Ангелы не женятся, не размножаются, они бесполые
Вот, в целом, все, что сообщено в Коране об ангелах. В достоверных хадисах Пророка также часто упоминаются ангелы. И, как указано выше, раз их существование подтверждено в Коране, значит тот, кто не приемлет какую-либо весть в Коране об ангелах, становится неверным.
Вера в ангелов является одним из столпов исламского вероучения.
"Посланик верит в то, что Бог открыл ему, и знают это праведные люди, и верят в Бога, ангелов Его, в (святые) Книги и в пророков. "«Не знаем мы различий средь пророков…»"
(Сура 2, аят 285)
Плоды веры в ангелов
Вера в ангелов усиливает наше осознание великолепия Аллаха и Его милости, коль Он поручил ангелам благословлять верующих и молить о прощении для них.
Помня, что ангелы записывают все, что мы говорим и делаем, мы будем по возможности остерегаться грехов. А, представив себе, что они, по велению Господа миров, поддерживают борющихся на пути Аллаха, мы приобретем храбрость и отвагу в нашей борьбе. И мы постараемся войти в рай так, чтобы они приветствовали нас, и отстранимся от всего, что приводит в ад, чтобы не оказаться среди тех, кого ангелы упрекают.
Основные плоды веры в ангелов – это уподобление им в повиновении, в воздержании от ослушания, и усиление ангельских качеств в себе.
Джинны (демоны)
Всемогущий Аллах сообщил в Коране еще об одном творении, которое не могут видеть наши глаза, так же, как не видят ангелов, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, звуковые волны и электрический ток, проходящий через медную проволоку. Такие творения называются джиннами.
В отличие от веры в ангелов, вера в джиннов не является одним из упомянутых положений веры, но, тем не менее, в джиннов верить надо, поскольку они упомянуты в Коране и, следовательно, тот, кто отрицает их существование, становится неверующим (кяфир'ом).
Джинны в Коране
1. Коран сообщает, что джинны созданы из огня. Однако это не означает, что они являются огненными телами, зажигающими все, что соприкасается с ними. И вполне вероятно, что в последующем Аллах придал им другой облик, как это Он сделал с человеком. Ведь человек был создан из глины, но затем был преображен в другое существо – плоть, состоящую из костей, мышц, крови и нервной системы. Это значит, что творения могут переходить из одного состояния в другое в соответствии с Божьими законами во вселенной. Таким образом, одна клетка может быть превращена в разнообразные живущие организмы, обладающие различными качествами, формами и свойствами. Из атома Аллах может создать разнообразные металлы, а из сухого семени – зеленое дерево с красочными цветами.
2. Джинны были созданы до сотворения человека.
"Мы сотворили человека из гончарной глины …, А прежде этого Мы сотворили джиннов из палящего огня."
(Сура 15, аяты 26-27)
3. Они нас видят, а мы их нет, и в этом нет ничего удивительного. Кто-то в бинокль может увидеть человека издали, но тот человек его не видит. Нам в этом мире удалось изобрести такую технику, как телевизор и видеотелефон, с помощью которых мы видим говорящего, а он нас не видит.
4. Джинны и люди имеют одинаковые обязанности. Их судят за их деяния, как нас, и в результате расчета они, как и мы, будут либо наказаны, либо вознаграждены. Ад наполнится людьми и джиннами одновременно.
"Я создал джиннов и людей лишь для того, чтоб Мне они служили."
(Сура 51, аят 56)
"…И этим Слово Бога твоего свершится: «Я ад людьми и джиннами наполню»."
(Сура 11, аят 119)
5. Послание Мухаммада было передано джиннам так же, как и послание Мусы (мир ему).
"Они [джинны] сказали: «О, народ наш! Мы Книгу слушали сейчас, ниспосланную после Мусы, для утверждения того, что было до нее; ведет к (Господней) Истине она и (направляет) верною стезею»."
(Сура 46, аят 30)
6. Среди них есть: доброжелательные и непослушные, как и среди людей.
Джинны так говорили о себе:
"Средь нас есть те, кто добродетелен и кто порочен, – идем различными путями мы…"
(Сура 72, аяты 11)
"Средь нас есть те, кто Богу предался, но есть и те, кто отступил."
