Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и государственной жизни. Никакие групповые, партийные или государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов человека.
Руководствуясь общими принципами демократии, гуманизма, социальной справедливости и исходя из уроков собственной истории, Съезд народных депутатов СССР принимает настоящую Декларацию:
Статья 1. Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации.
352 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
Осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей. Каждый человек несет конституционные обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества.
Статья 2. Положения Деклараии имеют прямое действие и обязательны к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами.
Все права и свободы, закрепленные в Декларации, подлежат судебной защите.
Статья 3. Все граждане равны перед законом и имеют равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.
Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Статья 4. Каждому человеку обеспечивается право на пользование родным языком, обучение на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры.
Прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ по расовым и национальным признакам не допускается.
Статья 5. Никто не может быть лишен гражданства или права на изменение гражданства.
Каждому гражданину, находящемуся за пределами своего государства, гарантируется правовая защита.
Статья 6. Каждый человек имеет право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений и распространение их в устной или письменной форме. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается.
Идеологическая, религиозная, культурная свобода гарантируется. Не должно существовать никакой государственной идеологии, вменяемой в обязанности граждан. Никто не может быть подвергнут преследованию за свои убеждения.
Глава 9. Человек в системе российского права
Статья 7. Свобода совести и религии гарантируется. В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные или атеистические взгляды, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Гарантируется свобода отправления религиозных обрядов.
Статья 8. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций, в соответствии с законодательством Союза ССР и суверенных государств.
Статья 9. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, участвовать в массовых движениях.
Права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных организациях, массовых движениях, а также в представительных органах власти, гарантируются законом.
Статья 10. Каждый человек в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеет право равного доступа к любым должностям в государственных органах, учреждениях и организациях.
Статья 11. Каждый гражданин имеет право свободно избирать и быть избранным в органы власти на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, непосредственно участвовать в решении государственных дел, в том числе путем референдума.
Статья 12. Каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей.
Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.
Статья 13. Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
354 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Государство защищает от незаконных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность.
Статья 14. Каждый имеет право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни.
Статья 15. Неприкосновенность личности гарантируется.
Никто не может быть подвергнут аресту или незаконному* содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебную проверку и обжалование этих действий.
Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется.
Статья 16. Каждый человек имеет право на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Статья 17. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.
Статья 18. Неприкосновенность жилища гарантируется. Никто не имеет права войти в жилище и проводить обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 19. Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и использование других средств связи гарантируется.
Изъятия из этого правил допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 20. Брак основывается на добровольном согласии и равноправии женщины и мужчины. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
Статья 21. Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и
Так в наспех принятой поправке. — А. К.
Глава 9. Человек в системе российского права
местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом.
Граждане имеют право покидать свою страну и возвращаться в нее, не могут быть высланы из страны.
Статья 22. Каждый имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд и его результаты, включая возможность распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, право на свободный выбор работы и отказ от работы, на благоприятные условия труда, на гарантированный государством минимум оплаты труда и на защиту от безработицы. Каждъш без какой-либо дискриминации имеет право на равное вознаграждение за равный труд.
Трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров, а также право на забастовку.
Принудительный труд запрещен законом.
Статья 24. Каждый человек имеет право на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом. Неотчуждаемое право быть собственником является гарантией осуществления интересов и свобод личности.
Статья 25. Каждый человек имеет право на достаточный и достойный жизненный уровень, улучшение условий жизни, социальную защищенность. Гарантируется право на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, утраты кормильца, при рождении ребенка.
Статья 26. Каждъш человек имеет право на образование. Начальное образование обязательно. Профессиональное, среднее специальное и высшее образование должно быть доступным для всех в соответствии со способностями каждого. Обучение в государственных учебных заведениях бесплатно.
Статья 27. Каждый человек имеет право на поддержку государства в получении и постоянном пользовании благоуст-
356 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
роенным жилым помещением в домах государственного или общественного жилого фонда, в индивидуальном жилищном строительстве. Никто не может быть произвольно лишен жилища иначе как на основаниях, установленных законом.
Статья 28. Каждый человек имеет право на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения.
Статья 29. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями.
Статья 30. Осуществление прав и свобод несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.
Статья 31. Право народов на самоопределение не должно входить в противоречие с правами и свободами человека, провозглашаемыми настоящей Декларацией.
