Открытый консультативный сеанс («горячий стул»)
(Клиент - Оксана).
Ч.К. Тойч: Чем ты занимаешься?
Клиент: - Учусь на факультете психологии.
-Где ты живешь?
- В Липецкой области.
-Сколько тебе лет?
- 18 лет.
- Какая твоя цель, какие вопросы ты хотела бы решить в ходе этой консультации?
- Их несколько: хочу поступить в институт - тот, в который я сама хочу; избавиться от большого чувства вины и страха; избавиться от наследственной полноты.
- Проблема с весом была всегда?
- Нет, в детстве не было.
- В каком возрасте проявилась?
- С первого класса, в семь лет.
- Чувство стыда у тебя было?
-Да.
- Оно было связано с твоим поведением или связано с семьей?
- Меня ругала учительница, ставила в угол, говоря, какая я неправильная (я вела себя не как школьница, а как детсадовский ребенок).
- Лишний вес не связан с перееданием, отсутствием диеты. Она не хотела, чтобы на нее обращали внимание, особенно в отрицательном смысле. Люди не сбрасывают вес, так как не понимают, в чем основная причина его возникновения. Она унаследовала не вес, а проблему стыда, которую передали ей предки, имеющие на то свои причины. Каждое поколение повторяет свою историю, но в новых исторических ситуациях. Не диета важна, а глубинная причина возникновения ее избыточного веса. Специалисты-диетологи не понимают истинных причин полноты. От одной и той же пищи одни худеют, а другие полнеют. Для Оксаны нет больше такой ситуации, когда какой-то учитель может ее ругать или наказать. И это не может произойти мгновенно, но если она будет говорить, что она будет гордиться собой, то она снизит свой вес без всякой диеты. Чувство вины, чувство страха, отчего оно у тебя возникало?
- Обычно, когда к доске вызывают, и я что-то не так могу сказать.
- Есть ли человек, который тебя критикует, ругает?
- Учительница по математике Светлана Петровна.
- Эта женщина производит на тебя серьезное впечатление? -Да.
- А ты хорошо учишься?
- Моих родителей благодарят за мою учебу.
- Эта критика помогла тебе добиться более высоких результатов?
-Да, она давала посыл к этому.
- Где ты родилась?
- В Боровичах Липецкой области.
- Братья, сестры есть?
- Есть младший брат Сережа.
- Он моложе тебя?
- На четыре года.
- Какие у Вас отношения?
- Раньше грызлись, а теперь нормальные. Он хотел первенствовать, а я не давала.
- Еще одна причина большого веса: хотела быть больше. Ты сильнее его? Можешь его побить?
- Раньше да, сейчас нет.
- Что скажешь о Сереже? Он лучше учится, чем ты?
- Он учится в 8 классе. Я «тянула» на отличницу в 9 классе, а он уже сейчас отличник.
- Он хочет победить тебя «на своем поле, он хочет тебя превзойти». Соперничество полезно обоим. Ты способствуешь соперничеству. У кого вес больше?
- У меня.
- Он не дразнит тебя?
- Нет. Раньше он был толстый, теперь худой.
- Значит, ты здесь первая. Он занимается спортом?
-Нет.
- А ты?
-Иногда.
-Надо всегда.
- У меня был выбор: или медаль в школе, или занятия борьбой. Я выбрала медаль.
- Надо думать об активной подвижной жизни. Что расскажешь о папе? Как его зовут?
- Папу зовут Алексей. Он психотерапевт. У него частная практика.
- Он хорошо относится к тебе?
-Да.
- Ты его когда-нибудь боялась?
- Один раз. Он разозлился, я посмотрела ему в глаза и испугалась.
- Когда это произошло?
- Год назад. Когда я смотрела ужасы. Папа не смог отойти. Я разозлила его.
- Ты сказала, что испугалась его?
- Нет.
- Что он сказал тебе?
- «Иди в хатенку».
- Это хорошая практика. А папа слушает тебя, когда ты что-то скажешь ему?
-Да.
- Какой у него характер?
- Нормальный.
-Какой его вес?
- Он хотел бы похудеть.
-Тебе стыдно за отца или ты гордишься им?
- Горжусь им. Он это знает.
-А как зовут маму?
- Людмила.
-Что ты чувствуешь к маме?
- Я ее люблю.
-А у мамы какой вес?
- Она полнее папы.
- Ты похожа на нее?
- Чуть-чуть.
-Чем занимается мама?
- Она помогает папе. Вообще, она много умеет.
-Ты иногда боишься мамы?
- Раньше боялась, что она будет ругать, хотя она не ругала меня.
- Тебя в детстве шлепали, били?