(Сура 72, аяты 14)
7. Аллах их подчинил пророку Сулейману (мир ему):
"И выполняли (джинны) для него всю ту работу, что желал он: аркады (двух столбов) и изваянья17 (херувимов), чаши (массивные) размером с водоем, котлы (для омывания ко всесожженью), поставленные прочно…"
(Сура 34, аят 13)
8. Они не знают сокровенного, поэтому продолжали трудиться для Сулеймана даже после его смерти.
"…Лишь червь земной им указал на смерть его, подъев тот посох, (на который опирался его труп), – когда упал он, джинны осознали, что если б удалось им тайное познать, им не пришлось бы выполнять (так долго) (работу), что была им унизительною карой."
(Сура 34, аят 14)
9. Аллах, так же как и людям, бросил джиннам вызов создать подобное Корану:
"Скажи: «Когда б соединились люди все и джинны, чтобы создать подобное Корану, они б не создали подобного (ему), хотя одни из них другим и оказали бы поддержку»."
(Сура 17, аят 88)
10. Джинны ради любопытства разведывали новости небес у ангелов. Но с приходом Ислама джиннам это было запрещено, и в них были брошены горящие светочи. В Коране читаем, что джинны говорят:
"Мы на седалищах там затаились, чтоб слышать (что там говорят); но кто сейчас услышать пожелает, найдет там для себя подстерегающий его горящий светоч."
(Сура 72, аят 9)
Шайтаны (дьяволы)
Неверных среди джиннов называют шайтанами, а их "родоначальника" – Иблисом. Некоторые утверждают, что Иблис является одним из ангелов, но вернее будет сказать, что он является одним из джиннов, потому что:
1. Так утверждает Коран:
"И вот Мы ангелам сказали: «Адаму низко поклонитесь!» И те в поклоне перед ним склонились, кроме (надменного) Иблиса, кто был одним из джиннов и не исполнил повеленье Бога своего…"
(Сура 18, аят 50)
2. Иблис ослушался своего Бога, между тем как ангелы
"…не нарушают то, что повелел им Бог, и исполняют все, что Он прикажет."
(Сура 66, аят 6)
3. Коран сообщает, что Иблис создан из огня:
"(Господь) сказал: «Что же тебе мешало поклониться, когда Я повелел тебе?» И (тот) сказал: «Его я лучше. Ведь из огня меня Ты сотворил, его же – из (ничтожной) глины»."
(Сура 7, аят 12)
Шайтан в Коране
1. Шайтан – изначальный враг людей. Он вывел их отца из рая, он же прилагает усилия для того, чтобы не допустить их в рай и сбить их с пути, ведущего в рай, призывая их идти по пути ада. К сожалению, они следуют за ним, предав забвению Божий Закон, слушаются его наущений и, предав забвению руководство пророков (мир им), внимают заблуждениям, в которые он их стремится ввести.
Аллах упрекает людей за подобные действия и за их глупость в том, что они слушаются своего врага, который желает для них наказания, и не слушаются своего Господа, который зовет их, чтобы простить им грехи и помиловать:
"…Так неужели вы его, его потомство, возьмете в покровители себе, вместо Меня? Они же – вам враги! Как же порочна эта мена для неверных!"
(Сура 18, аят 50)
2. Этот аят указывает на то, что дьяволы имеют потомство и что они являются потомками Иблиса.
3. Аллах наделил Шайтана определенной властью над людьми, однако не наделил его способностью и силой творить благо или вред, а также не дал ему непреодолимой силы. Он наделил его коварством.
"…Воюйте же с друзьями Сатаны, слабы его коварные потуги!"
(Сура 4, аят 76)
"Беседы тайные идут от Сатаны, чтобы внести разлад средь верных. Но он не повредит им (никогда) без изволения Аллаха…"
(Сура 58, аят 10)
"Но не было над ними власти у него…"
(Сура 34, аят 21)
4. Дело Сатаны заключается в наущении злу, побуждении к нему и призыве к мерзости и непристойным поступкам:
"Вас бедностью пугает Сатана и побуждает вас к поступкам непристойным…"
(Сура 2, аят 268)
"Он обещаньями (их тешит), и возбуждает в них (порочные) желанья – но обещанья Сатаны – самообман, и только!"
(Сура 4, аят 120)
Он привораживает их к вину, азартным играм и тому подобному. Все это
"…мерзость, что измыслил Сатана."
(Сура 5, аят 90)
Вся его программа заключается в распространении зла, распутства и раздоров. Первая статья этой программы и первое искушение, которым он соблазнил Адама и Еву, – это обнажение тела, выставление своей наготы на общее обозрение, как результат вкушения плода.
