Сегодня уже пятый день
Уже были попытки пожить в разных традициях. Прежде, чем приступить к описаниям техник и теоретических постулатов левой тантры, я решил обрисовать некоторые основные силы, которые двигают человека к «Духовным путешествиям», синтезировать, интегрировать четыре садханы и обозначить вектор духовных путешествий.
Я много думал о том, почему люди ходят на тренинг.
Сперва, мне было все понятно, потому что я придерживался фрейдовской картины человека.
У человека есть базовые конфликты психических структур, есть бессознательное, есть личностные проблемы, которые достают человека, и поэтому человек приезжает на тренинг для того, чтобы их разрешить. Внутри этой парадигмы работал долго. Не только рисовал фрейдовскую топологию, но и разработал подробную карту - семикомпонентную модель целостностей психической реальности.
Затем я начал заниматься другими тренингами. Я понял, что гештальты не завершаются и лучше сходить на дискотеку, чем проворачивать колесо фрейдовского катарсиса.
Темы моих тренингов изменились - смерть, одиночество, абсурд человеческого существования, любовь, свобода, боль. Это были экзистенциальные смыслы жизни.
Последним шагом эволюции своих тренингов являются духовные пространства человека.
В последнее время для того, чтобы их почувствовать, пережить, люди приходят на мои тренинги.
Наиболее показательными в этом смысле были алтайские и байкальские тренинги, которые были наполнены трансперсональными, надличностными, трансличностыми переживаниями.
Мне всегда был не понятен вопрос: «Все-таки что является движущей силой, той силой, что приводит, человека, выталкивает человека из социума и приводит человека на тренинг «Духовные путешествия».
Насколько я понял, это опять-таки тот же самый, базовый конфликт между «Я» и «Не-Я». Но этот базовый конфликт намного глубже. Базовое напряжение намного мощнее, чем на уровнях «материального Я» и материального Не-Я», «социального Я» и «социального Не-Я», «духовного Я» и «духовного Не-Я».
Многие люди, которые приходят на тренинг, не осознают, зачем они приходят.
И содержание самого конфликта не осознают.
Я обнаружил три базовых напряжения, которые двигают духовную эволюцию человека и человечества.
Они имеют следующий характер.
Во-первых, во время «Духовных путешествий» человек трансцендирует время.
С одной стороны, человек живет в ограниченном структурированном линейном времени, более того, удивительно ценит это время и удивительно привязан к этому времени, удивительно привязан к личностному структурированию этого времени.
С другой стороны, у человека всегда есть стремления совершенно противоположного характера – быть не ограниченным во времени, не ценить время, быть не привязанным ко времени и полностью отдать свою ответственность и волю в структурировании времени.
Предельное выражение трансцендирования времени мы находим в религиозных системах. Представления о трансценденции времени за пределами земной жизни - томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире, блаженстве в стране богов и героев являются распространенными во всех культурах и мифах всех народов. Ясной проекцией вневременного существования являются онтологические картины существования человечества и всего мира - о "кончине Mиpa", напр. у древних германцев (сумерки богов), или в древнегреческих философских системах, в иудаизме, мусульманских теологических системах и в христианстве.
Не так важна содержательная и структурная реализация вечной жизни. То ли это будет происходить по схеме иудейской эсхатологии с торжеством зла язычников, нечестивых и беззаконных, на первых стадиях. Появлением Мессии или Бога и борьбы сил зла против царства Божия, победы суда, спасения и "тысячелетнего царства" в блаженстве с воскресшими праведниками. То ли это будет вера в бессмертие через воскресенье Христа как первой победы над смертью. Не так важно структурирование послесмертного существования, то ли это реинкарнационные воплощения на земле, существование в различных отделах загробного мира Фомы Аквинского, или примитивной бинарности рая и ада.
Не так важен метод трансцендирования времени и получения вечного существования – молитва, мытарство, праведность, питие сома – расы или, как в сказаниях, Гомера, продолжительное употребление Нектара, который был похож на вино, имел красный цвет и смешивался с водой.
