Поношение сподвижников
И ИХ ПРОКЛИНАНИЕ
Я ненавидел сподвижников, да будет доволен ими Аллах, будучи убежденным в том, что они несправедливо притеснили семейство пророка, мир им. Однако это все же не приводило меня к тому, чтобы я постоянно ругал и проклинал их.
К этому вопросу я подходил с точки зрения нравственности, несмотря на мое мнение о сподвижниках в то время.
Я считал, что в самой основе вера не может призывать к такого рода практике. Я никогда не слышал, чтобы какая-то религия побуждала своих последователей поносить покойных и наслаждаться их проклинанием, даже, боже упаси, при справлении нужды. А ведь именно об этом пишет верховный шиитский исследователь Мухаммад ат-Тавсиркани в своей книге «Ла’али аль-ахбар» (4/92): «Знай же, что наиболее подходящим местом, временем и состоянием для их проклинания – да пребудет над ними проклятие – является твое пребывание в уборной. Повторяй несколько раз после каждого испражнения, мочеиспускания и подмывания: «О Аллах, прокляни ‘Умара, затем Абу Бакра, ‘Умара затем ‘Усмана, ‘Умара затем Му‘авию, ‘Умара… О Аллах, прокляни ‘Айшу, Хафсу, Хинд, Умм аль-Хакам и всех, кто согласился с их делами до Судного дня»!!!
Однако больше всего меня поражало то, что действия, которые в глубине души я считал порочными и неверными, являлись одним из плодов того подстрекательского мышления, которое существует против сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Наши предания со всей откровенностью возбуждали в нас провокационное и вызывающее отношение к сподвижникам и к тем, кто как-либо с ними связан. Сперва они содержали обвинения сподвижников в неверии и вероотступничестве, а затем проклятия в их адрес и отречение от них. Все это зафиксировано и записано в наших древних и современных книгах, что общеизвестно.
Например, сообщение, приводимое в «Риджал аль-Кашши» (передачики аль-Кашши) со слов Ханнана бин Садира, от его отца, от Абу Джа‘фара, мир ему, который сказал: «После смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди отреклись от религии, кроме трех». Я спросил: «Кто эти трое?» Он сказал: «Аль-Микдад бин аль-Асвад, Абу Зарр аль-Гифари и Салман аль-Фариси». Прошло совсем немного времени, как люди узнали об этом. (Далее Абу Джа‘фар) сказал: «Те (т.е. трое сподвижников – прим. редактора) находились в центре внимания и отказались присягнуть Абу Бакру, пока люди не привели повелителя правоверных (т.е. Али – прим. редактора) силой, и он не присягнул (Абу Бакру)»(1).
В шиитских преданиях говорится, что к этим троим присоединились четверо других, чтобы довести число верующих во времена сподвижников, как они утверждают, до семи человек, но не более.
Об этом повествуют предания, в которых говорится: «Сообщается со слов аль-Хариса бин аль-Мугиры ан-Насри, который сказал: “Я слышал, как ‘Абд аль-Малик бин А‘йун не переставал спрашивать Абу ‘Абд Аллаха (т.е. Джафар ас-Садик – прим. редактора), да будет доволен им Аллах, до тех пор, пока тот не сказал: “Тогда выходит, что пропали люди”(1). Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, о Ибн А‘йун, пропали все!” Я спросил: “Все, кто живет на востоке и на западе?!” Он ответил: “Поистине, их заблуждение раскрылось. Да, клянусь Аллахом, они пропали, кроме троих. Затем к ним присоединился Абу Сасан»(2).
Взывание к двум курейшитским идолам и другие мольбы, полные проклятий в адрес Абу Бакра и ‘Умара, а также уподобление их обоих истуканам, жрецам и лжебогам, является не более чем одним из плодов этого мышления, обвиняющего в неверии сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
После глубоких размышлений над словами Всевышнего Аллаха:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние»(1) (сура «Покаяние», аят 100), – я обнаружил, что в них со всей ясностью говорится о том, что Всевышний Аллах доволен мухаджирами, ансарами и опередившими остальных (праведниками). Особенно среди них выделяются: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Тальха, аз-Зубайр, Са‘д бин Абу Ваккас, ‘Абд Аллах бин Мас‘уд, Са‘д бин Му‘аз… И здесь читатель может назвать имя любого из тех, кого сегодня проклинают шииты.