"О, дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и (Мы послали вам) прекраные наряды. Но благочестие есть лучшее из всех одежд."
(Сура 7, аят 26)
"О, дети Адама! Пусть Сатана не искусит вас, как (искусил он) ваших праотцов, и тем исторгнул их из Рая, совлекши с них одежду их, чтоб им поведать их срамную наготу."
(Сура 7, аят 27)
Шайтан подстрекает своих последователей к злодеянию таким образом, чтобы это показалось им добродеянием, и приукрашивает им скверное, чтобы они не смогли увидеть всю его мерзость.
"…И Сатана им разукрасил (всю скверну) их (греховных) дел."
(Сура 6, аят 43)
Он также подстрекает своих последователей к тому, чтобы они сеяли подозрения среди верующих, и отвращает их от проповедования истины, содействуя возникновению в их среде споров и конфликтов. Аллах Всемогущий предупредил нас и сказал:
"Ведь шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, вы тогда – многобожники."
(Сура 6, аят 121)
Шайтан также пытается нашептывать верующим, чтобы они предали забвению своего Господа, а позабыв Его, стали совершать всякую мерзость и грехи.
"Их дьявол одолел, заставив их забыть о Боге. Они – собратья Сатаны, и, истинно, они – его собратья, им всем назначено погибнуть."
(Сура 58, аят 19)
Однако:
"И те, кто истинно благочестив, – когда их Сатана видением дурным склоняет, они Господне имя призывают, и тут же прозревают вновь."
(Сура 7, аят 201)
5. Однако, несмотря на старания и усердие Шайтана в нечестии и упорство во вражде к сынам Адама, а также на то, что он обрушивает на них искушения спереди и сзади, справа и слева, устраивает им засады, соблазняет их своими речами, собирает против них свою "конницу" и "пехоту" и стремится поиметь свою долю в их имуществе, завладеть умами их детей, – несмотря на это он реально способен лишь на одно – наущение злу и побуждение к нему. Он не может никому принести ни пользы, ни вреда. При споре с неверными в День Суда он скажет им:
"…Ведь обещанье Истины вам дал Аллах, давал вам обещание и я, но в нем я обманул вас, и власти не было над вами у меня, я только звал вас, ну а вы (по доброй воле) отозвались. А потому меня не попрекайте, вините только лишь себя. Я не могу ничем помочь вам, и вы не можете мне помощь оказать. Я отрекаюсь от того, что раньше меня вы в соучастники (Аллаху) возвели. Для злотворящих – истинно, мучительная кара."
(Сура 14, аят 22)
Когда Иблис просил своего Господа отсрочить ему смерть и Господь удовлетворил его просьбу, он ответил Ему:
"(Иблис) сказал: «Владыка мой! За то, что свел меня Ты с правого пути, я на земле им все (греховные утехи) разукрашу и всех их в злодеяния введу, помимо тех из них, кто чист в служении Тебе». (Господь) сказал: «Это – поистине, тот путь, что прямо их ко Мне (приводит) – ведь над Моими слугами нет власти у тебя, помимо тех из отклонившихся с пути, которые пошли твоей дорогой»."
(Сура 15, аяты 39-42)
"Поистине, нет власти у него над теми, кто уверил и на Владыку своего надежды возлагает. Он власть имеет лишь над теми, кто избирает покровителем его и соучастников Аллаху прочит."
(Сура 16, аяты 99-100)
6. Шайтан откажется от тех, кого он подчинил себе, и бросит их на произвол судьбы, когда они окажутся в тяжелом положении, и изменит своему обещанию.
"И вспомните, как Сатана столь привлекательно представил им [многобожникам из города Мекки в битве при Бадре] их (грешные) деянья, при этом говоря: «Нет ныне победителя над вами средь людей, и я соседствую (во всех ваших деяньях)!» Когда же оба ополчения сошлись (на поле брани), он обратился к ним спиною, говоря: «Я вовсе не причастен к вам. Я вижу то, чего вам не(доступно) видеть. Страшусь Аллаха я – силен Он в наказании Своем!»"
(Сура 8, аят 48)
"…И вот сказал он [Сатана] человеку: «Будь неверным!» Когда же тот неверным стал, сказал он: «От тебя я отрекаюсь. Страшусь Аллаха я, Владыки всех миров»."
