Адвентисты седьмого дня пугают грядущей катастрофой
Это обвинение верно лишь наполовину, поскольку, познакомившись с нашими книгами и журналами, вы увидите, что почти все тексты, в которых говорится о катастрофе, взяты в кавычки. Эти кавычки имеют весьма важное значение - они обозначают цитаты какого-нибудь хорошо известного деятеля в области политики, общественной и религиозной жизни, а также образования и экономики.
Вы можете взять обычную нашу газету, в которой прочтете статью об ужасающем росте преступности среди молодежи, но тут же обнаружите, что самые печальные страницы в ней представляют всего лишь выдержки из не вызывающих сомнения официальных источников или из опубликованных высказываний какого-нибудь судьи или воспитателя, компетентного в этой области. В наших журналах вы можете найти статьи о том, что мир ожидает мрачное будущее, однако, посмотрев внимательнее, вы обнаружите, что эта картина нарисована не нашим журналистом, а признанными государственными деятелями, которых он цитирует. Бегло просмотрев какую-либо из наших передовых статей, вы узнаете, что рост материального благосостояния вовсе не является критерием нравственного прогресса и что изумительные научные открытия нашего века - всего лишь орудия нашего уничтожения, однако прочитав ее внимательнее, вы увидите ссылки на авторитетные источники.
Наша задача заключается в том, чтобы не "пугать" грядущими бедами, а истолковывать их с точки зрения
Библии. Когда государственные деятели, президенты и премьер-министры заявляют о том, что в мире творится что-то неладное и что будущее невыразимо мрачно и ужасно, любому здравомыслящему человеку не мешает поразмыслить над причинами этого прогноза. Наша задача заключается в том, чтобы помочь людям во всех уголках Земли осознать всю драматичность времени, в которое они живут, и затем помочь им решить ставящий в тупик вопрос. Цитируя тех, кто обладает авторитетом в своей области, мы стремимся пробудить внимание наших читателей, а затем, будучи людьми, которым есть что сказать применительно к этому времени, стараемся подготовить их к скорому кульминационному событию, представив проблему в свете Библии.
По сути дела, голос адвентистов резко отличается от тех авторитетных, но горестных голосов, обладатели которых видят впереди только мрак и уничтожение. Глядя на окружающее глазами библейских пророков, мы за этим миром видим другой - светлый и радостный мир, видим даже "новое небо и новую землю, на которых обитает правда".
По существу, когда тени сгущаются над миром, а людские сердца все сильнее трепещут от страха, только те, кто верит во Второе пришествие Христа, могут оставаться истинно радостными. Величайшие умы человечества признают, что мир не в силах справиться с теми страшными проблемами, которые ставят под угрозу жизнь на этой земле. Только Князь мира способен найти выход. Вот почему мы проповедуем о пришествии Христа, вот почему мы воистину счастливы! Если бы наш критик слушал нас более внимательно, он понял бы, что мы говорим не столько о надвигающихся бедах, сколько о радостном освобождении праведников от этих бед.
Возражение 108
Адвентизм - это новый "изм", который отстаивает новые небиблейские взгляды.
Это обвинение наполовину истинно, наполовину ложно: истинно в том, что касается возраста данной деноминации, и ложно в том, что касается природы исповедуемых ею учений.
Касаясь недолгого нашего существования, следует заметить следующее: если критерием религиозной значимости является возраст, тогда Католическая церковь стоит гораздо выше всех протестантских, а буддизм - выше католицизма. Однако, сколь ошибочным является такое рассуждение! Касаясь того, что мы якобы проповедуем какие-то новые и небиблейские учения, в ответ можем сказать: одной из отличительных особенностей наших учений является их древность; все они исходят из одного источника - "так говорит Господь", о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на Писание во всех наших книгах и статьях.
Возьмите, к примеру, наше учение о субботе. Оно берет свое начало во времена творения (см. Быт. 2:2, 3) и входит в самый ранний библейский свод законов - Декалог, сформулированный за пятнадцать веков до Первого пришествия Христа (см. Исх. 20:2-17). Можно добавить, что наши критики почти единодушно обвиняют нас в проповеди новых учений и соблюдении "древней иудейской субботы". Каким образом учение может быть одновременно новым и древним, они не объясняют.
Излагая учение о Втором пришествии Христа и говоря о том, что "идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми", - мы повторяем слова
Еноха, "седьмого от Адама" (Иуда 14, 15). Следовательно, древность этого учения сомнений не вызывает.
Нашу убежденность в том, что вегетарианская пища является идеальной, вряд ли можно расценить как некое новшество. Сам Господь предписал Адаму и Еве питаться подобным образом (см. Быт.1:29).
С древних времен Божий народ имеет благословение пророков и верит в пророческое водительство (см. Быт. 20:7; Исх. 15:20). Мы верим, что дар пророчества по-прежнему принадлежит Церкви. Ясно, что и в этом учении нет ничего нового.
Мы считаем, что христиане должны платить десятину, однако полагаем, что в этом вопросе нашими предшественниками были такие люди, как Авраам и другие очень древние библейские персонажи (см. Быт. 14:20).
Наше учение о дьяволе как личности, ответственной за грех, о творении, осуществленном Всемогущим Богом, о буквальном Втором пришествии, о наказании огнем всех грешников согласуется с учением библейских авторов, живших тысячи лет назад, и - обратите внимание и на это! - с учением основателей большинства протестантских церквей, о чем свидетельствуют их символы веры и исповедания. Эволюционная теория развития, отвергающая творение и не оставляющая места для пришествия, представление о том, что грех - плод нашего воображения, и уверенность в том, что в конечном счете все каким-то образом спасутся, - вот суть новых учений. Тем не менее сегодня их возвещают со многих протестантских кафедр. Не адвентисты, а популярные проповедники распространяют новые небиблейские учения.
