Сценарный анализ в психиатрии

Когда люди чувствуют, что они несчастны и больше не могут справиться со своей жизнью, следовало бы ожи­дать, что они обратятся к психиатрии за ответом. Тем не менее психиатрия — далеко не единственная инстанция, к которой обращаются люди со своими душевными стра­даниями: прежде чем прибегнуть к этому последнему средству, они могут пойти к священнику, к врачу или к другу. Большинство американцев не доверяют психиат­рии и обращаются к ней, только если у них нет другого выхода или когда подход конкретного специалиста вы­зывает их доверие.

Ассоциации душевного здоровья по всей стране стре­мятся убедить людей в том, что психиатрия может при­нести им пользу. Да, люди избегают психиатров и, когда сталкиваются с эмоциональными проблемами, предпо­читают не обращаться за помощью вообще, надеясь на це­лительную силу природы. Психиатры воспринимают это недоверие как признак недостатка здравого смысла, а не­которые даже интерпретируют это как желание «быть (и оставаться) больным». На мой же взгляд, отказ от пси­хиатрической помощи говорит именно о здравом смыс­ле пациента.

Из того небольшого числа людей, которые обращают­ся к психиатрам, большинству не наносится большого

вреда. С другой стороны, американский сенатор Томас Иглтон не стал вице-президентом США именно из-за того, что обратился к психиатрам, которые стали лечить его от депрессии электрошоком. Если бы он избрал пси­хиатра вроде Эрика Берна, не пользующегося электро­шоком, тот помог бы ему справиться с депрессией други­ми средствами.

Большинство людей, которым помогают психиатры, после этого успокаиваются и временно возвращаются к нормальному функционированию, но мало кто из них меняется по-настоящему. Я уверен, что психиатрам, ко­торые по-настоящему помогают людям, это удается по­тому, что они отходят от традиции и полагаются на соб­ственный опыт, мудрость и гуманистические убеждения, более полезные для клиента, чем психиатрические мето­ды, подавляющие личность и вредные для здоровья.

В психиатрии существует несколько якобы разных течений, различиями между которыми, на мой взгляд, можно пренебречь, так как эти мелкие теоретические раз­ногласия нужны лишь для того, чтобы скрыть полное со­гласие всех течений психиатрии по трем вопросам.

1.Одни люди нормальные, а другие — ненормальные. Между ними существует ясная граница, и психиатры претендуют на то, что могут отличить психически здо­ровых людей от «психически больных».

2.Причину «душевной болезни» и эмоциональных на­рушений следует искать внутри человека, и работа психиатра состоит в том, чтобы поставить диагноз и в индивидуальном порядке лечить найденную «бо­лезнь». Некоторые нарушения (шизофрения, алкого­лизм и маниакально-депрессивный психоз) неизлечи­мы. Цель психиатра — облегчить мучения «жертв» та­кой «болезни», чаще всего с помощью лекарств.

3.Душевнобольные люди не осознают своей болезни и не могут ее контролировать так же, как это бывает в случае физического недуга.

Эти три убеждения пронизывают мышление боль­шинства (более 50 %) специалистов в психотерапии, кем бы они ни были (в убывающем порядке престижности): врачами, психологами, социальными работниками, ме­дицинскими сестрами или теми, кто осуществляет конт­роль за условно осужденными лицами. Причем чем бли­же к вершине этой воображаемой пирамиды, тем пробле­ма острее.

Неудивительно, что люди с эмоциональными пробле­мами не хотят идти к психотерапевту. Никто не хочет услышать, что причина его затруднений находится ис­ключительно внутри его и что он не может ни контроли­ровать, ни понять свое состояние. Мы не хотим услышать подобные вещи не потому, что «сопротивляемся измене­нию» или у нас «нет мотивации» лечиться, а потому, что это ложь, и потому, что такое мнение принижает наши умственные способности и отнимает у нас власть над сво­ей жизнью и судьбой.

Теория сценариев предлагает альтернативное мнение. Прежде всего мы уверены в том, что люди рождаются ду­шевно здоровыми, и в том, что, когда у них возникают эмоциональные проблемы, их все равно следует считать нормальными. Мы верим, что эти проблемы можно по­нять и разрешить, проанализировав взаимодействие че­ловека с другими людьми и поняв, какие именно подав­ляющие запреты и предписания были наложены на чело­века в детстве и поддерживались в течение его жизни. Транзактный анализ сценариев не является теорией, по­нятной только психотерапевтам. Он дает объяснения на языке здравого смысла, понятные человеку, который в них нуждается, а именно человеку с эмоциональными за­труднениями.