(Сура 59, аят 16)
Шайтаны среди людей
Выше мы привели некоторые черты Шайтана в том виде, в каком их нам преподносит Коран. Шайтаны среди людей стремятся распространить неверие, порочность, наготу, украшая для людей их бесстыдство, чтобы они постоянно пребывали в нем. Они сеют сомнение, уводят от истины, сеют разногласия и раздоры среди мусульман. А когда люди обернутся к шайтану и последуют за ним, а затем, в День Суда, попросят его поддержки и помощи, воззвав к нему, он бросит их, отрекшись от них. Таким образом он обретает нравы дьявола и будет считаться одним из его приспешников.
"Скажи: «Ищу спасенья я у Господа людей, Властителя людей у Бога человеческого рода – от зла недоброго смутьяна, что, наущая, исчезает, – кто смуту вносит в сердце человека – и обитает среди джиннов и людей»."
(Сура 114, аяты 1-6)
Итак, каждый, кто тратит свои силы на распространение мерзости среди людей, приукрашивая ее порнографическими картинами, развратными книжными романами или литературой откровенно непристойного содержания, тот входит в число шайтанов в человеческом обличье.
А тот, кто пропагандирует невежественный расизм (доисламское невежество или современное невежество) с целью разделения уммы (общины) Мухаммада на несколько враждебных наций – тот тоже из их числа. Как и тот, кто сводит людей с пути в рай и подталкивает к пути в ад, заставляя их забыть об Аллахе и Дне Суда.
"И скажи: «О, Господи! Ищу спасенья у Тебя я от искушений дьяволов, (ведомых Сатаной), я у Тебя, о Господи, ищу спасенья, чтоб не могли они приблизиться ко мне»."
(Сура 23, аяты 97-98)
ГЛАВА XII
ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ
Коран сообщает, что ангелы, джинны и посланники являются одними из творений Аллаха и Его рабами. Он их создал. Он же ими и распоряжается. Они не властны приносить себе пользу или вред (не говоря уже о ком-то другом), разве что только с Господнего соизволения.
Все посланники – люди; они, подобно другим людям, рождаются, умирают, болеют и выздоравливают. Они не отличаются от остальных людей ни строением тела, ни формой органов, ни системой кровообращения, ни ритмом сердцебиения. Они так же, как и все люди, едят и пьют. Пожалуй, единственная разница (в данном контексте) между остальными людьми и посланниками заключается в том, что последним не присущи какие-либо недуги или же внешность, не благоприятствующая исполнению ими своей миссии (призыва – да'уа), так как это, по сути дела, противоречило бы миссии пророчества.
Пророки (мир им) не имеют никакого признака божественности, так как божественность принадлежит только Аллаху. Однако они, в отличие от обычных людей, получают Откровение. Предшествующие поколения удивляло Откровение. В ответ на это Аллах сказал в Коране:
"Ужель тому дивятся люди, что одному из них Мы откровение внушили: «Увещевая, вразумляй людей, и верным сообщи благую весть…»"
(Сура 10, аят 2)
Людей удивляло то, что посланник назначался Богом из числа людей, и они отказывались от веры, говоря:
"Ужель Аллах посланником назначил человека (такого ж смертного, как мы)…?"
(Сура 17, аят 94)
Аллах ответил, что посланник бывает из того же рода, к которому он послан. Раз он послан к людям, он должен быть человеком.
"Скажи: «Если бы ангелы спокойно (обосновались) и ходили по земле, Мы бы им ангела посланником с небес свели»."
(Сура 17, аят 95)
Они спорили со своими посланниками:
"Они сказали: «Вы – только люди, такие, как мы...» (…) [Посланники им отвечали так]: «Мы – только люди, такие, как вы, но Аллах благодетельствует того из Своих рабов, кого пожелает…»"
(Сура 14, аяты 10-11)
То есть, Аллах их облагодетельствовал, ниспослав им Божий устав, и велел им передать эту миссию. Но люди по-прежнему удивлялись:
"Что за посланник он, коль ест он пищу и по рынкам ходит? Если б к нему был послан ангел и вместе с ним бы проповедником (предстал)!"
(Сура 25, аят 7)
В ответ на эти доводы Аллах обратился к своему посланнику Мухаммаду:
"И до тебя Мы не посылали посланников, которые бы не ели пищи и не ходили по рынкам."
(Сура 25, аят 20)
А в ответ сомневающимся Он сказал:
"И говорят они: «Что ж ангел с неба не сведен к нему?!» Но если б ангела свели Мы, решилось бы их дело сразу, и после этого им не было б отсрочки. А если б сделали Мы ангела (причастным к этим спорам), то Мы б его послали в виде человека, и тем для них бы затемнили суть (вопроса), который они сами затемняют."