-Да.
-По делу?
-Да.
-Что ты такое страшное творила?
- Ссорилась с братом.
- Родители были на его стороне?
- Он бы сказал, что на моей.
-У Вас есть кошка, собака?
- Собака.
- Ты собаку не била?
- Нет.
- Слава богу, а то она чувствовала бы себя виноватой.
- Одна собака умерла у нас при загадочных обстоятельствах.
- Как звали дедушку с отцовской стороны?
-Василий.
-Он хорошо относился к тебе?
-Да.
-А бабушку как зовут?
- Мария.
- Она жива?
-Да.
-Сколько ей лет?
- Семьдесят с чем-нибудь.
- Она хорошая?
- Хорошая.
-Какой у нее был вес?
- Она не жаловалась, считала его нормальным.
- Но ты считала, что она толстая?
- Немного.
- На кого ты похожа?
- На бабушку Марию.
- Дети больше похожи на бабушек и дедушек, чем на родителей. Доминанты бывают через поколения. Другие дети у них есть?
- Папа - старший. Младший - Владимир.
-Он хороший человек?
-Да.
-Чем он занимался?
- Он был на многих работах. Сначала он был председатель колхоза, но он пьет, и стал зам. председателя, а сейчас просто работает. Он рабочий.
-Он толстый?
- Немножко.
- А его жена?
- Нет. У него две жены. От первой - два ребенка, от второй - один.
-Расскажите о дедушке с материнской стороны.
- Его звали Николай. Он умер три года назад.
-Чем он занимался?
- Был на многих работах, но везде не ладил с директорами.
-А кто был директором в семье: он или его жена?
-Он.
-Жена его жива?
- Да. Зовут ее Зоя.
- Она толстая?
-Да.
-Он ее кормит сладостями?
-Да.
-Как часто ты встречаешься с ней?
- Один раз в неделю, это уж точно. К маме хорошо относится?
-Да. Но когда в дом приходит бабушка, мама начинает спорить с папой. Бабушка всегда молчала, слушала дедушку, а мама все высказывает.
- Бабушка толстая: она скрывала свои чувства и не чувствовала себя способной все высказать. И в тебе это есть: иногда боялась высказать свои чувства учительнице, родителям. Значит, тебе есть, что скрывать. Мама - пресс-секретарь бабушки.
- Она раздражается из-за пустяков.
- А папа как реагирует?
- Он понимает, почему она это делает.
- Он соглашается с ней или отвергает?
- Он не сердится на нее за это.
-А когда бабушка уходит?
- Раньше мама не высказывала своих чувств, и папа говорил ей: «Скажи что-нибудь». А после Вашего семинара мама учится высказывать свои мысли.
-То есть, мама ведет себя, как носорог - попав в яму, носорог колет того, кто пытается его вытащить. У Вас в отношении с братом та же закономерность. Мама возникает вместо бабушки.
- Мы с братом говорим: «Нас не трогайте, мы сами разберемся», и, если они ссорятся, мы их не трогаем.
-Кроме учителя математики, кто-то ругал тебя?
- Нет. Я росла послушной девочкой. Ко мне все хорошо относились.
-Значит, никто не мог пожалеть тебя. Родители хвалили тебя за хорошие оценки?
-Да.
-Что родители говорят о весе, советуют диету?
- Ну, я никогда не сидела на одной диете.
-Твои выводы о себе учитывая знания, полученные на семинаре? Самое главное: отделаться от чувства стыда. Тебе нечего стыдиться. Никто не учит никого. Для тебя большее значение имела Зоя, чем Мария. Мать матери была тихая, молчаливая женщина. И чем больше ты способна высказываться, тем больше ты освобождаешься от тенденции, которую ты унаследовала. От пищи нельзя потолстеть. Важно, что ты думаешь о ней. Если бы ты была уверена, что от сладкого толстеют, чтобы ты сделала?
- Не знаю.
- Но необходимо составить программу и следовать ей пункт за пунктом. Если решить что-то сделать, никому не надо говорить об этом, но надо строго придерживаться этой программы.
- Бабушка Мария заставляет меня есть силой.
- Чтобы угодить бабушке, ты не в силах следовать своей собственной программе. Подчиняешься ее авторитету. Это важный фактор в жизни: умение сказать «нет». Ты больше стремишься угодить другим людям, чем самой себе, следуешь тому, что навязывает тебе бабушка. Готова отказаться от собственной программы, лишь бы угодить бабушке. Значит, рядом будет кто-то, появится кто-то, кто возьмет на себя роль бабушки: то есть, будет тебе навязывать то, что тебе самой не нужно. Основная твоя проблема: ты боишься авторитета - или учительницы, или бабушки.
