Ii. совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях 15 страница
Вопрос: Разве это не патриархальный порядок?
Б.Х.: Этот вопрос совершенно несущественен. Он ничего не дает для решения. Даже если ты скажешь» что это должно быть по-другому, то по-другому не будет. Так реагирует душа независимо от того, та у тебя теория или Другая. За этим не стоит никакой этиологии. Тот, кто отвечает за безопасность и создает пространство, в котором семья может развиваться, у того и приоритет И голову он подставляет тоже первым. С равноправием это вообще никак не связано.
Затем слева от родителей в расстановках по часовой стрелке в порядке старшинбтва следуют дети. Также хорошим построение бывает такое, когда дети в порядке старшинства стоят напротив родителей. Это можно наблюдать и по тому, как семья занимает места за столом. У меня есть информация, что в семьях за столом был мир, если они сидели в таком порядке.
Мертворожденные стоят возле братьев и сестер, а детям, не рожденным вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше всего сидеть между родителями, прислонившись к ним.
Образ-решение возникает в результате взаимодействия После начальной расстановки в большинстве случаев через несколько промежуточных ступеней и со многими пробными расстановками и изменениями в совместном интерактивном процессе участников под руководством терапевта разрабатывается расстановка-решение, целительный образ. Прежде чем дочь, к примеру, займет свое окончательное место в раду братьев и сестер, она может быть поставлена сначала рядом с матерью, которую до сих пор отвергала, или, замещая ее, исполняющая ее роль в расстановке примет мать, склонясь перед ней. Включаются те, кто был исключен из системы, а также другие лица сособыми судьбами (например, рано умершие родители родителей). Руководитель группы всегда внутренне объединяется с теми, кто был «исключен из системы». Нередко отсутствуют нужные сведения, что затрудняет продвижение вперед или делает его невозможным. •
Решающе важно в этом процессе с большим вниманием восприни- >мать высказывания участвующих и руководствоваться ими. При этом в а сомнительных случаях терапевт больше полагается на свои собствен- ные наблюдения, особенно если невербальное поведение участников противоречит их высказываниям. В течение всей этой фазы тот, кто расставлял систему, только наблюдает и в ответ на вопросы дает дополнительную информацию. Когда найден хороший образ-решение, его приглашают занять свое место.
Терапевт ищет решение прежде всего для того, кто делает расстановку. У меня есть совершенно четкое представление, что в процессе расстановки (хотя как начальная расстановка, так и расстановка-ре- Ц шение для всех членов семьи одинаковы) для мальчика будет сделан другой промежуточный шаг, чем для девочки, или для обоих при необходимости дополнительно должны быть привлечены разные члены семьи.
Воздействие образов-решений
Когда человек увидел свое решение, будет достаточно, если он вберет в себя этот образ и будет действовать дальше. Он должен дать пройти времени. Это похоже на целительный процесс, который протекает медленно, а потом вдруг становится хорошо. Это гипотеза, и здесь, конечно, есть сомнения, потому что экспериментальная база ' еще слишком мала. Но можно проверить по результатам.
Никто больше в его системе меняться не должен. Ему также не i, следует никому говорить, что кому-то следовало бы занять другое место. Весь процесс изменения происходит только благодаря запечатленному в душе образу. Иногда может оказаться полезным рассказать членам семьи развитие расстановки, но без комментариев: вот так это было, и вот такой был результат.
Если родители привели в порядок систему в себе, это оказывает непосредственное влияние на детей, хотя им тоже никто ничего об этом не говорит. А что здесь действует — так это порядок и признание в душе. Признак хорошего решения — это когда у каждого есть свое хорошее место. Если человек остался должен что-то еще, это, конечно, нужно привести в порядок. Для некоторых бывает хорошо зарисовать образ-решение. Подробности часто забываются.
