Обязанности мужа и жены 4 страница
68-11 Я подтверждаю свое высказывание, что жена разделяет плоды благочестивой деятельности мужа. Если Шриман Сатсварупа, чья жизнь полностью посвящена Кришне, хочет от тебя чего-то, будь добра выполнять его наставления. На самом деле он не может контролировать тебя в вопросе твоего служения Кришне или мне, но, поскольку нам приходится трудиться в этих телах, мы должны заботиться о них, следуя определенным правилам. (ПШП Джадурани, 1 ноября 1968)
68-12 Спасибо тебе за письмо от 17 декабря 1968. Я всегда рад весточке от тебя. Искреннее отношение, которое ты выразила в своем письме, очень приятно, я благодарен тебе за него. Я очень рад, что ты хорошо служишь своему мужу и помогаешь ему, чтобы он мог развиваться в сознании Кришны. Когда муж прогрессирует, жена без дополнительных усилий разделяет с ним его успех, так что такое служение благоприятно, с какой стороны ни посмотри. Хорошая жена — это великое благословение для мужа и детей, так что продолжай, пожалуйста, в том же духе, и я знаю, что твоя жизнь будет очень успешной. Будь добра передать мои благословения Шьямасундаре и Сарасвати-деви. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Малати, декабрь 1968)
69-01 Слова «деви-даси» могут употребляться по отношению как к замужней, так и к незамужней преданной. (ПШП Анурадхе, 19 января 1969)
69-05 Относительно твоей идеи жениться на девушке из нашего Движения, а затем отправиться в Индию: это будет зависеть от желания твоей жены. Я не хочу идти против него. Но обычно считается, что жена должна следовать за мужем туда, куда он направляется. Скорее всего, твоя жена согласится с тобой — она не будет против того, чтобы переехать. Напротив, многие девушки охотно согласились бы поехать со своими мужьями в Индию. Поразмысли над этим и дай мне знать, что ты решил. (ПШП Гопала-Кришне, 13 мая 1969)
69-06 По поводу предложения о твоем повторном браке: я никогда не предлагал ничего подобного, так что не морочь себе голову этим. Как я сказал тебе в Лос-Анджелесе, я хочу, чтобы одинокие матери не выходили замуж повторно, а посвящали свое время воспитанию своих детей в сознании Кришны. Твой сын, Бирбхадра, только что приехал сюда, и о нем позаботится Киртанананда Махараджа. За обучение детей в Новом Вриндаване отвечает Сатьябхама-даси, и она достаточно квалифицирована, поскольку у нее есть соответствующее образование, и она очень хорошо работает с детьми. Так что в этом отношении сейчас никаких трудностей нет, и, поскольку ты так хорошо занята своей деятельностью в Лос-Анджелесе, тебе следует продолжать ее. Мне понравилось описание курса о роли женщины в сознании Кришны, который ты читаешь для заинтересованных девушек, я очень доволен тем, что ты начала этот проект. На самом деле роль всех обусловленных душ одинакова: повторять «Харе Кришна», просить других делать то же самое, достичь совершенства жизни в сознании Кришны и вернуться домой, к Богу, когда придет конец этому телу.
