сомнения, что тут имеется взаимная зависимость, то есть имеет место влияние Бога на человека и человека на Бога. И каждое наделенное разумом существо несет свое бремя ответственности. Обязанности в мире живых. В ином случае не было смысла в развитии сознания. Поэтому стоит немного внимания уделить взаимоотношениям Вселенной и человека. Крайне необходимо любое преодоление сложной ситуации начинать с воспоминания о том, что благодатная и благосклонная Вселенная (ее можно называть Богом, Природой или любым иным священным именем) всегда дает пришельцу бесчисленное количество новых шансов, скрытых возможностей для роста. И внезапная трагедия, душевный или физический надлом являются лишь одной из форм разговора Творца с человеком. Тяжелые непредвиденные обстоятельства возникают, разумеется, не потому, что высшие силы обрушились на человека, а в силу незыблемого Закона причины и следствия. И тогда у него возникает (как, впрочем, каждую минуту его пребывания в этом мире) задача выбора.
«Безграничный ум может все», – говорили буддийские мудрецы. Но главное из этого «всего» – принятие определенной концепции Вселенной. Скажем, основу ведической идеи составляет убежденность, что весь мир, космос есть часть единого Абсолюта. Каждый, впрочем, волен принять ту идею мироздания и Бога, которая ему ближе. Важно, чтобы она содействовала распространению любви ко всему живому, потому что идеал служения живому идентичен идеалу служения Богу. И еще – могла стимулировать развитие сознания, рост личности. В этом контексте хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в ХХ веке появились первые, всемирно признанные идеи считать истинную веру единой. Так, современный индийский мыслитель Парамаханса Йогананда в своей книге «Автобиография йога» (ставшей классикой духовной литературы) четко обозначил, что «в основе всех истинных религий лежат одни и те же научные принципы». А также то, что имеет место «полная сочетаемость и сущностное единство изначального христианского учения, как его нес по миру Иисус Христос, и изначального учения йоги, как его нес по миру Бхагаван Кришна». Вероятно, многие будут удивлены, узнав, что в «Йога-Сутре» (крупнейшем историческом послании потомкам, считающимся классической инструкцией йоги) древний мудрец Патанджали прямо вводит концепцию Бога. Кстати, одна из строф «Сутры», написанной за 400 лет до Христа, призывает «размышлять о человеке, который достиг более высоких состояний сознания». Это замечательный пример существования принципов гений-терапии в древнейшие времена. Стоит напомнить, что Альберт Эйнштейн математически пришел к единой теории поля, законам гравитации и электромагнетизма. А древние учителя Востока утверждали, что мироздание состоит из однородной ткани. И согласно этому древнему, обновленному в ХХ веке учению, «цель жизни состоит в развитии ограниченного смертного сознания человека до уровня Божественного Сознания, это достигается через работу над собой».
Такая работа может быть осознанной и интуитивной. При детальном изучении принципов жизни можно сделать потрясающие открытия, например, о том, что веками оттачиваемая мудрость древнейшей науки аюрведы удивительно похожа на принципы, которые исповедовал неискушенный карпатский старик Андрий Ворон. И таких «совпадений» можно отыскать в истории цивилизации бесконечное множество, потому что дорог к истине столько же, сколько и звезд на небе. Вселенная всегда открывается ищущему и просящему – тем или иным способом. Человек снова обретает понимание собственной вневременной природы (независимо от религии и количества посещений храмов), если только он находит в себе силы отказаться от навязываемых обществом потребления стереотипов. Внутренний голос подсказывает ему путь и помогает определиться с персональными принципами.
Если посмотреть на сказанное выше сквозь призму трагедии или любых неблагоприятных обстоятельств, становится ясно: человек тогда перестает быть уязвимой мишенью меняющейся реальности, когда достигает состояния неколебимости. Будда считал, что причиной любых страданий является не зло, но непонимание происходящего. «Все наши человеческие проблемы возникают из-за недостаточно развитого сознания, имеется в виду не просто недостаток знаний, но и неспособность понять свое место во Вселенной», – указывает крупнейший современный интерпретатор аюрведы Дэвид Фроули.
Но величайшая благодать Вселенной состоит в возможности совершенствоваться – Бог и Природа открывают человеку почти бессрочный кредит. И лишь в силу собственного неведения человек оказывается неспособным воспользоваться предоставляемыми ему возможностями. Об этом твердят и мудрецы, и простые люди, достигшие просветления путем личных ограничений. Роберт Свобода, апологет возвращения к древним ценностям и аюрведе, следующим образом объясняет принцип взаимодействия человека и Природы (Бога): «Ограничение – неотъемлемая часть жизни. Либо вы сами добровольно ограничиваете себя, либо за вас это делает Природа. При помощи болезни Природа заставляет вас умерить скорость и «отдохнуть». Она вновь и вновь предупреждает вас об ошибках и переходит к решительным мерам лишь тогда, когда вы упрямо отказываетесь слушать Ее». А вот откровение 104-летнего Ворона: «За годы, за десятилетия я перекроил себя заново, зародил в себе нового человека. Хотя в молодые годы не было греха, который бы не отягощал меня».
Конечно, человек может жить и умирать, не задумываясь над принципами бытия, над вопросами функционирования Вселенной и проблемой собственного места в ней. Но опыт личностей, преодолевших трагедии, ярко свидетельствует о том, что понимание устройства и жизни или, по меньшей мере, появление устойчивого убеждения на этот счет серьезно помогает изменить ход своей жизни. Новые знания открывают смысл, смысл порождает цель, а цель создает наполненность, целостность «процесса проживания» отведенного времени. Идеология жизни преобразовывается даже в тех случаях, когда это отведенное время остается жестко обусловленным какой-нибудь болезнью или вечной неподвижностью вследствие, скажем, автомобильной аварии.