- Даже оценки я получала для родителей. Боялась, что мама расстроится, и ей будет плохо.
- В том, что ты боишься кого-то расстраивать, есть что-то и конструктивное. Это делалось ради учебы, оценки ради родителей. Но есть в этом и отрицательная сторона -она сказалась в вопросе о диете. Когда у тебя день рождения?
- В апреле.
- Ты станешь совершеннолетней, сама решишь, что ты хочешь, а что нет, но пока ты живешь дома, ты должна подчиняться нормам родителей. Но когда ты начнешь самоутверждаться, отец и мать поймут тебя в твоих устремлениях. Итак: у тебя должна быть программа, где присутствуют: мама, папа, бабушка Мария, надо составить план, как строить отношения с каждым членом семьи отныне.
Самое главное: учитывать свои интересы, а потом интересы других людей. Вместо того чтобы угождать другим людям, ты должна угодить себе, и, в частности, в отношении еды. В какой области твои интересы выступают на первое место по сравнению с другими людьми?
- В вопросе профессии.
- Что именно?
- Родители не против того, кем я буду.
-Есть ли у тебя обязанность по дому?
- Я должна готовить, убирать.
-Ты не возражаешь?
-Нет.
-Тебя ценят, хвалят или это само собой разумеется?
- Сейчас начали хвалить. Я сказала об этом.
-То есть, ты потребовала похвалы?
-Да.
-Родители дают деньги на расходы?
- Я не трачу особенно.
-Как похвала, так и деньги нужны.
- Ни разу не просила у родителей.
-Считаешь, что не заслуживаешь?
- Что хочу, родители мне покупают, а сама я не трачу денег.
- Подруги есть?
- Была подруга, но она учится в другом городе.
-Как ее зовут?
- Саша - она учится в другом городе.
-Очень важна среда ровесников, подростков. Есть ли другие друзья, подруги?
- Нет, я никуда не хожу.
-Что же ты делаешь?
- Занимаюсь, работаю по дому, смотрю TV.
-Ты должна найти замену Саше, а с Сашей ты часто встречалась?
- В школе.
-Родители ведут замкнутый образ жизни?
-Да, замкнутый.
-Генетически ты предрасположена к замкнутости. Ты должна составить программу более активного образа жизни. Тебе необходимо заниматься более активно чем-либо, например, возобновить занятия спортом. Это поможет тебе добиться самоутверждения, похудеть, чтобы избавиться от чувства стыда, который начала испытывать с 7 лет. Ты замыкаешься от мира, чтобы сохранить это чувство стыда. До сих пор ты выполняла генетический код родителей, а сейчас ты должна: выполнить программу более активного образа жизни. Тогда ты избавишься от страха, и тебя никто не будет ругать, а ты будешь получать удовольствие. Твоя бабушка большую часть жизни проводила в одиночестве, потому потолстела.
- В молодости до замужества она много времени проводила на дискотеке.
- А сейчас дома?
-Да.
-Кто тебе рассказывал об этом?
- Сама бабушка.
-Может быть, танцы и не обязательно, но надо найти для себя активный образ жизни.
- Так было в 11 классе.
-Тебе хотелось бы иметь парня?
- У меня была первая любовь.
-В твоем классе?
- В 8 классе.
-Что у Вас было?
- Сначала я любила его, а когда у меня почти все пропало, у него, наоборот, возникло.
-А ты чувствуешь к нему безразличие?
- Ну, он мне нравится.
-А где он сейчас?
- Он учится в институте.
-Есть девушка у него?
- Нет.
-В России принято приглашать в гости.
- Я не приглашала его.
-Он приезжал на каникулы?
- Обычно, я говорю, он молчит. Когда я спрашиваю - он рассказывает. А в этот раз я не могла от него отделаться - он все время говорил.
-О чем он говорил?
- Рассказывал, как он учится.
-Ты бы осмелилась пригласить его?
- Сейчас? После последнего разговора я поняла, что у нас разные взгляды, разные пути.
-У каждого свой путь, но пути должны пересекаться. Он тебе интересен?
- Больше нет.
-Но кто-то же тебе интересен?
-Да, это Вы.
-Я для тебя слишком молод. Ты меня тоже очень заинтересовала. У меня подруги по всему миру, но, к сожалению, Ширин смотрит на меня, как ястреб, приглядывает за мной. Запиши аффирмации для себя:
1. Отныне я способна полностью контролировать любые ситуации в своей жизни.
2. Все, что я делаю, я делаю правильно, поэтому я всегда добьюсь наилучших результатов.
