В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца.
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Евангелие от Иоанна 1:1–5, 10–14, 16–18
Задумайтесь над этим. Бог, сотворивший речь и вызвавший вселенную к жизни, Бог, использовавший человеческие слова, чтобы на протяжении столетий возвещать о Себе Своему народу, приходит в этот мир как Слово, чтобы спасти людей, позабывших о Нем. Он не только Глашатай истины, Он есть сама Истина, и только в Нем мы имеем надежду. Только в Слове мы обретаем надежду выиграть войну слов и снова начать говорить в соответствии с замыслом и личным примером нашего Создателя. Слово стало плотью, потому что это был единственный способ исправить то, что было нарушено в нас.
Тот факт, что Слово пришло во плоти, сообщает нам нечто очень важное: проблемы в сфере разговора возникают главным образом не из-за нашего невежества или глупости. Вспомним слова Иакова: «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3-7–8). Иаков указывает на то, что проблемы общения нельзя решить обычны-[44]ми человеческими методами. Перемена места жительства, смена обстановки, получение образования или специальной подготовки, различные занятия, тренировки или изменение отношений не решат данной проблемы. Никто из людей не может укротить язык! Это могущественное, неудержимое зло, с которым никто из нас не может справиться.
Невидимая война
Сейчас нам необходимо сделать важное замечание, основанное на учении Библии: Слово не пришло бы в наш мир, если бы наша война была главным образом войной плоти и крови. Проблема общения является в первую очередь духовной проблемой, ее причина кроется в человеческом сердце. Возможно, вы замужняя женщина и очень расстраиваетесь из-за того, что ваш муж плохо обращается с вами. Или, вы подросток и вам кажется, что ваши родители разговаривают с вами так, как будто постоянно обвиняют вас в чем-то. Может быть, вы женатый мужчина и вам горько от того, что вас не уважают в собственной семье. Каждого из нас ранили слова других людей, и каждый из нас произносил слова, уязвлявшие собеседника. Поэтому надо признать, что война слов – это следствие более великой, более серьезной битвы. Ее можно назвать войной войн, охватывающей все сферы жизни. Павел упоминает о ней в Послании к Ефесянам 6:12: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
В четвертой главе этого же послания Павел очень много говорит о том, какими должны быть разговоры в церкви, теле Христовом. Он призывает нас иметь всякое смиренномудрие и кротость, быть долготерпеливыми, снисходить друг ко другу любовью (стих 2), стараться сохранять единство духа в союзе мира [«Прилагать все усилия к тому, чтобы сохранять единство Духа посредством союза мира» – в английском переводе Библии] (стих 3), истинной любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос [«Но говоря истину в любви, могли возрастать...» – в английском переводе Библии] (стих 15), отвергать ложь и говорить истину своему ближнему (стих 25). Апостол говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (стих 26). Он увещевает: «Никакое [45] гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (стих 29). Он призывает оставить «всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою» (стих 31) и быть добрыми и сострадательными, а также прощать друг друга, как и Бог во Христе простил нас (стих 32). В пятой и шестой главах послания к Ефесянам Павел применяет эти принципы к церкви, семье и внешнему миру.
Невозможно читать эти слова Павла, не поражаясь глубиной и масштабом данных им повелений. Возможно, вам приходят в голову такие мысли: «Павел, ты наверняка шутишь! Быть смиренномудренным и кротким в моей семье? Да это невозможно! Общаться с людьми без какого-либо раздражения, гнева или злобы? Вряд ли у меня это получится!» Однако именно к этому апостол призывает нас. И эти повеления даны для того, чтобы помочь нам.
Вы скажете, что они не помогают вам, а лишь приводят в уныние. Но, возможно, в этом-то вся соль. Понимая, насколько наш разговор далек от соответствия высоким Божьим стандартам, мы вынуждены признать две простые истины, рассмотрению которых посвящена данная глава. Во-первых, у нас имеются весьма серьезные проблемы в сфере коммуникации, которые намного более существенны, чем ораторские приемы, умение вести разговор и словарный запас. Вторая истина вытекает из первой: поскольку проблема заключается не только в технике ведения разговора, то нам нужно нечто большее, чем просто овладение навыками общения или приобретение дополнительного опыта. Мы нуждаемся в помощи, которую никто, кроме Иисуса, живого Слова и нашего Искупителя, не может нам оказать.