Я расскажу еще один пример о воздействии образов. Я был приглашен на обед к женщине-терапевту. У нее дома жила племянница, которой было около двадцати лет и которую выгнали из родного дома. Она неоднократно пыталась покончить с собой, была наркоманкой и теперь оказалась у тети, обучилась какой-то профессии и была вполне -сносной девушкой. Эта терапевт рассказала за обедом, что за пару месяцев до этого ее племянница ездила в путешествие в Гватемалу. Там она взяла напрокат мотоцикл и разбила его. Она просто оставила его где-то валяться и поехала назад. Я дал этому на себя подействовать и сказал: «Она должна заплатить за мотоцикл, иначе все ее перемены окажутся под угрозой». После обеда терапевт уехала в Штутгарт и до отъезда с племянницей не виделась. В тот же вечер ей звонит племянница и говорит: «Я заплачу за мотоцикл». Таково воздействие внутренних образов, и это воздействие путем не-действия. Действует хорошее в образе. После того как есть осознание (инсайт), для выполнения^ должен еще раз собрать силы и еще раз установить себе новый момент для решения, и тогда все пойдет очень легко.
Когда образ верен
Несколько месяцев назад у меня была одна молодая, динамичная пара, возрастом где-то около тридцати. У них уже было трое детей, и четвертый был на подходе. Их трехлетняя дочь заболела диабетом. Мы сделали расстановку системы, и маленькая дочка выражала в расстановке сильное беспокойство и вообще не могла найти себе места.
Тогда мы включили в расстановку и мать матери, и бабушку матери — они обе пользовались дурной славой и отвергались матерью. Как только здесь появилась бабушка, ребенок совершенно успокоился, а когда мы поставили ее за девочкой, она была абсолютно счастлива. Расстановку мы делали поздно вечером. В тот же вечер родители позвонили домой, и маленькая дочь разговаривала с ними как никогда раньше. Они были просто ошеломлены. В прошлом месяце приезжал брат мужа, и я спросил его, что произошло с диабетом, когда родители вернулись домой. И он сказал: «Три дня в уколах не было никакой необходимости, а потом все началось снова». Это значит, что решение не было проведено в жизнь. Но как бы то ни было, действовало это только через образ. Они ничего не сказали. Действовал один только порядок внутренних образов.
Вовремя прекратить
Если по прошествии определенного времени — это можно заметить в основном по становящейся беспокойной и невнимательной группе наблюдателей — окончательного решения не найдено, то рас15 — 2296становку лучше всего закончить. В этом случае по большей части недостает важных сведений, а достаточное количество указаний расстановка В большинстве случаев и так уже дала. Мой принцип таков: лучше прекратить чуть раньше. '
Прерывание как трудная и эффективная интервенция
Адриан, участник семинара, который был занят тем, что его жена хотела прервать беременность, делал расстановку своей семьи. Действовал он при этом внутренне безучастно и небрежно ставил участвующих друг рядом с другом. И когда после того, как ему оказали поддержку, в его действиях ничего не изменилось, Б.Х. сказал: «Ты не готов к этому, так не пойдет. (И после того, как стоявшие сели.) Семейную расстановку такой важности можно делать только со страхом и трепетом и с уважением. Тут нельзя халтурить и пробовать то да се.
Чтобы пояснить это, я расскажу одну маленькую историю.
Два года назад у нас в гостях был наш друг, и он рассказал, что его старший сын, который учился на плотника, сильно поранил ногу, работая на станке. Он попал в больницу, но все обошлось без серьезных осложнений. Когда сын лежал в больнице, он посмотрел на отца и сказал: «Я больше не испытываю благоговения перед этим станком».
(Адриану) Я сказал то, что почувствовал, Но я не хочу ничего предполагать на твой счет. Здесь еще не было того, что необходимо, и ты не можешь это форсировать. Это не зависит от нашей доброй воли. Можем мы сейчас оставить это так?
Это зависит от того, как человек расставляет свою систему и как он начинает, путаны ли его действия или ясны. Здесь видно, насколько человек сосредоточен и включен. Кто делает это сосредоточенно, тот делает это медленно. Он постоянно взвешивает: то ли это сейчас или нет? Если человек хочет еще раз проверить, соответствует ли расстановка его внутреннему образу, понять это часто бывает легче, если обойти вокруг расставленной системы.
