Невербальные комплексы
Теоретические сведения
МИМИКА И ЖЕСТЫ ГОВОРЯТ…(элементы невербальных комплексов) ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦАУвлеченное лицо.
Как вы определяете, что действительно нравитесь кому-то? По тому, как человек на вас смотрит. Если вы кому-то нравитесь, он смотрит на вас чаще, чем на других. Если вы кому-то действительно нравитесь, он смотрит на вас дольше, чем в течение двух-трех секунд. К тому же у человека увеличиваются зрачки: когда зрачки расширяются, это признак положительной эмоциональной реакции.
Если кто-то избегает встречаться с вами взглядами, то он болезненно застенчив или у него есть что скрывать. Этому человеку трудно на вас смотреть, потому что он старается скрыть, что вы его привлекаете. И наоборот, если кто-нибудь смотрит на вас пристально, то он скорее всего к вам абсолютно равнодушен и его ничего не волнует.
Существует еще способ узнать по глазам, что кто-то вами увлечен. Человек «стреляет» глазами – сначала смотрит налево, потом быстро скользит взглядом по вашему лицу, затем смотрит направо, и так раз за разом, и при этом никогда не задерживается взглядом на вашем лице подолгу.
Другой признак – когда человек открыто поднимает брови. Мышцы его лица ослабевают, нижняя челюсть слегка опускается, но губы остаются сомкнутыми, так что нижняя часть лица начинает казаться более вытянутой. Такое выражение лица бывает у человека, которому вы нравитесь, но он слегка разочарован тем, что вы не отвечаете ему взаимностью.
Все мы слышали выражение: «Подражание – самая искренняя форма лести». Если вы увидите, что кто-то одновременно с вами улыбается, кивает головой или подпирает голову рукой, знайте, что он вами восхищается или вы его привлекаете. Чем больше движений люди делают одновременно, тем больше они нравятся друг другу. В следующий раз, когда вы увидите какую-нибудь пару, обратите внимание, копируют ли они мимику и жесты друг друга. И если они обмениваются одинаковыми улыбками и делают одни и те же жесты, знайте: вы видите перед собой будущих влюбленных или тех, кто уже влюблен.
Равнодушное выражение лица.
Равнодушное или бесстрастное выражение лица свидетельствует о попытке скрыть гнев, обиду или враждебность. Обычно какая-то мимика и оживление наблюдаются на лице любого человека, поэтому, когда вы видите абсолютно неподвижное лицо и ничего не выражающий взгляд, это означает, что человек сдался и не хочет ничего делать в сложившихся обстоятельствах.
Такой вид нередко напускают на себя заключенные, желая показать, что они полностью владеют собой. Те, кто притворяется ко всему безразличным, кажутся менее агрессивными и опасными, их реже подозревают в намерении захватить чужое жизненное пространство, и им реже попадает от других заключенных.
Бесстрастный вид зачастую принимают люди, не желающие, чтобы вы знали, как сильно они рассержены или огорчены (люди пассивно-агрессивные). Они не хотят, чтобы вы узнали об их огорчении и сделали из этого вывод о своей власти над ними.
Открытое лицо.
Когда человек с вами искренен и вы ему нравитесь, он смотрит вам прямо в лицо, а выглядит энергичным и очень оживленным. Глаза у него не бегают. Он не буравит вас тяжелым и упорным взглядом, а смотрит мягко и сочувственно. Мышцы его рта расслаблены, нижняя челюсть слегка опущена и как бы отдыхает. Обычно он искренне и радостно вам улыбается, при этом уголки его губ поднимаются вверх, глаза загораются и вокруг них появляются морщинки. Такое выражение лица свидетельствует о том, что человек вам доверяет, ничего не опасается и держится с вами не настороженно и замкнуто, а открыто и приветливо.
Вопросы, задания, упражнения
1. Что такое «невербальный комплекс»? Приведите примеры невербальных комплексов.
2. Как известно, при вызове на дуэль было принято бросать перчатку. Как вы думаете, почему? Имеет ли это отношение к невербальному поведению?
3. Какие традиционные языковые средства выразительности невербальных комплексов вам известны?
4. Определите реальные образы, положенные в основу следующих знаков. Докажите, что эти жесты являются изобразительными.
· большой и указательный пальцы соединены в кружок (ноль, ничего);
· указательные и средние пальцы обеих рук раздвинуты и наложены друг на друга в виде решетки, остальные пальцы прижаты друг к другу (тюрьма, попасть в тюрьму, сидеть в тюрьме);
· к открытому рту приставлена кисть одной из рук, ладонью вниз; сложенные пальцы совершают движение вверх-вниз (чрезмерная разговорчивость, пустословие).
5. В одной истории из жизни Ф.И. Шаляпина рассказывается, как среди артистов в его присутствии разгорелся спор по вопросу, что такое искусство.
Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату.
Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!»
Что же было «написано» на лице у Шаляпина, и почему артисты поверили ему?
А от юриста, по Вашему мнению, требуется ли профессиональное владение лицедейством? Приведите пример.
6. Прочтите вслух текст, сопровождая его смысловыми интонациями и называемыми действиями.
«…А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка!
Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем.
А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, на общепризнанном языке».
Продолжите этот текст французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня своими обозначениями эмоций, передаваемых с помощью бровей и плеч, и сопроводите их соответствующей мимикой и жестами.
7. Как вы думаете, в каких ситуациях А.В. Суворов «явно предпочитал жест слову. Ему, изумлявшему – в других ситуациях – своих собеседников красноречием, здесь явно начинало не хватать слов, и он переходил на глоссолалию: кукареканье, экстатическую жестикуляцию»[3].
8. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах», – уверял Ларошфуко.
Согласны ли вы с этим наблюдением? А если выражение лица говорящего не совпадает со смыслом его слов – чему верить: словам или выражению лица?
9. Существуют и определенные правила невербального поведения собеседников в процессе других видов речевого общения. Например, интервьюируемому на телевидении категорически не рекомендуется:
· непрерывно кивать при разговоре;
· неестественно сгибаться к микрофону;
· отворачиваться от камеры.
А какие рекомендации вы дадите человеку, чье интервью будет транслироваться по радио?
10. Представьте, что рассказывая о чем-то, вы приближаетесь к кульминации – наиболее важному моменту. Как средствами внешнего поведения (перемещение, изменение позы и др.) вы подготовите к этому собеседника?
11. Представьте, что вам предстоит принять участие в любительском спектакле. Какими невербальными комплексами вы воспользуетесь, чтобы выразить на сцене:
· замешательство,
· удивление,
· радость от неожиданной встречи,
· стремление уверить собеседника в искренности ваших слов,
· ощущение собственного превосходства над окружающими.