3. Я пользуюсь своим правом на активное общение с людьми.
4. Моя самооценка растет с каждым днем, поэтому я пользуюсь своим правом похудеть, потому что я - это не баба Зоя.
5. Отныне мои суждения всегда правильные.
Спасибо за внимание. Завтра будет еще интереснее.
День третий. 28 февраля 1997 года.
Лекция «Осознание и переосмысление роли родителей.
Влияние семейного кода на характер взаимодействия родителей и детей».
Отвечая на Ваши вопросы, хочу дать информацию о происхождении психогенетики на основании исследований, проведенных моей женой Джоэл и мной.
Многие проблемы жизни вызваны генетическими причинами. Общепринято говорить о наследственных болезнях. После многолетней работы над IDEAL-методом мы пришли к выводу о существовании наследственных моделей поведения, которые приводят семьи к хроническим неудачам в семейной жизни или бизнесе. И эти наследственные модели поведения могут быть определены и скорректированы. Далее мы соединили принципы генетики поведения с законами физики, поскольку считаем, что законы отношений между людьми так же точны, как и законы физики. Важнейшим аспектом нашего метода являются духовные законы. Влияние духовного фактора на поведение человека признается врачами, психологами и психиатрами.
Сначала наш метод столкнулся с большим сопротивлением. Но когда он был представлен на TV, в радиопрограммах, статьях, выступлениях на международных конференциях, он стал привлекать к себе все большее внимание. Постепенно наши статьи о стрессах, депрессии, виктимологии стали печататься в солидных медицинских журналах. Сейчас наш метод имеет очень высокий рейтинг по сравнению с другими методиками этого направления. Многие случаи излечения на основе нашего метода были подтверждены официальной медициной. Моя работа с Джоэл была удачным случаем сочетания научных и духовных принципов, которые находят все большее признание и в России, и в Америке. В своей книге «Откровения Джоэл», русское издание которой вышло недавно, Джоэл писала, что религия дает нам гипотезы, а наука - доказательство этой гипотезы. Эти две сферы не противоречат друг другу. Они дополняют друг друга.
Можно сказать об успешном, эффективном применении нашего метода и в Лос-Анджелесе, и в Москве. Успех метода подтверждается тем, что у его сторонников появились практические результаты: кто-то женился, у кого-то появились дети, к кому-то пришел профессиональный успех. Я не занимался бы так долго методом, если бы он не приносил результатов. И я убедился в успехе после его применения и на себе, и на других.
Многие из Вас не впервые на наших семинарах. Многие приходили ко мне на частную консультацию и здесь, и в Америке. Если у Вас появляются вопросы, то Вы должны сравнить то, что вы слышали здесь с тем, что знали раньше.
Я все время слышу об успехах, достигнутых Вами. Вспомните слова Василия, который рассказал о благоприятных изменениях в своей жизни и в жизни мальчика Саши, который помог сестре избавиться от серьезной болезни. Эти истории - не случайный результат. Это - закономерный результат применения метода, который используют десятки тысяч людей. И в России, и в Америке в прессе много сообщений об успехах нашего метода. Безусловно, есть Фомы неверующие.
Я никого не могу осуждать за скептицизм, я сам был такой. Я был скептически настроен к тому, что все подчиняется определенным законам. Я рассказывал, как моя жена Джоэл обратила меня в «свою» веру и доказала это на простом бытовом примере. Мы сидели в маленьком кафе в Калифорнии, и ей принесли порцию намного больше моей. В этом факте она увидела взаимоотношение между реальной Жизнью и Библией. Я считал, что Библия - это свод мифов и сказок. Но она доказала мне, что любой человек в моей жизни будет реагировать на то, во что я верю в глубине своей души.
Представление о том, что мысль может иметь воплощение и реальное физическое выражение, пока отвергается в технических трактатах. Но мы все общаемся между собой, на всех уровнях есть каналы связи между нами. И мы можем убедиться в этом. В первой моей работе - техническом меморандуме, я доказал, что человеческое мышление, человеческое сознание влияет не только на поведение людей, но имеет и более широкое значение. Наша позиция заключалась в следующем: прогнозы о том, что в определенные дни произойдет определенное количество аварий (вместо простого предупреждения) убивают людей. Это было подтверждено экспериментально, несмотря на скептицизм организаторов этого мероприятия. Мы должны уметь держаться за свои убеждения и защищать их, даже если многие считают, что они не имеют смысла. Ведь проводятся исследования, в которых вычисляется вероятность аварии при запуске ракет. Наш анализ моделей, определяющих поведение наших клиентов, имеет более широкое социальное значение. Можно сомневаться, даже отвергать наши принципы, а можно применять их и убедиться в их эффективности.
