Второе – обязанности мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам

Обязанностей мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, много, и некоторые из них мы уже упоминали, говоря об обязанностях перед всеми посланниками. Здесь мы перечислим некоторые из обязанностей, которые мусульмане должны выполнять только перед Пророком Мухаммадом, саля Ллаху алейхи ва салам.

1. Необходимо верить в его пророческую миссию и послание и иметь твердую убежденность в том, что его послание отменило все предыдущие послания. Обязательным условием этого является признание правдивости всего, что он говорил, повиновение всему, что он приказывал, и избежание всего, что он запрещал. И, конечно же, поклоняться Аллаху следует только так, как он предписывал, и это подтверждается доказательствами из Корана и Сунны. Всевышний сказал:

«Уверуйте же в Аллаха, Его Посланника и свет, который Мы ниспослали» (ат-Тагабун, 8);

«Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (аль-А’раф, 158);

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).

Передают, что Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и будут совершать намаз и выплачивать закят. Если они поступят так, то защитят от меня свои жизни и свое имущество, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а вот счет им предъявит Аллах».[ «Сахих аль-Бухари» (25), «Сахих Муслим» (22).]

2. Обязательно верить в то, что Посланник, саля Ллаху алейхи ва салам, донес послание, выполнил свою миссию, дал наставления своим последователям, указал им на все добрые деяния, побудив их совершать их, и запретил им совершать любые злодеяния, предупредив об их опасности. Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3).

Передают, что Абу ад-Дарда рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Клянусь Аллахом, я оставляю вас на светлом пути, ночь которого подобна дню».[ «Мукаддимат Сунан Ибн Маджа» (5).]

Сподвижники засвидетельствовали то, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, донес до них истину, на своем самом большом сборище, когда он обратился к ним с известной проповедью во время прощального паломничества. Он разъяснил им их обязанности, сообщил о запретах Аллаха, заповедал им руководствоваться Его писанием, а затем сказал: «Вас будут спрашивать обо мне. Что же вы скажете?». Люди сказали: «Мы будем свидетельствовать, что ты донес послание, выполнил свою миссию и дал нам наставления». Тогда он поднял указательный палец к небу, затем указал им на людей и сказал: «О Аллах, будь же свидетелем!». Он повторил это трижды.[ «Сахих Муслим» (1218).] Об этом сообщается в хадисе Джабира бин Абдуллаха о хадже Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, .

Абу Зарр же сказал: «Когда Мухаммад, саля Ллаху алейхи ва салам, оставил нас, стоило птице взмахнуть крыльями в небе, как это напоминало нам о том знании, которому он обучил нас».[«Муснад Ахмад» (5/153).] Высказываний ранних богословов на эту тему очень много.

3. Необходимо любить Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, сильнее, чем мы любим самих себя и все остальные творения. И хотя мусульмане обязаны любить всех пророков и посланников, любовь к нашему Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, должна быть особенной, и поэтому любить его нужно сильнее, чем всех остальных людей, включая детей, родителей, прочих родственников и даже самих себя. Всевышний сказал: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» (ат-Тауба, 24).

Аллах упомянул о любви к Его посланнику, саля Ллаху алейхи ва салам, наряду с упоминанием о любви к Нему Самому и пригрозил тем, кто любит свое имущество, своих жен и детей сильнее, чем Аллаха и Его посланника. Великий и Могучий Господь сказал: «…то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не возлюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей вместе».[ «Сахих аль-Бухари» (15), «Сахих Муслим» (44).] Передают также, что Умар рассказывал, что он сказал Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам: «О посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя». Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал ему: «Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, пока не возлюбишь меня сильнее, чем самого себя». Тогда Умар сказал: «Воистину, сейчас я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя». Пророк же, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Вот теперь, Умар!». Этот хадис передал аль-Бухари со слов Абдуллаха бин Хишама.[ «Сахих аль-Бухари» (6632).]

4. Необходимо уважать и почитать Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и это тоже относится к обязанностям мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам. Всевышний сказал: «…чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его»(аль-Фатх, 9);

«Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (аль-А’раф, 157).