Существует еще один очень простой дополнительный критерий, позволяющий определить, относится человек к расстановке со всей серьезностью или нет. Тот, чье отношение к расстановке серьезно, берет каждого за руку или дотрагивается до него и ведет его на его место и сам идет с ним, пока тот не оказывается на нужном месте. Если это делается неправильно, то это самое тяжелое испытание для терапевта. У всех на глазах он самым каверзным образом подвергается проверке, хозяин ли он положения, видит он это или нет. Если не видит, он может собирать вещи. Когда кто-нибудь расставляет своюсистему и я замечаю, что он выстраивает ее, опираясь на некое заранее определенное мнение илитам что-то не так, тогда я говор», что не ходу продолжать. Для меня это одна из самых трудных интервенций в системной психотерапии и одна из самых действенных. ♦ i Также и в,том случае, если я прощу кого-то расставить его систему, а он спрашивает: «Мне расставлять так, как это было раньше или как теперь?», он тоже уже не может выстраивать синему. Когда человек расставляет свою систему, он выстраивает свой запечатленный в душе ее образ. Стоит ему спросить: «Ставить так, как сейчас?» — как3 он уже отвлекся от внутреннего образа, и тогда расстановка чайто й#ет из головы, а это ничего не дает. Также нехорошо перед тем, как делать расстановку, представлять себе образ своей системы». J
Семейная терапия, скульптура семьи, расстановка
семьи " i
Вопрос: Можно ли делать такие расстановки; йсйойьзуя самих участников семей? . 1 , Б.Х.: У меня нет такого опыта, но инстинктивно я против. Это вопрос для меня, нужно ли вообще проводить терапию со всей семьей. Тут я тоже против. Когда вся семья появляется перед тератювтом,, дети теряют уважение к родителям, а это очень высокая цена. Семейная терапия проводится с родителями. Терапевты работают е родителями, а родители работают с детьми. О разговорах с терапевтом детям Знать вообще необязательно. < ' i
Чтобы сделать расстановку, семьи не нужна. Как показывают на* блюдения, если семья в расстановке представлена другими людьми из группы, то это обладает большей силой. Если члены семьи раестааля-ют своих собственных членов семьи, существует опасность, что актуальные отношения окажутся скорее помехой и что исходить они тогда будут не из своих внутренних образов. Я еще не делал этого ни с одной семьей, да и не стал бы делать этого с семьями. При случае они могут смотреть, когда это делают другие. Но такого я тоже еще не делал. ~v
Те, кто делают расстановку своей семьи В группе, затем вносят эти образы в свои семьи. Они оказывают воздействие, и вдруг там появляется решение. Это изящное решение, когда никто не замечает, что тут замешан терапевт. Все достоинство и вся ответственность остаются в семье. Когда человек осознает проблему, можно проводить и семейную терапию, если это отвечает ситуации.
(В другом месте)
Я хотел бы ввести тут еще одно различие. То, что Мы делаем, это не скульптура семьи, это расстановка. (Под «скульптурой семьи» Б.Х.понимает расстановки, в которых участвующим задаются направления взглядов, определенные позы и жесты.) Построением скульптуры я извне «связываю» тех, кого расставляю, и не оставляю места внутренним чувствам участвующих в расстановке отдельных людей. Если человека просто куда-то ставят и он стоит на своем месте, он может повернуть голову, исходя из своей внутренней потребности, куда захочет. Если же я поверну ему голову или скажу, на кого он должен смотреть, он больше не сможет, стоя на этом месте, делать это, опираясь на свои чувства. Таким образом я связываю его в его чувствах. Заданные жесты и позы тоже только отвлекают. Когда человек стоит на своем месте и никаких других указаний ему не дают, тогда могут развиваться и его симптомы, например, у него могут подогнуться колени.
Место для церкви
В особых случаях в расстановке могут участвовать и учреждения, предприятие, профессия или другие важные области, которые имеют для клиента большое значение.
На одном семинаре Б.Х. велит одному из участников, Экхарду, который постоянно чувствует себя обремененным, расставить себя, самого, психоанализ, врачебное и духовное. Затем он так располагает эти пять персонажей, так что у всех у них есть хорошее место.
