Глава 1. Медитация - почему и как
Глава 2. Медитация влияет на нашу жизнь.. 9
Глава 3. Спокойствие и понимание. 13
Глава 4. Четыре друга. 18
Любящая доброта. 19
Сострадание. 24
Благожелательная радость.. 27
Спокойствие. 27
Глава 5. Медитация любящей доброты... 29
Глава 6. Пять препятствий.. 30
Чувственное желание. 30
Недоброжелательность.. 35
Лень и тупость.. 40
Беспокойство и тревога. 42
Скептическое сомнение. 45
Глава 7. Камма и перерождение. 46
Камма. 46
Перерождение. 49
Глава 8. Беседа о любящей доброте. 52
Глава 9. Четыре вида счастья. 62
Счастье от чувственного соприкосновения. 63
Божественное счастье. 63
Счастье концентрации.. 64
Счастье озарения. 66
Глава 10. Пять групп.. 68
Тело.. 70
Чувство.. 72
Восприятие. 72
Ментальные образования. 73
Чувственное сознание. 73
Глава 11. Десять добродетелей.. 74
Щедрость.. 75
Нравственное поведение. 76
Отречение. 76
Мудрость.. 78
Энергия. 78
Терпение. 80
Истина. 81
Решительность.. 82
Любящая доброта и спокойствие. 83
Глава 12. Четыре благородных истины и благородный восьмеричный путь.. 83
Четыре благородные истины... 85
Благородный восьмеричный путь.. 87
Глава 13. Новое начало.. 99
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга очень простая. И предназначена она для простых людей, которые встали на духовный путь, чтобы найти больше счастья и удовлетворения в своей жизни. Путь Будды прост, и простота эта означает, что любой человек с благородными намерениями и целеустремленностью может пойти по этому пути и освободить свое сердце и ум. И сердце, и ум должны сопровождать вас в этом путешествии, ведущим к освобождению от своего «я». Ум помогает понять и сделать заключение, он объединяет и разъединяет, тогда как сердце чувствует. Когда наши чувства освободятся от эмоциональных реакций и больше будут жить в любви и сострадании - своем естественном прибежище, тогда нашему уму откроются великие истины вселенской значимости. И чем больше мы будет жить этими истинами, тем больше будем приближаться к своему духовному освобождению. Я надеюсь, что эта книга, в соответствии с учением Будды, поможет указать на некоторые шаги на этом пути и помочь в этом путешествии.
Город Кундасале, Шри Ланка, в котором проводился десятидневный курс медитаций, стал также местом, где проходили беседы, послужившие материалом для этой книги. Хотя я и выступаю в качестве автора этой книги, ее появление не могло бы произойти без помощи и поддержки многих людей, каждый из которых сделал свой особый вклад в ее создании.
Участвующие в этом курсе студенты часто задавали тон этим беседам, и их вопросы стали причиной освещения многих тем, затрагиваемых в этих беседах. Стенли Вейгунвардена был руководителем этого курса и без его участия появление этой книги было бы просто невозможно.
Барбара Райф занималась записью на аудио пленку, а сестра Сангамитта печатала первую редакцию текста. Сестра Вайама читала корректуру рукописи. Катя и Амара следили за моим самочувствием, а Хельга делала мне массаж и оказывала моральную поддержку.
Все, кто меня поддерживал на Шри Ланке, в особенности господин Артур де Сильва, делали все возможное, чтобы в моем жилище я могла находится в покое и тишине и полностью отдаваться работе над этой книгой.
Как я могу выразить всю свою благодарность? Если хотя бы один человек смог найти свой путь к освобождению благодаря этой книге, то мои усилия оказались более, чем вознагражденными.
Глава 1. Медитация - почему и как
Почему медитация так важна? Должно быть, вы уже поняли что она важна, иначе вас здесь не было бы. Я хочу подчеркнуть, что медитация - это не какое-то дополнительное занятие, которым занимаются в свободное время, а нечто такое, что жизненно важно для нашего здорового существования.
