Глава решения, предписания, испытания, удела, цен и сроков 4 страница
إن عزيرا ابن الله والله لا يعلم له ولدا، وأما قولك ما ليس لله فليس لله شريك، و قولك: ما ليس عند الله فليس عند الله ظلم للعباد، فقال اليهودي: أنا أشهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله
23. (475) Передал нам Абу Абдуллах Хусейн ибн Мухаммад Ушнани Рази Адль, что передал Али ибн Мехравей Казвини, что передал Имам Али ибн Муса Реза (А) от его отца от его отцов (мир им) от Имама Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба (А), что он сказал:
Один иудей спросил Али ибн Аби Талиба (А): «Сообщи мне о том, что не принадлежит Аллаху, о том, чего нет у Аллаха, и о том, что не знает Аллах».
Он сказал: «Аллах не знает ваших слов, о собрание иудеев: “Узейра – сын Аллаха”, и Аллах не знает, что у Него есть сын. Что же до твоего первого вопроса, то Аллаху не принадлежит сотоварищ. Что же до твоего второго вопроса, то у Аллаха нет несправедливости по отношению к Его рабам».
И иудей сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».
24 - حدثنا محمد بن إبراهيم بن أحمد بن يونس الليثي، قال: حدثنا أحمد ابن محمد بن سعيد الهمداني مولى بني هاشم، قال: أخبرني الحارث بن أبي أسامة قراءة، عن المدائني، عن عوانة بن الحكم، وعبد الله بن العباس بن سهل الساعدي، وأبي بكر الخراساني مولى بني هاشم، عن الحارث بن حصيرة، عن عبد الرحمن بن جندب، عن أبيه وغيره أن الناس أتوا الحسن بن علي بعد وفاة علي عليهما السلام، ليبايعوه فقال: الحمد لله على ما قضى من أمر، وخص من فضل، وعم من أمر، وجلل من عافية حمدا يتمم به علينا نعمه ونستوجب به رضوانه، إن الدنيا دار بلاء وفتنة وكل ما فيها إلى زوال، وقد نبأنا الله عنها كيما نعتبر، فقدم إلينا بالوعيد كي لا يكون لنا حجة بعد الانذار، فازهدوا فيما يفنى، وارغبوا فيما يبقى، وخافوا الله في السر والعلانية، إن عليا عليه السلام في المحيا والممات والمبعث عاش بقدر و مات بأجل، وإني أبايعكم على أن تسالموا من سالمت وتحاربوا من حاربت، فبايعوه على ذلك.
24. (476) Передал нам Мухаммад ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Йунус Лейси, что передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Саид Хамдани, что передал Харис ибн Аби Усама Караа от Мадаини от Уввана ибн Хакама и Абдуллаха ибн Аббаса ибн Сахля Саиди и Абу Бакра Хорасани от Хариса ибн Хасира от Абдуррахмана ибн Джундаба от его отцов:
Люди пришли к Хасану ибн Али (А) после смерти Али (А), чтобы присягнуть ему. Он сказал: «Хвала Аллаху за то, что Он решил (каза) из Своего повеления, и определил особо из милости, и сделал общим из повеления, и почтил из благословения, хвалою, которой мы завершим для себя Его блага и определим себе в удел Его довольство! Поистине, ближний мир – обитель бедствий и испытания, и все, что в ней, предопределено к гибели. И Аллах возвестил нам о ней, дабы мы были бдительны, и дал нам обещание, дабы у нас не было довода после предупреждения. Так оставьте же то, что исчезает, и устремитесь к тому, что пребывает вечно, и страшитесь Аллаха тайно и явно! Поистине, Али (А) в своей жизни, своей смерти и своем избранничестве жил по предписанию (кадар) Аллаха и умер, когда пришел его срок. Я беру у вас присягу под тем условием, чтобы вы были в мире с тем, с кем в мире я, и воевали с тем, с кем воюю я».
И они присягнули ему на этом.
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Срок смерти человека – это время его смерти, а срок его жизни – это время его жизни. И таково значение слов Аллаха, велик Он и свят: «У всякого народа - свой срок; и когда придет их срок, то они не замедлят ни на час и не ускорят» (7: 34). И если человек умирает, будь то в постели от болезни или убитым, то срок его смерти – это время его смерти. Возможно ли, что если бы он не был убит, то остался бы жить? Знание об этом скрыто от нас. И Аллах сказал: «Не поможет вам бегство, если вы бежите от смерти или от убиения; и тогда вы попользуетесь только немного» (33: 16). И сказал: «Если бы вы были в своих домах, то те, кому предписано убиение, вышли бы к местам своего падения» (3: 154). И если убита группа людей, то можно сказать: все они умерли в свой срок, и если бы не были убиты, то все равно умерли бы в то же самое время, как, например, от болезни, которая могла бы в это же время поразить их всех вместе. И нельзя говорить: они умерли не в свой срок, потому что срок человека – это время, которое знает Аллах, велик Он и свят, что человек умрет при его наступлении или будет убит. И слово Имама Хасана (А) о своем отце (А): «Али (А) в своей жизни, своей смерти и в своем избранничестве жил по предписанию (кадар) Аллаха и умер, когда пришел его срок» подтверждает то, что мы сказали, а Аллах дарует правильное понимание по Своей милости.