Если у кого-то две родины, например, если родители родом из , разных стран, или если у клиента две профессии, тогда он велит рас- . ставить обе, чтобы обе добились своих прав и находились в хорошем' балансе.
Пары на курсе
Если у меня на курсе пары, я велю сначала одному партнеру еде- '■ лать расстановку нынешней системы и сразу вслед за этим велю дру-, гому сделать то же самое с теми же людьми. То есть участники расстановки остаются стоять, их только по-другому передвигают. Иногда < один партнер уклоняется от того, чтобы правильно представить сие- ] тему, тогда я спрашиваю участников, как они себя чувствовали — похоже или по-другому.
С системной точки зрения дело обстоит так: когда женщина выходит замуж, то муж воспринимает ее вместе с ее системой, причем так, как она запечатлела ее в своей душе. Если запечатлела она ее в > беспорядке, тогда и жену он воспринимает беспорядочно. То же самое и наоборот. Если теперь оба партнера сделают расстановку своих систем, оба могут увидеть, где они по-разному воспринимали партнера или партнершу. И если расставить все как следует, тогда человекбудет воспринимать своего партнера более адекватно. Это обладает очень позитивным и освобождающим воздействием на отношения.
Повторяющиеся модели в расстановках
Тем читателям и читательницам, которые сами уже работают или планируют работать с расстановками, наверняка бьщо бы интересно узнать, указывают ли повторяющиеся системные расстановки на определенные динамики и оправдали ли себя на деле расстановки-решения при определенных постановках проблем. По моим наблюдениям (издателя), кажется, это так. Но при сегодняшнем уровне опыта работы с расстановками это скорее предположения и гипотезы, которые, если о них рассказать, легко могли бы быть принятыми как факты и стать помехой для непосредственного взгляда. Хорошо исходить из того, что каждая расстановка уникальна, одну нельзя принять за другую, а также, что образ-решение в каждом случае должен быть найден в тонко согласованном интерактивном процессе» По этой причине здесь лишь в качестве наметки и безо всякой сортировки будет дана пара примеров, а как возможные указания можно понимать рекомендации, приведенные в следующем разделе «Выводы: важные моменты при семейных расстановках».
Если ребенок парентифицирован, то есть выполняет в семье родительские функции для родителей или выступает для родителей в родительской роли, то в расстановке он часто чувствует себя беспокойно и не может найти себе места.
Б.X.: Тогда я ищу одного из родителей родителей, кого-то, кто был исключен из системы или рано умер, и ввожу его в расстановку системы. Как только он или она оказывается стоящим здесь, ребенок успокаивается.
Вопрос: Важно ли, чтобы человек, который исполняет в расстановке чью-то роль, был того же пола, что и тот, кого он представляет?
Б.Х.: Как правило, да, только в случае крайней необходимости берут человека другого пола. И все же только на роль второстепенного персонажа. Но это всегда становится помехой. Если присутствует слишком мало народа, я иногда сам встаю в расстановку. То есть всегда извлекается максимум из тех обстоятельств, которые есть.
Вопрос: У меня есть еще один технический вопрос. А можно ли делать подобные вещи и с подростками тоже?
Б.Х.: Что касается подростков, то в большинстве случаев тут нужно что-то другое. Такие расстановки, как и сценарный анализ, предполагают определенный жизненный опыт, и лишь в осьбых случаях я делал исключения. В сценарном анализе, я думаю, это возраст где-то с 23 лет, 229
юздесь также. Если расстановка делается деленаправленно в одном частном случае, тогда это может быть хорошо, но с подростками я бы такой курс проводить не стал.
Чтобы не было недоразумений, в заключение я хочу сказать еще кое-что по поводу расстановок. Расстановки являются образами, станциями на пути. Я должен принять это как росток, который зайгем будет развиваться дальше. Если же исходя из одной расстановки делать конкретные выводы, это может ввести в заблуждение.
