Глава о том, что такое Коран
1 - حدثنا أحمد بن زياد بن جعفر الهمداني، رضي الله عنه، قال: حدثنا علي بن إبراهيم، عن أبيه إبراهيم بن هاشم، عن علي بن معبد، عن الحسين بن خالد، قال: قلت للرضا علي بن موسى عليهما السلام: يا ابن رسول الله أخبرني عن القرآن أخالق أو مخلوق؟ فقال: ليس بخالق ولا مخلوق، ولكنه كلام الله عز وجل
1. (281) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим от его отца Ибрахима ибн Хашима от Али ибн Маабада от Хусейна ибн Халида, что он сказал:
Я спросил у Имама Резы (А): «О, сын Посланника Аллаха, расскажи мне о Коране: он творящий или сотворенный?»
Он сказал: «Не творящий и не сотворенный, но Он есть Слово Аллаха, велик Он и свят».
2 - حدثنا جعفر بن محمد بن مسرور رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن عبد الله ابن جعفر الحميري، عن أبيه، عن إبراهيم بن هاشم، عن الريان بن الصلت، قال قلت للرضا عليه السلام: ما تقول في القرآن؟ فقال: كلام الله لا تتجاوزوه، ولا تطلبوا الهدى في غيره فتضلوا
2. (282) Передал нам Джафар ибн Мухаммад ибн Масрур, что передал Мухаммад ибн Абдуллах ибн Джафар Химьяри от его отца от Ибрахима ибн Хашима от Райана ибн Сальта, что он сказал:
Я спросил у Имама Резы (А): «Что ты скажешь о Коране?»
Он сказал: «Он есть Слово Аллаха: не говорите больше него и не ищите руководства помимо него, иначе заблудитесь».
3 - حدثنا الحسين بن إبراهيم بن أحمد المؤدب رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثنا علي بن سالم، عن أبيه، قال: سألت الصادق جعفر بن محمد عليهما السلام فقلت له: يا ابن رسول الله ما تقول في القرآن؟ فقال: هو كلام الله وقول الله وكتاب الله ووحي الله و تنزيله، وهو الكتاب العزيز الذي لا يأتيه الباطل من بين يديه ولا من خلفه تنزيل من حكيم حميد.
3. (283) Передал нам Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад Муаддиб, что передал Мухаммад ибн Салим от его отца, что он сказал:
Я спросил Имама Садыка (А): «О, сын Посланника Аллаха! Что ты скажешь о Коране?»
Он сказал: «Он – слово Аллаха, речь Аллаха, откровение Аллаха и Его ниспослание. И Он – великая Книга, ложь не подойдет к нему ни спереди, ни сзади; ниспослан он от Мудрого, Славного».
4 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن عيسى بن عبيد اليقطيني، قال: كتب علي بن محمد بن علي بن موسى الرضا عليهم السلام إلى بعض شيعته ببغداد: بسم الله الرحمن الرحيم عصمنا الله وإياك من الفتنة فإن يفعل فقد أعظم بها نعمة وإن لا يفعل فهي الهلكة، نحن نرى أن الجدال في القرآن بدعة، اشترك فيها السائل والمجيب، فيتعاطى السائل ما ليس له، ويتكلف المجيب ما ليس عليه، وليس الخالق إلا الله عز وجل، وما سواه مخلوق، والقرآن كلام الله، لا تجعل له اسما من عندك فتكون من الضالين، جعلنا الله وإياك من الذين يخشون ربهم بالغيب وهم من الساعة مشفقون
4. (284) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Иса ибн Убейд Йактини:
Али ибн Мухаммад (Имам Хади, мир ему) написал некоторым своим шиитам в Багдаде:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Да избавит Аллах нас и тебя от смуты! Если Он сделает так, то дарует великую милость, а если нет, то гибель. Мы считаем споры о Коране нововведением, в котором участвуют и спрашивающий, и отвечающий. И спрашивающий занимается тем, что не подобает ему, а отвечающий берет на себя то, что ему не надлежит. Нет творца, кроме Аллаха, велик Он и свят, а все остальное – творение. И Коран – Слово Аллаха, не называй его именем от себя самого, иначе станешь из заблудших. Да сделает Аллах нас и тебя из тех, которые страшатся Господа своего в тайне и трепещут перед Часом!»