Сценарный анализ — это теория решений, а не теория нарушений. Она основана на вере в то, что в детстве и Раннем подростковом возрасте люди составляют жизненные планы, которые делают предсказуемыми даль­нейшие события их жизни. Когда в основе жизни какого-то человека лежит такое решение, говорят, что у него есть жизненный сценарий. Как и болезни, сценарии име­ют начало, течение и исход. По причине такого сходства сценарий легко принять за болезнь. Тем не менее, так как сценарий основан на сознательно принятых решениях, а не на болезненных изменениях тканей, он может быть модифицирован или отменен таким же сознательным ре­шением. Даже трагические жизненные сценарии, такие как суицид, пристрастие к наркотикам или неизлечи­мые душевные болезни» (шизофрения или маниакально-депрессивный психоз), являются результатом раннего планирования, а не заболевания. А когда проблема явля­ется результатом сценария, а не неизлечимого заболева­ния, становится возможным понять ее причины и найти способ помочь клиенту, как говорил Берн, «прекратить шоу и начать другое, лучшее». Как показали исследова­ния Франка и Голдстайна, убеждения социальных работ­ников относительно причин затруднений их клиентов сильнейшим образом влияют на результат их работы. Убежденность в том, что клиент «хронически болен», по­рождает у клиента хроническую форму болезни, а убеж­денность в том, что заболевание клиента излечимо, ведет к улучшению его состояния. Таким образом, отношение к эмоциональному затруднению как к болезни, которое распространено среди специалистов, работающих с людь­ми, потенциально вредно для их клиентов. С другой сто­роны, убежденность в том, что эмоциональные затрудне­ния излечимы, так как основаны на обратимых решени­ях, высвобождает потенциал человека и помогает ему справиться со своими несчастьями. Психотерапевты, ко­торые сочетают позитивные ожидания с помощью в ре­шении проблем, помогают людям с эмоциональными за­труднениями вернуть власть над своей жизнью и разра­ботать новые жизненные планы.

Далее я более подробно опишу жизненные сценарии и объясню, как с ними работают, используя приемы транзактного анализа.

Часть 1

Теория

Транзактного анализа

Когда я занимался систематизацией материала книги, мне было трудно решить, куда поместить эту часть. Рас­суждая логически, следовало бы поставить обзор теории транзактного анализа (ТА) впереди остальных частей.

Я должен предупредить, что эта часть может показать­ся читателю сухой и скучной. Она может создать впечат­ление нагромождения понятий и сведений. Я даже думал одно время поставить эту часть в конец книги в виде при­ложения, чтобы она не была непреодолимым барьером, стоящим на пути в страну трагических и банальных сце­нариев и к богатствам Счастливой Жизни.

Однако, как вы видите, логика победила. Тем не менее одним движением большого пальца вы можете пропус­тить эту часть — и обращаться к ней только за определе­ниями терминов, которые вы встретите. Каждое новое понятие выделено курсивом и имеется в указателе тер­минов, так что вам будет нетрудно его найти. Так что чи­тайте или пропустите — в любом случае я надеюсь, что книга вам понравится.

Глава 1 Структурный

И транзактный анализ

Кирпичики, из которцх построена теория транзактного анализа (ТА), — три наблюдаемые формы функциониро­вания Я: Родитель, Взрослый и Ребенок. Они чем-то на­поминают три базовых психоаналитических понятия (суперэго, эго и ид), но на деле отличаются от них.

Родитель, Взрослый и Ребенок отличаются от супер-эго, эго и ид тем, что все они являются проявлениями эго. Кроме того, когда говорят об этих состояниях, имеют в виду наблюдаемое поведение, а не теоретические кон­струкции. Например, когда человек находится в детском эго-состоянии, наблюдатель видит детские прыжки и слышит пение и смех. Транзактные терапевты работают с сознательной частью психики, так как это помогает им лучше объяснять и предсказывать социальное поведение человека.