Ибн ‘Аббас сказал: «Почитание его – это прославление его, а уважение к нему – это возвеличивание его». Катада же сказал: «Почитание его – это оказание ему помощи, а уважение к нему – это признание его своим господином». Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника» (аль-Худжурат, 1);

«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (ан-Нур, 63).

Муджахид сказал: «Аллах приказал им обращаться к нему с кротостью и смирением: «О посланник Аллаха», а не говорить ему хмуро и угрюмо: «О Мухаммад». Сподвижники явили собой превосходный пример того, как необходимо почитать Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам. Усама бин Шурейк сказал: «Однажды я пришел к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, и его сподвижники сидели вокруг него так, словно на их головах сидели птицы». И почитание Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, после смерти также обязательно, как и при жизни. Кадий Ийад сказал: «Следует знать, что уважительное и почтительное отношение к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, после его смерти также обязательно, как и при его жизни. А выказывать такое отношение следует, когда ты произносишь его имя, саля Ллаху алейхи ва салам, его хадисы или предания из Сунны, когда ты слышишь его имя или истории о его жизни. Сюда же относится отношение к его семье и потомкам, почитание членов его семьи и сподвижников».

5. Необходимо молиться за благословение Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и желать ему мира, причем делать это часто, как это повелел Аллах. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (аль-Ахзаб, 56). Аль-Мубаррид сказал: «По сути своей, мольба о благословении – это молитва о проявлении милости. Благословение Аллаха – это милость, а благословение ангелов – это мягкость и обращение к Аллаху с просьбой о милости». Передают, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Если кто-либо помолится за мое благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз».[ «Сахих Муслим» (384).] Передают также, что Али рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Скупой – это тот, кто не молится за мое благословение, когда при нем упоминают меня».[ «Сунан ат-Тирмизи» (3546), «Муснад Ахмад» (1/201). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.]

И хотя разрешается молиться за благословение и желать мира всем пророкам, как это уже было отмечено ранее, предписание поступать так в отношении нашего Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, является особенно важным. Это является одним из величайших обязанностей мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, и каждый его последователь должен молиться за его благословение и желать ему мира. Именно поэтому мы упомянули об этом в числе особых обязанностей мусульман перед ним. Богословы однозначно высказывались о том, что мольба за благословение Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, является обязательным предписанием, а некоторые из них даже отмечали, что богословы единодушны по этому поводу. Кадий Ийад сказал: «Следует знать, что мольба за благословение Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, является обязательной и не ограничивается временными рамками, потому что Всевышний Аллах приказал поступать так. Имамы и богословы считали это предписание обязательным и были единодушны в этом вопросе».

6. Необходимо признавать его славные достоинства и высокие качества, которые подтверждаются священными текстами. Некоторые из них мы уже изложили в начале обсуждения этой темы. Мусульмане обязаны верить в это, хвалить Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, за это и распространять знания об этом среди людей. Они должны обучать им детей и воспитывать их в духе любви и уважения к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, и осознания его высокого места перед Аллахом – Велик Он и Могуч!

7. Необходимо избегать чрезмерного возвеличивания Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и остерегаться этого, потому что такое отношение доставляет ему большую неприятность. Всевышний приказал Своему пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, : «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кахф, 110);

«Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении»

(аль-Ан’ам, 50).

Таким образом, Аллах приказал Своему пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, убедить своих последователей в том, что он – всего лишь посланник от Аллаха. Он не обладал никакими качествами Господа и не был ангелом, а лишь повиновался приказам своего Господа и следовал тому, что было дано ему в откровении. Наряду с этим, Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, предостерег своих последователей от чрезмерного возвеличивания его и излишнего восхваления. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Умара бин аль-Хаттаба о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, а говорите: “Раб Аллаха и Его посланник”».[ «Сахих аль-Бухари» (3445), «Муснад Ахмад» (1/23).] Ибн аль-Асир отметил, что под возвеличиванием подразумевается ложное и чрезмерное восхваление. Передают также, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, пришел мужчина и в разговоре с ним сказал: «Так пожелал Аллах и ты!». Посланник Аллаха же, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Неужели ты приравнял меня к Аллаху? Нет, так пожелал один Аллах!».[ «Муснад Ахмад» (1/214), «Сунан Ибн Маджа» (2117).] Следовательно, Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, предостерегал людей от чрезмерного возвеличивания его и не желал, чтобы они помещали его выше того места, которое отвел для него Великий и Могучий Господь. В этом предании содержится указание и на все остальные формы чрезмерного возвеличивания, потому что любые проявления чрезмерности в отношении к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, запрещены.