Одним из наших абсурдных занятий является наше постоянное размышление о том, что будет, или что было. Те, кто молод, больше размышляют о будущем, потому что этого им отведено больше. Те, кто постарше, больше размышляют о прошлом, потому что для них эта область более обширна. Но чтобы испытать то, что есть жизнь, мы должны проживать каждое мгновение. Жизнь не началась где-то в прошлом. Это всего лишь наша память. И жизнь не будет происходить где-то в будущем. Это наши планы. Время, в котором мы действительно живем, - это настоящее, сейчас, этот самый миг, и как это не может показаться абсурдным, этому мы и будем учиться. Итак, прожив шестьдесят, семьдесят и даже восемьдесят лет, теперь мы должны по-настоящему научиться жить в настоящем. Когда мы этому научимся, то сможем сразу избавиться от массы проблем.
Как просто это звучит, и как трудно это выполнить. Любой, кто пытался это сделать, знает это. А те, кто еще не делал таких попыток, несомненно скоро узнают. Такая простая предпосылка, и такое непростое ее выполнение. Чтобы научиться проживать жизнь каждое мгновение, трудно найти лучший способ, чем медитация. Есть и другие стороны и грани у медитации, которые помогают нам.
Все мы достаточно искусны в том, что касается ухода за своим телом. Мы моем его, по крайней мере, раз в день, а то и чаще. Мы выходим из дома в чистых одеждах. Ночью мы укладываем свое тело на отдых. У каждого есть своя кровать. Мы не смогли бы подвергаться различным нагрузкам, если бы обходились без отдыха. У нас есть дом, в котором мы укрываем свое тело от дождя, ветра, солнца, жары и холода. В противном случае мы не могли бы нормально жить. Мы даем своему телу здоровую пищу, а не ту, которая может его отравить. Именно эту пищу мы считаем полезной для себя. И мы также делаем различные физические упражнения. По крайней мере, мы совершаем прогулки. Если мы этого не будем делать, то наши ноги атрофируются и мы не сможем ими пользоваться. В точности тоже самое следует делать и со своим умом.
По сути, это даже важнее, потому что ум является хозяином, тогда как тело всего лишь слугой. Какой бы ни был слуга сильный, молодой и энергичный, его работа не будет удовлетворительной, если у него хозяин слаб, распущен и не знает, что нужно делать. Хозяин должен направлять своего слугу. Даже когда слуга не так силен и энергичен, при рачительном и мудром хозяине в доме всегда будет порядок.
Ум и тело - это наш дом. Если дом внутри не в порядке, то и снаружи он будет тоже не в порядке. Место, где мы живем и работаем, зависит от того порядка, который установлен нами внутри дома. Поэтому хозяин, тот, кто за все отвечает, должен находиться в наилучшей своей форме.
Ничто в мире не может сравниться с умом или занять его место. Все вокруг сотворено с помощью нашего ума. Тем не менее, мы принимаем его как нечто данное нам, что является еще одним абсурдом. Ведь не принимаем же мы свое тело как нечто гарантированное нам навсегда. Если оно заболевает, мы тут же бежим за доктором. Когда оно проголодается, мы стараемся его поскорей накормить. Когда оно устает, мы спешим дать ему отдых. А как же происходит с умом? Только медитирующий человек ухаживает за умом.
Уход за своим умом приобретает особое значение, если жизнь становится направленной на то, чтобы научиться видеть глубину вещей. Иначе жизнь останется плоской. Жизнь большинства людей происходит в реальностях дня вчерашнего или дня завтрашнего, того, что есть хорошо или плохо, это мне нравится, а это не нравится, это я хочу приобрести, а это не хочу, это мое, а это не мое. Только тогда, когда ум соответствующим образом подготовлен, у нас появляется возможность увидеть и другие измерения бытия.