На этой неделе появилась публикация о клонировании овец. Выведение овец в пробирках существует и в Америке, и в России. Этот механический процесс по выведению овец разработан экспериментально в лабораториях. Но если можно клонировать овец, почему нельзя клонировать людей? Клонирование - это дубликация живых организмов. Существует лабораторное воссоздание живых организмов. Клонирование всегда существует в живой природе. Вы помните Оксану, которая была на «горячем стуле». Своим затворничеством, одиночеством она копировала, то есть клонировала ситуацию своих родителей. Необходимо осознание этой ситуации и усилия, то есть, активные действия со стороны Оксаны, чтобы избавиться от клонирования своей жизни аналогично жизни своих родителей.
Раздражение, который вызывает Николай, тоже клонируется. Ее отца раздражало молчание матери, и это проявилось в ее дочери - ее раздражало молчание Николая.
В живой природе происходит клонирование, и это происходит всегда. Среди миллиона возможных вариантов ей дано было привлечь именно Николая, который раздражал ее. Любой человек: Василий, Ксения, Оксана, все подтверждают этот принцип. Я гарантирую правильность метода на любом клиенте «горячего стула» и гарантирую, соответственно, предсказуемость результата.
Наш метод приводит к сенсационным результатам каждый день. Среди этих сенсационных результатов: Людмила, вся семья которой благодарна за решение ее проблем, сейчас она помогает другим людям. Рузанна - это великолепная «армянская бомба», которая пропагандирует наш метод, работает в школе, претворяя его на практике; Валентина - доктор психологии, которая написала книгу о нашем методе. Можно сомневаться, критиковать что угодно, но надо смотреть на результаты деятельных людей. Недостаточно одного дня, чтобы добиться значительных результатов, но при постоянном его применении они обязательно будут. Это не хвала методу, не стремление вызвать аплодисменты, а все это гораздо важнее, выше. Наша цель - не трубить в фанфары об успехах метода, а наша цель - изложить принципы метода, который поможет тысячам людей.
Оксана - это повторение ее родителей, но к ней пришло понимание сути ее проблем, и она способна, применяя метод, скорректировать свою жизнь. Яблоко от яблони недалеко падает. Каждый из нас - повторение того, что происходит в жизни наших предков. Любой лабораторный процесс - повторение того, что и так происходит в природе. Своим методом мы не изобрели ничего нового, мы просто нашли механизм того, что происходит в природе для себя и для многих других.
Излечение от рака, гипертонии и других заболеваний - это зримая действенность метода, основанного на ре-интерпретации той роли, которую играли в нашей жизни родители.
Приведу конкретные примеры. Из огромного числа клиентов я выберу несколько. Мелвин, мужчина, инженер, умный, любознательный, был женат один раз и развелся. У него осталась дочь Линда. Мелвина очень угнетал тот факт, что Линда не общалась с ним в течение 15 лет, не присылая ни слова даже в письмах. Он не сделал ей ничего плохого.
Мы должны помнить, что внутренние законы руководят формой поведения человека, даже если человек не отдает себе в этом отчета. За любой формой поведения стоит физический, духовный или психологический закон.
Отец Мелвина любил его, но, проявляя собственнический инстинкт, он приучил Мелвина к мысли, что без него Мелвин не достигнет ничего. Мелвину уже за 50 лет. На сознательном уровне он отвергал этот принцип, но на подсознательном придерживался его. На его подсознательном уровне существовал закон (может быть, не обязательный закон), который руководил его жизнью: ребенок не должен быть рядом с отцом, ребенок не должен повиноваться отцу, он должен поступать по-своему.
Отец Мелвина жил в Бостоне, Мелвин в Нью-Йорке, но ему не удавалось ускользнуть от контроля отца: он звонил ему один раз в неделю, он посещал его в Рождество, но против воли. Эта модель закрепилась и в сознании дочери Мелвина - Линды. И хотя все осуждали Линду за то, что она не хотела общаться с отцом, и она сама чувствовала себя виноватой, но не понимала, почему она с ним не общается, она не была виновата в этом - она подчинялась унаследованному от отца закону: ребенок не должен общаться с отцом. Могло показаться, что Линда непослушна, на самом деле она была покорна тому, что унаследовала от своего отца.
Не бывает случайных моделей поведения - любое поведение логически соответствует тем законам, которые мы наследуем от предыдущих поколений. Мелвин никогда не мог застать Линду на месте: на звонки она не отвечала, на письма не откликалась. Когда он пришел ко мне, я сказал ему, что действую только научным методом. Когда я раскрыл ему его семейный закон, он расплакался и спросил меня: «Как изменить этот закон, который меня подавлял? Что я могу сделать, чтобы избавиться от закона, который я унаследовал?» Его отец был при смерти, но все еще находился под законом: «ребенок не должен быть рядом с родителями».