25 - حدثنا عبد الله بن محمد بن عبد الوهاب السجزي بنيسابور، قال:
أخبرنا أبو نصر منصور بن عبد الله بن إبراهيم الإصبهاني، قال: حدثنا علي بن عبد الله، قال: حدثنا الحسن بن أحمد الحراني، قال: حدثنا يحيى بن عبد الله بن الضحاك، عن الأوزاعي، عن يحيى بن أبي كثير، قال: قيل لأمير المؤمنين عليه السلام: ألا نحرسك، قال: حرس كل امرء أجله
25. (477) Передал нам Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдульваххаб Сиджзи, что передал Абу Наср Мансур ибн Абдуллах ибн Ибрахим Исбахани, что передал Али ибн Абдуллах, что передал Хасан ибн Ахмад Харрани, что передал Йахья ибн Абдуллах ибн Заххак от Аузаи от Йахьи ибн Аби Касира, что он сказал:
Повелителю верующих Али (А) сказали: «Не охранять ли нам тебя?» Он ответил: «Охрана каждого человека – его срок».
26 - حدثنا عبد الله بن محمد بن عبد الوهاب قال: حدثنا منصور بن عبد الله، قال: حدثنا علي بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن جعفر، قال: حدثنا إسحاق بن إبراهيم، قال: حدثنا شريك، عن أبي إسحاق، عن سعيد بن وهب، قال: كنا مع سعيد بن قيس بصفين ليلا والصفان ينظر كل واحد منهما إلى صاحبه حتى جاء أمير المؤمنين عليه السلام فنزلنا على فنائه فقال له سعيد بن قيس: أفي هذه الساعة يا أمير المؤمنين؟! أما خفت شيئا، قال: وأي شئ أخاف؟! إنه ليس من أحد إلا و معه ملكان موكلان به أن يقع في بئر أو تضربه دابة أو يتردى من جبل حتى يأتيه القدر، فإذا أتى القدر خلوا بينه وبينه
26. (478) Передал нам Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдульваххаб, что передал Мансур ибн Абдуллах, что передал Али ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Джафар, что передал Исхак ибн Ибрахим, что передал Шарик от Аби Исхака от Саида ибн Вахаба, что он сказал:
Мы были рядом с Саидом ибн Кайсом при Сиффине ночью, и оба войска смотрели друг на друга, пока не пришел повелитель верующих Али (А), и мы собрались около него. Саид ибн Кайс сказал ему: «Готов ли ты к этому часу, о повелитель верующих?» - то есть, не боишься ли ты (смерти)? Али (А) сказал: «Чего мне бояться? Нет ни одного человека, около которого не было бы двух ангелов, стерегущих его, чтобы он не упал в колодец, или чтобы ему не навредило верховое животное, или он не оступился с горы – до тех пор, пока не приходит его предписание (кадар). Когда же приходит его предписание, они оставляют его наедине с ним».
27 - حدثنا أبو نصر محمد بن أحمد بن إبراهيم بن تميم السرخسي بسرخس قال: حدثنا أبو لبيد محمد بن إدريس الشامي، قال: حدثنا إبراهيم بن سعيد الجوهري، قال: حدثنا أبو ضمرة أنس بن عياض، عن أبي حازم، عن عمر وبن شعيب عن أبيه، عن جده، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يؤمن بالقدر خيره وشره وحلوه ومره
27. (479) Передал нам Абу Наср Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим ибн Тамим Сархаси, что передал Абу Лубейд Мухаммад ибн Идрис Шами, что передал Ибрахим ибн Саид Джаухари, что передал Абу Замра Анас ибн Йиас от Абу Хазима от Амру ибн Шуайба от его отца от его деда, что он сказал:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Не уверует ни один из вас, пока не уверует в предписанность (кадар) его добра и его зла, его сладкого и его горького».