Теперь, если ты можешь побудить всех женщин в Лос-Анджелесе устроить в своем доме алтарь и помогать своим мужьям вести мирную и счастливую жизнь в сознании Кришны, это будет величайшее служение для тебя. На самом деле система такова, что муж является духовным учителем для жены, но если жена способна привести своего мужа к духовной практике, то не будет ничего дурного в том, чтобы мужу принять свою жену в качестве духовного учителя. Чайтанья Махапрабху сказал, что любого, кто знает науку о Кришне, следует принимать как духовного учителя, независимо ни от каких материальных определений: богатый или бедный, мужчина или женщина, брахман или шудра. И если ты научишь женщин, живущих вокруг храма, помогать своим мужьям и детям достигать совершенства в семейной жизни и во всех аспектах жизни, в сознании Кришны, повторяя мантру, проводя арати и питаясь кришна-прасадом, то невозможно даже оценить, насколько улучшится состояние всей округи. Так что попытайся это сделать, насколько возможно. Я уже на практике убедился, что многие американские юноши и девушки достаточно разумны и обладают необходимыми качествами, чтобы вступить в наше возвышенное Движение. Мы должны лишь правильно наставлять их, и тогда, несомненно, многие поймут, как у нас хорошо, и, скорее всего, примут наш метод. Я очень доволен твоими усилиями. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Шилавати, 14 июня 1969)
70-03 Я очень рад, что твоя дочь Сарасвати хорошо развивается под твоей опекой. Следить, чтобы ребенок рос в полном сознании Кришны — это и есть правильная постановка семейной жизни. А когда твоя славная дочка уже не будет требовать такой постоянной заботы с твоей стороны, у тебя появится время повторять «Харе Кришна». Мать и дочь должны садиться вместе и повторять «Харе Кришна». (ПШП Малати, 6 марта 1970)
70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 12 апреля 1970, и оно меня очень вдохновило. По мере того, как вы будете усердно поклоняться Божествам, вы все будете ощущать духовный покой и радость. Поэтому к поклонению нужно подходить очень внимательно. В Лондоне Ямуна тоже поклоняется очень хорошо. Нужно обучить всех жен наших учеников готовить и поклоняться Божествам, и, по возможности, они должны выходить на уличную санкиртану со своими мужьями и другими преданными. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)
70-04 Не думаю, что тебе нужно заводить ребенка для примера. У тебя был ребенок, и, по воле Кришны, его нет. Забудь теперь про детей. Просто исполняй свое теперешнее служение с величайшим тщанием и любовью, это и будет твоим наилучшим служением Кришне. Прими лучше Кришну как своего ребенка, и он никогда не покинет тебя, подобно материальному ребенку. Он останется с тобой навсегда. А если тебе хочется растить детей в сознании Кришны, у тебя будет много таких возможностей. Когда я был домохозяином, я заботился об одном или двух детях, но после того, как я отрекся от семейной жизни, Кришна дал мне возможность растить в сознании Кришны великое множество прекрасных детей. Так что вместо того, чтобы стремиться вырастить материального ребенка в сознании Кришны, если ты привязана к этому служению, Кришна даст тебе много детей для этой цели. (ПШП Химавати, 26 апреля 1970)
71-02 Жена — это майя, но в то же время — великий друг. Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что жена иногда играет роль богини процветания, а иногда ведьмы. Так или иначе, ты очень силен, ты идеальный грихастха, поэтому ты не попал под влияние своей жены, а напротив, повлиял на нее так, чтобы она приняла сознание Кришны. Я надеюсь, что каждый мой ученик достигнет твоего уровня и будет со всей решимостью трудиться над расширением нашего Движения сознания Кришны. Мандали-Бхадра сменил жену, потому что прежняя жена сталкивала его с пути, и теперь, я надеюсь, он будет тверд. (ПШП Рупануге, 19 февраля 1971)
71-04 Твой муж Нитьянанда-дас теперь президент вновь образованного новоорлеанского центра, и ты, как его жена, обязана ему всемерно помогать. Трудитесь рука об руку, как муж и жена, и пусть наше новоорлеанское отделение станет нашим огромным успехом. Оставайтесь непоколебимы в служении Кришне, строго следуйте регулирующим принципам, ежедневно, без пропусков повторяйте шестнадцать кругов на четках, читайте наши книги. Тогда Кришна, без сомнения, поможет вам. (ПШП Канья-Кумари (Кэрол Бушье), 1 апреля 1971)
71-05 Я получил твое письмо от 21 апреля 1971, а также посланные отдельным отправлением фото алтаря и твоего сына, вид которого радует глаз. Когда у него станет больше зубов, тебе придется давать ему больше прасада. Это хорошо. А ему, этому ребенку, очень повезло. С самого начала своей жизни он общается с преданными. Когда ему было шесть месяцев, он выбрал Бхагаватам. Заботься же о нем и вырасти его сознающим Кришну ребенком. Твое благословение — это твой добрый муж, твой сын и Господь Джаганнатха; пусть твоя жизнь будет полна духовного блаженства.
Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое. (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)
71-05 Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое. (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)
71-07 Итак, теперь ты приняла сознание Кришны всем сердцем, и мне очень радостно слышать, с каким энтузиазмом ты служишь духовному учителю и своему мужу. Это твоя обязанность. Ты лучшая половина своего мужа, поэтому твоя обязанность — всячески помогать ему в его практике сознания Кришны. В особенности учитывая, что Макханлал взял на себя храм в Сиэтле, а это огромная ответственность, поэтому ты должна всемерно вдохновлять и поддерживать его. (ПШП Тилака-деви-даси, 5 июля 1971)
71-07 А у тебя очень разумный и полный энтузиазма муж. Он хороший парень, я знаю. Вдохновляй его и помогай ему заниматься сознанием Кришны там, в Гейнсвилле, во Флориде. Это твоя обязанность жены, лучшей половины мужа. Так что делай это как следует. (ПШП Ананга-Манджари-деви-даси, 5 июля 1971)
71-08 Постоянно служи Божеству: хорошие одежды, хорошие украшения, хороший прасад. Пусть Хамсадута ходит на санкиртану, заботься о нем. Твой муж — один из лучших моих учеников. Его жизнь очень важна, поэтому заботься о нем как следует, это твоя обязанность. Он должен вести здоровую, мирную жизнь, а ты следи, чтобы так и было. Я прошу тебя об этом. Вместе вы должны успешно развивать гамбургский центр. Там сейчас много работы. (ПШП Химавати, 27 августа 1971)
71-10 Я узнал от Шивананды, что ты уехала от него без его ведома. Это не очень-то хорошо. Когда он дважды написал мне: «Моя жена уехала, и я не могу найти ее следов», — я посоветовал ему не жениться снова, а готовиться к санньясе. Насколько я знаю Шивананду, это один из моих лучших учеников. Я всегда помню его улыбающееся лицо. Когда я был в Гамбурге, он постоянно сопровождал меня и лично мне служил. Я не могу забыть прекрасное поведение Шивананды и его мягкий нрав. Не понимаю, чем тебе не по нраву такой прекрасный муж. Если ты примешь мой совет, ты немедленно вернешься к своему мужу и будешь жить с ним в мире и согласии. Ты разумная девушка. Ты можешь совершить немало служения Кришне. Я нуждаюсь в твоем служении как переводчика. Поэтому я советую тебе полностью погрузиться в это занятие, соответствующее твоему дарованию и развиваться в сознании Кришны. (ПШП Вринде-деви, 14 октября 1971)
71-11 Я сказал Шридхаме, что если он хочет, то брак можно устроить, однако он должен остерегаться и, по возможности, избегать такой привязанности к семье, которая основана на чувственном наслаждении. Будьте счастливы в своей семейной жизни, трудясь рука об руку ради удовольствия Кришны, а жена пусть будет тебе помощником. Мы всегда должны чувствовать серьезную ответственность перед Кришной. (ПШП Шруташраве, 18 ноября 1971)
72-02 Ты спрашиваешь о замужестве. Да, я хочу, чтобы каждая женщина в нашем Обществе вышла замуж. Но что это за курс наук, необходимый для того, чтобы стать женой и матерью? Для этого школы не требуется, нужно лишь общение. И нет необходимости говорить, что подростков могут обучать: девочек только женщина, а мальчиков — только мужчина. В двенадцать лет они должны получать посвящение. Настоящее дело женщины — вести дом, поддерживать чистоту и порядок, и если есть достаточное количество молока, она должна быть постоянно занята сбиванием масла, изготовлением йогурта, творога — можно столько всего приготовить из простого молока! Женщина должна убирать, шить и т.д. Поэтому если ты просто будешь сама все это делать, подавая пример, они научатся этому без дополнительных усилий, не нужно организовывать специальное обучение. (ПШП Чайя-даси, 16 февраля 1972)
