Слова Всевышнего «Могущественного, Мудрого» - это два имени Всевышнего Аллаха. Из них вытекает, что у Аллаха есть два качества: могущество и мудрость
(34) Слова автора «И её смысл, нет истинного объекта поклонения кроме Аллаха», то есть смысл слов «нет божества кроме Аллаха» не такой, как говорят люди заблуждения. Они говорят, что их смысл, это «нет Творца и Кормящего кроме Аллаха». Эти слова указывают на Единство Аллаха в Господстве, которое признавали многобожники, но они отказывались произносить слова «нет божества кроме Аллаха». Сказал Всевышний: «Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха» - они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?»»2, их божеств, то есть их объектов поклонения. «Одержимого поэта» под этим они подразумевали Посланника, мир ему и благословения Аллаха, и описали его поэзией и одержимостью, потому что он сказал им: «Скажите: «Нет божества кроме Аллаха»» и запрещал им поклоняться идолам. И когда он сказал им: «Скажите: «Нет божества кроме Аллаха» - они сказали: «Неужели он обратил богов в Единого бога? Воистину, это нечто удивительное!»3, они считали, что божеств много. Эти аяты указали на то, что смысл шахады будет «нет истинного объекта поклонения кроме Аллаха». А если бы её смысл был «нет Творца и Кормящего кроме Аллаха», то они не отказались бы произнести её, так как они подтверждали, что Аллах является Творцом и Кормящим и даже не оспаривали это. Потому что когда они были спрошены: «Кто сотворил небеса и землю», они отвечали: «Аллах». Когда их спрашивали: «Кто сотворил вас? Кто наделяет вас уделом? Кто тот, который оживляет, умерщвляет и управляет землёй?», они отвечали: «Аллах». Они признавали всё это. Если бы это было смыслом слов «нет божества кроме Аллаха» они бы не подтверждали это. Однако, смысл этих слов «нет истинного объекта поклонения кроме Аллаха».
Если ты скажешь: «Нет объекта поклонения кроме Аллаха», то это будет большой ошибкой. Потому что ты будешь отрицать Аллаха в числе остальных божеств, возвышен Аллах от подобного. Однако, если ты ограничишь эти божества и скажешь: «истинного», то ты будешь отрицать все божества кроме Аллаха Всевышнего. Обязательно нужно говорить: «Нет истинного объекта поклонения кроме Аллаха», а потом разъяснять смысл этого.
То есть шахады.
Выстроившиеся в ряды 35-36.
Сод 5. 79
И её1 толкование, которое разъясняет её, слова Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь»2. (35)
А также слова Всевышнего: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами»»3. (36)
Слова «Нет божества» - это отрицание божественности от всех кроме Аллаха. А слова «кроме Аллаха» - это утверждение божественности только для одного Аллаха, у которого нет сотоварища. Слова «Нет божества кроме Аллаха» содержат в себе отрицание и утверждение. В Таухиде обязательно должно быть отрицание и утверждение. И не будет достаточно одного утверждения, также как не будет достаточно одного отрицания. Напротив, необходимо чтобы было отрицание и утверждение, как сказал Всевышний: «И тот, кто проявит неверие4 в тогута и уверует в Аллаха»5, а также: «Поклоняйтесь Аллаху и ничего не приобщайте Ему в сотоварищи»6.
Если скажет человек: «Аллах божество», то этого не будет достаточно. Так как аль-Лят божество, аль-‘Узза божество и аль-Манат божество, все идолы называются божествами. Обязательно он должен сказать: «Нет божества кроме Аллаха» и обязательно нужно совместить отрицание и утверждение, чтобы осуществлялся Таухид и отвергался Ширк.
(35) Лучшее, чем толкуется Куран – это Куран. И Аллах растолковал слова «Нет божества кроме Аллаха» в Куране, а это слова друга Аллаха Иброхима, мир ему и благословения Аллаха, которые упомянул Аллах: «я не имею отношения» - это отрицание «Нет божества», «кроме того, кто сотворил меня» - это утверждение, то есть «кроме Аллаха». Этот аят в точности растолковывает смысл слов «Нет божества кроме Аллаха».
(36) Слова Всевышнего «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей». Этот аят из суры «Семейство ‘Имрана» был ниспослан по поводу христианской делегации из Наджрана, которая пришла к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, задавала ему вопросы и диспутировала с ним. Они являлись христианами из арабских христиан и между пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и ними был долгий разговор. В конце концов, пророк, мир ему и
То есть шахады.
Украшения 26-28.
3 Семейство ‘Имрана 64.
То есть будет ненавидеть его, отстраняться от него и враждовать с ним.
Бакара 256.
Женщины 36 80
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
благословения Аллаха, потребовал от них сделать аль-Мубахаля1: «Скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»»2. И когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, потребовал от них сделать аль-Мубахаля, они испугались и отказались делать её. Они стали выплачивать ему Джизью, потому что они узнали, что они пребывают в заблуждении и что он является посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха.
Аль-Мубахаля, то есть мольба о проклятии для лжеца при споре. Те христиане знали, что они лжецы, и если бы они сделали аль-Мубахаля, то на них бы снизошёл огонь и сжёг бы их на том же месте. Поэтому они сказали: «Нет, мы не будем делать аль-Мубахаля, и будем выплачивать джизью», и пророк, мир ему и благословения Аллаха, принял от них выплату джизьи. Стало ясно христианам, что это Аллах приказал пророку сделать аль-Мубахаля.
В этом аяте содержится смысл слов «Нет божества кроме Аллаха». Слова Всевышнего: «что мы не будем поклоняться никому» - это отрицание, а его слова: «кроме Аллаха» - это утверждение, и это та справедливость, на которой держатся небеса и земля. Небеса и земля держатся на Таухиде и справедливости, и мы никого не придаём в соучастники Аллаху в своём поклонении, ни Масиха, о котором заявляют христиане, что он господь, и поклоняются ему наряду с Аллахом. Также мы не придаём в соучастники Аллаху других, будь то Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, или кто-либо другой из пророков. Также мы не придаём в соучастники Аллаху праведников и угодников: «что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей».
Слова Всевышнего «и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом», как это делали христиане, которые сделали своих священников и монахов господами наряду с Всевышним Аллахом. Как сказал Всевышний: «Они сделали своих первосвященников и монахов господами наряду с Аллахом, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу»3. Разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что такое «делать своих первосвященников и монахов господами наряду с Аллахом», а это подчинение им когда они разрешают то, что запретил Аллах или запрещают то, что Он разрешил. Вот таким вот образом они делают их господами наряду с Аллахом. Потому что тем, кто устанавливает для людей законы, разрешает и запрещает, является Всевышний Аллах4.
Слова Всевышнего «Если же они отвернутся», то есть не примут призыв Таухида, «то скажите: «свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами»». Свидетельствуйте перед ними, что вы являетесь единобожниками, а они являются неверными, и разъясните им их заблуждение. В этом аяте прямое заявление о непричастности к религии многобожников. В словах «свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами» содержится приказ объявлять и обнародовать ложность