Тогда я спросил себя: «Как разумный человек может утверждать, что сподвижники несправедливо притеснили ‘Али, да будет доволен им Аллах, и захватили халифат, тогда как Всемогущий и Великий Господь сообщает нам в этом аяте, что Он доволен ими и приготовил для них Райские сады?!»
Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умирая, остался доволен сподвижниками, во главе которых были три халифа – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах – и были ниспосланы восхваляющие их аяты, которые читаются и по сей день, а затем они впали в смуту после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более того, были обвинены в искажении Корана и изменении предписаний религии, то знал ли Аллах, что они отвернутся от веры после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нет?! Если Он знал об этом – а каждый мусульманин убежден, что Всевышнему Аллаху известно прошлое и будущее, – то каково же тогда суждение относительно читаемых аятов, содержащих хвалу в адрес сподвижников, которые превратились у шиитов в лицемеров и вероотступников?!
Хотел ли Пречистый и Всевышний Аллах, лишенный каких-либо пороков и недостатков – я прошу у Него прощения за последующие слова – обмануть Своего посланника, восхвалив их и высказав Свое довольство ими в Коране, сделав их свояками и доверенными лицами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы они затем отвернулись от религии после его смерти?!
Разве подобные рассуждения не являются возведением напраслины на Пречистого и Всевышнего Аллаха, являющееся неверием?!
Почему тогда Аллах не упомянул в Коране об их истинных качествах и о том, до чего они дойдут после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует?!
Я не нашел ни одного ответа, который успокоил бы мою душу, за исключением следующего: Пречистый и Всевышний Аллах, высказав Свое довольство сподвижниками, и обрадовав их раем как в Коране, так и через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что они останутся на пути Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунны:
لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنْزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحاً قَرِيباً
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом(1) в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (сура «Победа», аят 18).
«Никому категорически не дозволяется колебаться либо сомневаться в тех, о ком Пречистый Аллах сообщил нам, что Он знал, что у них в сердцах, остался доволен ими и ниспослал им покой»(1).
ВРЕМЕННЫЙ БРАК
Что касается временного брака, то, несмотря на его дозволенность у шиитов – более того, желательность – с самого начала у меня в душе было что-то отвергающее эту практику. Я чувствовал это еще до того, как своими глазами прочел шариатские доводы, запрещающие временный брак. Если я слышал, что кто-нибудь ведет дискуссии, защищая временный брак, я стеснялся вступать с ним в прения, задавая лишь единственный вопрос: «Ты желаешь этого для своей сестры?», – на что следовал стыдливый ответ: «Нет», иногда сопровождаемый гневом.
На самом же деле разрешение на временный брак носило кратковременный характер и было вызвано крайними обстоятельствами. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил такой брак вплоть до Судного дня, о чем говорится в ясных и достоверных хадисах. Удивительно, но в самом шиитском наследии имеются предания от имамов из семейства пророка, да будет доволен ими Аллах, со всей очевидностью запрещающие и порицающие временный брак, на которые шииты ничем не могут ответить.
Так, со слов ‘Абд Аллаха бин Синана передается следующее: «Я спросил Абу ‘Абд Аллаха, мир ему, о временном браке, и он мне ответил: “Не пачкай себя этим”».
Сообщается, что ‘Али бин Йактин сказал: «Я спросил Абу аль-Хасана (т.е. ‘Али бин Абу Талиба – прим. редактора), мир ему, о временном браке, и он мне ответил: “Что тебе до него, ведь Аллах не сделал тебя нуждающимся в нем?!”».
Сообщается со слов Хишама бин аль-Хакама от Абу ‘Абд Аллаха, мир ему, который сказал: «У нас его заключают только грешники»(1).
Что касается ат-Туси, то он в своей книге «аль-Истибсар» (3/142) сообщает со слов ‘Амра бин Халида от Зайда бин ‘Али, от его отцов, что ‘Али, мир ему, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо домашних ослов и временный брак».
Приведя это сообщение, он (ат-Туси) ничего не мог сказать, кроме следующего: «Это сообщение следует относить к принципу “сокрытия” такыййа (благоразумное сокрытие своей истинной веры в силу неблагоприятных обстоятельств), поскольку оно совпадает с мазхабом черни(2)».
Он отверг этот хадис по причине его совпадения с тем, чего придерживаются сунниты, несмотря на то, что сам считал это сообщение достоверным!