Названия второго круга мифологического мира
ОСТРОВА
Следующим, последним перед центром кругом, областью мифологического пространства, следующим после моря, чаще всего оказывается остров (или сразу камень).
БУЯН
= Буян: Амур, Влад., Ворон., Волог. г., Вятск. о., Енис., Костр., Олон., Орл., Ряз., Сарат. г., Сибирь, Симб., Смол., Тамб., Тульск. г.
( Значительно более 100 упоминаний.
( А. Н. Афанасьев в 1851 г. выводил название острова из буй в значении 'буйный' (1996, 24). В 1893 г. Н. И. Барсов сопоставлял слово с древнерусским бq"ти, которому приписывал значение 'похотствовать греховно', и потому видел в Буяне остров свободной любви (Барсов 1893, 215). В начале XX века В. Мансикка выводил название Буян из морского термина "буй", связывая это с известной символизацией Церкви в виде корабля (cм.: Mansikka 1909, 182-184). Буян сближали с о. Березань в устье Днепро-Бугского лимана (Болтенко 1947) и с о. Руян (Ругия, позднее нем. Рюген), древним религиозным центром балтийских славян (Вилинбахов 1965 и 1967), но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной. Сегодня название обычно сближается с диалектным буян - 'высокое место, горка' из древнего буй - 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. древнерусское боуи 'кладбище', пск. буй, арх. буево, олон. буево, буевка, буява, твер., олон. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище', хотя, по Б. А. Ларину, это - поздний эвфемизм (см.: Ларин 1977, 83-100), а также буян в значении 'пристань, где причаливают суда с товарами' (Бурнашев 1843, т. 1, 66).
( На нем, как и на прочих заговорных островах, часто находится камень (напр., Алатырь®) церковь (с железным тыном от земли до неба и медной крышей, запертая 30-ю замками), дом (каменная изба), светлица, дуб (ни наг, ни одет, под дубом липовый куст, под ним златой камень, на нем черное руно), столб, ракитовый куст (3 куста: ракитовый, липовый, черемуховый), а также гробница с волшебными помощниками, сами эти помощники и защитники: Христос®, Богородица®, святые, бесы, змеи, птицы (в частности, свят морской петух), мертвецы и т. д.; три кузницы, где куют бесы; меч-кладенец, осиновый пень, доска, на которой тоска, сундук с булатными ножами, которые посылаются мучить вора, и мн. др. На нем люди не ходят, птицы не летают (этот же мотив может быть связан с сырой землей: Аст., 50). На него изгоняется ночной крик младенца.
( А. Н. Афанасьев считал Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников (см.: Афанасьев 1996; он же 1868, т. 2, 131-142). А. С. Пушкин упоминает этот остров в "Сказке о царе Салтане".
( В фольклоре Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, как известно, лежит через водное пространство. В сказке на нем "стоит бык печеный, возле него лук толченый", остров может служить ареной сказочного действия. См. о нем также: Кондратьева 1967, 225; Горбаневский 1987.
КУРГАН
= Курган: Волог. г., Вин. 1, 63; Кал. г., Майк., 485; Орл. г., Майк., 488; Пенз. г., Майк., 479-480; б. м., Щапов, 52-54.
( 6 упоминаний.
( См. Буян®.
( Ср. наименование овина Курган и Курган Курганович в русских загадках (см.: Загадки 1968, № 2279, 2280).
ОКЕАН
= Океан: Арх. о., Аст., 51, 72.
( 2 упоминания.
( См. Буян®.
( В первом тексте лежит в синем море, на нем стоит 40 церквей, между ними жидовья Христа распинали. Во втором на нем бел шатер, в котором Богородица зашивает раны.
БОЖИЙ
= Божий: Южн. Сибирь, Майк., 499-500.
( 1 упоминание.
( См. Буян®.
( На нем бел горюч камень Алатырь®.
БУЕВОЙ
= Буевой: б. м., Щапов, 60.
( 1 упоминание.
( См. Буян®.
( См. Буян®.
БУЕЛАН
= Буелан: Волог. г., Вин. 1, 63-64.
( 1 упоминание.
( См. Буян®.
( См. Буян®.
ГОРЫ
Эквивалентна острову и часто заменяет его в заговорных текстах гора (или горы).
СИОН
= Гора Сион-матушка: Олон. г., Вин. 1, 31; гора Сионя: Волог. г., Шерем., 43; Сеян гора: Амур, Азад., 010; матушка Сыянь гора: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Сионская гора: Волог. г., Попов, 228; Костр. г., Вин. 1, 93-94; Перм. г., Майк., 500-501; Сарат. г., Попов, 233; Сионские горы: Курск., Симб. г., Майк., 518; Тульск. г., Майк., 505-506; 7 гор Сiонских: Симб. г., Майк., 522-523; Осiон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осеон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осионска гора: Новг. о., Власова, 195; Сиянска гора: Новг. г., Майк., 504-505; Арх. о., Ив., 21. В старинной рукописи из Архангельской губ. упомянута гора Симойская: Забыл., 362
( 14 упоминаний.
( От библейского Сиона. Названия типа Осионская, Сиянска - явное переосмысление под влиянием глагола "сиять".
( Чаще всего встречается мотив восхождения на гору Сион субъекта (того, кто произносит заговор) или мифического персонажа. С нее по золотой лестнице может спускаться Пресвятая Богородица. На ней может стоять дуб, церковь или другой эквивалент мировой оси. На ней лежит Адамова голова® (смешение с Голгофой).
