Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?
Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.
ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределение, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям[325].
ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связанное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве Я не Господь ваш?»[326]
Преграды, 172
ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.
ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распространяется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения[327].
ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространяется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.
Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге[328] до того, как Мы сотворили это.»
Железо, 22
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».
Он также сказал:
«И Его престол покоился на воде».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям[329], которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Господь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой».
Аль-Бухари, Ахмад.
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем».
Преграды, 172.
Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (с.г.с.), с вопросом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?" Он ответил:
«Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. будет облегчено совершение дел обитателей ада».
Ат-Табарани
Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (с.г.с.), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. "Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал:
«Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь[330], ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак руками и отбросил их[331], после чего сказал:
«Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад».
Ат-Тирмизи
Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: "Этот хадис является хорошим, достоверным и неизвестным[332] ".
Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же[333] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым».
Звезда, 32.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не приблизится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)».
Аль-Бухари
Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«В эту ночь решается всякое мудрое дело[334] (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем...».
Дым, 4-5
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[335]