Первое, что нам нужно сделать с нашим умом, это хорошенько его промыть, прочистить, и ни раз, и ни два в день, как это мы делаем с нашим телом, но постоянно, пока мы находимся в бодрствующем состоянии. Чтобы это уметь выполнять, нам нужно этому научиться. С телом все очень просто - мы пользуемся водой и мылом. Мы научились этому еще тогда, когда были детьми. Ум же можно прочистить только умом. То, что умом было в него вложено, может быть изъято только им самим. Одна секунда концентрации в медитации равняется одной секунде очищения, ибо, к счастью, ум способен за один раз выполнять только что-то одно. Хотя Будда и сказал, что в уме может пронестись три тысячи мыслей за то время, когда человек успевает всего лишь моргнуть, с нами обычно такого не происходит и эти мысли не приходят одновременно все сразу. Мысли следуют одна за другой в быстрой последовательности, но никак не одновременно.
Когда мы концентрируемся, наши препятствия, или загрязнения, которых пять, не получают возможность проявиться, потому что ум способен выполнять только одно действие за один промежуток времени. Когда нам удается все больше и больше удлинять периоды концентрации, ум постепенно очищается от грязных накоплений.
Наш ум, этот уникальный инструмент во всей вселенной, есть то единственное, чем мы обладаем, другого у нас нет. Если бы у нас появился какой-то очень тонкий инструмент, то мы наверняка стали бы за ним ухаживать. Мы бы его тщательно протирали и счищали бы любые признаки ржавчины. Мы бы затачивали его там, где необходимо, смазывали маслом и пользовались бы им умеренно. И вот у нас есть этот замечательный инструмент, с помощью которого можно всего достичь, в том числе и просветления, и только от нас самих зависит дать ему надлежащий уход. В противном случае он не будет правильно работать.
Во время медитации мы учимся тому, как выбрасывать из ума все то, что нам не хотелось бы хранить. Мы храним только то, что составляет предмет нашей медитации. По мере того, как мы становимся все более искусны в медитации, мы начинаем пользоваться ее даром в нашей повседневной жизни для того, чтобы избавиться от нездоровых мыслей. Так наша практика медитаций помогает нам в нашей повседневной жизни, и наше внимание к благотворным мыслям в нашей повседневной жизни помогает нам в практике медитации. Тот, кто становится хозяином своих мыслей и овладевает искусством размышлять над тем, над чем он хочет размышлять, называется Архатом, или Просветленным.
Но пожалуйста, не удивляйтесь, если такое свободное течение мыслей не будет происходить постоянно. Это произойдет в какой-то момент, будьте в этом уверены. При этом возникает чувство огромного облегчения и высвобождения - когда человек, хотя бы на одно мгновение, может думать о том, что он хочет. Ведь тогда человек становится хозяином своего ума, а не наоборот, когда ум командует человеком. Быть в гуще всех тех мыслей, которые возникают, радостных или печальных, постоянно движущихся, мечущихся, - это то, от чего мы избавимся, научившись оставаться сосредоточенными на предмете медитации,
Наш второй шаг состоит в тренировке ума. Нетренированный ум подобен колеблющейся, неустойчивой массе, мечущейся от одного предмета к другому и находящей особую трудность в том, чтобы оставаться в одном месте. Возможно, вам это знакомо, когда читая книгу, вы, доходя до конца страницы, вдруг осознаете, что так и не знаете, о чем вы только что прочитали, и вам приходится прочитывать эту страницу опять. Ум нужно уметь тренировать находиться в одном месте, подобно тому, как тренируют пресс, мышцы рук при поднятии тяжестей. Нужно развивать мышцы ума. Сила может прийти только тогда, когда мы упражняем ум делать именно то, чего мы от него хотим, когда он неподвижно замирает тогда, когда мы этого захотим.
Это также разовьет его силу, потому что связано с отречением, позволением отдаться течению жизни. Все мы, не будучи Архатами, обладаем весьма ощутимым эго. Синдром «это я, это мое», или отношение типа «извините, но это мое и я с этим не собираются расставаться» создают все проблемы в мире. Всякий раз, когда мы думаем, разговариваем, читаем или смотрим фильм, нам нужно убеждаться в том, что этим мы укрепляем свое эго, вообще, используем ум в интересах эго. Величайшее отречение, возникающее в медитации, в том, чтобы оставить все мысли. Когда нет того, кто думает, тогда нет того, что утверждает эго.