Важно то напряжение, которое вызывается конфликтом, борьбой этих двух противоположностей – жесткая идентифицированность с линейным временем, полная и чудовищная по силе привязанность в «Я» и стремление полностью уничтожить это время, быть над временем, в вечности в «не-Я». Мне кажется, что где-то глубоко внутри уже трудно дифференцировать эти противоположности как в вихре трудно отличить холодные и теплые потоки воздуха, хотя ими и вызывается вихрь.
Человечество уже очень зрело и мне иногда кажется, что оно устало от коана смерти. И нам вроде бы смешно вспоминать веру древних египтян, что жизнь за гробом обусловливается сохранением всех трех элементов человека - тела, души и двойника (Ка) и их гениальное искусство бальзамировать трупы.
Но если вы хотите посмотреть на материальное изображение первого базового напряжения в человеке и в человечестве – посмотрите на пирамиду Хеопса в Гизе.
Почему мы сейчас ходим на тренинг вне учета всех тех философских, мифологических и теологических софизмов, которые я привел выше. Тем более, некоторые из вас о них никогда и не слышал?
Я сейчас не буду останавливаться на красивой идее изначального состояния и что каждый человек имеет как в эволюционном, так и в индивидуально-биографическом аспектах опытное переживание трансценденции времени и жизни в вечном.
Для меня важно, что в каждом из вас прямо сейчас существует три аспекта структурирования времени.
Во-первых, – это личностное структурирование времени, человек все время каким-то образом планирует время, свою жизнь, расчленяет время, во временном континууме выстраивает стратегию и перспективные линии своего развития.
Во-вторых, – структурирование времени за пределами этой жизни. Я сейчас обозначу странное словосочетание – посмертное структурирование, но оно точно обозначает вектор. Что касается смыслов, наполняющих эти структуры, они имеют философско-культурологическое происхождение и некоторые из них мы уже упоминали.
В-третьих, – это структурирование бессмертия при жизни. Этот аспект касается свободы от времени внутри линейного континуума. В традиции это называется просветлением. Просветление отличается от всех других способах структурирования тем, что находится психическое состояние, в котором человек переживает вечность и при этом сохраняет осознание и свое индивидуальное существование. Что такое нирвана, саттори, жизнь в теле христовом, постижение Дао, восприятие Духа или Шуньяты, Великой Пустоты? На самом-то деле это способ трансцендирования личного времени, трансцендирования Эго с тем, чтобы при жизни уже получить вечность. Пребывать в том состоянии, в котором нет ни смерти, ни увядания - в вечности.
Когда я просматриваю духовное движение, я вижу конфликт. Вам хочется сохранить способ личностного структурирования. С одной стороны, хочется встретиться с Великой Пустотой, затем вечером покушать, искупаться и вообще получить маленькое и приятное удовольствие структурирования времени, чтобы потом, приехать домой, и рассказать о том, что вы пережили … и т.д. и т.д. Хочется постоянства времени и одновременно уничтожения времени. В крайнем случае, что Вы получаете через тренинг – это âòîðîé è òðåòèé способы структурирования времени. Человек может получить опыт того, что мы вечны, мы бессмертны. Мы вообще не умираем. Мы просто переходим в разные формы. В конце концов, – человек может получить опыт вневременного существования.
В этот момент личность получает дополнительный, более расширенный способ утверждения своего Эго, своего структурирования времени. Это дает огромный потенциал философского отношения к жизни, философского отношения к людям, ведь, в конце концов, все люди являются преходящими формами, ничего более. Дает возможность по-другому посмотреть на время, на свою смерть, чувство равностности по отношению к времени, которое возможно.
Одновременно Эго не готово, не хочет и не коим образом не может настолько трансцендировать время, чтобы стать просветленным и полностью трансцендировать время, т.е. базовый конфликт между вечностью и личностным структурированием сохраняется. С одной стороны, очень хочешь получить вечность, с другой – очень боишься вечности. Почему? Потому что сам привык структурировать время.
И так, первое напряжение между «Я» и «Не-Я», между какими-то глубинными структурами «Я» и «Не-Я» - ««Я» - структурирующее время» и ««Я» - существующее в вечности». Мы согласны получать фрагменты, какие-то искорки вечности, но отдаться вечности мы не согласны. В этом огромная внутренняя человеческая проблема, конфликт, напряжение, комплекс и, по большому счету, трагедия человеческого существования.