( По словам М. Бубера, Сион - имя древней крепости евусеев, превращенной царем Давидом в столицу. "Это имя поэты и пророки перенесли на весь Иерусалим, причем имеется в виду не Иерусалим как царская резиденция, а Иерусалим Храма - Сионом нередко называют Храмовую гору. В древности название "Сион" символизировало сияние святого места, и это сияние, это освящение неотъемлемы от него. В молитве и в песне звучат тоска по Сиону и скорбь народа в изгнании; в названии "Сион" воплотилось представление о святости родной земли, а Каббала отождествляет Сион с одной из эманаций Бога" (Бубер 1989, 259-260). Интересно, что созвучие русского глагола "сиять" и названия Сион возродило на славянской почве древнее символическое значение имени.
( Ср. Осиянскую гору украинских заговоров (Иванов 1885, 740; Драгоманов 1876, 434), а также Сионскую (Мансикка 1909, 11), Сияньскую (Романов 1891, 48 и др.), Сиянскую (Толстой 1986, 137) горы в белорусских заговорах.
СИНАЙ
Синай: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ц.-сл. форма Синайстея гора: ркп. из Костромы, Вин. 2, 6-7; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 511; Синаiская гора: там же, 482-483; Синаiския горы: там же, 484; гора Синайская: б. м., Щуров, 163; Асинайская гора: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 5770.
( 7 упоминаний.
( От библейского Синая.
(В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.
( На ней сидит св. отец Сисиний® в заговоре от лихорадки; на нее ворон уносит иглу, которую девица, зашивающая раны, уронила в Окиян®; на ней жидове распинали Христа; на ней есть огненный столб, на котором сидит семиглавый змей.
( Синай - "пустыня и гора Каменистой Аравии, куда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Гора эта прославлена обнародованием Закона Божия Израилю, и потому часто называется горою Божиею, горою Иеговы" (Солярский 1883, т. 3, 575).
ФАВОР
= єавор-гора: ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; гора Фавор: Волог. г., Попов, 235; єаворст±я гора: старин. ркп., Майк., 465; Фаворская гора: Волог. г., Вин. 1, 15-16.
(5 упоминаний.
( От библейского Фавора.
(В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Крепко стоит на месте и закрепляет слова заговора.
(На ней может быть расположено дерево - Мамврийский дуб® и др., а также бел Латырь камень®.
( Фавор - гора недалеко от Назарета, с которой связано много событий библейской истории. На ней свершилось, по церковному преданию, Преображение Господне.
АЛИАНСКАЯ
= Алианская гора: Сарат. г., Майк., 508; Алянская гора: Арх. о., Песк., 78.
(2 упоминания.
(Ср. Арианское®море, гора Елеонская®.
(На Алианской и Абраминской®горе Богородица родила Христа. На Алянской горе лежит Адамова® голова.
ЕЛЕОНСКАЯ
= Гора Елеонская: Новг. г., Гер., 174 и Попов, 239.
(2 упоминания.
(Одна из гор, с которыми связан сюжет Нового Завета; у ее подошвы находился Гефсиманский сад.
( На ней сидят Св. Отец и Сын.
АБРАМИНСКАЯ
= Абраминская гора: Сарат. г., Майк., 508.
(1 упоминание.
(Ср. Арианское®море.
(На Алианской®и Абраминской горе Богородица родила Христа.
АСАФ
=Асаф гора: Костр. г., Вин. 1, 73-74.
(1 упоминание.
(Ср. море Асаф® и комментарий к нему.
( На ней под дубом Лаврентием® стоят 12 лихорадок.
ГЕСИМЯННАЯ
=Гесимянная гора: б. м., Вин. 1, 22-24.
(1 упоминание.
(Очевидно - от Гефсиманская.
(Гефсимания - "селение или место за потоком Кедрским, при подошве горы Елеонской, где был сад, куда Господь часто удалялся с учениками своими, и где в последнее время предан был Иудою" (Солярский 1879, т. 1, 414).
( Стоит у старого матерого человека от востока и до заката, от лета и до севера. По ней ездит св. Егорий® на сивом коне.
ГОЛГОФА
= Гора Голгофа: Волог. г., Иванов, 138.
(1 упоминание.
( От новозаветной Голгофы.
( Гора Распятия.
ЕЛОФА
=Гора Елофа: Волог. г., Зеленин 1914, 231.
(1 упоминание.
( Вероятно, от Голгофы®.
СВЯТАЯ
=Святая гора: Волог. г., Вин. 1, 15-16.
(1 упоминание.
( На ней в вертепе под святой рекой Ерданом® был воспитан Иисус Христос.
СОРОЧИНСКИЕ
=Сорочинские горы: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 503
(1 упоминание.
( От "сарацинские". Ср. др.-рус. сорочининъ -'араб, мусульманин', а также прилагательное сарачинский (Фасмер 1987, т. 3, 561), а с другой стороны - реальные топонимы типа Сорочинск в Оренбургской о. Ср. также Сорочинский® дуб.
( О Сорочинской горе в фольклоре см.: Кондратьева 1967, 202.
( Из-за них вылетает "вран двоеглавоi "дноглазоi, "днокрылоi, "дноногоi", который летит к красной девице Анастасии, ухватывает у нее 3 иглы с нитками и несет за синее море.
СУНЯЩИЕ
=Сунящие горы: б. м., Тих. Пам., 352.
(1 упоминание.
( На них почивает 7 святителей.
ФОЛЫН
=Фолын гора матушка: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026.
(1 упоминание.
( Может быть, от Хвалынское®.
( На ней змей Василиста (см.: Змеи®).
ХОРИВА
=Гора Хорива: Волог. г., Попов, 246.
(1 упоминание.
(От библейской горы Хорив.
(Западная возвышенность горы, восточный хребет которой называется Синаем; гора, где было явление Божье Моисею в Несгораемой Купине.
( На ней катается Илья пророк® на огненной колеснице.