Вначале оставление мыслей будет возможно только на какое-то мгновение, но это уже будет шаг в правильном направлении. Духовная тропа всегда ведет к безусловной сдаче существованию, позволению. В этом нет ничего такого, что можно было бы достичь или приобрести. Хотя эти слова используются довольно часто, они служат лишь способами самовыражения. В реальности духовная тропа - это тропа отречения, сдачи существованию, постоянного избавления от всего того, что нами построено вокруг себя. Сюда входит наше имущество, привычки, идеи, верования, стереотипы мышления. Остановить мышление во время медитации чрезвычайно трудно, так как это сравнимо с самоотречением, это момент, когда у эго нет поддержки. Когда это происходит впервые, то ум немедленно реагирует примерно так: «О, что это было?», и, конечно же, мышление после этого опять продолжается. Способность удерживать ум в одном месте помогает наращивать мускулы ума, прибавляет ему сил и могущества. Учение Будды является необычайно глубоким и значительным, и только глубокому и необычному уму под силу действительно понять внутренний смысл того, что он хотел сказать. Следовательно, нам нужно тренировать ум для того, чтобы достичь этой цели.
Телесная сила делает возможным выполнить то, что предназначено телу природой. Умственная сила делает возможным выполнить то же самое и с умом. Сильный ум не страдает от скуки, разочарований, депрессии или несчастья - он научился избавляться от того, чего не хочет. Практика медитаций дает ему для этого необходимые мускулы.
Ум, этот наиболее ценный и сложный инструмент во всей вселенной, также нуждается в отдыхе. Мы ни на минуту не останавливали мышление с самого раннего возраста, как в этой жизни, так и в течение множества жизней до нее. На протяжении дня мы думаем, а всю ночь видим сны. Ни на минуту уму нет покоя. Мы можем отправиться на отдых. Но кто, точнее, что отправляется на отдых? Наше тело. Оно отправляется к морю, в горы, или в незнакомую страну, но что происходит с умом? Вместо работы, на которую была направлена его деятельность дома, он теперь думает о всех тех красотах, звуках, запахах, связанных с новым местом. Ум не знает покоя. Он просто начинает думать о чем-то другом.
Если бы мы не давали телу отдыхать ночью, то оно не могло бы функционировать достаточно долго. Наш ум также нуждается в отдыхе, но это невозможно сделать во время сна. Ум может отдыхать по-настоящему только тогда, когда перестает думать и начинает испытывать впечатления, переживания. Ум можно сравнить с черным экраном, на котором показывают фильм без перерывов. Благодаря тому, что пленка с фильмом - наши мысли - движется постоянно, человек забывает, что все это происходит на экране, на который проецируется фильм.
Если мы на мгновение остановим движение этого фильма во время медитации, то сможем пережить качество чистого ума. Такой момент есть момент настоящего блаженства. Этот момент приносит такое ощущение счастья, сильнее которого испытать невозможно больше нигде и никак. Это счастье, которое не зависит ни от чего внешнего. Нельзя сказать, что оно приходит безусловно, но условие тут только одно - концентрация. Оно не зависит от хорошей еды или климата, правильного времяпрепровождения или правильных взаимоотношений с другими людьми, приятных откликов или окружающих предметов - все это является абсолютно ненадежным, потому что постоянно меняется. Концентрация же всегда остается надежным средством, если человек не перестает заниматься духовной практикой.
Как только наш внутренний монолог замолкает на мгновение, появляется не только тишина, но и ощущение глубокой удовлетворенности. Наконец-то ум нашел свой дом. Если у нас нет дома, где можно было бы укрыть свое тело, нам становится не очень приятно. И в равной степени нам неприятно не иметь дома для своего ума. Это молчаливое спокойное пространство и есть прибежище для ума. Он всегда может прийти к себе домой и отдохнуть там, поступая в точности так же, как и мы, когда приходим домой после работы и расслабляем свое тело вначале в удобном кресле, а потом ночью в кровати. Теперь и ум может расслабиться, оставить свою работу. Ведь думать - это значит страдать, вне зависимости от того, о чем мы думаем. Думать - значит производить движение, а значит происходит трение. Все, что движется, создает трение.