Некоторые из таких проявлений по своей тяжести достигают степени многобожия. Одним из них является обращение к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, с мольбой. Некоторые люди говорят, например: «О посланник Аллаха, сделай для меня то-то!». Подобное обращение является мольбой, тогда как мольба – это обряд поклонения, который нельзя посвящать никому, кроме Аллаха. К проявлениям чрезмерности в отношении к Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, относятся посвящение ему обетов и жертвоприношений, обход вокруг его могилы, обращение лицом в направлении его могилы во время намаза или при совершении других обрядов поклонения. Поступать так запрещается, потому что все эти деяния относятся к поклонению, а поклонения нельзя посвящать кому-либо из творений. Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,&у Которого нет сотовари­щей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (аль-Ан’ам, 162-163).

8. К обязанностям перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, относится любовь к его сподвижникам, членам его семьи, его супругам. Мусульмане обязаны любить их всех, не умалять их достоинство, не бранить и не очернять их. Аллах вменил в обязанность мусульманам любить и поддерживать сподвижников Его пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и побудил их последователей молить для них прощения и просить Аллаха о том, чтобы в их сердцах не возникала неприязнь по отношению к ним. После упоминания мухаджиров и ансаров, Всевышний сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»

(аль-Хашр, 10).

Говоря же о родственниках Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и членах его семьи, Господь сказал: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)» (аш-Шура, 23).

В толковании этого аята говорится: «Скажи тем верующим, которые следуют за тобой: «Я не прошу у вас вознаграждения за то, что я принес вам, а лишь хочу, чтобы вы любили моих близких родственников». В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Зейда бин Аркама о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, во время одной из проповедей сказал: «Итак, люди, слушайте! Я – всего лишь человек. Скоро уже явится посланец господа моего, и я отвечу на его призыв. Вам же я оставляю две весомые вещи. Первое – это писание Аллаха, в котором заключено верное руководство и свет. Хватайтесь же за писание Аллаха и держитесь его». Он призвал руководствоваться писанием Аллаха и вдохновил людей на это, а затем сказал: «А еще – это обитатели моего дома, и посему относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!».[ «Сахих Муслим» (2408).] Он приказал делать добро членам его семьи, ценить их и отдавать им должное, потому что они являются его родственниками, славными и почтенными людьми. Вместе с тем Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, завещал хорошо относиться к его сподвижникам и запретил бранить их или умалять их достоинство. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[ «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2541). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.]

Любовь к сподвижникам посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, его родственникам и супругам относится к важнейшим убеждениям приверженцев Сунны и единой общины, и между ними нет разногласий по этому вопросу. Более того, желание очернить их они считали явным признаком уклонения от истины и заблуждения.

Абу Зура сказал: «Если ты увидишь человека, который пытается умалить достоинство кого-либо из сподвижников посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, то знай, что он является безбожником». Имам Ахмад же сказал: «Если ты увидишь человека, который плохо высказывается о сподвижниках посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, то обвини его в отступлении от ислама».

Мы вкратце коснулись лишь некоторых из обязанностей мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, . Пусть же Всевышний Аллах поможет нам и нашим братьям исправно выполнять их!

Третье – разъяснение того, что видение Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, во сне является истинным.

Сунна содержит свидетельства того, что Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, можно увидеть во сне, и что видевший его во сне действительно видел именно его.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Кто видел меня во сне, тот действительно видел меня, потому что сатана не может принять мое обличье». Этот хадис передал Муслим.[ «Сахих Муслим» (2266).] В другой же версии хадиса, переданной аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Кто видел меня во сне, тот увидит меня и наяву, и сатана не может принять мое обличье».[ «Сахих аль-Бухари» (6993), «Сахих Муслим» (2266).] Аль-Бухари же передал слова Ибн Сирина: «Если он видел Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в его облике». Передают также, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Кто видел меня во сне, тот действительно видел меня, потому что сатане не может походить на меня». Этот хадис передал Муслим.