72-08 Я был очень рад видеть вас обоих — тебя и твоего доброго супруга Васудеву — когда был в Париже, особенно теперь, когда у вас есть такой славный ребенок. Теперь у тебя есть ребенок, и твоя ответственность состоит в том, чтобы вырастить его в сознании Кришны. И ты, и твой муж — искренние преданные, муж твой — хороший парень, я очень его люблю, он совершает отличное служение Кришне и человечеству, поддерживая берлинский центр. Так что пусть тебя не беспокоят те неудобства в семейной жизни, которые возникают сейчас. Твой муж несет величайшее служение. Ты можешь очень хорошо помогать своему мужу, отдавая все свое время и силы воспитанию ребенка в сознании Кришны. От тебя потребуется полная отдача, и это будет твоя наилучшая помощь мужу. Эта быстротечная жизнь является для нас лишь платформой, с которой мы отправляемся домой, к Богу, поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на семейных делах. В сознании Кришны мы никогда не бываем одни; у тебя много прекрасных братьев и сестер, которые составляют твою настоящую семью, кроме того, духовный учитель постоянно присутствует в своих наставлениях, и Кришна находится у тебя в сердце, так что тебе не нужно думать, что ты одинока. Сделай своим мужем Кришну и всегда думай о Нем, воспитывай, как подобает, своего ребенка, повторяй ежедневно, без пропусков, шестнадцать кругов харе-кришна-мантры, читай Шримад-Бхагаватам, по меньшей мере, час в день, тогда ты, вне всякого сомнения, скоро ощутишь счастье, а жизнь твоя станет возвышенной. (ПШП Гангадеви, 11 августа 1972)
72-09 Брак между мужем и женой означает, что мужчина навсегда берет на себя ответственность за благосостояние и защиту своей жены во всех отношениях. Это не означает, что пока между нами есть согласие, я отвечаю, а как только появляются разногласия, я тут же схожу со сцены и принимаю так называемое отречение. Хочет твой муж принять на себя ответственность твоего духовного лидера или нет, роли не играет. Он обязан это сделать. Это его обязанность, поскольку он взял тебя в жены. Поэтому он несет за тебя ответственность до конца своей жизни. И ты также должна быть согласна служить ему при любых обстоятельствах и всемерно ему помогать, чтобы он мог развиваться в сознании Кришны. Если он будет развиваться в сознании Кришны, жена, идущая по стопам мужа, само собой, тоже будет развиваться. Но если ты не помогаешь ему и не делаешь все для его блага, тогда ты станешь ему противна, и он уйдет от тебя. Так что ответственность нужна с обеих сторон, и теперь, когда вы семейная пара, не может быть и речи о разводе, но вы должны изо всех сил стремиться служить Кришне вместе, в гармонии. Что это за нелепые эмоции, которые заставляют тебя метаться? Реальность — это исполнение долга. Теперь вы семейная пара, ты знаешь, в чем состоит твой долг, и лучше всего исполнять свой долг и думать о Кришне. На временные неудобства не надо обращать внимание, мы должны оставаться тверды в исполнении своего долга перед Кришной. (ПШП Судеви-даси, 15 сентября 1971)
72-10 Еще одно: ты замужняя женщина; находясь в этом положении, ты должна как следует служить мужу, быть всегда внимательной к его нуждам, и таким образом, поскольку он постоянно погружен в служение Кришне, ты, служа своему мужу, также получаешь Кришну, через него. Он твой духовный наставник, но он должен нести ответственность за то, чтобы ты получала необходимую духовную поддержку, он должен учить тебя, делясь с тобой своим возрастающим знанием и реализацией. Такова ведическая система. Жена становится преданной своего мужа, муж становится преданным Кришны; жена с верой служит своему мужу, муж защищает жену, давай ей духовное руководство. Поэтому ты должна просто исполнять все, что велит тебе твой муж, хотя он может нуждаться и в твоей помощи. Конечно, для женщины естественно быть привязанной к своему мужу и семье, но наша система направлена на то, чтобы свести к минимуму эту привязанность, сделав целью своей деятельности удовольствие Кришны. Просто старайся доставлять радость Кришне, и тогда никакие материальные обстоятельства не смогут причинить тебе никакого беспокойства. (ПШП Саучарье-деви, 23 октября 1972)