Когда мы расслабляем ум, даем ему покой, он приобретает новую силу и чувство радости, так как знает, что может отправиться домой в любое время, когда пожелает. То ощущение радости, которое приходит во время медитации, не оставляет в течение всего дня, потому что ум теперь знает, что ничего не нужно принимать всерьез, что он всегда может отправиться домой, где опять найдет покой и тишину.
В этом, пожалуй, самая главная причина, по которой мы никогда не будем довольны жизнью без медитации. Возможно, что внешне условия жизни будут весьма приятными, но они никогда не будут сравнимы с той наполненностью, удовлетворенностью, которую мы можем получить изнутри. Наше самоотречение, сдача существованию таит в себе новый взгляд на вещи, озарение, то есть, понимание того, что нашему эго постоянно чего-то недостает, а отсюда его постоянная потребность думать. Когда эго перестает в чем-либо нуждаться, оно перестает думать. Когда эго перестает в чем-либо нуждаться, исчезает всякая неудовлетворенность. Вот почему нам следует медитировать. А теперь рассмотрим вопрос как медитировать.
Мы применим способ постоянного напоминания, осознавания своего вдоха и выдоха. Это идеально можно ощутить в ноздрях носа. Дыхание подобно ветру, и его прикосновение к ноздрям вызывает определенное ощущение. Это ощущение помогает нам сфокусироваться на этом маленьком участке. Вначале это будет трудно сделать.
Дыхание означает жизнь, и потому идеально подходит в качестве объекта медитации по нескольким причинам: оно всегда с нами, без него мы не можем обходиться. Тем не менее, мы принимаем его, как нечто само собой разумеющееся. Мы никогда не пытаемся взглянуть на дыхание более внимательно до тех пор, пока оно вдруг не прервется то ли от того, что вы подавились, стали тонуть или задыхаетесь. Только тогда внезапно дыхание становится таким жизненно важным. Но пока ничто ему не угрожает, мы не думаем о нем. А ведь дыхание означает жизнь, самое ценное, что у нас есть. Оно непосредственно связано с умом. Когда ум взволнован или торопится, дыхание учащается. Когда ум успокаивается, дыхание становится мягким и спокойным. Когда дыхание становится настолько тонким, что становится неслышным, это означает, что мы действительно вошли в состояние концентрации. Медитации, объектом которых является дыхание, становятся хорошей тренировкой для ума. Дыхание - это единственная функция тела, которая является как саморегулирующейся, так и регулируемой. Мы можем его сделать глубже, длиннее или короче, и даже остановить на какое-то время.
Существует много других способов обращать внимание на дыхание. Мы можем следовать за своим дыханием во время вдоха и выдоха настолько полно, насколько остаемся осознанны. Не нужно делать из дыхания что-то особенное, просто нужно следовать его движению. Это создаст более широкую основу для внимания. В этом нет той скрупулезности, как при концентрации ума на ноздрях, и поэтому это сделать легче.
Можно также использовать дыхание плюс слово, например, «Будда». «Буд» - во время вдоха, «да» во время выдоха, то есть, вдох/выдох плюс звук одновременно. Этот способ весьма эффективен для тех, для кого слово «Будда» наполнено большим смыслом.
Можно также считать: «один» на вдохе, «один» на выдохе, «два» на вдохе, «два» на выдохе. Доходить, по крайней мере, до пяти, но не превышать десяти. Когда доходите до десяти, начинайте опять с единицы. Всякий раз, когда ум начинает куда-то уходить, начинайте с единицы. Вначале будет не так уж важно, если вы не будете считать дальше единицы.
У всех ум один и тот же. Не следует о себе думать, что «я для этого не гожусь». И вообще, что скрывается за этим «я»? Просто за ним стоит нетренированный ум, противопоставленный тренированному. Тот, кто участвует в марафонском забеге, может надеяться на успех, если имеет тренированное тело. Глупо думать «ничего у меня не выйдет, я не смогу быстро бежать», если просто не подготовил тело для этого.