Таким образом, хадисы указывают на то, что Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, можно увидеть во сне, и что видевший его во сне действительно видел именно его, потому что сатана не может принять облик посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам. Это значит, что увидеть посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, во сне можно только в его истинном облике, о котором можно судить по его качествам. В противном же случае видение его является неправдой, и поэтому Ибн Сирин сказал: «Если он видел Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в его облике». Как мы уже отмечали, аль-Бухари упомянул это высказывание в «ас-Сахихе» после хадиса в качестве комментария о том, каким должно быть это видение. Это подтверждается другим хадисом, переданным аль-Хакимом со слов Асима бин Кулейба: «Мой отец рассказывал, что однажды он сказал Ибн ‘Аббасу: «Я видел во сне Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, ». Тот попросил: «Опиши мне его». Он вспомнил аль-Хасана бин Али и нашел между ними сходство. Тогда он сказал: «Он действительно был похож на него». Ибн Хаджар сказал: «Цепочка его рассказчиков хорошая».

Передают, что Айюб рассказывал, что Мухаммад бин Сирин, когда кто-либо говорил ему, что видел во сне Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, говорил: «Опиши мне того, кого ты видел». Если же ему называли черту, которая была ему неизвестна, он говорил: «Ты видел не его». Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» сказал: «Цепочка его рассказчиков достоверная».

Что же касается слов «Кто видел меня во сне, тот увидит меня и наяву», то богословы комментировали их по-разному. Наиболее распространенными являются следующие три толкования:

1. Этот хадис следует понимать как версию Абу Хурейры, переданную Муслимом, в которой говорится: «Кто видел меня во сне, тот словно видел меня наяву».

2. Это относилось только к современникам Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, которые уверовали в него до того, как увидели его.

3. В хадисе имеется в виду возможность увидеть Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в День воскресения, и если человек видел его во сне, то в этом вопросе у него будет преимущество перед тем, кто не видел его во сне. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Тема VII. Заключительное пророчество и разъяснение того,

что после него уже не будет пророков

Мы уже обсудили этот вопрос и рассмотрели его доказательства, когда речь зашла об особенностях Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, . Там мы отметили, что он был последним из пророков. Здесь же мы рассмотрим заключительное пророчество в другом аспекте и коснемся того, как это убеждение влияет на религию мусульман, и того, какую пользу оно приносит им. Вот некоторые из плодов этой веры:

1. Мусульмане убеждены в том, что их законодательство и религия совершенны, и это оставляет большой след в жизни мусульман. Именно поэтому Аллах напомнил им об этой милости и сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3).

Этот аят был ниспослан Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, во время прощального паломничества, за несколько месяцев до его кончины, после того как Аллах завершил ниспослание шариата. Он же стал причиной того, что иудеи завидуют мусульманам, о чем говорится в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом. Некий иудей пришел к Умару и сказал: «В вашем писании есть аят, который вы читаете. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, то мы отмечали бы этот день как праздник». Он спросил: «А что это за аят?». Иудей сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…» (аль-Маида, 3).[ «Сахих аль-Бухари» (45), «Сахих Муслим» (3017).]

Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, разъяснил эту истину, сравнив все предыдущие пророческие послания с прекрасным дворцом, в котором все замечательно и совершенно, кроме пустующего места для одного кирпича. Его пришествие было подобно помещению этого кирпича на свое место, благодаря чему строительство дворца завершилось. И совершенно ясно, что после его завершения к этому дворцу нельзя ничего добавить. Текст этого хадиса мы привели при рассмотрении одной из предыдущих тем, когда обсуждали особенности Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, .

2. Мусульмане уверены в том, что эта религия и шариат Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, не будет отменены впоследствии в результате пришествия другого пророка. «Завершение череды пророчеств миссией Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, означает, что после его пророчества и шариата не будет никакого другого пророчества или шариата. Что же касается нисхождения Исы, то его бытность пророком нисколько не противоречит этому, потому что после нисхождения Иса будет поклоняться Аллаху, руководствуясь шариатом нашего Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, . Он не будет опираться на свое предыдущее законодательство, потому что оно уже отменено, и теперь во всех основных и второстепенных вопросах веры необходимо опираться только на этот шариат».