Мелвин поехал к отцу, попросил у него прощения за то, что отвергал его, отвергал человека, которого «больше всего любил». И Мелвин спросил меня, а как это повлияет на его отношения с Линдой? Я ответил, что Линда получит сигнал о примирении, как только он найдет силы прервать тот закон, который определял его жизнь.
Недостаточно осознать проблему, надо предпринимать активные действия. Мелвин поехал в Бостон и был две недели у постели отца. Отец умер умиротворенным, так как знал, что сын принял его. Прошел месяц, и Мелвин получил письмо от Линды: доброе, нежное, в котором она просила прощения за прошедшие годы. Она готова была восстановить отношения с отцом. Люди считали, что произошло чудо, но это было не чудо, а закономерность - отказ от закона, который довлел над ними много лет.
У Мелвина кроме дочери было две женщины, которых он любил и которые покинули его без объяснения причин. И он не мог их простить. Отец Мелвина тоже унаследовал это чувство отчуждения, отторжения. Если бы он не унаследовал это чувство, он не передал бы его сыну. Скоро Мелвин превратился из одинокого, замотанного проблемами человека, в жизнерадостного. Его дочь Линда, по профессии тоже психолог, говорила мне: то, чему я училась в университете, несравнимо с Вашим методом.
Мы должны переобучить человека и внести в его жизнь те изменения, которых он заслуживает. Не случайности движут нашу жизнь: наши действия определяет динамика, которая стоит за общим процессом. Важно получить постороннюю оценку по нашему методу, чтобы иметь возможность выявить эту динамику и скорректировать процесс. Случайностей не бывает. Даже самые незначительные события в нашей жизни - закономерны. Чтобы скорректировать нежелательную динамику в нашей жизни, надо помнить о нашей силе, о нашей решимости это сделать и внимательно смотреть, что последует за нашими усилиями.
Возможно, что отец и мать могут умереть к тому времени, когда Вы узнаете о возможности внести коррективы в Вашу жизнь. Пока Вы не сможете понять и простить родителей, Вы не сможете ничего сделать в своей жизни. Никогда не бывает поздно это сделать: пока Вы живы, Вы способны исправить ту наследственность, которую получили. Если мы этого не сделаем, это вынуждены будут делать наши дети и наши внуки. Даже, если у Вас нет физических детей, это вынуждено будет делать Ваше будущее «Я».
Отец Мелвина очень любил его, хотя проявлял эту любовь не лучшим образом. И хотя сам Мелвин ничего не навязывал Линде, она, как отец, повиновалась тому закону, который унаследовала.
Родители, даже, если они не осознают характера своей любви, повинуются определенной логике. До тех пор, пока мы не осознаем той логики, по которой действовали наши родители, мы не можем считать себя цельными людьми. Часто законы, действующие в рамках семьи, пребывающей в полном невежестве, могут иметь далеко идущие последствия.
Второй случай, о котором я хочу рассказать, произошел с 24-летней женщиной Верой. Ее преследовал суицидальный комплекс(желание самоубийства). Она обратилась ко мне, так как слышала, что процент успеха в моей практике высокий.
Прежде всего, ей было важно понять законы, которые определяют динамику ее жизни. Мать Веры презирала своего мужа, она пыталась избавиться от него, как и ее мать в свою очередь. Беременность матери Верой была той, которая называется «подзалетела», и она очень сердилась на своего мужа, Олега. Тот был молчалив, замкнут, похож на отца матери Веры, ее деда Николая. Мать Веры, как и бабушка Ксении, говорила своему будущему ребенку: «Лучше бы тебе не родится». Зародыш воспринял это пожелание, как призыв к смерти. Это не было выражено словами, а дан был импульс, мысль. Вера восприняла этот импульс от матери, как призыв к смерти.
Наш метод - не что иное, как выявление динамики, которая лежит в основе любого процесса. Надо было избавить Веру от первопричины, которая привела бы ее к фатальному исходу. Самоубийство - величина постоянная, а причины, которые побуждают человека к этому стремиться - величины переменные.
Пример Веры типичен. В этом случае есть аналогии для многих сидящих в этом зале. Мы все взаимодействуем между собой, независимо от того, сознаем ли мы это или нет. Вера, взаимодействовав с матерью, выполняла ее волю, ее B.I.D. В результате консультаций со мной Вера обрела жизнерадостность и желание жить. Она преуспела в профессиональном плане, стала сниматься в телесериале.
