Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взывал
в земном поклоне: «О Милостивый! О Милосердный!» Тогда мушрики сказали: «Он считает, что
Взывает к одному, однако взывает к двум сразу». И тогда Аллах ниспослал: «... Взывайте к Аллаху
или взывайте к Милосердному; как бы вы ни взвывали, у Него самые прекрасные имена"»
(Перенес ночью, 110).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОКОВОЙ
Основой веры и фундаментом, на котором она зиждется, является вера в Аллаха, Его имена и
Атрибуты. Чем лучше раб Аллаха знает и верит в это, и поклоняется Аллаху с этой верой, тем крепче
Его таухид. Если человеку известно, что Аллах Единственен в Своих качествах совершенства,
Несравненен в Своем величии, великолепии и красоте, и нет Ему подобного в Его совершенстве, то
Он обязательно осознает, что Он есть истинный Бог, а любая другая божественность ложна. Если же
Кто-то отрицает хоть что-либо из имен Аллаха и Его атрибутов, он тем самым вступает в
Противоречие с таухидом, что является одной из разновидностей неверия.
Глава 41
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
О познании и отрицании блага Аллаха.
Приписывание дарования благ другим, помимо Аллаха.
Подобные идеи называются «отрицанием блага Аллаха».
Сочетание в сердце двух противоположностей.
Всевышний Аллах сказал:
«Они узнают благо Аллаха, а потом отрицают его, ведь большая часть их — неверующие...»
(Пчелы, 83).
Муджахид __________сказал, что смысл этого в том, что человек говорит: «Это — мое имущество, которое я
Унаследовал от моих предков».
Аун ибн Абдулла сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то
Так бы не случилось».
Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого вследствие заступничества наших
божеств"».
После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди
Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас [Ибн Теймийа. —
Ред.] писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто
Приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища».
Некоторые салафы сказали, что эти слова относятся и к тем, кто при удаче говорит, что «ветер
Был благоприятным, а штурман — искусным», и тому подобное, что и сейчас у многих на языке.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ПЕРВОЙ
Как уже было сказано, для того, чтобы достигнуть совершенного таухида, все люди должны
Признать, как на словах, так и в глубине души, что все блага принадлежат только Аллаху и даруются
Только Им. Тот же, кто отрицает в сердце и на словах эти блага Всевышнего, является неверным, не
Имеющим никакой связи с религией.
Если человек в сердце своем признает, что все блага исходят только от Одного Аллаха, но на
Словах иногда подтверждает это, а иногда приписывает эти блага самому себе, своему труду или
Усилиям других, как это делают многие люди, то он обязан принести покаяние, и впредь признавать
Все блага только за своим Господом и вести во имя этого Джихад в своей душе. Истинная вера может
Быть достигнута только в том случае, если человек на словах и в душе признает источником всех благ
Только Всевышнего Аллаха.
Благодарность за эти блага, являющаяся вершиной веры, зиждется на трех столпах:
— признании сердцем, что любые блага для всех исходят только от Аллаха;
— выражении этого признания в словах и восхвалении Аллаха за них;
— использование этих благ в повиновении Дарующему их и поклонении Ему. Хотя Аллаху это
Ведомо лучше.
Глава 42
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.
Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка,
Толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и
Запрещение малого ширка.
Клятва не Аллахом является ширком.
Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Сказал Всевышний Аллах:
«...Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (Корова, 22).
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком,
Который более скрыт, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким
ширком будет, если ты скажешь кому-либо: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или
"Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один
человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и
такой-то, то ты бы не смог сделать этого". Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис
Передал Ибн Абу Хатим.
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или* ширк. Этот хадис передал ат-
Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи
(1535), Ахмад 2/69, 87 и!25, аль-Хаким и др., достоверный хадис).