5- حدثنا الحسين بن إبراهيم بن أحمد بن هشام المؤدب رضي الله عنه، قال:
حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال:
حدثنا عبد الله بن أحمد، قال: حدثني سليمان بن جعفر الجعفري، قال: قلت لأبي الحسن موسى بن جعفر عليهما السلام: يا ابن رسول الله ما تقول في القرآن فقد اختلف فيه من قبلنا؟ فقال قوم: إنه مخلوق، وقال قوم: إنه غير مخلوق، فقال عليه السلام:
أما إني لا أقول في ذلك ما يقولون، ولكني أقول: إنه كلام الله
5. (285) Передал нам Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам Муаддиб, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Абдуллах ибн Ахмад, что передал Сулейман ибн Джафар Джафари, что он сказал:
Я спросил Мусу ибн Джафара (Имама Казыма, мир ему): «О, сын Посланника Аллаха, что ты скажешь о Коране? Разошлись о нем те, что были прежде. Одни сказали: он сотворен. Другие сказали: он несотворен».
Он ответил: «Я не скажу ничто из того, что они говорят, но скажу я: воистину, он есть Слово Аллаха».
6 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثنا جعفر بن سليمان (كذا) الجعفري، قال: حدثنا أبي، عن عبد الله بن الفضل الهاشمي، عن سعد الخفاف، عن الأصبغ بن نباتة، قال: لما وقف أمير المؤمنين علي بن أبي طالب عليه السلام على الخوارج ووعظهم وذكرهم وحذرهم القتال قال لهم: ما تنقمون مني؟ ألا إني أول من آمن بالله ورسوله فقالوا: أنت كذلك، ولكنك حكمت في دين الله أبا موسى الأشعري، فقال عليه السلام: والله ما حكمت مخلوقا، وإنما حكمت القرآن، ولولا أني غلبت علي أمري وخولفت في رأيي لما رضيت أن تضع الحرب أوزارها بيني وبين أهل حرب الله حتى أعلي كلمة الله وأنصر دين الله ولو كره الكافرون والجاهلون.
6. (286) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдуллах Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Джафар ибн Сулейман Джафари, что передал его отец от Абдуллаха ибн Фазля Хашими от Саада Хаффафа от Асбага ибн Нубата, что он сказал:
Когда повелитель верующих Али (А) встал перед хариджитами, чтобы обратиться к ним с увещеванием и напоминанием и предостеречь их от пролития крови, то сказал им: «В чем вы обвиняете меня? Разве я не первый, кто уверовал в Аллаха и Его посланника?» Они ответили: «Ты таков, но не ты ли дал решать в религии Аллаха Абу Мусе Ашари?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не дал решение творению, но я дал решение Корану. И если бы я не проиграл в моем деле, и мое воззрение не встретило бы возражений, я не удовлетворился бы, пока не дошла бы до конца война между мною и между теми, кто хотел войны, дабы я возвысил Слово Аллаха и помог религии Аллаха, хотя бы это и было ненавистно неверным и невеждам».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
В Коране написано: Коран – слово Аллаха, откровение Аллаха, речь Аллаха, книга Аллаха, но нет в нем такого, что Коран сотворен. И запретно для нас применять к нему слово «сотворенный», потому что в языке слово «сотворенный» иногда используется в значении «ложный». Например, говорят: «сотворенная (созданная, сфабрикованная) речь», то есть речь, содержащая в себе ложь. Аллах сказал: «Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и творите ложь» (29: 17). «Творите ложь» - значит «лжете». И привел Он слова тех, которые отрицали единобожие: «Мы не слыхали про это в последней религии. Это не что иное, как создание» (38: 7) - то есть то, что сотворили руки, иначе говоря, ложь.
И кто полагает, что Коран сотворен в значении «содержит в себе ложь», тот стал неверным. Тот же, кто говорит: «Коран не сотворен» в том смысле, что он не возник, не был ниспослан и не был сохранен, - такой совершил ошибку, и речь его идет против истины и разума. И люди Ислама согласны в том, что Коран – слово Аллаха, в действительном, а не переносном смысле, и тот, кто говорит помимо этого, говорит неправду.
Мы нашли Коран составленным, соединенным, и части его отличаются друг от друга, и одни из них следуют прежде других, например, отменяющие аяты, которые пришли после отмененных. И если бы не было так, то нельзя было бы говорить о тех событиях, которые описаны в нем, как о произошедших.