73-07 Ты совершенно права, когда пишешь, что Кришна наградил тебя первоклассным мужем. В ведическом обществе ни одной девушке не было позволено оставаться независимой и незамужней. Независимость для женщин означает, что они уподобляются проституткам, охотятся на мужчин, в поисках того, кто позаботится о них. Поэтому так называемой независимой женщине приходится прилагать огромные усилия, чтобы сделать себя привлекательной с помощью искусственной косметики, мини-юбки и прочих вещей в том же духе. В прежние времена девочка выходила замуж за определенного мальчика в очень раннем возрасте, примерно в шесть лет. Но хотя девочка выходила замуж рано, она не начинала сразу жить со своим мужем, а постепенно училась разным вещам: готовить, убирать дом, служить мужу разными способами — и так до достижения половой зрелости. И все это время не было никакого беспокойства. Девушка знала: «У меня есть муж», — и юноша знал: «У меня есть жена — вот эта девушка».
Поэтому когда юноша и девушка достигали возраста, у них не было никаких возможностей для незаконной половой жизни. А психология такова, что первому юноше, которого девушка принимает в браке, она отдает все свое сердце, и эта привязанность к мужу со стороны девушки со временем все больше и больше возрастает. Если у нее хороший муж, то есть, такой, который принял истинного духовного учителя и сосредоточен на своем служении ему, жена такого хорошего мужа без дополнительных усилий получает все благие результаты его духовного прогресса. Так что тебе повезло. Продолжай придерживаться этой установки, всегда служи своему мужу, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и вы вместе вернетесь домой, к Богу. (ПШП Найшкарми-деви-даси, 28 июля 1973)
74-08 В духовной жизни очень важно подавать хороший пример. Учение парампары основано на этом принципе ачарьи. Иногда и жена может привести мужа в сознание Кришны, поэтому ты сама должна повторять шестнадцать кругов и следовать практике преданности, читать мои книги. Если это тебе трудно, и ты падаешь, тогда тебе лучше было бы пожить в одном из наших храмов. Все вы приходите сюда, имея за плечами груз дурных привычек, поэтому, чтобы продвигаться в сознании Кришны, мы должны снисходительно смотреть на промахи других. Ты должна относиться к своему мужу терпеливо. Повторение святых имен без оскорблений является лекарством от всех этих болезней. Поэтому я вменил в обязанность всем президентам храмов, а также Джи-Би-Си следить за тем, чтобы каждый преданный соблюдал правила и предписания, повторял шестнадцать кругов, поддерживал свой духовный уровень. Поэтому если тебе трудно, то для тебя лучше будет не жить отдельно, а общаться с другими преданными. (ПШП Видарбха-Канья-даси, 19 августа 1974)
75-02 Что касается обязанностей женщины, то если она выходит замуж, это не означает, что она должна бросить все свое служение в храме или на санкиртане, но она обязана также следить за тем, чтобы не пренебрегать и своими семейными обязанностями. (ПШП Шри Говинда-дасу, 6 февраля 1975)
75-06 К счастью, у тебя очень хороший муж, и ты также очень хорошая жена. Итак, живите в мире и согласии, помогай ему писать очерки, которые у него получаются очень хорошо. Так вы оба будете счастливы, и жизнь ваша увенчается успехом. (ПШП Таиттирии, 19 июня 1975)
75-06 Обычно женщинам с грудными детьми не рекомендуют поклоняться Божествам, потому что грудной ребенок — это всегда нечистота. Приходится касаться ребенка, а дети обычно очень грязны, как же при этом сохранять чистоту? Конечно, если ты с этим справляешься, то все в порядке. Но в общем, если тебе приходится заботиться о ребенке, тогда поклоняться Божествам — не хорошо. (ПШП Лакшмимони, 23 июня 1975)
76-12 Почему жену должно беспокоить, что она живет не в непосредственной близости от мужа? Когда Чайтанья Махапрабху отправился проповедовать в Восточную Бенгалию, Его первая жена осталась одна. Обязанность жены — не мешать мужу. Это ведический принцип. Брачные отношения не предназначены для секса. Но, конечно, в нашу эпоху это именно так. Что ж, такая жена должна снова выйти замуж, что поделать? Ведический брак не предназначен для секса. (ПШП Тамала-Кришне Махарадже, 20 декабря 1976)
Обязанности мужа и жены