(Сура 6, аяты 8-9)
Сущность посланника
Посланник – это человек, которому даровано откровение.
Аллах Всевышний сказал Мухаммаду :
"Скажи (им): «Всего лишь человек я, вам подобный. Открыто мне внушением, что наш Господь – Единый Бог (для всех).»"
(Сура 41, аят 6)
Он в этом аяте подтвердил его человеческую природу, употребив слова "всего лишь человек я", исключающие для него нечеловеческие качества, а также подтверждая этот смысл словами "вам подобный".
Физически посланник подобен нам, но не все мы подобны ему ни по его нравственности, ни по характеру, ни по величию. Причем не будь Мухаммад печатью пророков, он несомненно был бы величайшим из великих и героем из героев.
Однако, будучи человеком, может ли пророк ошибаться, как мы? Попытаемся ответить на этот вопрос (поразмышляв о вероятности ошибок у пророка).
1. Ошибка при передаче Божиих слов и обучении Божьему Закону. Подобная ошибка невозможна ни для одного из посланников. Ибо, передавая Божье Откровение или обучая Божьему Закону,
"…речь ведет он не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему."
(Сура 53, аяты 3-4)
Еще Аллах говорит:
"О, люди! К вам пришел посланник с истиной от Бога."
(Сура 4, аят 170)
Получив послание, пророк ни в коем случае не может совершить провинность или же то, что порочит справедливость, великодушие или полноценность. Ибо Аллах назначил его чистым образцом для нас, чтобы мы следовали ему в нашем поведении.
"Был вам в посланнике Аллаха пример хороший..."
(Сура 33, аят 21)
Все посланники обязательно должны быть примером:
"Поистине, для вас в них дан пример прекрасный..."
(Сура 60, аят 6)
Такое качество предполагает непогрешимость и безупречность посланника.
2. Ошибка может быть допущена, когда посланник пытается самостоятельно решить вопрос общественно-религиозного характера, по которому нет Божьего Откровения. Ошибка такого характера у посланников вероятна. Однако Аллах упредит подобные ошибки; Он непременно исправит их, указывая им правильное решение. Пример – случаи со слепым человеком и с пленниками Бадра. В обоих случаях пророк Мухаммад поступил по своему усмотрению, но Аллах не одобрил его решения.
Я раздумывал о позиции Пророка в ситуации, когда к нему подошел слепой. Я сказал себе: "А что, если бы Аллах не внушал аятов об этом случае (Сура 80 "Нахмурился"), а о позиции Пророка было доложено самым мудрым и политически зрелым лицам того времени. Мог ли кто-нибудь из них раскритиковать его позицию, или они все решили бы, что такая позиция – самая правильная?"
Дело в том, в это время Пророк общался с видными людьми, пытаясь их убедить и склонить к своей миссии, и тут пришел один из его сторонников (слепой) с одним несрочным вопросом, который можно безболезненно отложить и разъяснить в любое другое время. Пророк не стал отвечать на этот вопрос, покуда не закончил свою беседу. Итак, разве кто-нибудь другой поступил бы иначе? Может ли кто-нибудь в мире считать этот поступок неправильным?
Несмотря на то, что по человеческой логике Пророк поступил правильно, этот поступок был отклонен Божьим Откровением, что было недосягаемо для человеческого ума. По сути дела Божье рассуждение не может иметь изъяны или вызывать сомнение, между тем как человеческое рассуждение может быть извилистым и пристрастным.
То же самое можно сказать о позиции пророка Мухаммада относительно пленных в битве при Бадре, когда он согласился на их выкуп (Сура 8 "Военные трофеи"). Эта позиция была неправильной с точки зрения Божьего Откровения, но, несмотря на это, его решение было бы высоко оценено самыми мудрыми людьми. Однако такие случаи нельзя считать ошибками, совершенными Мухаммадом , являющимся одним из великих людей, это надо воспринимать как доказательство того, что Божье Откровение выше земной мудрости.
3. Посланник может совершить ошибки в административных и военных делах, так как он является человеком, думает и поступает как человек. Сподвижники спрашивали Мухаммада в подобных случаях: "Было ли решение принято по велению Аллаха через Откровение или просто по твоему усмотрению?" Когда он отвечал, что это не Божье Откровение, а просто его мнение, они выражали свои точки зрения, а он мог их принять или нет.