Разумные принесли свидетельство, а умма сошлась на том, что Аллах правдив в Своем послании. Ложь же, как известно, есть то, что сообщает о существовании чего-то несуществующего. И Аллах ниспослал о Фараоне, что он сказал: «Я – Господь ваш высочайший» (79: 24). Или о Нухе (А): «И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”» (11: 42). Если бы это слово и это сообщение было вечным, то оно должно было бы быть прежде Фараона и прежде того, что он сказал, и это и есть ложь. А если это сообщение не имело место кроме как после того, как Фараон сказал его, то это есть происшествие, потому что оно получило существование после того как не имело существования[159].
С другой же стороны, Аллах сказал: «Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе» (17: 86). И сказал: «Всякий раз, когда мы отменяем аят или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 106). А то, что заменено лучшим или сходным, потеряло существование после того, как имело его, а значит, оно по необходимости есть преходящее.
7 - وتصديق ذلك ما أخرجه شيخنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه في جامعه، وحدثنا به، عن محمد بن الحسن الصفار عن العباس بن معروف، قال:
حدثني عبد الرحمن بن أبي نجران، عن حماد بن عثمان، عن عبد الرحيم القصير، قال: كتبت على يدي عبد الملك بن أعين إلى أبي عبد الله عليه السلام جعلت فداك، اختلف الناس في أشياء قد كتبت بها إليك، فأن رأيت جعلني الله فداك أن تشرح لي جميع ما كتبت به إليك، اختلف الناس جعلت فداك بالعراق في المعرفة والجحود، فأخبرني جعلت فداك أهما مخلوقان؟ واختلفوا في القرآن، فزعم قوم: أن القرآن كلام الله غير مخلوق وقال آخرون: كلم الله مخلوق، وعن الاستطاعة أقبل الفعل أو مع الفعل؟ فإن أصحابنا قد اختلفوا فيه ورووا فيه، وعن الله تبارك وتعالى هل يوصف بالصورة أو بالتخطيط؟ فإن رأيت جعلني الله فداك أن تكتب إلي بالمذهب الصحيح من التوحيد، و عن الحركات أهي مخلوقة أو غير مخلوقة؟ وعن الإيمان ما هو؟ فكتب عليه السلام على يدي عبد الملك ابن أعين: سألت عن المعرفة ما هي: فاعلم رحمك الله أن المعرفة من صنع الله عز وجل في القلب مخلوقة، والجحود صنع الله في القلب مخلوق، وليس للعباد فيهما من صنع ولهم فيهما الاختيار من الاكتساب فبشهوتهم الإيمان اختاروا المعرفة فكانوا بذلك مؤمنين عارفين، وبشهوتهم الكفر اختاروا الجحود فكانوا بذلك كافرين جاحدين ضلالا، وذلك بتوفيق الله لهم وخذلان من خذله الله، فبالاختيار والاكتساب عاقبهم الله وأثابهم، وسألت رحمك الله عن القرآن واختلاف الناس قبلكم، فإن القرآن كلام الله محدث غير مخلوق وغير أزلي مع الله تعالى ذكره، وتعالى عن ذلك علوا كبيرا، كان الله عز وجل ولا شئ غير الله معروف ولا مجهول، كان عز وجل ولا متكلم ولا مريد ولا متحرك ولا فاعل عز وجل ربنا، فجميع هذه الصفات محدثة عند حدوث الفعل منه، عز وجل ربنا، والقرآن كلام الله غير مخلوق، فيه خبر من كان قبلكم وخبر ما يكون بعدكم أنزل من عند الله على محمد رسول الله صلى الله عليه وآله.
وسألت رحمك الله عن الاستطاعة للفعل فإن الله عز وجل خلق العبد وجعل له الآلة والصحة وهي القوة التي يكون العبد بها متحركا مستطيعا للفعل، ولا متحرك إلا وهو يريد الفعل، وهي صفة مضافة إلى الشهوة التي هي خلق الله عز وجل مركبة في الإنسان فإذا تحركت الشهوة في الإنسان اشتهى الشئ فأراده، فمن ثم قيل للإنسان مريد، فإذا أراد الفعل وفعل كان مع الاستطاعة والحركة، فمن ثم قيل للعبد: مستطيع متحرك، فإذا كان الإنسان ساكنا غير مريد للفعل وكان معه الآلة وهي القوة والصحة اللتان بهما تكون حركات الإنسان وفعله كان سكونه لعلة سكون الشهوة فقيل: ساكن فوصف بالسكون، فإذا اشتهى الإنسان وتحركت شهوته التي ركبت فيه اشتهى الفعل وتحركت بالقوة المركبة فيه واستعمل الآلة التي بها يفعل الفعل فيكون الفعل منه عندما تحرك واكتسبه فقيل: فاعل ومتحرك ومكتسب ومستطيع، أولا ترى أن جميع ذلك صفات يوصف بها الإنسان.
