Десятый вид поклонения – исти’ана
Шейх ат-Тамими на этот вид поклонения приводит доказательство суру «Фатиха» (5): «Тебе Одному мы поклоняемся, Тебя Одного просим о помощи».
В арабском языке слова, которые начинаются с трех букв: алиф, син, та – носят один смысл – требовать, просить. Как например, исти’ана, истихаза, истихоса, истихара.
Вторая часть слова исти’ана - «аун» означает помощь. Отсюда мы получаем смысл такого поклонения как исти’ана – требование помощи.
Ибн Кайим в книге «мадаридж саликин»: «Требование помощи – является поклонением Аллаху (гибада), когда в нем присутствуют три вещи:
- камалля зулляху – полная совершенная униженность перед Аллахом, когда раб понимает, что он ничто перед Аллахом, когда он поднимает руки и направляется лицом и сердцем к Аллаху»;
- аль-ихтимаду алейхи – раб полностью опирается и уповает на Аллаха (это означает, что раб полностью убежден, что только Один Аллах может это дать, поэтому и требует только у Него);
- ас-сика – уверенность в Аллахе, уверенность в том, что Аллах непременно ответит ему».
Шейх Усеймин, перечисляя виды исти’ана, дает такое же определение этому поклонению:
1. Первый вид истихана – требование помощи у Аллаха, оно включает в себя полную униженность раба перед Аллахом (аз-зулль), 100%-ное упование на Аллаха (тауфисс), убежденность и уверенность в том, что Аллах достаточен (кифайя)».
Такой вид требования помощи, содержащий в себе вышеперечисленные вещи, должен быть обращен только к Аллаху. Подтверждение этому мы видим в приводимом в качестве доказательства 5-ом аяте суры «аль-Фатиха», где фраза «Тебя Одного просим о помощи» – написано на арабском языке как «Йакя наста’ин». В арабском языке, когда управляемое существительное – мафхуль идет перед глаголом наста’ин– это означает исключительность того, кого просят о помощи, если мафхуль идет после глагола (настагину бикя) – то это не исключает обращение к кому-либо еше. В нашем аяте это значит, что мы просим помощи только Аллаха!!!
2. Второй вид исти’ана – это требование помощи у человека, такой вид разрешается в исламе при наличии 4-х условий: человек должен быть хейун (живой), казирун (быть рядом), кадирун (иметь возможность), сабабун (человек всего лишь причина).
Но при этом обязательно то, что человек должен просить помощи у другого человека: а) не унижаясь – т.е. понимая, что он человек, у которого по воле Аллаха есть то, чего нет у него. б) не уповая на этого человека, понимая, что все в руках Аллаха, и эта возможность может завтра исчезнуть у того, кого он просит и появиться у него, в) просящий не должен испытывать 100%-ую уверенность в том, что другой человек сможет ему помочь. Таким образом, в таком виде истихана не должно быть то, что в обязательном порядке должно присутствовать в первом виде исти’ана.
Еще одно важно знать, что не разрешается просить и помогать в запрещенном шариатом деле! Аллах в Коране разрешает людям обращаться друг к другу за помощью и помогать в одобряемом: «Помогайте друг другу в благих делах и богобоязненности, и не помогайте друг другу во грехе».
При соблюдении перечисленных условий в таком виде исти’ана нет греха!
3. Третий вид исти’ана – это требовать помощи у человека при наличии 3-х условий (живой, рядом, причина) и отсутствии одного из 4-х – при отсутствии возможности. Например, при отсутствии физической возможности. Просить помощи у инвалида сделать то, что он не может сделать – это гупость, издевательство. Это грех!
4. Четвертый вид исти’ана - требовать помощи у умерших. Это ширк-акбар!
Имам Куддури (ученый мазхаба Абу Ханифы) передал от Абу Юсуфа слова имама Абу Ханифы: «Просить надо только Аллаха! Просить Аллаха надо только Им Самим! (Имам Алефи, Кархи, ибн Абиддин аш-Шами объясняют: «Аллаха надо просить Его именами и атрибутами»). Запрещается просить Аллаха Его творениями (Троном, Ангелами, Праведниками)! … Кто сказал, что мертвые помогают или вредят – тот вышел из ислама, стал кяфиром».
