Учебно-методические материалы
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.1 Тематический план дневного отделения
Всего 3 кредита
Наименование темы | Лекции | Семинар | Лаборат | СРСП | СРС |
1. Антропология как наука о человеке. | - | ||||
2. Разделы антропологии. | |||||
3. Методы антропологии | |||||
4. Антропогенез. | |||||
5. Основные стадии эволюции человека. | |||||
6. Расоведение. | |||||
7. Основные факторы расоброзования. | |||||
8. Морфология человека. | |||||
9. Возрастная антропология | |||||
10. Общая периодизация онтогенеза | |||||
11. Основные этапы постнатального онтогенеза | |||||
12. Биологический возраст и его критерии. | |||||
13. Основные проблемы конституциональной антропологии. | |||||
14. Понятие о конституции | |||||
15. Некоторые аспекты конституции. | |||||
Всего (часов) | - |
Тематический план заочного отделения
2 года обучения
Всего 3 кредита
Наименование темы | Лекции | Семинар | Лаборат | СРСП | СРС |
16. Антропология как наука о человеке. | - | ||||
17. Разделы антропологии. | |||||
18. Методы антропологии | |||||
19. Антропогенез. | |||||
20. Основные стадии эволюции человека. | |||||
21. Расоведение. | |||||
22. Основные факторы расоброзования. | |||||
23. Морфология человека. | |||||
24. Возрастная антропология | |||||
25. Общая периодизация онтогенеза | |||||
26. Основные этапы постнатального онтогенеза | |||||
27. Биологический возраст и его критерии. | |||||
28. Основные проблемы конституциональной антропологии. | |||||
29. Понятие о конституции | |||||
30. Некоторые аспекты конституции. | |||||
Всего (часов) | - |
Тематический план заочного отделения
3 года обучения
Всего 3 кредита
Наименование темы | Лекции | Семинар | Лаборат | СРСП | СРС |
31. Антропология как наука о человеке. | - | ||||
32. Разделы антропологии. | |||||
33. Методы антропологии | |||||
34. Антропогенез. | |||||
35. Основные стадии эволюции человека. | |||||
36. Расоведение. | |||||
37. Основные факторы расоброзования. | |||||
38. Морфология человека. | |||||
39. Возрастная антропология | |||||
40. Общая периодизация онтогенеза | |||||
41. Основные этапы постнатального онтогенеза | |||||
42. Биологический возраст и его критерии. | |||||
43. Основные проблемы конституциональной антропологии. | |||||
44. Понятие о конституции | |||||
45. Некоторые аспекты конституции. | |||||
Всего (часов) | - |
Тезисы лекционных занятий
Лекции 1: Антропология как наука о человеке.
Тезисы лекции
Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.
Антропология в переводе с греческого языка означает наука о человеке. Этот термин введен Аристотелем, и он использовал данное понятие главным образом при исследовании духовной сущности человека, и в течение длительного времени им обозначались все знания о человеке — от анатомии до истории.
Впервые термин «антропология» встречается в названии книги Магнуса Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела», вышедшей в 1501 году в г. Лейпциге. Автор данной книги затрагивает физическую организацию человека, а об индивидуальных вариациях человека пишет итальянец Галеаццо Капелла в книге «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», вышедшей в 1533 году.
Таким образом, в Европе термин «антропология» имеет двойное понимание, с одной стороны, антропология — это наука о человеческом теле, а с другой — это наука о человеческой душе. В настоящее время в большинстве стран Европы антропология рассматривается как наука о естественной истории человека.
Антропология стоит в центре наук о человеке, и многие области специальных наук являются одновременно и отраслями антропологии.
Основная литература:1, 2, 10,11,12,17
Дополнительная литература: 28
Лекция 2 Разделы антропологии
Тезисы лекции
Классическими разделами антропологии являются: 1) учение об антропогенезе, 2) расоведение (этническая антропология), 3) морфология человека. Антропогенез - процесс биологической эволюции предшественника человека, развитие его трудовой деятельности, речи. Расоведение (этническая антропология) занимается исследованием биологического сходства и различия географических рас Homo sapiens (Человека разумного), причин и времени их возникновения, а также значения для существования современного человека. Морфология человека изучает факторы и законы изменчивости биологической природы человека.
Все разделы антропологии взаимосвязаны между собой. Морфология человека дает знание механизмов, которые обусловили возникновение особенностей человека. Расоведение использует информацию из области антропогенеза, касающуюся времени и места возникновения особенностей скелета, отличающих расы человека. Антропология по сути является классификацией временного и пространственного многообразия человека.
Антропология необходима для построения научной картины мира и определения места человека в нем. Этногенез народов исследуется антропологами наряду с представителями общественных наук. Антропология доказывает несущественность для социальной жизни расовых отличий современного человечества. В антропологии развивается учение о конституции человека как совокупности индивидуальных морфологических и функциональных его особенностей. Антропометрические исследования находят применение в эргонометрических моделях, используемых для производства предметов личного потребеления. Возрастная антропология и знание полового диморфизма человека необходимы для медицины.
Основная литература: 1, 2, 10,11,12,17
Дополнительная литература:28