Мугай-море, остров, птица
= Мугай-море, в котором Мугай-остров, на котором Мугай-птица: б. м., Рыбн., 261.
( 1 упоминание.
( Упомянуто после синего и серебряного морей, где находятся такие же острова и пр.
ЧЕРЛЕНОЕ
= Черленое море: рукопись начала ХVIII в., б. м., Boxин, 490. Ср. Черное, Чермное море®.
( 1 упоминание.
(Вероятно, переосмысление Чермного моря®.
( При нем стоит каменный столп.
СТРАНЫ
РОССИЯ
= Россия: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 2053; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 25-27.
(3 упоминания.
( ( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, может выступать в качестве первого круга магического пространства. Впрочем, нередко это ИС, как и названия Российская земля®, Святорусская земля®, Русь® и т. п., в отличие от названий морей, оказывается простым обозначением реальной географической территории: местности, куда идут с угрозой различные демонические персонажи (70 ветров ломать лес, трехглавая змея жечь город), летит огненная стрела в присушках и т. п.
( Приведем любопытные наблюдения Л. В. Доровских о функционировании рассматриваемых имен в русских сказках. "Россия, Русская земля, Русское царство - синонимичные названия, обозначающие конкретное географическое понятие... Русь - исторически более раннее название Русского государства, но в сказках оно является не обозначением последнего, а символом "этого света", "белого света", противостоящего "тому свету", "подземному царству", потустороннему миру. Поэтому эпитеты Руси - святая..., православная..., поэтому "святая Русь" - "божья воля" (Доровских 1977, 29). Именно из Руси герой сказки отправляется в "мир иной". "Т. о., исторически обозначавшие одно понятие названия Русь, Россия в народной сказке получили четкое семантическое разграничение. В соответствии с этим прилагательное русский употребляется в сказках для обозначения географической принадлежности и как синоним к слову 'живой'" (там же). В заговорных текстах аналогичного распределения названий обнаружить не удалось.
РУСЬ
= (Святая) Русь: ркп. из Арх. г., Забыл., 307, 312; Ефим. 2, 202-203.
( 3 упоминания.
(См: Россия®.
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
= Русская земля.: Арх. г., Ефим. 2, 140; Святорусская земля: Волог. г., Срезн. 03, 154.
(2 упоминания.
(См: Россия®.
( По Святорусской земле расплывается грозовая туча. В Русской (и Немецкой®) земле есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др.
НЕМЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ
= Немецкая земля: Арх. г., Ефим. 2, 140.
( 1 упоминание.
( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, выступает в качестве первого круга магического пространства (вместе с Русской®).
( В ней (и Русской®) есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др.
РАСИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ
= Расийская земля: б. м., Тих. Лет. 5, 112.
( 1 упоминание.
( См.: Россия®.
ГОРОДА
ИЕРУСАЛИМ
= Иерусалим: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Вин. 1, 15-16; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 10-11; ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; Симб. г., Майк., 521-522; Ерусалим: Перм. г., Майк., 480; б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ерусалем: Ворон. г., Майк., 504; Селиванов, 99.
(11 упоминаний.
(В соответствии с иудео-христианской моделью мира, обычно выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат.
( Постоянный мотив крепости: как утвержден Иерусалим на земле, так утвердится земля на месте клада; сколь крепко в нем стоит на воздусе гроб Господень, столь бы крепко стадо держалось заговора и т. п. В Иерусалиме на лобном месте под листом, под манистом - 3 гробницы, в которых Михаил архангел®, Гавриил Хранитель® и св. Симон®. Встречается мотив убийства в Иерусалиме св. Макария.
( О месте и функции Иерусалима в иудаистской модели мира см.: Бубер 1989, 300. Для модели мира русского фольклора Иерусалим - пуп (центр) земли (см.: Никитина 1993, 107).
(См.: Кондратьева 1967, 193-l94.
ИИУЛАН
=У горыди, у Iiуланi: Смол. г., Добр., 170.
( 1 упоминание.
( В нем стоит святая яблонька, под которой лежит три листа (письма) от трех апостолов: святога Кузьме, святога Михайли, святога Исимана®.
КОЛОНЬ
= Колонь: б. м., Сах., 33.
( 1 упоминание.
(Едва ли от французского названия Кёльна Cologne; ср.: колонь (тверск.) -' стеклянная посуда' (Даль, т. 2, 142). Впрочем, учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он подвергал их произвольной редакторской правке), эта форма вообще не вызывает доверия.
( Туда ведет правая (восточная) из трех дорог в поле.
ЦАРЕГРАД
= Цареград: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6665.
(1 упоминание.
( Выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат. В тексте отождествляется с Иерусалимом, который мыслился православным народом как "всем городам отец", т. е. своего рода "царь-город".
( Цариград упоминается в болгарских заговорах, но в качестве места, куда ссылается болезнь (см.: Маджаров 1978, 54).
УЛИЦА
СИОНСКА
=Улица Сионска: ркп. из Симб. губ., Щапов, 56-57 (то же: Майк., 476-477).
(1 упоминание.
(На нее смотрит ограждающий себя крестом субъект заговора.