Хорошим доказательством из Сунны на то, что умершие не имеют никаких возможностей в этой жизни и не имеют никаких знаний о сокровенном, является хадис из сборников Бухари, Муслима: «В Судный День многих мусульман не будут пускать к водоему Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Видя это, Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, спросит ангелов, охраняющих водоем: «Это же моя умма, мусульмане. Почему вы их не пускаете?» На что агелы ответят: «О, Мухаммад! Ты не знаешь, что они после тебя совершали»». Если лучший из людей Адама, печать всех пророков не знает, что творилось в этой жизни после своей смерти, то кто посмеет утверждать, что какой то покойник знает сокровенное???
Человек, который приходит на могилы и просит у умерших помощи, совершает три ошибки:
- Своим поступком он утверждает, что кто-то помимо Аллаха знает сокровенное!
- Он считает, что покойник способен его услышать.
- Он считает, что покойник способен на действия, которые может совершить только Аллах.
При этом возможно два варианта обращения за помощью к умершим:
- Когда человек напрямую обращается за помощью к покойнику – это явный куфр-ширк!
- Человек обращается к покойнику как к посреднику, чтобы тот попросил за него у Аллаха – это ширку ас-самаам (ширк в том, что покойники слышат)!
Ученые мазхаба Абу Ханифа приводят 44 аята из Корана, из которых они вывели около 15-и определений требования помощи у умерших:
- куфр-ширк
- поклонение не Аллаху
- зульм (несправедливость)
- явное заблуждение
- харам
- наказание за это - Ад
- грех
- Аллах говорит что, те, кого просят, не могут помочь даже себе
- у мертвых нет знаний о том, что делают живые, они не слышат живых
- в Судный День те умершие, у которых просят помощи, отрекутся от тех, кто к ним обращается
- Аллах приготовил для тех, кто обращается к умершим, мучительные наказания
- Аллах приказал никого не просить кроме Него
- Аллах повелел делать дуга только Ему
- Аллах – лишь Он только помогает
- Мы должны просить Аллаха только с любовью и со страхом
Умершие не имеют такик качеств как у живых людей: живой, слышит, имеет физические возможности. Умершие – они живые только перед Аллахом. Не в нашем понимании.
В общем, человек имеет 5 жизней (аль-хаят): жизнь в утробе (Мухамад ибн Аджлян пробыл в утробе своей матери 4 года), жизнь в этом мире, жизнь во сне, жизнь в могиле, жизнь в Судный День. Вместе со смертью человек начинает свою 4-ую жизнь. И в каждая из этих жизней не похожа на другую и не может человек слышать и помогать, находясь в одной жизни кому-либо в другой жизни. К примеру, ребенок в утробе матери – он живой, но если живущий в этой жизни человек будет обращаться к этому ребенку за помощью – он будет выглядеть глупо. И ребенок не может слышать и понимать обращенную к нему речь или просьбу. Так же глупо обращаться с просьбой к спящему человеку – он не слышит и не понимает. И так же глупо и бесполезно просить мертвых в могиле! Он живой, но его жизнь не похожа на жизнь человека этого дуния. Люди, находящиеся в одной из жизней (кроме жизни в Судный День, которую люди начнут вместе, и которая еще не началась для людей) не могут слышать людей из других жизней. Кроме, тех случаев, о которых передал нам Пророк, салаллаху алейхи уасалям, а именно, когда умерший человек будет слышать шаги удаляющихся последними людей после того, как он будет похоронен в могиле.
Как говорит Аллах: «Не считайте убитых на пути Аллаха мертвыми, они живые и получают свой ризык у Аллаха!». В этом аяте на арабском языке о тех, которые получают свой ризык у Аллаха, говорится «юрзакун».
Пример: Обычный торговец с внутренней фитрой (верой в Единого Аллаха с рождения) в споре с заблудшими учеными-суфистами, обращающимися к шахидам за помощью, указал им на смысл слова «юрзакун» – получающий ризык, (не «ярзукун» - дающий ризык) как назвал шахидов в вышеприведенном аяте Аллах! Т.е. он призвал их правильно понять сказанное в аяте и оставить ширк, который они совершают по причине неправильного понимания прямого смысла аята!
5. Пятый вид исти’ана – просить помощи у Аллаха делами и поклонением. Приближаться к Аллаху, совершая поклонение и праведные дела! Как приходит в суре «Бакара» (45): «Обратитесь за помощью к терпению и намазу…» и в 153 аяте суры «Бакара»: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми».
