Поношение сподвижников

И ИХ ПРОКЛИНАНИЕ

Я ненавидел сподвижников, да будет доволен ими Аллах, бу­дучи убежденным в том, что они несправедливо притес­нили семейство пророка, мир им. Однако это все же не приво­дило меня к тому, чтобы я постоянно ругал и проклинал их.

К этому вопросу я подходил с точки зрения нравственно­сти, несмотря на мое мнение о сподвижниках в то время.

Я считал, что в самой основе вера не может призывать к та­кого рода практике. Я никогда не слышал, чтобы какая-то рели­гия побуждала своих последователей поносить покойных и наслаждаться их проклинанием, даже, боже упаси, при справ­лении нужды. А ведь именно об этом пишет верховный ши­итский исследователь Мухаммад ат-Тавсиркани в своей книге «Ла’али аль-ахбар» (4/92): «Знай же, что наиболее подхо­дящим местом, временем и состоянием для их проклина­ния – да пребудет над ними проклятие – является твое пребывание в уборной. Повторяй несколько раз после каж­дого испражнения, мочеиспускания и подмывания: «О Ал­лах, прокляни ‘Умара, затем Абу Бакра, ‘Умара затем ‘Ус­мана, ‘Умара затем Му‘авию, ‘Умара… О Аллах, прокляни ‘Айшу, Хафсу, Хинд, Умм аль-Хакам и всех, кто согласился с их делами до Судного дня»!!!

Однако больше всего меня поражало то, что действия, кото­рые в глубине души я считал порочными и неверными, явля­лись одним из плодов того подстрекательского мышле­ния, которое существует против сподвижников посланника Ал­лаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Наши предания со всей откровенностью возбуждали в нас провокационное и вызывающее отношение к сподвижникам и к тем, кто как-либо с ними связан. Сперва они содержали обвине­ния сподвижников в неверии и вероотступничестве, а за­тем проклятия в их адрес и отречение от них. Все это зафикси­ровано и записано в наших древних и современных кни­гах, что общеизвестно.

Например, сообщение, приводимое в «Риджал аль-Кашши» (передачики аль-Кашши) со слов Ханнана бин Са­дира, от его отца, от Абу Джа‘фара, мир ему, который сказал: «После смерти пророка, да благословит его Аллах и приветст­вует, люди отреклись от религии, кроме трех». Я спро­сил: «Кто эти трое?» Он сказал: «Аль-Микдад бин аль-Асвад, Абу Зарр аль-Гифари и Салман аль-Фариси». Прошло со­всем немного времени, как люди узнали об этом. (Далее Абу Джа‘фар) сказал: «Те (т.е. трое сподвижников – прим. редак­тора) находились в центре внимания и отказались присяг­нуть Абу Бакру, пока люди не привели повелителя право­верных (т.е. Али – прим. редактора) силой, и он не присяг­нул (Абу Бакру)»(1).

В шиитских преданиях говорится, что к этим троим присоеди­нились четверо других, чтобы довести число верую­щих во времена сподвижников, как они утверждают, до семи че­ловек, но не более.

Об этом повествуют предания, в которых говорится: «Сообща­ется со слов аль-Хариса бин аль-Мугиры ан-Насри, ко­торый сказал: “Я слышал, как ‘Абд аль-Малик бин А‘йун не переставал спрашивать Абу ‘Абд Аллаха (т.е. Джафар ас-Садик – прим. редактора), да будет доволен им Аллах, до тех пор, пока тот не сказал: “Тогда выходит, что пропали люди”(1). Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, о Ибн А‘йун, про­пали все!” Я спросил: “Все, кто живет на востоке и на за­паде?!” Он ответил: “Поистине, их заблуждение раскрылось. Да, клянусь Аллахом, они пропали, кроме троих. Затем к ним присоединился Абу Сасан»(2).

Взывание к двум курейшитским идолам и другие мольбы, полные проклятий в адрес Абу Бакра и ‘Умара, а также уподоб­ление их обоих истуканам, жрецам и лжебогам, явля­ется не более чем одним из плодов этого мышления, обвиняю­щего в неверии сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

После глубоких размышлений над словами Всевышнего Ал­лаха:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние»(1) (сура «Покаяние», аят 100), – я обнаружил, что в них со всей ясностью говорится о том, что Всевышний Аллах доволен мухаджирами, ансарами и опередившими остальных (праведниками). Особенно среди них выделяются: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Тальха, аз-Зубайр, Са‘д бин Абу Ваккас, ‘Абд Аллах бин Мас‘уд, Са‘д бин Му‘аз… И здесь читатель может назвать имя любого из тех, кого сегодня проклинают шииты.