Подводить итог сказанному — все равно что сыпать соль на еще незажившую рану. Безусловно, права Е. А. Лукаше-ва: "Процессы, произошедшие после победы Октября, не были случайными отклонениями в развитии страны. Они были закономерны для России с ее общинной, антииндивидуалистической идеологией, со слепым подчинением власти, с массовым психологическим неприятием любых личностных проявлений, с авторитарностью лжеколлективизма"1. Увы, это так. Но верно и то, что, не будучи реально обеспеченными правовыми средствами защиты, идеалы достоинства личности, внутренней свободы, высокой гражданственности стали уделом личного выбора (того самого тяжкого выбора, что и составляет подлинную свободу духа) пусть не большинства, но все же значительной части граждан нашей страны. Именно на сопротивляемость человеческого материала напоролся то-
1 Лукашева Е. А. Гл. VI. "Права человека и правовое государство" // Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С. 185—186. См. также: Кудинов О. А. К проблемам истории Российского государства: Государственно-правовые аспекты. Полемические заметки-эссе // Право и политика. 2001. № 4.
Глава 9. Человек в системе российского права
талитарный режим, рухнувший в одночасье, как трухлявое дерево, в августе 1991 г. В этом великая загадка и тайна homo soveticus'a, которую никак не переведешь на язык обычных правовых формулировок1. Может быть, это еще одно доказательство необходимости такой науки, как антропология права?
§ 3. Преодоление "классового права"
С принятия российского варианта Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г.)2 и внесения многочисленных поправок к Конституции 1978 г. начался отсчет новой эпохи в развитии правового статуса личности в постсоветской России. Собственно, уже в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. заявлялся курс на создание демократического правового государства, а провозглашение государственного суверенитета РСФСР объяснялось "высшей целью" - "обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах" (ст. 4 Декларации).
Первые годы ушли на преодоление сопротивления новому юридическому (т. е. антиэтатистскому) правопониманию и утверждению "персоноцентристского" выбора правовых ориентиров. Свидетельством этого для истории остались многочисленные конституционные компромиссы в виде 200 по-
1 Как знать, возможно будущие исследователи посвятят свои работы и проблеме "многоукладное'™" правосознания советского человека, не зря же П. И. Новгородцев предрекал: "То, что традиционному западному взгляду кажется искажением понятий, есть в действительности дух новой жизни, который начинает давать о себе знать в истории. Время от времени понятия должны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь" (Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995. С. 387). ; Полный текст см.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865, либо: Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Т. 1. М., 1998. С. 387—392.
358 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
правок к действовавшей Конституции 1978 г., "войны" указов Президента с постановлениями Верховного Совета (позднее к этой "войне" подключился и Конституционный Суд). Тем не менее уже в 1991—1993 гг. удалось провести ряд законопроектов, существенно расширивших личные, особенно гражданские, права:
- Закон "О реабилитации жертв политических репрес
сий" (18 октября 1991 г.) (здесь и далее — дата первоначаль
ного утверждения закона без последующих изменений и до
полнений);
- Закон "О языках народов РСФСР" (25 октября 1991 г.);
- Закон "О гражданстве Российской Федерации" (28 но
ября 1991 г.);
- Закон "О безопасности" (15 марта 1992 г.);
- Закон "О беженцах" (19 февраля 1993 г.);
- Закон "О вынужденных переселенцах" (19 февраля
1993 г.);
- Закон "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" (25 февраля 1993 г.);
- Закон "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и житель
ства в пределах Российской Федерации" (25 июня 1993 г.);
— Закон "О государственной тайне" (21 июля 1993 г.).
Эти законы высоко подняли планку правозащитного нормотворчества, определили основные вехи в продвижении к новой Конституции, работа над которой шла все лето и начало осени 1993 г. на Конституционном Совещании в сложной политической ситуации противостояния законодательной и исполнительной властей, приведшего сначала к известному Указу Президента от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" ("Безопасность России и ее народов - - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти"), а затем к трагическим вооруженным столкновениям октября 1993 г. Могу засвидетельствовать как участник Конституционного Совещания: в этой ситуации работа над "правозащитной" частью Конституции была как бы дана "на откуп" сторонникам либе-
Глава 9. Человек в системе российского права
рально-демократического проекта, в то время как над "институциональной" частью трудились адепты сильной президентской власти. Это обусловило известное противоречие между демократическим и авторитарным элементами в российской Конституции, на которое мы уже обращали внимание1.