Структурный анализ

В каждый данный момент времени личность пользуется одним из трех состояний Я. Диагностика актуального состояния Я осуществляется на основе видимых и слы­шимых особенностей поведения человека. Состояние Я человека определяется по его движениям, тембру голоса, употребляемым словам. Некоторые жесты, позы, мане­ры, выражения лица и интонации, а также некоторые сло­ва ассоциируются с определенным состоянием Я. Кроме объективно наблюдаемых особенностей поведения чело­века терапевт должен обращать внимание и на свои эмо­циональные реакции и мысли, так как они могут содержать полезную информацию. «Родительская» реакция терапевта говорит о том, что у пациента активно «дет­ское» состояние, в то время как ощущение приниженно­сти и желание бунта у терапевта говорят об активном «родительском» состоянии пациента, и т. д.

Диагностика эго-состояния человека должна осуще­ствляться с опорой на три источника информации: 1) по­ведение самого человека; 2) эмоциональную реакцию на­блюдателя; 3) мнение самого человека. Следовательно, определив, в каком состоянии находится клиент, транзактный аналитик не говорит: «Это ваш Ребенок!» Он сообщает клиенту: «Вы ведете себя и разговариваете, как если бы находились в детском эго-состоянии; кроме того, ваше поведение вызывает у меня желание позаботиться о вас. А что думаете вы?» Естественно, если есть и дру­гие наблюдатели, их мнение тоже должно учитываться (см. также гл. 6).

Ребенок

Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в детстве. Ребенку никогда не бывает больше семи лет, а иногда может быть даже одна неделя или один день. Человек в детском эго-состоянии сидит, стоит, ходит и говорит так же, как он это делал, когда ему было, скажем, три года. Детское поведение сопровожда­ется соответствующим восприятием мира, мыслями и чувствами трехлетнего ребенка.

Детское эго-состояние у взрослых проявляется лишь мимолетно, так как вести себя по-детски не принято. Тем не менее детские проявления можно наблюдать в неко­торых особых ситуациях, например во время игры в фут­бол, где радость и гнев выражаются непосредственно и где взрослого мужчину, прыгающего от радости, когда его команда выигрывает, невозможно было бы отличить от пятилетнего мальчугана, если бы не рост и не щетина на лице. Это сходство выходит за пределы наблюдаемо­го поведения, так как в этот момент взрослый мужчина не только ведет себя, но и воспринимает мир как ребенок.

В детском эго-состоянии человек тяготеет к употреб­лению коротких слов и междометий вроде «ого!», «здоро­во!», «фу ты!» и произносит их тонким детским голосом. Он принимает характерные для ребенка позы и жесты: опущенная голова, поднятые кверху глаза, косолапость. Сидя, он съезжает на край сиденья, раскачивается на сту­ле, ерзает или горбится. Прыжки, хлопанье в ладоши, громкий смех и крики — все это принадлежит к реперту­ару детского эго-состояния.

Кроме ситуаций, в которых общество разрешает детс­кое поведение, оно также может наблюдаться в фиксиро­ванной форме у так называемых больных шизофренией, а также у актеров, чья профессия требует умения входить в детское состояние Я. Естественно, детское состояние Я наблюдается у детей.

Ребенка младше года во взрослом встретить трудно, если же это произошло, значит у этого человека серьез­ные трудности. У «нормальных» взрослых людей такой маленький Ребенок проявляет себя в случае сильного стресса, сильной боли или большой радости.

Невозможно недооценить роль Ребенка в психике че­ловека. Это лучшая часть человека и единственная часть, которая умеет радоваться жизни. Это источник спонтан­ности, сексуальности, творческих изменений и радости.

Взрослый

Взрослое эго-состояние — это компьютер, бесстрастный орган личности, который собирает и обрабатывает ин­формацию и прогнозирует ситуацию. Взрослый собира­ет данные о мире с помощью органов чувств, обрабаты­вает их логической программой и, если это необходимо, выдает прогноз. Он воспринимает мир через диаграммы. В то время как Ребенок воспринимает мир в цвете и толь­ко с одной точки зрения, Взрослый видит мир черно-белым и наблюдает его с нескольких точек зрения одно­временно. Во взрослом эго-состоянии человек временно отключается от своих эмоциональных и других внутрен­них реакций, так как они мешают объективно восприни­мать и анализировать внешнюю реальность. Таким об­разом, в состоянии Взрослого у человека «нет чувств», хотя при этом он может осознавать чувства своего Ре­бенка или Родителя. Родительское эго-состояние часто путают со Взрослым, особенно если Родитель спокоен и внешне ведет себя рационально. Тем не менее Взрослый, не только рационален, у него еще и отсутствуют чувства.