Для иллюстрации этого можно рассмотреть вопрос о выборе района дислокации войска в день битвы при Бадре. Сподвижники спросили: "О Посланник Аллаха, разве это расположе-ние уже предназначено тебе Аллахом и нам нельзя передвигаться ни вперед, ни назад? Или ты решил прийти сюда по своим тактическим соображениям?" Когда же он ответил, что это его собственное решение, они предложили ему другой вариант, который сразу был им принят, после чего он отказался от своего решения. Подобное изменение решения произошло и во время другой битвы при рытье рва в Медине, а также при заключении перемирия с племенем Гъатафан в этой битве.
4. Посланник выражал свою личную точку зрения по текущим жизненным вопросам, как ремесленным, сельскохозяйственным, так и медицинским. Конечно, он мог ошибиться, поскольку каждая отрасль знания имеет своих специалистов. Например, он допустил ошибку, когда советовал, как опылять финиковую пальму.
Однако в этом нет ничего постыдного, так как великий человек, даже если он самый крупный ученый, не может знать все то, что знают специалисты по промышленности, сельскому хозяйству, торговле и другим отраслям. А вопрос опыления финиковой пальмы – чисто сельскохозяйственный, и Посланник случайно высказал свое мнение, не обязывая принять его, и не приписывал его к Божьему Откровению. А поняв свою ошибку, он заявил: "Вам виднее ваши мирские дела".
Посланник не знает сокровенного
Коран констатирует, что посланник не имеет знания о метафизическом мире и что Аллах велел ему уведомлять людей об этом:
"Скажи: «Я вам не говорю, что у меня сокровища Аллаха, и сокровенное мне неизвестно, не говорю я вам, что ангел я. И я лишь следую тому, что мне открыто в откровеньи»."
(Сура 6, аят 50)
"Скажи: «Не властен я себе ни доброе (назначить), ни (отвратить) дурное от себя, если Аллах того не пожелает. И если б сокровенное я знал, я бы умножил всякое добро себе (на пользу), и отвратил бы злое от себя. Всего лишь увещатель я и благовестник для тех, кто в Господа уверил»."
(Сура 7, аят 188)
Посланник сообщил людям об этом и прочитал им эти аяты, которые читаются в мечетях и на молитвах по сей день.
Посланников много,
а послание, по существу, одно
Аллах Всевышний упомянул в Коране, что всякой нации Он дал посланника:
"Нет никакого народа, в котором не прошел бы увещатель!"
(Сура 35, аят 24)
"Для каждого народа – свой посланник."
(Сура 10, аят 47)
Однако Аллах в Коране упомянул не всех, а лишь некоторых из них.
"И были средь посланников от Нас те, о которых рассказали Мы тебе, но были также и такие, о коих Мы тебе не рассказали."
(Сура 4, аят 164)
Все посланники были посланы, чтобы распространять веру в единство Аллаха и в Грядущий День и чтобы соблюдалось Божье руководство. Поэтому Ислам имеет такие же основы, как и предыдущие религии, для распространения которых были посланы ранние посланники:
"Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и 'Исе: «Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!»"
(Сура 42, аят 13)
Каждый посланник был послан к своему народу, чтобы на их языке разъяснить им свою миссию.
"Мы отправляли посланников только с языком их народа, чтобы они разъяснили им."
(Сура 14, аят 4)
Завершением этих миссий была миссия Мухаммада , обращенная ко всему человечеству, он стал печатью пророков, и после него не будет пророков, все Божьи откровения после его смерти прекратились. Таким образом, на нем была завершена религия и милость Божья.
"Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (ислама), и проявил сполна Свою вам милость, и изволением назначил вам ислам…"
(Сура 5, аят 3)
Ответ на вопрос:
"Почему миссия Мухаммада – уникальная и завершающая?"
Кто-то может задать такой вопрос: "Почему миссия Мухаммада предназначена для всего человечества, а миссии других посланников – для соответствующего народа? Как же так, что эта миссия не подлежит отмене и исправлениям до самого пришествия Дня Воскресения, между тем как все предыдущие миссии подверглись отмене и исправлению?"
Ответ: Аллах более сведущ, ведь исламский закон (шариат) гибкий и пригоден для любой эпохи и любого времени. С одной стороны, вероучения и акты поклонения (ибадат) в Исламе установлены в категорических текстах, не подлежащих ни изменению, ни исправлению, поскольку эти вероучения и акты поклонения не нуждаются в изменении со временем и не подлежат согласованию с разными традициями и обычаями.