1 Пример:
Однажды я делал расстановку семьи для одного мужчины. Он не мот найти общего языка со своей женой. Там был такой образ, что они расстаются и что дети остаются с ним. И вот он пришел домой и сказал: «Берт сказал, что мы должны расстаться, а дети должны быть у меня». Это неправомерное использование, очень плохое использование упражнения. Это было нечестно по отношению к жене и нечестно по отношению к упражнению. Это похоже на то, что солнце восходит, а я говорю себе: «Я что-нибудь с этим светом сделаю». Свету дают подействовать в себе, и он продолжает действовать, — и вдруг что-то меняется. Тогда, может быть, откроется какая-нибудь новая^ возможность.
История об одном челбвеке, который хотел знать точно
У одного мужчины умерла жена, и теперь он сидел со своими детьми и не знал, что будет дальше. У него не было работы, и он не мог их прокормить. Тогда друг рассказал ему, что в горах есть отшельник, который знает секрет, как из камней делать золото. Может быть, тот человек смог бы тебе помочь. Тогда он сказал: «Да, я пойду к нему».
И вот он отправился туда, нашел этого человека и спросил: «Правда ли, что ты знаешь, как из камней делать золото?» Тот ответил: «Да, знаю».
«И ты можешь открыть мне этот секрет?» «Да, могу. Тебе нужно во время следующего полнолуния отправиться в ту долину, что лежит за ближайшей, за час до полуночи найти k пять больших булыжников и положить их на еловый хворост. Затем ты возьмешь вот эти пять трав (названия я, к сожалению, позабыл), посыпешь сверху, зажжешь огонь, и в полночь камни обратятся в золото».
Тот мужчина обрадовался и отправился в путь, но, спустя некоторое время, подумал: «Все-таки не может быть, чтобы это было всё. Он наверняка скрыл что-то важное». Тогда он вернулся назад исказал: «Я все это обдумал. Это же не может быть всё. Что-то ты наверняка скрыл».
«Да, — ответил тот, — в течение того часа, пока будет гореть огонь, ты не должен думать о белом медведе».
г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках
На что обращает внимание протагонист? делать расстановку только в том случае, если есть серьезный повод и если он относится к этому серьезно (никакого любопытства!); после того, как выбраны участники расстановки, еще раз сказать, кто кого должен изображать;
не давать никаких характеристик персонажей, давать только необходимые сведения;
сосредоточиться на запечатленном в душе образе системы (Этот образ обнаруживается только в процессе расстановки. Вопросы типа: «Какой период должен отображать образ?» затемняют внутренний образ.);
брать и ставить на место каждого участника по отдельности; только расставлять, а не делать скульптуру; после того как все расставлены, еще раз сказать, кто из участников кого представляет.
На что обращают внимание участники расстановки? сосредоточиться на непосредственном внутреннем чувстве, выразить его и сказать;
освободиться от цензуры чувств, если они противоречат собственным меркам ценности;
не преследовать никаких других целей, кроме той, чтобы воспринимать внутренний процесс и сообщать о нем.
На что обращает внимание руководитель группы? ищет решение;
обращает внимание на то, был ли кто-нибудь, принадлежащий системе, исключен из нее, и привлекает его к участию; встает на сторону исключенного; избегает опрометчивых решений;
больше полагается на собственное восприятие, чем на сообщения участников;— прерывает, если протагонист не относится к этому серьезно, если протагонист не дотрагивается до каждого и не ставит каждого по отдельности, если отсутствуют важные сведения, если он не видит решения;
— не дает включать в расстановку больше персонажей, чем это действительно необходимо (лучше позже привлечь недостающих, чем начинать с теми, кто для решения лишний);
— следит за тем, чтобы группа оставалась серьезной и сосредоточенной.
Указания для расстановок
— Тот, кто появился раньше, обладает приоритетом Перед тем, кто приходит позже. При расстановке следует обращать внимание на , иерархический порядок: он идет по часовой стрелке. Второй стоит слева от первого и т. д. Родители по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом деле идет первым, нужно попробовать. Как правило, первым идет муж.
— Что касается систем, то более поздняя система имеет преимущество перед более ранней. Поэтому нынешняя семья обладает приоритетом перед родной семьей, а второй брак — перед первым. Если у одного из родителей, в то время как они состоят в браке, рождается ребенок от другого человека, то отношения с этим лицом имеют приоритет перед предыдущими.