Судя по описанным Жаном Пиаже «стадиям развития формальных операций», можно предположить, что взрос­лое состояние формируется у человека постепенно в те­чение детства как результат его взаимодействия с вне­шним миром.

Родитель

Поведение родительской части обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было из­менений. Человек в родительском эго-состоянии — это видеозапись поведения одного из его родителей.

Родительское эго-состояние не воспринимает и не ана­лизирует. Его содержание постоянно. Родительское со­стояние иногда помогает принимать решения, оно хра­нит традиции и ценности и в этом качестве является важ­ным для воспитания детей и сохранения цивилизации. Оно включается, когда недоступна информация, необхо­димая для принятия решения Взрослым; но у некоторых людей оно всегда заменяет собой взрослое эго-состояние.

Родительское состояние не зафиксировано полностью: оно может изменяться в связи с тем, что личность что-то прибавляет к своему Родительскому репертуару или что-то исключает из него. Например, воспитание первенца увеличивает количество родительских реакций лично­сти. Начиная с подросткового возраста и до старости, когда человек сталкивается с новыми ситуациями, требу­ющими родительского поведения, а также когда он встре­чает новые авторитетные фигуры или образцы для под­ражания, его Родители в чем-то изменяется.

В частности, человек может научиться развивать сво­его Заботливого Родителя и исключать подавляющие ас­пекты поведения этой части. Некоторые родительские действия генетически заложены в человеке (желание за­ботиться о своем ребенке и защищать его), но другая, большая часть родительского репертуара приобретается в процессе научения, надстраиваясь над двумя врожден­ными тенденциями: заботиться и защищать.

Голоса в голове

Структурный анализ организован вокруг этих трех по­нятий, но в нем существует и ряд дополнительных кон­цепций.

Состояния Я действуют по очереди; следовательно, в один момент времени человек может находиться в од­ном, и только в одном состоянии. Такое состояние назы­вается исполнительным, так как осуществляет исполни­тельную власть над личностью. Когда одно из состояний Я является исполнительным, человек может осознавать то, что с ним происходит, как бы наблюдая за собой со стороны. Это ощущение обычно возникает, когда состо­яние Родителя или Ребенка является исполнительным, в то время как «настоящее Я» (как правило, Взрослый) наблюдает за событиями, не имея возможности включить­ся. Таким образом, второе активное состояние Я осознает происходящее, при этом не влияя на двигательные ре­акции (феномен катексиса).

В связи с тем, что могут быть одновременно включе­ны два состояния Я (одно — действующее, а другое — на­блюдающее), между ними возможен внутренний диалог. Например, некто, изрядно выпив на вечеринке, пускает­ся в пляс. Таким образом, в данный момент действует его детское состояние, в то время как родительское наблюда­ет за его прыжками и отпускает реплики типа «не смеши людей, Чарли!» или «а как насчет твоего позвоночника?». Часто одного такого комментария бывает достаточно, что­бы отключить Ребенка (феномен декатексиса) и передать исполнительную власть Родителю. В этом случае Чарли внезапно оборвет свой танец, возможно, смутится и вер­нется на свое место, после чего ситуация «перевернется», и теперь уже сам Чарли, находясь в родительском состо­янии, будет со своего места с неодобрением взирать на танцоров. Научиться осознавать такие внутренние диа­логи между исполняющей и наблюдающей частями — важный шаг в процессе терапии.

Такой диалог может происходить между двумя любы­ми состояниями Я. В процессе психотерапии часто воз­никают диалоги между Критическим Родителем и Есте­ственным Ребенком (см. гл. 2, «Структурный анализ вто­рого порядка»).

Других людей преследуют «голоса в голове». Обычно они подают агрессивные, критические реплики вроде «Ты плохой (глупый, уродливый, ненормальный, боль­ной)», то есть «Ты не в порядке», или предсказывают не­удачу: «У тебя не получится» или «Это дурацкая затея, лучше брось ее».

Такие «послания изнутри» были описаны Эллисом и Фрейдом. Первый назвал их «катастрофическими ожи­даниями», а второй — проявлениями «примитивного, жестокого суперэго». Викофф назвала такое родительское состояние, враждебное Естественному Ребенку, Большим Свином.

Наши рекомендации