67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог осознать Кришну. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность родителей состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает о том, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна поможет тебе. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)
67-09 Перед тобой стоит проблема в связи с необходимостью жить раздельно со своей женой. Если твоя жена способна сохранять спокойствие, живя вдали от тебя, я думаю, можно пока все так и устроить, однако я опасаюсь, как бы это раздельное проживание не переросло в развод. Что касается Эрика, он развивается в сознании Кришны с самого детства, а это великий шанс для человека. Думаю, его отец обязан защищать своего ребенка в сознании Кришны. Мать также несет эту обязанность, так что либо ты, либо твоя жена должны позаботиться об этом хорошем ребенке. Если твоя жена возьмет на себя ответственность за ребенка, ты будешь лично совершенно свободен и можешь жить в храме с другими брахмачари, в Нью-Йорке, либо в любом другом месте, где тебе лучше. Если, однако, твоя жена оставит ребенка с тобой, тогда о нем можешь позаботиться ты, это будет хорошо. Но думаю, это будет очень трудно, потому что он еще недостаточно подрос. Так или иначе. Ни ты, ни твоя жена не должны думать о новом браке. Этого я не посоветую. Даже если твоя жена решит снова выйти замуж, сам ты должен об этом забыть. И если, по милости Кришны, ты сможешь спокойно жить без жены, полностью посвятив себя сознанию Кришны, это будет лучшая часть твоей жизни. Ты можешь перенести всю свою любовь и нежность на ребенка и постараться сделать его полностью сознающим Кришну. (ПШП Рупануге, 9 сентября 1967)
67-12 Станьте идеальной парой в своей стране. Полностью сознавайте Кришну в сотрудничестве друг с другом, и вы оба будете счастливы как в этой жизни, так и в следующей. (ПШП Кришне-деви, 16 декабря 1967)
68-06 Вчера вечером у нас была встреча и санкиртана, Брахмананда, Раярама и Джанардана говорили по пятнадцать-двадцать минут, и говорили неплохо. И поскольку ты тоже прогрессируешь там, в Буффало, как я понял из твоего письма, я все больше и больше наполняюсь энтузиазмом, видя, что мои духовные дети растут в сознании Кришны. Я надеюсь, что каждый из вас в будущем сможет проповедовать это трансцендентное послание. Я был очень рад узнать, что ты приезжаешь сюда со своим сыном, м-ром Эриком, я буду рад принять его здесь. Надеюсь, он повторяет «Харе Кришна», так как уже привык к этому. Обязанность матери и отца — просвещать детей в сознании Кришны и тем самым спасать их из когтей неминуемой смерти. Шримад-Бхагаватам утверждает, что человек не должен становиться отцом или матерью, если не может взять на себя эту ответственность — остановить колесо повторяющихся рождений и смертей для своих детей. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-06Когда я первый раз приехал из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и ты сообщил мне о перспективном бизнесе м-ра Кальмана, я очень сомневался в успехе этого плана. Поэтому я колебался. Так или иначе, что сделано, то сделано, сейчас постарайся отделаться от этого беспокойства, не портя отношений с м-ром Кальманом. Чайтанья Махапрабху особо предостерегал Своих преданных от общения с людьми, у которых мирское сознание. Поэтому, согласно ведическим принципам, только брахмачари, ванапрастхам и санньяси рекомендуется серьезно браться за сознание Кришны, то есть, освободиться от проблемы зарабатывания денег. Грихастхи должны поддерживать остальные три общественные группы. Так или иначе, лучшим источником дохода должны быть для нас пожертвования благорасположенных людей, а также продажа наших собственных книг и разной литературы. Это, конечно, тоже разновидность бизнеса, но ничего. Если уж мы беремся, то должны делать свой бизнес независимо, без поддержки посторонних. Мы можем принять денежную помощь со стороны в виде пожертвования или займа, но не должны входить во взаимоотношения с посторонними. Ведь их жизненные цели отличаются от наших.