Итак, когда наши самые отчаянные усилия, направленные на достижение победы в войне слов, не увенчиваются успехом, мы неожиданно обретаем величайшую надежду. Однако мы находим ее не в самих себе и не в своих способностях, а в Слове, Его присутствии, силе и обетованиях. Поскольку Иисус пришел в этот мир, чтобы прожить жизнь, умереть и воскреснуть ради нас, то есть надежда, что мы сможем разговаривать так, как хочет Бог.
Жизнь – это война
Все это придает словам Павла, записанным в Послании к Ефесянам 6:12, огромную практическую ценность. Когда в конце своего послания Павел упоминает о духовной битве, то это вовсе [46] не означает, что он меняет тему. Он подводит итог всему сказанному ранее (включая и то, что он говорил о словесном общении). Павел жаждет того, чтобы мы осознали, что жизнь – это война, война не с другими людьми, а с духовными силами зла в небесных сферах! Именно такая война идет в семье, в церкви, на работе и в обществе в целом. Она как раз и создает проблемы повсюду. Мы сражаемся не только для того, чтобы ладить друг с другом. Намного важнее то, что мы сражаемся, чтобы противостоять дьявольским козням, направленным против нас!
Жизнь – это война. Конфликт, поражающий наше воображение, происходит между силами Отца речи и силами отца лжи. Бог желает, чтобы мы глубже укоренились в Его жизни, покое и истине, в то время как сатана стремится вырвать нас оттуда с корнем при помощи составления коварных замыслов, лжи, похожей на правду, и жестоких обманов. Если бы не было этой духовной битвы, то не было бы и войны слов.
Это помогает нам лучше понять суть Евангелия и причину, побудившую Иисуса Христа прийти на землю. Иисус, живое Слово, пришел как Божье Откровение и Искупление, чтобы у нас были силы и средства отстоять свою позицию в этой битве. Сами по себе мы совершенно бессильны против «духов злобы поднебесных». Поэтому Христос пришел не только как Слово, но и как второй Адам [В русском переводе Библии второй Адам называется «последним Адамом» в 1 Кор. 15:45]. Первый Адам олицетворял всех нас. Повстречав сатану, он поверил его лжи, поддался его хитрости и впал в грех. Христос, который также был нашим представителем, пришел как второй Адам, чтобы противостать сатане. Еще не приступив к общественному служению, Христос столкнулся со Своим врагом. Три раза сатана искушал Его, пуская в ход свою старую ложь и хитрость. Три раза Христос побеждал сатану, демонстрируя Свое могущество, торжествуя над силами зла и одерживая великую победу ради нас с вами (см. Мф. 4:1-11; 12:22-29; Рим. 5:12-21).
Благодаря подвигу, совершенному Им на земле, Христос дает нам силу и наделяет всем необходимым для битвы с врагом, чтобы мы «могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13), чтобы ничто не могло помешать нам вести жизнь, к которой Он призвал нас, и чтобы наша речь, являющаяся ее неотъемлемой частью, была достойна Евангелия. Победа, одержанная Иисусом, дала нам способность жить в мире с Ним и друг с другом.
[47] Теперь мы можем совершенно иначе взглянуть на ссоры, возникающие, например, из-за того, кто первым примет душ или съест последнюю порцию любимой всеми каши. Проблема заключается не в том, что семья слишком большая, что в доме слишком мало ванных комнат, или что закончилась крупа. В каждой из этих ситуаций причина ссоры – мы сами. Мы сами являемся основным элементом любой проблемы, возникающей при общении. Очень важно, чтобы мы, с одной стороны, не считали, что все это – пустяки, а с другой – не предавались цинизму, полагая, что нет никакой надежды изменить ситуацию к лучшему. На самом деле подобные конфликты имеют большое значение, так как они постоянно возникают в нашей повседневной жизни. Однако в Иисусе Христе есть надежда на реальную, существенную перемену, поскольку Он, будучи Словом и Искупителем, предоставил нам все необходимое, чтобы мы могли вести разговор так, как следует.