Шейх ат-Тамими в качестве доказательства из Сунны на этот вид поклонения приводит хадис (имам Тирмизи назвал его сахих, имам Ахмад), который передает ибн Аббас: «Однажды мы сидели вместе с Пророком, салаллаху алейхи уасалям. Я находился за Пророком, салаллаху алейхи уасалям. Тогда Пророк обратился ко мне: «О мальчик (йа гулям)!(Саид ибн Джубайр ученик ибн Аббаса спросил своего учителя о его возрасте в момент, когда умер Пророк, салаллаху алейхи уасалям – ибн Аббас сказал, что он достиг тогда совершеннолетия – это около 11-12 лет. Амир ибн Ас стал дедушкой в 21 год.) Я научу тебя словам! Вспомни Аллаха и Аллах вспомнит тебя – Он будет защищать тебя в твоем теле, в твоих знаниях, в твоем имуществе, в твоем здоровье. Помяни Аллаха и Он будет рядом с тобой! Когда просишь – проси Аллаха! И знай, что если вся умма соберется, чтобы помочь тебе – она не сможет тебе помочь больше, чем это предписано Аллахом! И если вся умма соберется, чтобы навредить тебе – она не навредит тебе больше, чем это предписано Аллахом!»».
Слова этого хадиса – основа религии, истинная акыда. Это слова истины, свидетельствующие о том, что человек должен быть уверен в своем Господе, уповать и опираться только на Него! Эти слова необходимо доносить всем без исключения и скидок на возраст и положение. В этом есть манхадж Пророка, салаллаху алейхи уасалям, который доводил эти слова маленькому мальчику!
Еще один хадис ясно указывает на то, что просить о чем-либо мы должны только у Аллаха – хадис от Абу Зарра (Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, передал слова Всевышнего Аллаха: «О, мои рабы! Я запретил себя поступать с вами несправедливо и запрещаю вам поступать друг к другу несправедливо! Все вы на заблуждении кроме тех, кого Я наставляю! Поэтому просите у Меня хидая (прямой путь)! Все вы голодные, кроме тех, кого Я кормлю! Поэтому просите у Меня ризык! Все вы голые, кроме тех, кого я одеваю! Поэтому просите меня одеть вас!»».
Хадис: «Аллах спускается на первое небо в третью часть ночи и говорит: «Кто будет делать дуга Мне – Я ему отвечу! Кто будет просить что-то – Я ему дам это! Кто будет просить прощения – Я ему прощу его грехи! Но есть ли просящие?»».
Хадис от Абу Хурейры (Муслим): «Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорил: «Проси помощи у Аллаха, и никогда не сдавайся»». Имам Рустами (ученый мазхаба Абу Ханифа) говорит, что этот хадис говорит о том, что раб должен просить у Аллаха все, в чем нуждается в крупных вещах и по мелочам.
Хадис от Джабир ибн Сулей: «Однажды Джабир ибн Сулей обратился к Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Ты посланник Аллаха?». Пророк, салаллаху алейхи уасалям, отвечал: «Да, я посланник Аллаха, Который спасает тебя в трудную минуту. Все в Его руках!»».
Хадис от Абдулла ибн Масхуда (Бухари, Муслим): «Однажды у Пророка, салаллаху алейхи уасалям, спросили: «О, Посланник Аллаха, какой самый великий грех?». Он, салаллаху алейхи уасалям, ответил: «Приобщать сотоварищей Аллаху, когда Он тебя сотворил!»».
Хадис от Абу Хурейры (Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Аллах гневается на тех, кто не просит Аллаха! (просто не делает дуга вообще)». Ученые ханафи говорят: «Что же будет с тем, кто просит не Аллаха, если Всевышний гневается на того, кто только не просит».
Ибн Абилькис аль Ханафи: «Аллах гневается, когда Его не просят. А сын Адама гневается – когда к нему обращаются с просьбой».
Хадис от Сальман аль Фарси (Сунане Абу Дауда): «Аллах стесняется раба, который просит Его, воздевая руки к Нему и не возвращает руки раба пустыми». Из этого хадиса мы понимаем, что никогда нельзя отчаиваться. Когда раб воздевает руки к Аллаху – Он его никогда не оставит без ответа и обязательно даст ему то, что он просит. Надо только оставаться искренним и терпеливым!
Хадис: «Дуга – это гибада».
Урок 21.