Надо стремиться не избегать чего-то, не убегать от этого, а приобретать новое понимание Жизни и человека, перевоспитывать свое сознание и тогда происходят чудеса. Я благодарен всем участникам семинара за внимание к книге Джоэл. Это издание планировалось несколько лет назад в Лос-Анджелесе. Я поставил свой автограф на первых русских экземплярах этой книги. Каждый раз, когда я приезжаю в Москву, происходит какое-то историческое событие.
ОТКРЫТЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СЕАНС («горячий стул).
(Клиент - Вадим)
Ч.К. Тойч: Сколько вам лет?
Клиент: -18.
Чем Вы занимаетесь?
- Я студент. Где?
- В институте. Где?
- Не в Москве, в городе далеко отсюда.
-Какую проблему ты надеешься решить в ходе консультации?
- Проблема загадочная. На меня давит ситуация.
-Расскажи подробнее. Проблема связана с тобой, с родителями, с учителями?
- Она обо мне. но в связи с моими близкими
- У тебя есть братья, сестры?
- Есть младший брат.
- Как его зовут?
- Костя.
- На сколько лет он моложе тебя?
- На 9 лет.
-Вы дружите?
- Хотелось бы, но отношения у нас напряженные.
-Он случайный ребенок в семье, или родители хотели его иметь?
- Родители хотели его.
-Такие вещи трудно планируются. Это, конечно, юмор. Чем раздражает тебя твой брат?
- Он полностью противоположен мне.
-Эта проблема привела тебя на «горячий стул»?
- Нет, я хочу рассказать о главном.
-Родители отдают ему предпочтение по сравнению с тобой?
- Возможно.
- Как зовут отца?
- Борис.
-Чем он занимается?
- Он -руководитель автопредприятия. Перевозки.
-Его бизнес успешен?
- Идет с переменным успехом.
- Как отец относится к тебе?
- Часто критикует.
-Делает поблажки брату по сравнению с тобой?
-Да.
-В чем сущность критики: он не разрешает что-либо тебе делать или заставляет?
- Заставляет и поправляет.
-Ты способен возразить ему или молчишь?
- Отстаиваю свои права.
- А какой результат?
- С переменным успехом.
-Как зовут маму?
- Зина.
-Кто в доме хозяин?
- Папа.
-Как мама относится к тебе?
- Более легко, чем отец.
- Родители дружат или ссорятся?
- Можно сказать, что дружат.
-Ты брата не бьешь или, может быть, бил раньше?
- Раньше бил, сейчас нет.
-Сам перестал или его защищали?
- Сам перестал, так как увидел, что это не дает успеха.
-Что Вы скажете о дедушке с отцовской стороны?
- Я общался с ним меньше, чем с бабушкой и дедушкой с материнской стороны.
-В папиной семье кто хозяин был: дедушка или бабушка?
- Наверное, дедушка.
- Дедушка, чем он занимался?
- Он - руководитель среднего звена.
-Он жив?
-Да.
-Кроме папы есть другие дети у бабушки с дедушкой?
- Есть. Пять человек, все живы.
-Называй их по счету.
- Папа - первый.
-У папы с дедушкой хорошие отношения?
- Нормальные.
-У папы были тяжелые отношения с кем-либо из братьев?
-Достаточно хорошие отношения.
-Ты похож на папу?
- Скорее на маму.
Чем конкретно недоволен отец?
- Тем, что я не похож: на него, что я все делаю не так, как сделал бы он.
- Он сравнивает тебя с кем-то?
-Да, я похож на дедушку с материнской стороны.
- У папы не очень хорошие отношения с родней мамы?
- Внешне хорошие, а внутри не знаю.
-Что скажешь о дедушке с материнской стороны?
- Он пенсионер.
- Чем он занимался?
- Был токарем на заводе..
- Дедушка хорошо к тебе относился?
-Да.
-А что скажешь о бабушке?
- Она тоже на пенсии.
-Чем она занималась?
- Работала на фабрике маляром.
-Дети, кроме мамы, были у этих дедушки и бабушки?
- Старшая сестра - Аля. Младший брат - Георгий.
- Как живет Аля?
- Отдельно от всех членов семьи.
-Она замужем?
-Да.
-Дети у нее есть?
- Трое детей.
-Брат чем занимается?
- Он работает строителем.
-Он женат?
-Да.
Отношения с мамой, какие у него?t
- Хорошие.
- А у мамы с Алей?
- Натянутые, но придерживаются хорошей стороны.
- Ты чувствуешь, что с дедушкой с материнской стороны у тебя близкие отношения?