وسألت رحمك الله عن التوحيد وما ذهب إليه من قبلك، فتعالى الله الذي ليس كمثله شئ وهو السميع البصير، تعالى الله عما يصفه الواصفون المشبهون الله تبارك وتعالى بخلقه المفترون على الله عز وجل، فأعلم رحمك الله أن المذهب الصحيح في التوحيد ما نزل به القرآن من صفات الله عز وجل، فانف عن الله البطلان والتشبيه، فلا نفي ولا تشبيه وهو الله الثابت الموجود، تعالى الله عما يصفه الواصفون، ولا تعد القرآن فتضل بعد البيان.
وسألت رحمك الله عن الإيمان، فالإيمان هو إقرار باللسان وعقد بالقلب وعمل بالأركان، فالإيمان بعضه من بعض وقد يكون العبد مسلما قبل أن يكون مؤمنا، ولا يكون مؤمنا حتى يكون مسلما، فالإسلام قبل الإيمان وهو
يشارك الإيمان، فإذا أتى العبد بكبيرة من كبائر المعاصي أو صغيرة من صغائر المعاصي التي نهى الله عز وجل عنها كان خارجا من الإيمان وساقطا عنه اسم الإيمان وثابتا عليه اسم الإسلام فإن تاب واستغفر عاد إلى الإيمان ولم يخرجه إلى الكفر والجحود والاستحلال، وإذا قال للحلال: هذا حرام وللحرام: هذا حلال ودان بذلك فعندها يكون خارجا من الإيمان والإسلام إلى الكفر، وكان بمنزلة رجل دخل الحرم، ثم دخل الكعبة فأحدث في الكعبة حدثا فأخرج عن الكعبة وعن الحرم فضربت عنقه وصار إلى النار.
7. (287) И подтверждение этого в следующем хадисе, который передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид от Мухаммада ибн Хасана Саффара от Аббаса ибн Мааруфа, что передал Абдуррахман ибн Аби Наджран от Хаммада ибн Усмана от Абдуррахима Касира, что он сказал:
Я написал Имаму Садыку (А): «Да буду я твоей жертвой, люди Ирака разошлись в определении познания и отрицания (Аллаха). Скажи мне: они оба (познание и отрицание) сотворены? Также они разошлись в вопросе о Коране: одни говорят, что он есть несотворенное Слово Аллаха, другие – что он есть сотворенное Слово Аллаха. И о способности (иститаа) – она бывает прежде действия или одновременно с ним? А также об Аллахе – описывается ли Он через образ или контур? И если пожелаешь – да буду я твоей жертвой! – напиши мне о правильном взгляде на единобожие (таухид) и о движении – оно сотворено или нет? А также о вере (иман) – что это?»
И Имам (А) написал ему: «Ты спросил о познании (маарифат). Знай же – да помилует тебя Аллах! – что познание является созданием Аллаха – велик Он и свят! – сотворенным в сердце. И отрицание (джухуд) – из созданий Аллаха, и сотворено оно в сердце. И Его рабы не творят познание или отрицание[160] (Аллаха), но они выбирают между тем и другим через приобретение того или другого. Через свою страсть к вере (иман) они обретают познание (Аллаха), и через это становятся верующими, знающими (мумин ‘ариф). И через свою страсть к неверию (куфр) они обретают отрицание (Аллаха), и через это становятся неверными (кафир), отрицающими, заблудшими. И это – по успеху, что дарует им Аллах, или по неудаче, которой Он их поражает (в данном выборе). И по их выбору и их приобретению Аллах накажет их или наградит (в будущем мире)[161].