3. Мусульмане без раздумий и размышлений считают лжецом каждого, кто провозглашает себя пророком после пришествия Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, и это относится к самым ярким примерам пользы веры в заключительное пророчество. Благодаря этому мусульманская община защищена от лжецов, которые притязают на пророчество. Указание на это важное обстоятельство было одной из основных целей, которые преследовал посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, проповедуя веру в заключительное пророчество. С этой целью он сообщил, что среди его последователей появятся тридцать лжецов, каждый из которых будет притязать на пророчество, однако после него уже не будет пророков. Тем самым он предостерег своих последователей от признания этих лжецов и следования за ними. В хадисе Саубана о смуте и искушениях сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, среди моих последователей появятся тридцать лжецов, которые провозгласят себя пророками. Однако я – последний из пророков, и после меня уже не будет пророков».[ «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Похожий хадис передал Абу Дауд в «ас-Сунане» (4333-4334) со слов Абу Хурейры.]

4. Правители и богословы в мусульманской общине имеют очевидные преимущества, потому что они самостоятельно решают все религиозные и мирские вопросы. Это отличает мусульман от сынов Исраила, которыми правили пророки. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Сынами Исраила правили пророки, и как только один пророк умирал, ему на смену приходил другой. Но после меня не будет пророков, а у вас будет много халифов». Люди спросили: «Как же ты приказываешь нам поступать?». Он сказал: «Будьте последовательно верны присяге, данной каждому из них, и выполняйте свои обязанности перед ними. Воистину, Аллах спросит с них за тех, кто находился под их покровительством».[ «Сахих аль-Бухари» (3455), «Сахих Муслим» (1842). Текст хадиса приведен по версии Муслима.]

Таким образом, правители в мусульманской общине находятся на положении пророков среди сынов Исраила, поскольку они правят народом и ведут его за собой. В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, каждые сто лет Аллах посылает в эту общину того, кто обновляет для нее религию».[ «Сунан Абу Дауд» (4291), «Мустадрак аль-Хаким» (4/522). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.] Все это подтверждается существующим положением вещей в мусульманской общине. Религия и мирское благополучие мусульманской общины оберегаются халифами, правителями и богословами, которые правят людьми на основании шариата, а Всевышний Аллах неустанно обновляет для мусульман их религию, некоторые постулаты которой забываются с течением времени. Это достигается благодаря деятельности так называемых «муджаддидов» – ученых, которые оберегают писание Аллаха от искажений тех, кто впадает в крайности, и от необоснованных утверждений тех, кто следует лжи, и от неверных толкований тех, кто лишен знаний. Эпоха пророчества и послания остается позади, а они все еще сохраняют религию Аллаха в том же чистом, непорочном виде. Безусловно, это – милость Аллаха по отношению к мусульманам в целом и по отношению к тем, кому была оказана такая высокая честь, в частности.

Одним словом, вера в заключительное пророчество и ее плодотворное влияние на религиозность людей относятся к числу самых ярких отличительных особенностей этой общины, благодаря которым мусульмане приобрели крепкую веру в свою религию, искреннюю убежденность в ее правоте и непоколебимую твердость и решимость следовать этим путем, пока не наступит повеление Аллаха.

Тема VIII. Ночной перенос Посланника, саля Ллаху алейхи ва салам, и его доказательства

Значение слова «исра» в арабском языке и шариате

Арабское слово «исра» произошло от слова «сура», которое означает «путешествие на протяжении ночи или большей его части». Согласно другому мнению, оно означает «путешествие в течение всей ночи». Использование соответствующего глагола в арабском языке можно наблюдать на примере слов Хассана: «Ты был перенесен, а не путешествовал сам».

В шариате же под словом «исра» подразумевается ночной перенос посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, из мекканской Заповедной мечети в Священный храм в Иерусалиме и его возвращение той же ночью.

