I. представление о боге
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК
V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ
ОБСУЖДЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Введение
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица - «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» — исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течении 30 лет, является шиитом - алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II. Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-милионной Саудовской Аравии (разумеется, за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |||||||
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога? | Да «Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры). «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8. 4). «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4. 6). | Да Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады – араб. свидетельства веры). | ||||||
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? | Да «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8. 4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1. 25). | Да Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. "шарик" — товарищ) и является синонимом неверия (араб. "куфр" — сокрытие, отсюда кафир –неверный). | ||||||
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом? | Да Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный. «Бог есть Дух» (Ин. 4. 24). «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1. 7). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем. 12. 1). «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс. 138). «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». (Иов 33, 3-4) (1). [1]. | Нет Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха [2]. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил | ||||||
1.4.Считает ли религия, чтоБог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)? | Нет «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40.26). Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно [3]. | Да Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне [4]. Учение о зрении и телесностиАллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания [5]. | ||||||
1.5.Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? | Да Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» ( св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» (св. Никита Студийский). | Нет Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение об Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует [6]. При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116). | ||||||
1.6. Считает ли религия, чтоБог есть любовь? | Да «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4.16). | Нет | ||||||
1.7. Считает ли религия, чтоБог обладает кротостью и смирением? | Да «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (1 Ин. 4.16). | Нет | ||||||
1.8. Считает ли религия, чтоБог обладает святостью? | Да «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (Пет. 1. 15) | Нет(7) | ||||||
1.9. Считает ли религия,что одним из качеств Бога является хитрость? | Нет Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему. Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие. | Да Аллах «замышляет хитрость» (86.16), «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов», «обманывает» (4.141). | ||||||
1.10. Считает ли религия, чтоодним из качеств Бога является гордость? | Нет Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых. | Да «Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха (8). | ||||||
1.11. Считает ли религия,чтоБог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его? | Да «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2. 4). | Нет «Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи» (9). | ||||||
1.12. Считает ли религия,что Бог порождает зло? | Нет Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»(1 Ин. 1. 5). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1:13). «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (1 Тим. 2. 4). «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем» (Втор 32:4). | Да Аллах является источником зла. «И добро и зло от Аллаха» (10). Аллах приносит пользу и вред (11), Аллах есть приносящий зло и дарующий блага” (12). | ||||||
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? | Нет Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь – спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощение раскрылось совершенное человеколюбие Божие. | Да Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: "непременно Я наполню ад джиннами и людьми - всеми вместе!" (32:13) Часть живых существ Аллах создал для ада, наделив их свойствами худшими, чем у скотов (7.179). Аллах «издевается» над неверующими усиливая их заблуждения (2.14), сбивая их с прямого пути (7.178, 186). | ||||||
Примечания
[1]. 1. Бог сотворил ангелов прежде творения грубого материально-телесного мира. К ним также приложимо понятие «дух», ибо они сотворены по Образу Божьему. Однако такое название для них всегда условно, ибо образ и первообраз не совпадают в сущности, ангел, как и человеческая душа, созданная после творения ангелов, не Бог, а ограниченное существо. «Священное Писание и святые Отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу — единому Духу. Един Бог — вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов об ангелах. - …Отвергнув понятие о подчинении ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины — ничто и бесконечное — не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух — Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и духовном видении духов). «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Глава III (17). Об Ангелах). «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», — учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19).
[2]. Шейх уль Ислам Ибн Таймия сказал: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами, согласно мнению ученых – подобно фразам «Дом Аллаха», «Верблюдица Аллаха», «рабы Аллаха». Тоже самое относится к фразе «дух Аллаха», согласно мнению ранних поколений и их имамов и их последователям. Но если, что то является Его атрибутом и не является атрибутом которым обладает кто-нибудь еще, например Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это является из Его атрибутов» («Джаваб аль Сахих», 4:414). Таким образом, следуя Ибн Таймии, знание, рука, речь – могут быть атрибутами Аллаха, хотя, например, рука антропоморфный атрибут. Между тем, дух не может быть атрибутом Аллаха. Этот принцип применен к толкованию всех аятов, где встречается слово «дух» или «дух Аллаха». Этот принцип ведет к антропоморфизму. В одной из своих фетв ибн Таймийя пишет: «То, что в Коране и Сунне приведено как ясный довод, и если на этом мы находим и праведных предков значит, это есть истина. Если даже из этого будет следовать, что Аллах имеет все атрибуты физической телесности, нет никаких проблем, ибо истина есть истина» («Аль фатаваи» том 5 стр. 192). По словам Ибн Батуты, Ибн Таймия говорил: «Аллах спускается на нижнее небо подобно тому, как я спускаюсь с минбара». Сказав это ибн Таймийя сошёл с минбара. («Ад дурар аль камина» ибн Хаджар Аскалални. Том 1 стр. 154, «Рахила» ибн Батута стр. 95).