— Если мужчина и женщина стоят друг против друга, это часто означает, что между ними нет больше интимных отношений.
— Если женщина выбирает на роль сына женщину, это значит, что сын гомосексуалист или существует опасность стать гомосексуалистом.
— Если один из участников хочет выйти за дверь или выходит за дверь, это значит, что для него существует опасность самоубийства.
— Если дети стоят между родителями, это означает, что брак распался (часто это бывает расстановкой-решением).
— Если был прежний возлюбленный, то в расстановке-решении муж должен стоять между ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленной мужа).
— Если в расстановке все участники смотрят в одном направлении, это значит, что перед ними стоит кто-то забытый или исключенный из системы.4. Специальные области терапии а) Терапевтическая работа с чувствами
Я хотел бы кое-что сказать о чувствах. Главное, что нужно различать, заставляют ли чувства человека действовать или же это чувства, которые поглощают энергию к действию и потому от действия отвлекают? Чувства, которые ведут к действию, — это чувства, которые делают человека сильным. Чувства, которые делают слабым, — это чувства, не дающие действовать, они оправдывают бездействие и служат подменой действию. Чувства, ведущие к действию, — это первичные чувства, а те чувства, которые ведут к сомнениям и действовать мешают, — это чувства вторичные. Точно так же можно различать и разного рода знание или информацию; ведет ли информация к решению или же она решению мешает. Становится ли знание подменой решения?
Терапевты обязательно должны смотреть, помогает ли какое-то чувство продвинуться дальше в направлении решения или запутывает ситуацию еще больше.
Чувства, ведущие к действию, — это первичные чувства, и они очень просты. Их не нужно долго объяснять, это чувства без всякой драмы. Поэтому они обладают определенным покоем, кроме тех случаев, когда речь идет действительно о драматических вещах. Тогда чувство тоже драматично, но это совершенно адекватно, как, например, при удушье.
Большинство тех чувств, которые демонстрируются, — это чувства вторичные, они являются подменой действия. Так как они призваны убеждать других в том, что человек действовать не может, они должны быть преувеличены и драматизированы. Человек, испытывающий вторичные чувства, чувствует себя слабым, как, кстати, и другие присутствующие, которые тоже чувствуют себя слабыми и призванными что-то сделать, но при этом видят, что здесь все равно ничего не поможет.
Если чувства первичны, то те, кто при этом присутствуют, испытывают сочувствие, но чувствуют себя свободными, потому что человек, который демонстрирует подобные чувства, силен. Распознать это очень легко. Человеку, испытывающему вторичные чувства, приходится затемнить реальность, потому что это чувство он поддерживает с помощью внутренних образов. Поэтому он, как правило, закрываетглаза и уходит в себя. Как терапевт, я тогда ему говорю; «Посмотри же сюда, смотри на меня». И если он смотрит и с открытыми глазами может оставаться при этом чувстве, тогда это первичное чувство. Если же он из этого чувства выходит, значит, это было вторичное чувство. Так как первичные чувства ведут к цели, они кратки. Они сразу оказываются у цели, тут нет окольных путей. Вторичные же чувства, напротив, длятся долго. Они направлены на то, чтобы сохранить ситуацию бездействия. И если позволить человеку их выражать, то будет становиться все хуже. Поэтому так долго длятся те терапии, где пестуют подобные чувства. У вторичных чувств есть также титул чувств «прекрасных». Они драматичны и волнующи, но человека они обессиливают и являются ложными. Терапевту здесь следует действовать так: не делать ничего и что-нибудь сюда включить, к примеру, потянуть время, пошутить. Объяснения зачастую служат тому же самому: они должны отвлекать, и с их помощью пытаются разубедить других в их восприятии.
Я хотел бы привести один пример, касающийся первичной и вторичной печали. Первичная печаль — это, к примеру, очень сильная боль разлуки. Если человек переживает эту боль, то печаль быстро проходит, и тогда человек снова свободен и может начать действовать. Вторичная печаль проявляется, например, в жалости к самому себе. Такое чувство может длиться всю жизнь. Эта печаль не служит новому началу. Она является подменой первичной боли.
