Чяравое слово о главе одинадцатой
Насколько же хорошо, что данная глава следует за предыдущей, в которой говорилось о конечной цели — великом ширке, тогда как в этой излагаются пути, непосредственно к нему ведущие. Место, в котором мушрики делают жертвоприношения своим божествам, приобщая их к Аллаху, становится одним из языческих капищ. Отсюда вытекает, что если мусульманин сделает свое жертвоприношение в этом же месте, хотя бы и обращая жертвоприношение к Аллаху, он уподобится мушрикам и станет их соучастником на этом капище. А как известно, внешнее соответствие влечет за собой внутреннее, в результате чего человек склоняется к мушрикам.
Именно по этой причине Законодатель запретил уподобляться неверным в их обрядах, обычаях, одеждах, а также во всем том, что им присуще. Цель этого заключается в том, чтобы даже чисто формально и внешне мусульмане не походили на них, ибо это непосредственно приводит к склонению к ним и подчинению им.
Чтобы избежать запрещенного уподобления, запрещено даже совершение дополнительных Намазов в то время, когда мушрики поклоняются и совершают Намазы не Аллаху.
Глава 12
ПОСВЯЩЕНИЕ СВОЕГО ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Необходимость быть верным данному обету.
2. Если доказано, что обет является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-либо другому, является ширком.
3. Нельзя исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху.
Всевышний Аллах сказал:
«Они исполняют свои обеты* и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (Человек, 7).
Он сказал также:
«И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах знает о том. И нет у несправедливых помощников!» (Корова, 270).
*Ар-Рафии в своем труде «Шарх аль-Минхадж» сказал: «Цель дающего обет для машхадов святых шейхов или в местах, в которых жил или которые посещал святой праведник, — и это является главной и истинной целью — возвеличивание этого места, машхада, мечети, или возвеличивание того, кто похоронен там, кому это место приписано или ради кого оно воздвигнуто. Данный обет является недействительным и неразрешенным. Эти люди убеждены в том, что эти места являются особенными, полагая, что они могут отводить несчастья и приносить благоденствие. Давая обет, они просят излечения от болезней: они дают обет даже камням, когда слышат, что «к нему прислонился праведный раб». Они дают могилам обеты зажечь на них светильник, свечи или масло, и говорят: «Наш обет был принят могилой такого-то или местом такого-то», — имея в виду желанное исцеление больного, приезд отсутствующего, безопасность имущества и иные метафорические обеты. Подобный обет, без сомнения, является недействительным и тщетным.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться. (Аль-Бухари 11/504, 508, Ахмад 6/36, Абу Дауд (3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).
Глава 13
ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЯ НЕ У АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 6 из суры «Джинны».
2. Искать покровительства у джиннов является ширком*.
3. Это подтверждается и приведенным хадисом, который ученые-богословы использовали в качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются Его творением, потому что испрашивать покровительства у создания Аллаха является ширком.
4. Преимущество этой молитвы, несмотря на ее краткость.
5. Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не свидетельствует об отсутствии в этом ширка.
*Всевышний сказал: «А если нисходит на тебя наваждение от Шайтана, то прибегай к покровительствуАллаха, ведь Он — Слышащий, Мудрый!» (Разъяснены, 36).Искать покровительства Аллаха от зла, созданного Им и окружающего нас, является одним из важнейших видов поклонения. Таким образом, обращение его к кому-либо, кроме Него, является великим ширком.
Всевышний Аллах сказал:
«...Были в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из джиннов, а они только увеличивали грех их»*(Джинны, 6).
*В Коране употреблено слово «рахак» (от глагола «архака» — отягчать, угнетать, давить). Абу аль-Алийа, ар-Раби' ибн Анас и Зейд ибн Аслам сказали, что это слово означает «страх», а Ибн Аббас и Катада сказали, что оно означает «грех».
Ибн Касир сказал: «Джинны видели, что у них есть превосходство над людьми, так как они искали покровительства у них, когда останавливались в долине, безлюдном месте в пустыне и т. п., как это было в обычае арабов во времена джахилиййи. Они искали покровительства у великого джинна этого места, чтобы их не постигло зло. А когда джинны видели, что люди боятся их, это придавало им смелости, и они умножали людям вред и усиливали в них страх».
Хаула бинт Хаким рассказывала: «Я слышала, как Посланник говорил: Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: "Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!" — не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте», Этот хадис передал Муслим. (Муслим (2708), Ахмад 6/377, 409, ат-Тирмизи (3433), Ибн Маджа [3547]).
Глава 14