[3]. Православное догматическое богословие выделяет четырнадцать основополагающих Божественных атрибутов: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие. Среди этих атрибутов нет антропоморфных.
Некоторых мусульман смущает известная библейская фраза: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... (Бытие 1:26).
[4]. Мусульманское вероучение считает, что атрибуты Аллаха неповторимы, изначальны и вечны, Аллах свободен от всех недостатков, присущих творениям. Этих атрибутов 14. Шесть атрибутов относятся к проявлению сущности Аллаха– Сыфат-и Затиййа. Восемь атрибутов — к проявлениям доказательств сущности Аллаха – Сыфат-и Субутиййа. К первым шести относятся необходимость существования, предвечность, бесконечность, единственность, неподражаемость и неизменность. Ко вторым восьми отнесены жизнь, знания, зрение, слух, воля, мощь, слово, способность создавать. Зрение и слух Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Но зрение и слух – атрибуты тварного мира. Атрибуты слуха и зрения, как бы мы их не понимали, сами по себе не могут быть вечными, нетварными, лишенными недостатков. Сравнения же с пауком прямо свидетельствует против их несозданности. Сотни зверей в этом мире могут разглядеть паука ночью даже на самом темном камне. Данные сравнительной офтальмологии говорят о том, что, в отличие от человека, который видит лучше при более ярком освещении, уже для собак нет никакой зависимости от яркости или затененности. Ночное видение кошки превосходит ночное видение собаки. Ее глаз способен видеть, когда уровень освещения в шесть раз ниже лимита человеческого глаза. Но сова и летучая мышь видят еще сильнее. Их ночное видение намного превосходит человеческое и они ночью ловят насекомых. Причем, зрение летучей мыши совсем не такое как зрение у животных и человека. Летучая мышь видит не оптически, глазами, а с помощью ультразвуковой локации, что позволяет ей заметить ночью самое мельчайшее насекомое. К тому же и сам человек может наблюдать паука в темную ночь на темном камне с помощью прибора ночного видения, а с помощью иных приборов может уже видеть и слышать, что происходит за кирпичными стенами. Что же касается слуха, то верхний предел человеческого слуха равен 20 000 Гц, обычной мыши 90 000 Гц, летучей мыши 120 000 Гц.
Если о христианском Боге можно сказать, что Он видит и слышит, то только в аллегорическом и символическом смысле того слова. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал посредством символов, чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества, ибо «нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом). Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть. Это выразилось в анафеме всех антропоморфных представлений о Боге. В первую неделю великого поста, мы слышим следующие слова Церкви: «учащим что Бог не Дух, но плоть - анафема».
[5]. «Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть лик преславный и достохвальный. «Вечен лишь лик Господа твоего, преславного, достохвального» (55:27). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха две величественные щедрые руки. «А Его руки распростёрты [в щедрости], — дарует Он, сколько пожелает» (5:64). «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся земля окажется в руке Его в день воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают к Нему в сотоварищи!» (39:39). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два глаза. «И по откровению Нашему воздвигни ковчег пред очами Нашими...» (11:37). Пророк сказал: «У Него — покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы всё, что объемлет Его взор». Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка о Лжемессии: «Он одноглазый, а, поистине, Господь ваш — неодноглазый»» (Вероубеждения приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин)..
[6]. Слово или речь как атрибут Аллаха не имеет ничего общего с Божественной Ипостасью Слова в христианстве. Слово или речь Аллаха не вносится в Божественное бытие как ипостась. Слово или речь Аллаха — это и есть сам Коран, который становится атрибутом Аллаха. «Коран — несотворенная речь Божья. И да не трудны для тебя будут слова эти: “она несотворена”, — ведь речь Божья принадлежит Богу, а в Нем нет ничего тварного. Остерегайся вступать в спор с теми, кто толкует о ее сотворенности или утверждает, что она была произнесена во времени, или кто рассуждает об этих вопросах так: “Не знаю, сотворена ли она или несотворена”. Нет, Коран — речь Божья, и она несотворена» (Имам Ахмед бен Ханбал. Акыда) Отсюда – Коран вечен. Напомним, что христианская Библия не вечна. Вечен Сам Бог как Слово.
[7] Аллах является источником добра и зла одновременно, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.
[8] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.
[9] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.
[10] Ахмад бен Ханбал. Акида.
[11] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М., 2000.- С. 159.
[12] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Там же. - С. 93.