Месть — это тоже вторичное чувство и нередко реакция на прерванное движение любви к... Но это чувство может быть и системно перенятым из какой-либо вышестоящей системы. Упреки — это всегда подмена принятия.
Человек часто начинает испытывать злость, причинив вред другому, хотя все основания злиться должны бы быть у другого. Злость зачастую является подменой просьбы в отношениях. «Ты ведь должен был видеть, что я...» Ему нужно было всего лишь попросить. Или, к примеру, человек полагает, что заслуживает повышения зарплаты, и вот он садится за свой письменный стол и злится на шефа, вместо того чтобы подойти к нему и попросить о повышении зарплаты. Это подмена действия. Страдания часто бывают вторичным чувством и подменяют собой действие.
Третью категорию составляют системно перенятые чувства. В этом случае человек не в себе. Он отчужден от себя самого, и сделать с ним тоже ничего нельзя, так как он находится в чужом чувстве. Здесь сра234
Зу можно распознать, что человек находится в некойЧ;йвершенно иной ситуации. Недавно у меня был такого рода опыт с одной молодой парой'в группе. Он сказал: «Я с трудом нахожу общий язык с женой». Тогда я предложил сделать расстановку системы. У него по отношению к жене было очень теплое чувство, а она не давала Шу вообще никаких шансов, чтобы он мог ее любить. Она отошла в сторону и вообще не воспринимала и не видела его. Она находилась в какой*-гго чужой ситуации. То, что Происходило между ними, было боем с тенью. Ту динамику, которая здесь проявляется, я называю двойным смещением. "
Арнольд: Мне очень интересны перенятые чувства, потому что Мне знакомо нечто подобное: не быть внутри и не быть снаружи.
Б.Х.: Да, к примеру, злость и ярость с преувеличенной потребностью установить справедливость, или если я мститель, то здесь речь всегда о перенятом чувстве. Восстановить справедливость человек всегда стремится для кого-то другого из прошлого. Когда речь идет о несправедливости по отношению к самому себе, это чувство намного менее интенсивно, чем когда человеку придает силы идентификация.
Арнольд: Для меня это самые тягостные чувства.
Б.Х.: Ясно. Чтобы человек мог с этим справиться, ему нужно внутреннее очищение.
Ютта: У меня часто бывает чувство обиды, например, с моим мужем. Я очень быстро начинаю чувствовать себя обиженной.
Б.Х.: Как ты это сейчас описываешь, это! обладает качеством перенятого чувства. Возможно, ты идентифицирована с кем-то, кто действительно был обижен. И все происходящее потом было бы тогда двойным смещением.
Есть и еще одна, четвертая, категория чувств, которые я называю мета-чувствами. Эти чувства обладают совершенно иным качеством. Это чувства без эмоций. Они являются чистой, сосредоточенной силой. К этим чувствам относятся, например, мужество, смирение (как согласие с миром таким, какой он есть), спокойствие. Существует также мета-любовь, некая вышестоящая любовь. Когда один человек что-либо причиняет другому, не будучи при этом на него злым, как, к примеру, хирург, а иногда и психотерапевт, это я называю мета-агрессией. Та дисциплина, которая необходима для стратегического действия, — это мета-агрессия. Действовать стратегически можно только со строжайшей внутренней дисциплиной, и это очень много сил. Раскаяние, например, также является мета-чувством. В этом случае человек сосредоточен, и он знает о том, что ему положено. Он чув235
ствует это, и этому он следует. Если же человек уклоняется от того, что ему положено, тогда он фиксирует что-то, что опять же является родом совести, духовной совести в отличие от ну, скажем, совести действий. Она как-то связана с мета-чувствами, к примеру, когда человек изменяет Самому себе. '
Есть туг тогда й разница между неким сценарием, которому человек следует и который он выражает, исходя из сжатой динамики своей влияющей на него системы, в которой он берет на себя определенные задачи, и соразмерным исполнением жизни. Если человек приходит к этому, он выходит за рамки сценария, и тогда этот сценарий может от него отпасть.