Доказательства ночного переноса

Ночной перенос – это великое чудо, которое Аллах даровал Пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, в подтверждение его правдивости. Это произошло до хиджры, когда посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, был перенесен в течение одной ночи из Заповедной мечети в Мекке в мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Он отправился туда верхом на Бураке, в сопровождении ангела Джибрила. Добравшись до священной земли, он привязал Бурака к кольцу на двери Иерусалимской мечети, а затем вошел в нее и совершил там групповой намаз вместе с другими пророками, будучи их имамом. Затем Джибрил поднес к нему два сосуда с вином и молоком, и он выбрал молоко. Джибрил же сказал ему: «Тебя повели путем, соответствующим природе человека».

Ночной перенос подтверждается свидетельствами из Корана и Сунны. Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (аль-Исра, 1).

Из Сунны же нам известен хадис Анаса бин Малика, переданный Муслимом со слов Сабита аль-Банани. В нем сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Ко мне привели Бурака – длинное белое животное, ростом выше осла, но ниже мула. Он клал свои копыта настолько далеко, насколько хватало глаз. Я сел на него верхом и добрался до священной земли. Там я привязал его к кольцу, к которому привязывали и другие пророки. Затем я вошел в мечеть и совершил там намаз из двух ракатов. Когда же я вышел оттуда, ко мне подошел Джибрил. Он поднес ко мне два сосуда с вином и молоком, и я выбрал молоко. Тогда Джибрил сказал: «Ты выбрал то, что соответствует природе человека».[ «Сахих Муслим» (162).] В продолжении этого хадиса говорится о восхождении Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, на небо.

Ночной перенос Посланника, саля Ллаху алейхи ва салам, подтверждается и другими хадисами, которые приводятся в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, в сборниках «ас-Сунан» и других источниках. Со слов посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, об этом событии рассказывали около тридцати сподвижников, чьи повествования пересказывались бесчисленным множеством передатчиков хадисов и богословов.

Все ранние и поздние мусульманские богословы единодушны в том, что ночной перенос Посланника, саля Ллаху алейхи ва салам, имел место в действительности. Единое мнение богословов по этому вопросу упоминали кадий Ийад в книге «аш-Шифа», ас-Сафараяни в книге «Лавами аль-Анвар». Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, был перенесен в Иерусалим и душой, и телом, наяву, а не во сне. Это утверждение опирается на достоверные тексты, и его разделяли сподвижники, имамы приверженцев Сунны и «мухаккики».[ Исследователи, изучающие взгляды ранних ученых и приведенные ими доводы и доказательства. – Прим. пер.]

Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи писал: «Из хадиса о ночном переносе видно, что он был перенесен и телом, и душой. Достоверно известно, что это произошло наяву, и он попал из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса…». Кадий Ийад тоже подтвердил, что такие воззрения разделяло большинство сподвижников и богословов: «Большинство первых мусульман считало, что он был перенесен телом и наяву, и это действительно было так. Этого мнения придерживались Ибн ‘Аббас, Джабир, Анас, Хузейфа, Умар, Абу Хурейра, Малик бин Сааса, Абу Хабба аль-Бадри, Ибн Мас’уд, ад-Даххак, Саид бин Джубейр, Катада, Ибн аль-Мусайаб, Ибн Шихаб, Ибн Зейд, аль-Хасан, Ибрахим, Масрук, Муджахид, Икрима, Ибн Джурейдж. Это же мнение разделяла Аиша. Его же придерживались ат-Табари, Ибн Ханбал и многие другие мусульмане. С ним согласилось и большинство поздних законоведов, хадисоведов, теологов-догматиков, комментаторов Корана».

Один из выдающихся исследователей, критикуя взгляды тех, кто считал, что ночной перенос имел место дважды, сказал: «Достоверное мнение, которое разделяют имамы-знатоки преданий, состоит в том, что ночной перенос имел место всего один раз. Это произошло в Мекке после начала пророчества. И удивительно, что некоторые люди говорят, что это происходило несколько раз. Как же они осмеливаются предположить, что каждый раз ему предписывалось совершать пятьдесят намазов, после чего он несколько раз возвращался к своему Господу от пророка Мусы, пока число обязательных намазов не доходило до пяти, и что каждый раз Аллах говорил: «Я сохранил Мое предписание и облегчил обязанности Моих рабов!», а на следующий раз снова отдавал приказ совершать пятьдесят намазов, чтобы уменьшать их по десять».