Считая ли, произнося имя Будды, удерживая внимание на ноздрях, или до конца наблюдая свой вдох и выдох, определите какой метод для вас наиболее удобен и затем придерживайтесь его. Если вы практиковались в удерживании внимания на подъеме и спаде живота во время дыхания и вам удавалось концентрироваться, то продолжайте следовать этой практике. Держите ноги в таком положении, когда можно так находиться в течение какого-то периода времени. Спина должна быть прямой, но не напряженной. Плечи, живот и шея должны быть расслаблены. Заметив, что несколько наклонились вперед, выпрямитесь. То же самое касается и головы. Когда почувствуете, что голова опускается, выпрямите ее. Когда тело оседает, а голова опускается, появляется поза, вызывающая сонливость, дремоту - состояния совершенно противоположные медитации. Медитация требует полной осознанности.
По всей вероятности вы обнаружите, что какие бы усилия вы ни предпринимали, ум не будет оставаться с дыханием, будете ли вы произносить «Будда», считать «раз - раз, два - два», концентрировать внимание на ноздрях, или наблюдать за вдохом и выдохом. Ум просто не будет этого делать, если только вы уже не занимались этой практикой в течение нескольких лет. Мысли - кинопленка - всегда будут крутиться. Как работать с этим? Немедленно пометьте эту мысль, а если это сделать трудно, просто назовите ее «мышление», или «замешательство», или «воспоминание», или даже «планирование» или «ерунда». Это не имеет значения. Как только вы на нее наклеиваете ярлык, вы словно возвращаетесь к ней опять, чтобы взглянуть на нее. Пока вы этого не сделаете, вы продолжаете оставаться думающим, внимание которого совершенно отвлечено. Вы оказываетесь у себя дома, беспокоясь о кошке, которую случайно могли запереть в ванной, или о детях, которых могли не накормить. О чем бы вы ни думали и беспокоились, все это подводит к мысли: «Да, мне необходимо об этом подумать». Но во время медитации не нужно вообще ни о чем думать! Жизнь продолжает течь своим чередом и не нуждается в том, чтобы мы о ней думали. Она постоянно пульсирует в каждый мгновение.
Когда мысль возникла, посмотрите на нее, дайте ей имя. Какой бы вы ей ярлык ни присвоили, правильный или неправильный, не имеет значения. Любой ярлык во время медитации лишь означает, что тy или иную мысль следует оставить. Научившись давать имена мыслям во время медитации, вы научитесь различать цельные, полезные, искусные и прочие мысли и в повседневной жизни. Определив, что мысль не является цельной или полезной, вы можете ее просто оставить. Вы научитесь думать о том, о чем вам хочется думать, и когда полностью овладеете этим искусством, то уже никогда не будете чувствовать себя несчастным. Только глупец чувствует себя несчастным по своей собственной воле.
Такова польза навешивания ярлыков в повседневной жизни. В медитации же это означает, что вы становитесь осознанными. Вообще, вся практика медитации связана с осознанностью. Как сказал Будда: «Одним из способов очищения человека, избавления от неудовлетворенности, направления его на благородный путь, освобождения от всех страданий является осознанность.». Осознав, что «я думаю», «я не медитирую», «я тревожусь», «я испытываю беспокойство», «я мечтаю о будущем», «я испытываю желания», только осознав это - вы опять возвращаетесь к дыханию. Если тысяча мыслей проносится у вас в голове - дайте каждой из них имя. Этот способ приведет вас к настоящему опознаванию. Так вы познаете как мыслительный процесс, так и содержание мыслей. Такова основа осознания в действии, таков единственный путь к освобождению, когда на него действительно ступают.