А с другой стороны, необходимо отметить, что по вопросам, касающимся законодательства, финансов и управления, которые подвержены влиянию времени и традиций, Божьи указания были изложены в общих чертах как фундамент и опора здания, а его достройка была оставлена на усмотрение людей в соответствии с конкретной эпохой и конкретным обществом, при условии сохранения этого фундамента и опоры. Вот вкратце несколько примеров.
Ислам предусматривает, чтобы правитель избирался по воле народа и чтобы он обладал необходимыми качествами, позволяющими ему исполнять обязанности по управлению. Он должен твердо придерживаться исламской конституции – Корана и советоваться с компетентными и полномочными лицами.
Каждому обществу фактически была предоставлена возможность решать, как выбирать своих правителей и как назначать компетентных и полномочных представителей власти.
Ислам обязывает вершить справедливый суд между людьми. Но нам предоставлена свобода выбора пути к справедливости, определения метода назначения судей и правил ведения судебного процесса. А что касается договорных отношений, то были установлены общие правила, гарантирующие права и привилегии обеих сторон, правильность формулировки положений договора, с тем чтобы точно выразить намерение каждой из них. Договора любого рода, наносящие ущерб интересам общества или приводящие к обману одной из сторон, в Исламе запрещены. Однако нам предоставлена свобода в разработке деталей по всем договорам. А что касается частных предприятий и финансового сотрудничества, это все одобрено Исламом, если только нет Божьего Откровения, содержащего запрет соответствующий, или же оно не предполагает что-либо незаконное по существу; в противном случае это запрещено.
Ислам открыл нам двери реформ. Любое дело, к которому исламский закон не обязывает и которое он не запрещает, но которое приносит пользу для мусульманского общества и по которому мусульманский правитель принял решение, становится религиозной обязанностью, как, например, финансовые законы, основы судопроизводства, административные инструкции (правила регулирования движения, муниципальные правила и др.).
Итак, Ислам настолько гибкий, что его можно применять во всех эпохах и обществах. Однако некоторые исламские ученые более поздних эпох в силу узости своего мышления стали ограничивать людям то, что исламский закон расширил, тем самым заставляя их (как сказал Ибнуль-Къаййим) искать вольное решение, которое не согласуется с Исламом.
Еще один довод: во времена ранних посланников народы жили в отдаленности друг от друга, имея в качестве средств передвижения только лошадей и верблюдов. Между тем как народы, жившие в эпоху после послания Мухаммада стали общаться и сближаться друг с другом, а технический прогресс дал возможность преодолевать пространство и расстояния настолько быстро, что речь, произносимая в Нью-Йорке, может быть услышана в Китае одновременно или даже раньше, чем ее услышит сидящий в аудитории. Наукой установлено, что электромагнитные волны (скорость которых равна скорости света) распространяются быстрее, чем звуковые волны, исходящие при разговоре. Мир стал как будто бы одной страной, а нации – одной единой нацией. Поэтому миссия Ислама могла бы распространяться во всех уголках мира, если бы мусульмане со всей ответственностью отнеслись к ее распространению.
Ислам не делает разграничения между посланниками
Некоторые люди, заявляющие, что они следуют за каким-либо одним посланником, могут предубежденно относиться к другим посланникам. Однако Ислам вменил в обязанность каждого мусульманина почитать всех пророков и посланников (мир им), поэтому любое предубеждение или непочтительность к одному из них противоречит сути Ислама:
"Посланник верит в то, что Бог открыл ему, и знают это праведные люди, и верят в Бога, ангелов его, в (святые) Книги и в пророков. «Не знаем мы различий средь пророков, – говорят они, – Тебя мы слышим и предались! Лишь от Тебя прощенье нам, и лишь к Тебе мы все вернемся»."
(Сура 2, аят 285)
Итак, мусульманин любит Мусу и 'Ису (мир им) точно так же, как он любит Мухаммада , и относится к ним с таким же уважением и почтением.
Иудей, который принял христианскую веру, ниспосланную 'Исе, не потерял Мусу, а вместе с ним приобрел еще и 'Ису. Христианин, который сегодня примет Ислам, не только не потеряет Иисуса и Моисея, а приобретет с ними еще и Мухаммада.
Да благословит Аллах Мухаммада и всех пророков и посланников.