Тогда я спросил себя: «Как разумный человек может утверждать, что сподвижники несправедливо притеснили ‘Али, да будет доволен им Аллах, и захватили халифат, тогда как Всемогущий и Великий Господь сообщает нам в этом аяте, что Он доволен ими и приготовил для них Райские сады?!»

Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умирая, остался доволен сподвижниками, во главе которых были три халифа – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах – и были ниспосланы восхваляющие их аяты, которые читаются и по сей день, а затем они впали в смуту после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более того, были обвинены в искажении Корана и изменении предписаний религии, то знал ли Аллах, что они отвернутся от веры после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нет?! Если Он знал об этом – а каждый мусульманин убежден, что Всевышнему Аллаху известно прошлое и будущее, – то каково же тогда суждение относительно читаемых аятов, содержащих хвалу в адрес сподвижников, которые превратились у шиитов в лицемеров и вероотступников?!

Хотел ли Пречистый и Всевышний Аллах, лишенный каких-либо пороков и недостатков – я прошу у Него прощения за последующие слова – обмануть Своего посланника, восхвалив их и высказав Свое довольство ими в Коране, сделав их свояками и доверенными лицами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы они затем отвернулись от религии после его смерти?!

Разве подобные рассуждения не являются возведением напраслины на Пречистого и Всевышнего Аллаха, являющееся неверием?!

Почему тогда Аллах не упомянул в Коране об их истинных качествах и о том, до чего они дойдут после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует?!

Я не нашел ни одного ответа, который успокоил бы мою душу, за исключением следующего: Пречистый и Всевышний Аллах, высказав Свое довольство сподвижниками, и обрадовав их раем как в Коране, так и через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что они останутся на пути Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунны:

لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنْزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحاً قَرِيباً

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом(1) в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (сура «Победа», аят 18).

«Никому категорически не дозволяется колебаться либо сомневаться в тех, о ком Пречистый Аллах сообщил нам, что Он знал, что у них в сердцах, остался доволен ими и ниспослал им покой»(1).

ВРЕМЕННЫЙ БРАК

Что касается временного брака, то, несмотря на его дозволенность у шиитов – более того, желательность – с самого начала у меня в душе было что-то отвергающее эту практику. Я чувствовал это еще до того, как своими глазами прочел шариатские доводы, запрещающие временный брак. Если я слышал, что кто-нибудь ведет дискуссии, защищая временный брак, я стеснялся вступать с ним в прения, задавая лишь единственный вопрос: «Ты желаешь этого для своей сестры?», – на что следовал стыдливый ответ: «Нет», иногда сопровождаемый гневом.

На самом же деле разрешение на временный брак носило кратковременный характер и было вызвано крайними обстоятельствами. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил такой брак вплоть до Судного дня, о чем говорится в ясных и достоверных хадисах. Удивительно, но в самом шиитском наследии имеются предания от имамов из семейства пророка, да будет доволен ими Аллах, со всей очевидностью запрещающие и порицающие временный брак, на которые шииты ничем не могут ответить.

Так, со слов ‘Абд Аллаха бин Синана передается следующее: «Я спросил Абу ‘Абд Аллаха, мир ему, о временном браке, и он мне ответил: “Не пачкай себя этим”».

Сообщается, что ‘Али бин Йактин сказал: «Я спросил Абу аль-Хасана (т.е. ‘Али бин Абу Талиба – прим. редактора), мир ему, о временном браке, и он мне ответил: “Что тебе до него, ведь Аллах не сделал тебя нуждающимся в нем?!”».

Сообщается со слов Хишама бин аль-Хакама от Абу ‘Абд Аллаха, мир ему, который сказал: «У нас его заключают только грешники»(1).

Что касается ат-Туси, то он в своей книге «аль-Истибсар» (3/142) сообщает со слов ‘Амра бин Халида от Зайда бин ‘Али, от его отцов, что ‘Али, мир ему, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо домашних ослов и временный брак».

Приведя это сообщение, он (ат-Туси) ничего не мог сказать, кроме следующего: «Это сообщение следует относить к принципу “сокрытия” такыййа (благоразумное сокрытие своей истинной веры в силу неблагоприятных обстоятельств), поскольку оно совпадает с мазхабом черни(2)».

Он отверг этот хадис по причине его совпадения с тем, чего придерживаются сунниты, несмотря на то, что сам считал это сообщение достоверным!

Наши рекомендации