Смысл нашего существования как деноминации мы усматриваем в том, чтобы не возвещать какие-то новые учения, а заново утверждать старые, проверенные и "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуда 3). Поступая таким образом, мы понимаем, что часто нам приходится опровергать расхожие представления, однако если
меру отступничества от принятого учения можно считать мерой ереси, тогда апостолы были величайшими из когда-либо существовавших еретиков. Мнимый народ Божий называл их "всесветными возмутителями" (Деян.17:5,6).
Возвещая людям вечное Евангелие и провозглашая предостережение, актуальное для нашего времени, каждый адвентист седьмого дня готов принять обвинение в ереси вместе с могущественным евангелистом Павлом: "По учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках" (Деян. 24:14).
Возражение 109
Как у многих современных "измов", у адвентизма есть свой пророк, сочинения которого адвентисты воспринимают как вторую Библию.
Обвинение построено таким образом, чтобы подтолкнуть читателя к следующему выводу: поскольку самой отличительной особенностью многих современных религиозных сект является наличие пророков, устами которых говорит явно не Бог, любая деноминация, имеющая пророка, должна попадать в одну категорию с этими "измами". Наши критики хотят, чтобы слово "пророк" всегда сочеталось со словом "ложный". Но разве это неизбежно? Разве существование лжепророков означает, что все пророки именно таковы? Если существуют фальшивые деньги, то разве отсюда следует, что все деньги - фальшивые? Конечно, нет. Где есть фальшивое, есть и подлинное, где есть ложное, есть и истинное.
В эпоху, когда такое искаженное представление об отношении пророчества к Божьему плану спасения овладевает умами почти всех людей, необходимо кратко рассмотреть историю учения, чтобы обрести правильное понимание данной проблемы. Не разобравшись в ней, мы наверняка окажемся в одной из двух горестных ситуаций: или сблизимся с чем-нибудь, что обладает зловещей силой, или отвергнем все, что притязает на сверхъестественное происхождение. В первом случае мы безнадежно погибнем, во втором пойдем против Божественного повеления, которое гласит: "Пророчества не уничижайте" (1 Фес. 5:20). Вместо этого нам надо выбрать средний путь и "испытывать духов, от Бога ли они" (1 Ин. 4:1).
На протяжении всего общения Бога со Своим народом в нем принимали участие пророки и пророчицы. Со времен Моисея и Мариам, во времена Деворы, Олдамы и Анны, пророчицы, "достигшей глубокой старости" во дни Христа, и вплоть до последних лет апостольского периода, когда "пророчествовали" четыре дочери Филиппа-благо-вестника, Бог давал Свои наставления Церкви устами мужчин и женщин, на которых Он низвел Дух пророчества (см. Исх. 15:20; Суд. 4:4; 4 Цар. 22:14; Лк. 2:36; Деян. 21:8, 9). Наконец, Библия ясно говорит, что Церковь будет обладать этим даром и в последние дни своей земной истории (см. Откр.12:17; ср. Откр.19:10).
Наличие дара пророчества Соломон считал совершенно необходимым: "Без откровения свыше народ необуздан" (в английском переводе "народ гибнет". - Прим. пер.}. Нет никакого основания полагать, что в эти последние дни, когда всюду умножаются обман и ереси, когда даже избранные рискуют поддаться обольщению (см. Мф. 24:24), сказанное Соломоном менее актуально, чем в его время.
Кроме того, ясно, что, давая Свои наставления Церкви через пророков, Бог ничего не добавлял к неизменному канону Священного Писания. Разве мы не встречаем в них множества примеров, когда пророки письменно и устно провозглашают вести, которые наверняка были богодухновенными, но не вошли в Библию? Конечно, встречаем (см. 2 Пар. 9:29; Деян. 21:8, 9).
Исходя из этого, мы готовы на основе изучения Библии сделать вывод, согласно которому наличие пророка в какой-либо Церкви не обязательно свидетельствует о фальшивости этой деноминации. Напротив - существование пророка может служить наилучшим доказательством того, что Бог особым образом руководит этим движением. Кроме того, несомненно и другое обстоятельство: истинный Божий пророк, обращающийся к людям с богодухновенными словами, может не привносить в свои высказывания ничего, что следовало бы в определенном смысле рассматривать как добавление к великому мерилу истины - к Библии.
В рамках этого короткого ответа мы не собираемся доказывать, что сочинения Елены Уайт, которая, как мы считаем, обладает даром пророчества, - от Бога. Они сами наилучшим образом свидетельствуют о своем Божественном происхождении. Тем не менее мы не утверждаем, что эти сочинения, несмотря на их богодухновенность, надо считать второй Библией или дополнением к ней. В этом мы согласны с нашими предыдущими выводами. "Письменные свидетельства, - поясняет Елена Уайт, - предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины. Долг человека по отношению к Богу и ближнему ясно определен в Слове Божьем, однако лишь некоторые из вас повинуются данному свету. Новая истина не открывается, но Бог через Свидетельства упрощает ранее данные великие истины" (Свидетельства для Церкви, с. 2, с. 605).
В заключение мы хотели бы задать нашему критику два вопроса. Заявляя, что в наше время нет истинных пророков, готовы ли вы сделать логический вывод из вашего утверждения и допустить, что Бог действует пристрастно и проявляет больше милосердия к тем, кто жил прежде, а не к нам, живущим в самое опасное для Церкви время? Однако принимая во внимание тот факт, что библейские тексты, приведенные в этой главе, ясно показывают, что Дух пророчества был и будет в истинной Церкви наших дней, как вы объясняете его отсутствие в Церкви, членом которой вы являетесь?