Восхождение на небеса

Восхождение на небеса в священных текстах и высказываниях богословов упоминается наряду с ночным переносом, и для того чтобы эта тема приобрела законченный смысл, здесь уместно обсудить и вознесение на небеса.

Арабское слово «мирадж» произошло от слова «урудж» и означает «средство, при помощи которого поднимаются вверх». Это – нечто вроде лестницы, однако нам неизвестно, как она выглядит и что из себя представляет. В шариате под словом «мирадж» подразумевается восхождение Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, в сопровождении Джибрила из священной Иерусалимской земли на ближайшее небо, а оттуда – на последующие небеса, вплоть до седьмого. На каждом из небес он встречался с пророками, приветствуя их миром, и они тоже приветствовали его. Затем он поднялся к дереву «Сидрат аль-Мунтаха» – Лотосу крайнего предела, где во второй раз увидел Джибрила в том облике, в котором тот был сотворен. В ту же ночь Аллах говорил с ним и приказал ему совершать пять обязательных намазов, после чего он сошел на землю. Согласно наиболее достоверному мнению, восхождение на небеса состоялось в ту же ночь, что и ночной перенос в Иерусалим.

Истинность восхождения на небеса подтверждается доказательствами из Корана и Сунны. В писании Аллаха упоминаются некоторые из великих знамений, которые были показаны Пророку, во время его восхождения. Всевышний сказал: «Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? & Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, & возле которого находится Сад пристанища. & Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). & Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал, & и он увидел величайшие из знамений своего Господа» (ан-Наджм, 12-18).

В этом отрывке Аллах перечислил великие знамения, которые были дарованы Его посланнику, саля Ллаху алейхи ва салам, в ночь восхождения на небеса. Он увидел Джибрила возле Лотоса крайнего предела и увидел сам Лотос, который был покрыт чем-то по воле Господа. Ибн ‘Аббас и Масрук сообщили, что «он был покрыт золотой саранчой».

В Сунне же имеется множество хадисов, которые подробно описывают события, произошедшие во время восхождения на небеса.

В хадисе Анаса, часть которого мы уже цитировали при обсуждении ночного переноса, сообщается, что далее Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Затем мы были вознесены на небо, и Джибрил попросил открыть врата. Его спросили: «Кто ты?». Он ответил: «Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «За ним посылали?». Он сказал: «Да, за ним посылали». Врата распахнулись, и я оказался перед Адамом. Он поприветствовал меня и помолился за мое благополучие». Затем он рассказал о том, как поднимался на следующие небеса и встречался там с пророками, после чего он сказал: «Затем меня привели к Лотосу крайнего предела. Его листья были словно слоновые уши, а плоды были похожи на кувшины. Вдруг оно изменилось, покрывшись по воле Аллаха чем-то прекрасным, что не в силах описать ни одно из Его творений. Затем Аллах ниспослал мне откровение и приказал мне совершать пятьдесят намазов в течение дня и ночи. Когда я спустился до Мусы, он спросил: «Что же Аллах предписал твоей общине?». Я ответил: «Пятьдесят намазов». Тогда он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси у Него облегчения, потому что твои последователи не осилят это. Поистине, я уже испытал сынов Исраила». Тогда я вернулся к моему Господу и сказал: «Господи, облегчи обязанности моей общины!». Аллах освободил меня от пяти намазов, я же вернулся к Мусе и сказал: «Он освободил меня от пяти намазов». Муса сказал: «Твои последователи не осилят это. Вернись к твоему Господу и попроси у Него облегчения». Я продолжал ходить от Всевышнего и Всеблагого Господа к Мусе и обратно, пока мне не было сказано: «О Мухаммад! Вот пять намазов в течение дня и ночи, каждый из которых равен десяти, и так получается пятьдесят намазов…». Этот хадис передал Муслим.[ «Сахих Муслим» (162).] События, произошедшие во время восхождения на небеса, описываются приблизительно одинаково в хадисах Малика бин Саасы, Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса, приведенных в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима и в других сборниках.

Замечание

Наши рекомендации