Посланники в Коране
Мусульманин верит, что Коран – слово Аллаха, что оно ниспослано Мухаммаду на его языке через ангела Джибрииля, и что Мухаммад передал это послание людям в том же виде, в котором получил его, и что обложка книги вмещает весь Коран таким, каким он был ниспослан через Джибрииля. А тот, кто отрицает что-либо из Корана или сомневается в нем, считается отрекшимся от Ислама.
В Коране упомянуты двадцать пять пророков (мир им), их имена перечислены в пяти аятах:
"Таков тот довод, что Мы дали Ибрахиму против (неверия) его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого Своим желанием сочтем. Господь твой истинно и мудр и (все) знающ! И дали Мы ему Исхака и Йакуба и всех направили по верному пути. А прежде Мы стезю прямую Нуху указали. И из его потомства – Дауду, Сулейману и Ай'йюбу, и Йусуфу, и Мусе, и Харуну. Так воздаем Мы тем, кто делает добро. И Закарие, и Йахйе, и Исе, и Ильйасу – ведь они все – из ряда правоверных. И Исмаилу, Аль-Йасау, Июнусу и Луту – их всех возвысили Мы над мирами."
(Сура 6, аяты 83-86)
"Напомни об Идрисе в этой Книге. Поистине, он праведником был – пророком. И вознесли его Мы высоко (над остальными)."
(Сура 19, аяты 56-57)
"…И к адитам – брата их Худа."
(Сура 7, аят 65)
"…И к самудянам – брата их Салиха."
(Сура 7, аят 73)
"…И к мадйанитам – брата их Шу'айба."
(Сура 7, аят 85)
"И Исма'ила, и Идриса, и Зу-л-кифла... Все – из терпеливых."
(Сура 21, аят 85)
Еще Коран упомянул об Адаме, явно не называя его посланником, однако мы можем сделать вывод из аятов, в которых он упомянут, о том, что он вероятнее всего был посланником.
Их двадцать пять. Одни были упомянуты только по их именам, как Идрис и Зу-ль-кифль, другие – с кратким повествованием о них, как Исмаиль, Исхак и Йунус, а третьи – с подробным повествованием, как Ибрахим, Муса, Йусуф и 'Иса.
Все повествования о пророках в Коране являются достоверными, и в них следует верить:
"Вот – посланники! Одним Мы дали преимущество перед другими. Из них были такие, с которыми говорил Аллах и вознес некоторых из них степенями."
(Сура 2, аят 253)
Чудеса
Племя курайш не могло поверить, что посланник Мухаммад мог перенестись из Мекки в Иерусалим за одну ночь, и считало это нелепым, так как транспортным средством в те времена были лошади и верблюды, которые не в состоянии сделать подобное. Однако такая якобы нелепость в наши дни оказывается обыкновенным и неудивительным явлением.
Даже если самым выдающимся физикам, жившим сто или двести лет тому назад, сказали бы, что люди смогут летать на борту железных и стальных кораблей, перенестись через воздушную атмосферу в космическое пространство, смогут записывать разговор и выступление оратора и слушать эту звукозапись, когда им будет угодно (даже если лица, которые разговаривали или выступали, умерли), эти знатоки сказали бы, что это полнейший абсурд, хотя все это осуществилось уже сегодня и всем это известно.
Как же осуществилось "невозможное"?
Отвечая на этот вопрос, напомним, что "невозможное" бывает двух разновидностей: первая – невозможное, проистекающее от невыполнимости чего-либо на практике, как в вышеуказанных примерах. Вторая – невозможное, проистекающее от логического противоречия, как, например, совмещение несовместимого (двух противоположностей), например: бытия и небытия. Ведь один и тот же человек не может одновременно присутствовать и отсутствовать в одном и том же месте. Еще один пример – невозможное, проистекающее из попытки изменить сущность какого-либо объекта: ведь один объект не может иметь две сущности, ведь книга не может стать ложкой, при этом по-прежнему оставаясь книгой.
То, что невозможно или неосуществимо по логике, осуществлять никто и не подумает, между тем как невозможное на практике стало возможно с помощью науки – знания законов природы, установленных Творцом для вселенной. А если это может сделать раб, разве не сможет это сделать Всемогущий Творец?
Безусловно, сможет. Осуществление "невозможного" для Аллаха Всевышнего вполне возможно. Поэтому, удостоверившись в источнике вести, мы должны принять ее как истину и поверить в нее.