РЕКИ
ИОРДАН
= Иордан: Арх. г., Забыл., 333, 351; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; Орл. г., Попов, 225; Симб. г., Майк., 521-522; б. м., Вин. 1, 35-36; Сах., 20; И(рдан (Р. п. - Иердани): ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 500; Ирдань: Смол. г., Попов, 234; Ердан: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; б. м., Тих. Лет. IV, 78; Ярдан: б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ордан: Курск. г., Майк., 486, 489.
(14 упоминаний.
( На берегу Иордана чаще всего находятся волшебные помощники и защитники. Посреди него - белый камень, в нем находится белая рыба, которой отдают ключи от заговора. Нередко упоминается, что в Иордане крестился Христос. Мотив реки в зачинах заговоров часто сопряжен с мотивом города, в частности, Иордан (более точная транскрипция ивритского слова - Ярден) - с Иерусалимом.
( Иорданью во многих регионах называли прорубь, особенно освящаемую на Крещение. В связи с этим было распространено поверье о целительной Иорданской воде. См. также: Кондратьева 1967, 223-225.
( В западноукраинском (угорскорусском) заговоре (Петров, 129) в Иордане купаются 3 ангела: первый черпает воду, второй омывает раба Божия, третий молится Господу Богу за раба Божия. Ср. также "вода Ярданица" в белорусском заговоре: Романов 1891, 26.
( В румынском любовном заговоре Мариора отправляется по дороге Траяна к реке Иордану набрать холодной воды и смыть с себя тоску (Яцимирский 1897, 197), а синонимом слов "чистый" и "святой" является выражение "мытый Иорданской водой" (там же, 201-202).
СМОРОДИНА
= Смородина (Черна-Смородина): Костр. г., Вин. 1, 96; Смол. г., Попов, 243.
(2 упоминания.
(Речку Смородину сближали с одноименной реальной рекой недалеко от г. Карачева (Брянская о.), были указания на распространенность гидронима на Русском Севере; из памятников известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя, Смердица и др. И. Д. Квашнин-Самарин, считая первичной предположительную форму *Самородина, объяснял Смородину как реку саму собой рождающуюся, первообразную, "самородную", небесный или подземный мифический прообраз всех рек (Квашнин-Самарин 1871, 86-87). Выводили название из смуры - 'темный' в связи с инфернальной символикой черного цвета. А. Е. Крымский предлагал объяснение названия Смородины из распространенного тюркского гидронима Самурдон - 'соболья река' (Кримський 1973, 349-351). Но чаще всего название Смородина выводят из корня "смрад" ("смород") - 'сильный, неприятный, удушливый запах'. Мифотопоним, таким образом, истолковывается как "смрадная, зловонная река". Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка (1909, 10), Н. И. Коробка (1910, 199), В. И. Еремина (1967, 145), Т. Н. Кондратьева (1967, 212-213), Л. В. Доровских (1977, 42).
(Выступает в качестве водного рубежа "мира иного".
(В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, "старого, матерого человека" в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нем дуб Мильян®.
( Смородина широко известна в русском фольклоре. По былинным данным, она впадает в Волгу. В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали ее как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно - смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она - рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста (см. о нем: Калашник 1992; Хроленко 1997; Юдин 1997), иногда - двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем, Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная "дубьем да колоденькам", Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев (первая - темные леса, вторая - черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы (Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека ("черная речка грозна Смородинка"). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, "говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит". Для переправы ее необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает ее в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил "во Неву-реку самородную". На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у нее Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через нее переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.
Известие Готлиба Зигфрида Байера, немецкого историка, работавшего с 1725 г. в Санкт-Петербургской Академии Наук, о том, что древнее название Москва реки было Смородина, основано, вероятно, на неверном понимании устойчивых фольклорных сочетаний типа "Москва-река Смородина".
См. также: Юдин 1996.
ДУНАЙ
= Дунай Арх. о.: Аст., 73
( 1 упоминание.
( ( Река на восточной стороне, через которую - калинный мост (о нем см.: Смородина, а также Юдин 1997).
( ( ( Самое распространенное название реки в фольклоре славянских народов, обычно означающее не конкретный Дунай, а реку вообще, своего рода мифологический прообраз реки (ср. в польском тексте для каравая берут "z trzech dunajow wodenkea" [Baczkowska 1988, 90]). Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях и вообще о семантике лексемы дунай в славянском фольклоре см.: Хроленко 1992, с. 31-33. О Дунае в представлениях древних славян, лексеме Дунай в славянских языках и фольклоре см.: Иванов, Топоров 1995. О Дунае в польском фольклоре см.: Bartminski, Majer-Baranowska 1996.
ЕФРАТ
= Ефрат река: Амур, Азад., 014.
( 1 упоминание.
( Расположена в подвосточной стороне.
ПОРАЗЛИВ
= Река Поразлив: Орл. г., Попов, 237.
( 1 упоминание.
( На ней (под дубом Подливом®) сидят святые, изгоняющие лихорадок.
СИЯ
= ...На Сiя реку: Арх. г., Мансик., 134.
( 1 упоминание.
( Очевидно, искаженное Сиян®.
( "По Сiя реке анделы Господни на Страшном Суде вострубят в трубы золотые..." (в заговоре на оберег скота).
СИЯН
=...На тэй речки на Сiяни: Смол. г., Добр., 193. Ср. гору Сион®.
( 1 упоминание.
(На ней лежит камень Латырь®, на котором две сестры Марьи, третий брат Микифыр® (в заговоре от грыжи).