Ты также спросил – да помилует тебя Аллах! – о Коране, говоря, что люди разошлись о нем. Поистине, Коран – Слово Аллаха, проявленное в творении (мухдас), а не сотворенное (гейр махлук)[162]. Он не является вечным наряду с Аллахом, да вознесется Его поминание, - превыше Он этого великим вознесением! Аллах был, и не было ничего, кроме Него, - (ничего) познанного или неизвестного. Аллах был, и не было чего-то говорящего, желающего, движащегося или действующего, свят и велик наш Господь! Но все эти качества (сифат) сотворены (мухдас) Его действием. Свят и велик наш Господь! Коран же есть Слово Аллаха несотворенное (гейру махлук) – в нем весть о том, что было до вас и что будет после вас: ниспослан он от Аллаха Мухаммаду, Посланнику Аллаха (С)[163].
Ты также спросил – да помилует тебя Аллах! – о способности (иститаа) к действию. Аллах – велик Он и свят! – сотворил раба, и наделил его средствами и здоровьем, и это – сила (кувват), посредством которой раб движется и способен к совершению действий. И нет такого движущегося, который не желал бы действия[164], и это желание (то есть воля) – качество, дополнительное к страсти (шахват), которая тоже есть творение Аллаха, велик Он и свят, и дана человеку[165]. Когда страсть приходит в движение в человеке, он хочет что-то и желает (волит) это[166], и тогда его называют: “желающий” (волящий – мурид). И когда он пожелал действие, и это действие оказалось в его способности (иститаа), и он пришел в движение, о нем говорят: “способный”, “движущийся”. Если же человек неподвижен и не желает действия, хотя у него и есть средство (для этого), называемое силой, его называют: “неподвижный”, и он описывается неподвижностью. Когда человек захотел что-то, и страсть, которая есть в нем, пришла в движение, желая действия, через силу, которая дана ему, и стала использовать средства, через которые совершается это действие, и он совершает действие, двигаясь, о нем говорят: “действующий”, “движущийся”, “совершающий”, “способный”. Разве ты не видишь, что все это – качества, которыми описывается человек?[167]
Ты также спросил о единобожии (таухид) - да помилует тебя Аллах! - и о том, в чем разошлись о нем люди. И возвышен Господь, Которому не подобна никакая вещь, и Он – Слышащий, Видящий; превыше Господь того, что приписывают Ему описывающие, уподобляющие Аллаха – велик Он и свят! – Его творению, возводящие ложь на Аллаха! Знай же, что истинное направление в вопросе единобожия (таухид) – это то, с чем ниспослан Коран из качеств Аллаха. Отрицай же от Аллаха ложь и уподобление! И отрицание и уподобление не истинны в отношении Него[168], но Он – Аллах, Чье бытие непреложно; превыше Аллах того, что приписывают Ему описывающие! Не отклоняйся же от Корана, иначе впадешь в заблуждение после разъяснения!
И ты спросил – да помилует тебя Аллах! – о вере (иман). Вера есть не что иное, как утверждение языком, убеждение сердцем и выполнение деяниями. И все эти части веры связаны друг с другом. Раб бывает покорившимся (муслим), прежде чем станет верующим (мумин), однако он не может стать верующим, покуда не станет покорившимся (мусульманином)[169]. Итак, покорность (ислам) - прежде веры (иман), и она – спутник веры.
И вот, если раб совершает великие или малые грехи, которые запретил ему Аллах – велик Он и свят! – он выходит из веры (иман), и имя “веры” отпадает от него, хотя имя “ислам” продолжает применяться к нему[170]. Если же он принес покаяние и попросил прощения (у Аллаха), то возвращается к вере и не выходит ни в неверие (куфр), ни в отрицание (джухуд), ни в промежуточное состояние (истихляль). Однако если он говорит о халяль, что это харам, или о харам, что это халяль, и верит в это, то тогда он выходит и из веры (иман), и из ислама и становится неверным (кафир). Такой подобен тому, кто вошел в Запретную мечеть, а потом внутрь Каабы и испражнился там, и его вывели из Каабы и Запретной мечети, и отрубили ему голову, и он отправился в огонь Ада».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
В этом хадисе упоминается то, что мы говорили выше по поводу Корану. И значение того, что Коран не сотворен (гейру махлук) – то, что он не содержит лжи, а не то, что он не создан и не проявлен во времени (мухдас). Ибо Имам (А) сказал: Коран мухдас, а не махлук[171], и он также не вечен наряду с Аллахом, велик Он и свят.