Так что, пожалуйста, не волнуйтесь. Возьмитесь за дело с холодной головой, а если Пурушоттама чувствует себя неважно, ты можешь послать его на несколько дней сюда, пусть поживет со мной. Если он поедет сюда, путь захватит с собой мой желтый Бхагаватам в самодельном переплете. Теперь, имея некоторый опыт ведения дел с м-ром Кальманом, мы твердо знаем, что он преследует собственные деловые цели, действует ради собственной выгоды. Я уверен, что он и не думает помогать нам деньгами, как ты ожидаешь от него, в отношении издания «Учения Господа Чайтаньи». Поэтому его имя не должно упоминаться среди тех, кому мы выражаем признательность, как ты предлагал. Я был бы рад узнать, какое развитие получит эта ситуация. Но постарайся делать все спокойно, и в дальнейшем ты, возможно, будешь вести дела самостоятельно. (ПШП Брахмананде, 28 июня 1968)
68-08 Относительно вашего вопроса: «Как должен вести себя с противоположным полом строгий грихастха? Что такое духовное планирование семьи?» Человек не должен вступать в половые отношения, если он не собирается зачать ребенка. Лучше всего вообще забыть о сексе, однако сделать это сразу, внезапно — невозможно, особенно в западных странах, где половая жизнь ведется очень свободно. Поэтому, учитывая обстоятельства, человек должен стараться ограничить половые отношения только зачатием детей, и не вступать в них ни для каких других целей. Духовное планирование семьи заключается в том, что человек решительно настроен воспитать детей в сознании Кришны. Согласно Бхагавате, духовное планирование семьи состоит в том, что никто не должен становиться отцом или матерью, если он не способен привести своих детей к освобождению. Обязанность родителей — следить за тем, чтобы дети росли в достатке, не только материальном, но и духовном. Поэтому духовное обучение должно начинаться с самого рождения. Каумарам ачарет праджно — в Шримад-Бхагаватам Махараджа Прахлада говорит, что духовному сознанию или сознанию Кришны ребенка следует учить с самого начала жизни, подобно тому, как детям дают образование, начиная с раннего детства. (ПШП Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968)
68-09 Что касается вашей поездки в Лондон, то я не думаю, что в ней есть необходимость. Потому что, как родители Ананды не одобряют его брака, так и отец Аннапурны может не одобрить ее выбора. Но в вашей стране юноша и девушка обычно сами выбирают себе партнера, поэтому, если вы решили пожениться, вы можете сделать это, не спрашивая согласия родителей. Но отец Аннапурны очень хочет ее видеть, так что в сложившихся обстоятельствах, если вы все же решите ехать, я не возражаю. Я тоже еду туда очень скоро, поскольку получил письмо от Малати, что они уже прибыли в Англию и получили визу на шесть месяцев. Так что я, может быть, поеду туда очень скоро. В общем, если вы решили пожениться, я думаю, вы должны заключить законный брак, без всяких формальностей в виде разрешения родителей. Выберите для своей семьи любое место проживания — это роли не играет. Вывод такой: вы должны заключить законный брак, и Ананда может работать, чтобы поддерживать центр в Ванкувере. Вот чего я хочу. А Аннапурна может продолжать заниматься перепечаткой рукописей. Если это по тем или иным причинам не получится, тогда будем решать, что делать дальше. (ПШП Аннапурне и Ананде, 4 сентября 1968)