-Да.
- Какая же у тебя проблема?
- У меня навязчивые мысли, которые преследуют меня приблизительно год. Что я могу потерять близких родственников или могу повлиять на это.
-Кого ты больше всего боялся потерять?
- Бабушку с дедушкой с материнской стороны, я беспокоюсь о них.
-А мама что чувствует?
- Нормально, она не испытывает страха.
-У дедушки с бабушкой не было потери ребенка, выкидыша?
- Мне не известно об этом.
-Из родственников кто-либо в молодом возрасте не погиб?
- В молодом возрасте умер мой друг, который был младше меня.
- Как его звали?
- Вадим.
-Когда он умер?
- Год назад от менингита.
- Долго ли он болел?
- Только неделю.
У вас были близкие отношения или вы спорили?
- Он жил в деревне, когда я приезжал туда, то мы хорошо общались.
- На момент смерти ты был рядом с ним или ты узнал об этом?
- В то время я был в городе, узнал об этом.
- У него были брат, сестра или он был единственным ребенком?
- У него есть старшая сестра, которая сейчас тоже много болеет.
- Но родители живы?
-Да.
-Ты в детстве ничего не терял - котенка или щенка?
- Нет, не терял.
-Твое состояние показывает, что на тебя очень большое впечатление произвела смерть друга, и плюс ощущение твоей беспомощности. Надо выяснить причины твоей беспомощности. Скажи честно, тебя не посещали мысли о том, чтобы не жить?
- Посещали с 13 лет - такие мысли были.
- Ты справедливо связываешь страх перед потерей со смертью. Существует прямая зависимость между мыслями о смерти и смертью друга. Мы все связаны между собой на уровне сознания. Желание смерти обязательно должно воплотиться и дать реальные результаты. Поэтому необходимо избавить тебя от этой зависимости на уровне мыслительного процесса. Что дальше ты хочешь делать?
- Хочу жить самостоятельно, зарабатывать деньги и жить самостоятельно.
- А родители поддерживают тебя в этом? Как они к этому относятся?
- Никак не относятся. Разрешают.
-Было у тебя желание, чтобы умер кто-то из родных?
- Я как раз этого и не хочу.
- Но это присутствует в твоем сознании, и должны быть генетические причины для возникновения подобных мыслей.
-Да.
-Может быть, был кто-то из родственников, кого они потеряли в молодом возрасте?
- У отца был двоюродный брат Вадим, который погиб в молодом возрасте.
- Сколько лет было отцу, когда погиб его двоюродный брат?
-22.
-Сколько лет было брату?
-18.
-То есть, он был такого же возраста, как ты сейчас. Случайного ничего нет. Докопались, наконец, до причины проблемы в этой семье. Отчего он погиб?
- В автомобильной катастрофе.
-Папы не было рядом?
- Нет.
-Откуда ты узнал об этом?
- Несколько раз папа говорил мне об этом. Может быть, даже я назван так в его честь.
-Перед нами иллюстрация того, что двоюродный брат отца Вадим не погиб. Он потерял лишь только тело, а часть его духовного сознания продолжают жить в этом молодом человеке. Когда отец думает о сыне, он вспоминает о погибшем брате, думает о нем. Отец проявляет заботу, беспокоится о тебе?
-Да. Беспокоится.
Из сказанного следует логический вывод - потеряв двоюродного брата, отец беспокоится о тебе, боится потерять тебя. Отец чаще ругает тебя, когда ты подвергаешь себя риску?
-Да.
-Ты ездишь на велосипеде или на машине?
- У меня есть права, но я не вожу машину.
-Папа будет бояться, если ты будешь водить машину?
-Да.
-Нам потребовалось полчаса, чтобы выяснить, что потеря отцом своего брата - событие, предваряющее события в жизни Вадима. С точки зрения Вадима - отец критикует его, а с точки зрения отца - он старается для сына предотвратить судьбу своего брата. В представлении отца его брат Вадим ассоциируется со смертью. Его сын Вадим подсознательно также стоит перед угрозой смерти. Если только не удастся прервать эту трагическую ассоциацию.
Кроме этого, есть дополнительные факторы среди других факторов, выявленные на основании слов Вадима. Если бы в семье Вадима поменяли его имя, дали ему какое-либо прозвище, это очень сильно ослабило бы его внутренние связи с погибшим Вадимом. Брат Вадим не погиб, но вместе со своим сознанием приносит страх смерти ныне здравствующему Вадиму. Мы имеем дело с очень точными законами жизни, если знаем, что они существуют, и если знаем, что нужно нам сделать, чтобы направить их в нужное для нас направление.