Существуют различные оценки вклада Конституции 1993 г. в создание новой концепции прав и свобод человека и гражданина в современной России даже со стороны правоведов, казалось бы, исповедующих одну — антипозитивистскую, ли-бертарную — правовую идеологию. Так, В. С. Нерсесянц, подводя итог поискам нового типа правопонимания в постсоветское время, признает: "Новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридическое мировоззрение, новая правовая идеология), присущий Конституции 1993 г., опирается на исторически апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюдения права и справедливости в общественной и государственной жизни людей. Такое человекоцентристское правопони-маниеможно охарактеризовать как определенный вид (направление) юридического правопонимания — как своеобразный естественноправовой вариант в рамках общей концепции различения и соотношения права и закона"2. Иного мнения Н. В. Варламова, высказывающая в своем глубоком по мыслям очерке постсоциалистического права более скептические оценки: "Идеология естественных и неотчуждаемых прав человека, свобода и формальное равенство субъектов как базовые принципы правового регулирования, презумпция связанности государства правом порождены не российской социальной практикой. Более того, они до сих пор должным образом не восприняты массовым и профессиональным правосознанием. Рискну утверждать, что принципы современного конституционализма оказались в Конституции 1993 г. "случайно", стараниями ученых и под влиянием всеобщей демократической эйфории. Но западные концепции и модели плохо прижива-
1 См.: Ковлер А. И. Конституционные основы новой российской государ
ственности // Становление новой российской государственности: Ре
альность и перспективы. М., 1996. С. 23—34.
2 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 188.
360 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
ются на российской почве"1. Никто не оспаривает универсального (т. е. не российского) происхождения идеологии прав человека, хотя в теорию прав второго и третьего поколений мы внесли свой вклад. А вот относительно "западных" концепций и моделей можно поспорить. Думается, в Конституции возобладала модель здравого смысла,которую наша страна и ее граждане наконец заслужили.
На одном из семинаров по правовому статусу личности в современной России со студентами Академического правового университета мы провели своеобразную инвентаризацию тех положений Конституции 1993 г., которые имели своей целью преодоление практики нарушений прав человека в советскую эпоху. (Кстати, проведение такого анализа с французскими и итальянскими студентами оказалось практически невозможным: им непонятен "тайный код" многих наших конституционных норм.) Составился впечатляющий каталог.
Тезис: Подчиненность личности Государству. Государство — источник норм, регулирующих статус гражданина.
Антитезис: Статья 2 Конституции 1993 г.:
"Человек, его права и свободы являются высшей ценно-съю. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".
Тезис: КПСС — ядро советской политической системы, руководящая роль КПСС закреплена в ст. 6 Конституции СССР.
Антитезис: Статья 3, часть 4 Конституции 1993 г.:
"4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Тезис: Граждане, порочащие социалистический строй, лишались советского гражданства (Ростропович, Вишневская, Солженицын, Любимов и многие другие). Выход из гражданства — предательство.
Антитезис: Статья 6, часть 3 Конституции 1993 г.:
"3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".
1 Варламова Н. В. Постсоциалистическое общество, право и государство в России // Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 719—720.
Глава 9. Человек в системе российского права
Тезис: В социалистическом обществе существуют только общенародная и коллективная (колхозная) собственность. Частная собственность недопустима.
Антитезис: Статья 8, часть 2 Конституции 1993 г.: "2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
Статья 35, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами".
Тезис: И Конституция СССР, и партийные документы провозглашали идейное единство советского народа, марксизм-ленинизм был официальной идеологией государства, никакой многопартийности не допускалось.
Антитезис: Статья 13, части 1—3 Конституции 1993 г.: " 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в ка
честве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое
многообразие, многопартийность".
Тезис: Нередко ограничения прав граждан оформлялись закрытыми Положениями и Инструкциями ЦК КПСС, Совмина, КГБ, МВД и т. д.
Антитезис: Статья 15, часть 3 Конституции 1993 г.:
"3. ...Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".
Тезис: Любые попытки обязать советское государство выполнять взятые на себя международные обязательства в области прав человека воспринимались как "вмешательство во внутренние дела суверенного государства" (Советский Союз ратифицировал Факультативный протокол Международного пакта о гражданских и политических правах только в октяб-
362 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
ре 1991 г.). Любая жалоба за рубеж — антипатриотический акт, сравнимый с предательством.