Во время медитации может возникнуть ощущение дискомфорта из-за того, что тело находится в непривычной для него позе. Но чаще это ощущение вызвано тем, что мы пытаемся удержать тело в неподвижном состоянии. Телу никогда не нравится хоть на минуту оставаться неподвижным. Даже лежа на самом дорогом и удобном матрасе и имея возможность для хорошего сна, ваше тело будет совершать множество движений в течение ночи. Оно не будет находиться в одном и том же положении, потому что ему хочется облегчить свой дискомфорт. Тело чувствует неудобство и поэтому двигается, хотя ум во время сна лишь слабо осознает, что происходит. Во время медитации происходит то же самое: возникает дискомфорт. Вместо того, чтобы немедленно попытаться поменять позу, что является нашей обычной, импульсивной, неосознанной реакцией на боль, на все, что вызывает дискомфорт, попробуйте исследовать эту ситуацию. Осознайте, как это возникло. Вы соприкасаетесь с подушкой, с полом или с другой ногой. Из этого прикосновения возникает ощущение. Из ощущения возникает реакция. (Это, между прочим, и держит нас в кругу рождения и смерти. Реагируя на свои чувства, мы выписываем себе паспорт на новое рождение).
Ощущение может быть трех видов: приятное, нейтральное и неприятное. Если ощущение неприятное, ум говорит: «Это неприятное ощущение, которое называется болью. Мне оно не нравится и я хочу избавиться от него.» Так мы проживаем каждый день своей жизни, с утра до ночи. От всего неприятного мы пытаемся убежать или избавиться, или же пытаемся изменить внешнюю причину его возникновения. Изменить все, что вызывает дискомфорт. Однако избавиться от этого невозможно до тех пор, пока мы не избавимся также и от желаний. Чтобы мы ни делали со своим телом, как бы мы его не передвигали, дискомфорт будет появляться опять и опять, потому что всегда присутствует желание комфорта. Пронаблюдайте за этой последовательностью: прикосновение, ощущение, реакция. «Это боль. Я хочу от нее избавиться». Вместо того, чтобы избавиться от нее, направьте все свое внимание на то место, где вы испытываете это ощущение и осознайте его переменчивую природу. Это ощущение либо переместится в другое место, либо сила его изменится. Вы сможете осознать, что оно само по себе является подвижным, оно не застывшее. И пожалуйста, осознайте тот факт, что у тела не появляется страдание, оно есть само страдание. Только после этого мы сможем исследовать сущность человеческого страдания. У нашего тела не возникает дискомфорт периодически, иногда, оно из него состоит. Оно не может сесть или лежать без ощущения дискомфорта. Признайте скоротечность, неудовлетворенность, присущие человеческому телу. Признайте тот факт, что ощущение возникло без всякого приглашения с вашей стороны. Зачем же называть его «моим»? Выучите этот урок на материале неприятных ощущений, а потом уже шевелитесь, двигайтесь, но не непроизвольно. Двигайтесь только после того, как изучите, почему это делаете. Двигайтесь мягко, осознанно, не потревожив ни себя, ни своего соседа.
Однако, если вы будете сидеть, скрепя зубами, и думать «я все равно буду продолжать сидеть, хотя это так мучительно; я ненавижу это, но буду продолжать», вызовет неприязнь как к данной ситуации, так и к медитации в целом. Это в такой же мере негативная реакция, как и непроизвольное движение. Первая реакция - это жажда комфорта, вторая - антипатия к дискомфорту. Обе они являются сторонами одной и той же медали. Единственное, что содержит здравый смысл, это попытка заглянуть в может принести результат. Работайте со своими ощущениями и мыслями по мере того, как они возникают. Посмотрите насколько и те, и другие являются мимолетными. Они возникают и исчезают - так зачем же вы называете их своими? Разве вы просили их прийти к вам? Конечно же, нет. Вы ведь пришли медитировать, ни так ли? Однако эти мысли все еще с вами. Разве они принадлежат вам? Разве это не причиняет страдание?
Мимолетность, неудовлетворенность, отсутствие «я» - вот те три характеристики, которые предстоит найти во всем, что существует. До тех пор, пока мы не обнаружим их внутри себя, мы никогда не узнаем то, чему учил Будда. Медитация - это путь к тому, чтобы найти это. Все остальное всего лишь слова, а это - действие.