28 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رضي الله عنه، قال:
حدثنا محمد بن الحسن الطائي، قال: حدثنا أبو سعيد سهل بن زياد الآدمي، الرازي عن علي بن جعفر الكوفي، قال: سمعت سيدي علي بن محمد يقول: حدثني أبي محمد بن علي، عن أبيه الرضا علي بن موسى، عن أبيه موسى بن جعفر، عن أبيه جعفر بن محمد، عن أبيه محمد بن علي، عن أبيه علي بن الحسين، عن أبيه الحسين ابن علي عليهم السلام، وحدثنا محمد بن عمر الحافظ البغدادي، قال: حدثني أبو القاسم إسحاق بن جعفر العلوي، قال: حدثني أبي جعفر بن محمد بن علي، عن سليمان ابن محمد القرشي، عن إسماعيل بن أبي زياد السكوني، عن جعفر بن محمد، عن أبيه محمد بن علي، عن أبيه، عن جده، عن علي عليهم السلام - واللفظ لعلي بن أحمد بن محمد ابن عمران الدقاق - قال: دخل رجل من أهل العراق على أمير المؤمنين عليه السلام فقال: أخبرنا عن خروجنا إلى أهل الشام أبقضاء من الله وقدر؟ فقال له أمير المؤمنين عليه السلام: أجل يا شيخ، فوالله ما علوتم تلعة ولا هبطتم بطن واد إلا بقضاء من الله وقدر فقال الشيخ: عند الله أحتسب عنائي يا أمير المؤمنين، فقال: مهلا يا شيخ، لعلك تظن قضاء حتما وقدرا لازما لو كان كذلك لبطل الثواب والعقاب والأمر والنهي والزجر، ولسقط معنى الوعيد والوعد، ولم يكن على مسيئ لائمة ولا لمحسن محمدة، ولكان المحسن أولى باللائمة من المذنب والمذنب أولى بالاحسان من المحسنتلك مقالة عبدة الأوثان وخصماء الرحمن وقدرية هذه الأمة ومجوسها يا شيخ إن الله عز وجل كلف تخييرا، ونهى تحذيرا، وأعطى على القليل كثيرا، ولم يعص مغلوبا، ولم يطع مكرها، ولم يخلق السماوات والأرض وما بينهما باطلا ذلك ظن الذين كفروا فويل للذين كفروا من النار.
قال: فنهض الشيخ وهو يقول:
(أنت الإمام الذي نرجو بطاعته | يوم النجاة من الرحمن غفرانا) |
(أوضحت من ديننا ما كان ملتبسا | جزاك ربك عنا فيه إحسانا) |
(فليس معذرة في فعل فاحشة | قد كنت راكبها فسقا وعصيانا) |
(لا لا ولا قائلا ناهيه أوقعه | فيها عبدت إذا يا قوم شيطانا) |
(ولا أحب ولا شاء الفسوق ولا | قتل الولي له ظلما وعدوانا) |
(أني يحب وقد صحت عزيمته | ذو العرش أعلن ذاك الله إعلانا) |
28. (480) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Хасан Таи, что передал Абу Саид Сахль ибн Зийад Адами Рази от Али ибн Джафара Куфи, что передал Имам Али ибн Мухаммад от его отца Мухаммада ибн Али от его отца Али ибн Мусы Резы от его отца Мусы ибн Джафара от его отца Джафара ибн Мухаммада от его отца Мухаммада ибн Али от его отца Али ибн Хусейна от его отца Хусейна ибн Али (мир им всем):
Человек из Ирака вошел к повелителю верующих Али (А) и сказал ему: «Скажи мне, наше выступление против людей Шама (Сирии) – по решению (каза) Аллаха или по Его предписанию (кадар)?»
Али (А) ответил: «Клянусь Аллахом, вы не поднимаетесь и не садитесь, иначе как по решению Аллаха и Его предписанию».
Тот шейх сказал: «Надеюсь, мои трудности записаны у Аллаха, о повелитель верующих!»
Али (А) сказал: «Подожди, о шейх! Быть может, ты думаешь, что решение является непременным, а предписание – обязательным. Если бы было так, то награда, наказание, приказ, запрещение и призыв перестали бы действовать, а угроза и обещание потеряли бы всякий смысл. И не было бы тогда порицания для грешников и одобрения для праведных, и праведный быстрее бы подвергся порицанию, чем грешный, а грешный был бы более восхвален, нежели праведный. Это убеждение принадлежит многобожникам, врагам Милостивого и верующим в предопределение из числа этой уммы, а также (скрытым) огнепоклонникам (зороастрийцам) из ее числа. О, шейх! Воистину, Аллах обязал, дав выбор (каллафа тахиран), и запретил, сделав предостережение (наха тахзиран), и Он прибавляет к малому большое. И нет такого, чтобы Ему не подчинялись по Его же принуждению или Ему бы следовали под Его же насилием. Он не сотворил небеса, землю и то, что между ними, понапрасну: так думают те, которые не веруют; так горе же тем, которые не веруют, от Огня!»