Антитезис: Статья 15, часть 4 Конституции 1993 г.:
"4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Статья 45, часть 2 Конституции 1993 г.:
"2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".
Статья 46, часть 3 Конституции 1993 г.:
"3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".
Тезис: Советская правовая доктрина признавала только обретенные (октроированные) права гражданина. Концепция естественных прав допускалась применительно к буржуазной правовой идеологии.
Антитезис: Статья 17, часть 2 Конституции 1993 г.:
"2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".
Тезис: Следственными органами, и не только ими, применялись (и, увы, нередко применяются и сейчас) недозволенные методы дознания, к задержанным и заключенным применялись (применяются) жестокие меры обращения. В 40— 50-е годы над военнослужащими проводились эксперименты по воздействию на человека последствий атомных взрывов.
Антитезис: Статья 21, часть 2 Конституции 1993 г.:
"2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".
Тезис: Органы госбезопасности и внутренних дел, партийные комитеты широко практиковали сбор информации о
Глава 9. Человек в системе российского права
частной жизни граждан, включая такие способы, как вскрытие корреспонденции, "прослушки" и т. п.
Антитезис: Статья 23, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".
Статья 24, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".
Тезис: При поступлении на учебу, на работу среди прочих сведений необходимо было указывать национальность (печально известный "пятый пункт"). В свидетельство о рождении и в паспорт гражданина вносилась запись о его национальности.
Антитезис: Статья 26, часть 1 Конституции 1993 г.: " 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".
Тезис: Свобода передвижения человека — элементарное право. Однако в СССР существовали огромные "закрытые зоны" и города, на посещение которых требовалось особое разрешение. Поездки за рубеж строго лимитировались. Миллионы граждан входили в разряд "невыездных" .
Антитезис: Статья 27, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
364 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
Тезис: Некоторые особенно "зловредные" диссиденты высылались из страны (Солженицын, Буковский, Щаранский).
Антитезис: Статья 61, часть 1 Конституции 1993 г.:
"1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".
Тезис: Начиная со знаменитых "московских процессов" 30-х гг. в обиход общественной жизни вошли "покаяния" с отказом от прежних взглядов. Впоследствии "покаянный синдром" распространился на творческие союзы, на партийные органы, на трудовые коллективы.
Антитезис: Статья 29, части 1, 3 Конституции 1993 г.:
"1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
Тезис: Любая предназначенная для печати информация обязательно проходила "литование", т. е. цензуру. Существовали огромные закрытые списки сведений, составляющих государственную и служебную тайну. Распространение "враждебной" литературы и "самиздата" карались законом (знаменитая ст. igf^YK).
Антитезис: Статья 29, части 4, 5 Конституции 1993 г.:
"4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".
Тезис: Участие в молодежных организациях (октябрят-ских, пионерских, комсомольских) было практически обязательным. Поголовным было членство в Красном Кресте, ДОСААФе. Больничный лист выписывался только членам профсоюза (отсюда 100-процентный охват профсоюзами всех работающих).
Глава 9. Человек в системе российского права
Антитезис: Статья 30, часть 2 Конституции 1993 г.:
"2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".
Тезис: И в мирное, и в военное время широко использовался принудительный труд. Поездки на уборку урожая (ежегодная "битва за урожай") и на овощную базу тоже были своеобразной трудовой повинностью.
Антитезис: Статья 37, части 1, 2 Конституции 1993 г.:
"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен".
Тезис: Любая информация о природных катаклизмах и катастрофах строго дозировалась. Вопиющим примером "мании засекречивания" было "удержание" информации о Чернобыльской катастрофе.
Антитезис: Статья 41, часть 3 Конституции 1993 г.:
"3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для -жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".
Можно было бы и дальше продолжать эту увлекательную экскурсию из прошлого в настоящее. Но и того, что было сделано, оказалось достаточным, чтобы один студент с радостным изумлением воскликнул: "Ребята, из какого же дерьма нас вытащили!" Лучше не скажешь. Комментарии, как говорят, излишни.
Меньше всего хотелось бы представить несомненный прогресс в области правового статуса личности в постсоветской России как некое триумфальное шествие демократии и прав человека. И дело не только в противостоянии "социалистической" и "либеральной" тенденций в правовой сфере по принципу "кто кого", но и в объективных трудностях преодоления "классового права" как в правосознании должностных лиц, призванных обеспечивать неукоснительное соблюдение прав человека и гражданина, так и в правосознании миллионов граждан, оказавшихся психологически неготовыми к "свалившимся" на них правам и свободам.
366 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Действительно, права и свободы человека не стали реальной высшей ценностью. По некоторым показателям, прежде всего по степени социальной защищенности своих граждан, страна оказалась отброшенной на много лет назад. Произошла стремительная люмпенизация общества, когда миллионы ценных специалистов, некогда "прикормленные" государством, "не вписались" в рыночную экономику и испытали стремительный "социальный спуск" без каких-либо социальных гарантий со стороны государства. Десятилетиями советское государство развращало своих граждан имитацией социальной заботы о них (сейчас-то уже доказано, что на оплату труда и пособия шла ничтожная доля от стоимости произведенной продукции или экономического эффекта научно-технических открытий), нынешнее демократическое "социальное" государство месяцами задерживало зарплату своим "бюджетникам" и пенсию старикам — о каком гуманизме можно говорить без горькой иронии? Эти и другие негативные факторы, несомненно, усилили тенденции отчуждения личности от государства, отчуждения, которое не устранить одними лишь конституционными нормами и декларациями1.
Материальная задавленность миллионов людей, озабоченность их единственной проблемой — проблемой выживания, отсутствие традиций цивилизованных форм гражданского протеста подорвали и без того слабенькие позиции гражданского общества, способного структурировать правозащитные чаяния граждан. Ассоциативный и партийный бум 1989—1992 гг. как-то сошел на нет, осталась какая-то уродливая имитация многопартийности в виде столичной политической тусовки, никак не озабоченной защитой прав граждан. Энергия правозащитных организаций нередко уходит на борьбу за гранты и проведение семинаров.
Не снята острота проблемы создания более эффективных правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, прежде всего судебной защиты, ведь Конституция особо
1 См.: Гулиев В. Е., Колесников А. В. Отчужденное государство. М., 1998, особенно раздел: "Посттоталитарная государственность: лики алиенации". См. также: Гулиев В. Е. Протодемократическая государственность: Аксеологическия феноменология отчуждения // Право и политика. 2001. №5.
Глава 9. Человек в системе российского права
подчеркнула (и это тоже правовая новелла), что права и свободы человека являются непосредственно действующими (ст. 18) и судебно защищенными (ст. 46). Можно только согласиться с мнением академика Б. Н. Топорнина: "Судебная власть для того и утверждается, чтобы служить людям, удовлетворять их потребности в правосудии. Тем тяжелее сегодня воспринимать провалы в реализации именно этого принципа. На практике граждане не в состоянии полностью реализовать конституционное право свободного доступа к правосудию"1. И дело не в перегруженности судов (проблема — общая для многих стран), а в способности судов не только карать за совершенные правонарушения, но и восстанавливать нарушенное право гражданина. А это уже ставит проблему приоритетов, каковыми должны быть права и свободы человека как определяющий принцип взаимоотношений личности и государства2. Хочется надеяться, что дальнейшее усовершенствование нашей судебной системы приведет нас к созданию специализированных судебных органов (имеются в виду прежде всего административная и мировая юстиция), основной формой деятельности которых станет защита прав и свобод граждан.
Несмотря на очевидную правозащитную эффективность института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах (так, только в 1998—2000 гг. Уполномоченному поступило свыше 40 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод)3, ему еще не приданы властно-распорядительные полномочия зарубежных омбудсменов. Помимо пра-
1 Топорник Б. Н. Развитие судебной власти в России: Общие подходы
// Судебная реформа: Проблемы и перспективы. М., 2001. С. 35. См.
также: Михайловская И. Б. Судебная реформа: Стимулы и преграды.
С. 75—86.
2 См.: Стецовский Ю. И. Судебная власть. М., 1999. С. 119—120. См.
также: Судебный контроль и права человека / Под ред. В. М. Савицко
го. М., 1996; Хаманева Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав
граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.
:| Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., 2000. С. 3; Хаманева Н. Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граждан. М., 1998.
368 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
ва обращаться в компетентные государственные органы, суд, прокуратуру с ходатайством о принятии мер по устранению конкретных правонарушений, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ст. 31) имеет право лишь на "замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур". Между тем Уполномоченным подготовлен ряд специальных докладов с конкретными рекомендациями: "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами" (16 июля 1999 г.), "О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнос