Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 7 страница
со временем, то он пойдёт по стопам своих предков и предшественников, не утруждая себя размышлениями о договоре и попытками понять его,и удовольствуется для себя религией-обычаем. И если шайтан увидит, что это — предел его стремлений и решимости,то подтолкнёт его к племенному фанатизму и слепой приверженности отцам и предкам и приукрасит ему то, что он делает, внушив ему, что это и есть истина, а то, что противоречит этому — ложь. Он
покажет ему верное руководство в образе заблуждения и | ||||||||
заблуждение — в образе верного руководства с помощью | ||||||||
этого | фанатизма, в | основу | которого | не было положено | ||||
знание, и он удовольствуется тем, что он будет во всём со | ||||||||
своей роднёй и соплеменниками,разделяя с ними права, | ||||||||
обязанности [и участь]. И Всевышний Аллах оставит его без | ||||||||
помощи. Он лишится верного руководства, и Аллах позволит | ||||||||
ему направиться туда, куда он сам себя направит. И если к | ||||||||
нему будет приходить верное руководство, противоречащее | ||||||||
тому, | чего | придерживаются | его | родственники | и | |||
соплеменники, то он будет считать его не иначе как | ||||||||
заблуждением. | ||||||||
Если же устремления его более возвышенны, а душа | ||||||||
более благородна и положение выше, то он направит | ||||||||
усилия на соблюдение и понимание договора и он будет | ||||||||
размышлять над его содержанием. Такой человек | ||||||||
понимает, что Заключивший договор с ним отличается от | ||||||||
всех | остальных. | Такой | человек | берётся | познавать | |||
Всевышнего через этот договор и обнаруживает, что договор | ||||||||
этот знакомит его с Ним Самим и повествует о Нём , Его | ||||||||
качествах и именах, Его действиях и законах.И из этого | ||||||||
договора следует, что Он существует Сам по Себе и | ||||||||
поддерживает | существование | всего | остального,и | не | ||||
нуждается ни в | ком и ни в | чём,тогда | как | всё сущее | нуж- |
374 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
дается в Нём. Он — над Своим Троном, над всеми Своими
творениями, | видит | и | слышит, проявляет довольство и | |
гневается, | любит | и | ненавидит,распоряжается | Своим |
царством, | пребывая | над | Троном Своим,и Он говорит, | |
отдавая веления и устанавливая запреты, направляет Своих | ||||
посланников | в разные | концы своего царства со Своими | ||
словами, которые слышат те Его творения, которым Он даёт | ||||
их услышать. Он беспристрастен и справедливо воздаёт за | ||||
благие | и | скверные | деяния.И Он — Выдержанный, |
Прощающий, Благодарный, Щедрый, Благодетель, Которому свойственно всё совершенство и Который свободен от любых изъянов и недостатков. Нет никого подобного Ему. Мудрость Его проявляется в Его управлении Своим царством и в том,
как Он предопределяет всё по воле, не Своей противоречащей Его справедливости и Его мудрости.
Разум, Шариат и естественная изначальная природа
согласуются у него друг с другом и подтверждают друг
друга. И [заключающий договор] понимает описания,
которые Всевышний Аллах дал Себе в Своей Книге, включая Его имена, с которыми Он ниспослал Писание,которые произнёс, утвердил и претворил в жизнь.Через них Он познакомил с Собой Своих рабов, так что разум подтвердил это и естественная природа человека засвидетельствовала.
Узнав сердцем своим Того, Кто предлагает ему договор, и обретя достоверное знание о Его качествах, сердцем, озарённым их светом, он начинает как будто видеть воочию то, как они присущи Ему.
Так, он видит связь этих качеств с творением и распоряжением и их следствия в мире осязаемом и мире
духовном. | |||
И он видит | их | воздействие на творения — | общее |
и конкретное . | Они | приближают и отдаляют , | дару- |
Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 375
ют и лишают.И он видит сердцем своим проявления справедливости Всевышнего, Его беспристрастности, милости и милосердия. И он верит в обязательность Его довода и в то, что предопределённое Им непременно сбывается,
совершенство Его могущества наряду с совершенством Его справедливости и милости,а также в Его предельную возвышенность над творениями — и при этом Он объем лег их Своим знанием, и Он — с ними, а также в Его величие и величественность, гордость, воздаяние и мщение, и милость, и доброту, заботу, щедрость, прощение и снисходительность.
И он видит обязательность довода и непреодолимость предопределения92, за рамки которого творения не способны выйти. И он видит, как Его качества согласуются друг с другом и свидетельствуют в пользу друг друга. И он видит мудрость, которая является конечным пределом и целью предопределения, которое является началом. И он видит связь ответвлений с основами и начал — с завершениями, и он как будто видит начала мудрости и то, как предопределение создаётся в соответствии с мудростью, справедливостью, благом, милостью и благодеянием. И предопределение не
выйдет за эти рамки до | разрушения | миров и |
исчезновения законов в день, в | который будет | вершиться |
Суд над рабами, и проявятся Его справедливость и
мудрость, и | станет очевидной для всех творений— людей и | |||||
джиннов, верующих и | неверующих— | правдивость | Его | |||
посланников и правильность того, о чём они сообщали. Тогда | ||||||
для | них | станут | очевидными | те | Его | величественн |
92 Речь идёт о том , что ничего не происходит против воли Всевышнего Аллаха.
376 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
качества и совершенные описания,которых они не знали
прежде, Даже лучший из творений будет в этот | день | ||||
восхвалять Его таким восхвалением, какого не знали в этом | |||||
мире. Творениям откроется не только это, но и причины, по | |||||
которым отклонились от прямого пути отклонившиеся, впали | |||||
в заблуждение | заблудшие и не достигли конца | пути | |||
сошедшие с него. И знание об истинной сущности имён и | |||||
качеств в этот День будет отличаться от знания в этом мире | |||||
так же, как знание об Огне и Рае отличается от созерцания | |||||
их, и даже больше. | |||||
Также | он | понимает | из договора,как Его имена | и | |
качества | предполагают | существование | пророчества | и | |
законов, и то, что Он не оставил Свои творения просто так, не предоставил их самим себе,и как они предполагают содержащиеся в договоре веления и запреты, также награду, наказание и воскрешение, и всё это — следствия Его имён и качеств. И Он превыше того, о чём утверждают Его враги, отрицая эти истины.
И он видит, что Его могущество объемлет все Его творения, и от Него не способна ускользнуть даже мельчайшая частичка. Он понимает, что если бы наряду с Ним существовал ещё какой-то бог, то весь этот мир пришёл бы в расстройство и упадок. Воцарился бы хаос на небесах и на земле и плохо пришлось бы их обитателям. И если бы к Всевышнему были применимы такие понятия,как сон и смерть, то весь этот мир распался бы и разрушился и не просуществовал бы и мгновения ока.
И вместе с тем Он видит покорность[ислам] и веру, посредством которых Ему поклоняются все Его рабы.Он видит, как они исходят из Его святейших качеств и как они предполагают награду и наказание в этом мире и в мире вечном.
Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 377
И вместе с тем он видит,что не способен принять и соблюдать этот договор тот, кто отрицает Его качества и Его возвышенность над творениями и то,что Он изрекал Свои Писания и заветы. И не способен принять его , тотко отрицает истинность Его слуха,зрения, жизни, воли и могущества. Это те, которые отвергли Его договор и отказались принять его, а те из них, кто всё-таки принял этот договор, не приняли его полностью со всем, что в нём.
А Аллах — Тот, кто оказывает помощь и содействие.
Раздел
Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела
ело потомка Адама создано из земли,а дух его имеет | |
Тнебесную природу. Они были объединены. | |
И если человек заставляет тело | своё голодать и |
бодрствовать и побуждает его к служению[Ему], то дух его | |
ощущает лёгкость и отдохновение, и стремится туда, где его | |
источник, и тоскует по своему высшему | миру.Если же |
человек насыщает тело своё, обеспечивает ему блаженство и продолжительный сон и занят служением ему и заботами о нём, то тело его будет стремиться к тому,из чего оно было создано, и оно будет тянуть дух за собой и тот окажется в заточении. И если бы не привычка к своей темнице,он кричал бы и звал бы на помощь из-за боли разлуки с этим своим миром, из которого дух был сотворен, и отделения от него, подобно тому, как кричит и зовёт на помощь тот, кого истязают и подвергают мучениям.
В общем, когда тело облегчается, дух оживляется и стремится к своему высшему миру, а когда тело тяжелеет и устремляется к страстям и отдыху,дух становится отяжелённым, опускается из своего возвышенного мира и становится земным и низшим.
Ты видишь человека, дух которого пребывает в высшем небесном обществе, тогда как тело его — с тобой.
Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела |
Он спит в своей постели,а дух его — у Лотоса крайнего
предела, | летает | вокруг Трона.А другой пребывает | в |
служении | телом | своим, однако дух его при этом внизу | и |
кружит он вокруг низших вещей.
Расставаясь с телом, дух соединяется со своим миром — либо высшим, либо низшим. Соединяясь с высшим миром, он обретает всю возможную радость,наслаждение, блаженство и благую жизнь. А соединяясь с низшим миром, он встречает всевозможные тревоги,печали, страдания, скорби, и там его ждёт скверная, жалкая жизнь.
Всевышний Аллах сказал: «А того, кто отвернётся от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь»(сура
20 «Та Ха», аят 124). Его поминание — это Его слова, которые Он ниспослал Своим посланникам. А отвернуться от него — значит отказаться размышлять о нём и поступать согласно ему. А тяжкая жизнь толкуется по-разному. Большинство толкователей считают, что подразумеваются мучения в могиле. Ибн Мае'уд, Абу Хурайра, Абу Са'ид аль-Худри и Ибн'Аббас придерживались такого мнения,и
существует | возводимый | к | Пророку | хадис, |
подтверждающий | это | толкование.Слово | «данк», |
употреблённое в аяте, несёт в себе значение стеснённости и тягот, и это слово употребляют, говоря, например, о жилище или о жизни.Эта тяжкая, жалкая, стеснённая жизнь противопоставляется жизни [в этом мире], в которой человек не ограничивал свою душу и тело в удовлетворении страстей, наслаждениях и отдыхе. Поистине, чем больше простора предоставляют душе, тем сильнее теснит она сердце, результатом чего становится жалкая жизнь.А когда ты стесняешь душу свою, она освобождает пространство для сердца, и у него появляется приволье и простор. Стеснённая
жизнь в этом мире благодаря богобоязненнос
380 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
приносит человеку простор в барзахе и в мире вечном, тогда как привольная жизнь в этом мире из-за страстей делает
жизнь человека в барзахе и мире | вечном | жалкой и |
стеснённой. | ||
Выбери же лучшую, самую прекрасную и долговечную | ||
из двух жизней. И заставь тело претерпеть трудности ради | ||
блаженства духа и не заставляй | дух мучиться ради | |
блаженства тела. Поистине, блаженство и | мучения | духа |
более значимы и продолжительны,чем | блаженство | и |
страдания тела! | ||
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи. |
Раздел
Как знающий должен призывать людей к Аллаху
Знающий не велит людям отказываться от мира этого, ибо поистине, они не в состоянии отказаться от мирского.
Вместо этого он требует от них отказаться от , грехов пользуясь при этом мирскими благами , потому что оставление мирского — достоинство, а оставление грехов — обязанность. Так как же можно требовать того, что является достоинством, от того, кто не исполняет даже обязательное?
Если им трудно отказаться от грехов,усердствуй, стараясь помочь им полюбить Аллаха,упоминая о Его милостях, благах, даруемых Им, Его благодеянии и Его совершенных качествах и величественных описаниях,ибо поистине, сердца изначально предрасположены к любви к Нему, и если они привяжутся к этой любви , то им будет нетрудно отказаться от грехов и прекратить упорствовать в их совершении.
Яхья ибн My'аз сказал: «Приобретение разумным мирских благ лучше отказа невежественного от этих благ».
Знающий призывает людей к Аллаху,не мешая им пребывать в этом мире, и им легко внять его призыву, тогда как аскет призывает людей к Аллаху через отказ от мира этого, и им трудно внять его призыву.Отлучение от груди
того, кто не представляет свою жизнь
382 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
нее, трудно. Однако из кормилиц нужно выбирать самую чистую и самую лучшую,потому что молоко оказывает
влияние | на | природу | вскармливаемого.Ребёнок, | ||||
вскормленный глупой женщиной, становится | глупым. | А | |||||
самое полезное вскармливание — обусловленное голодом93. | |||||||
И | если | ты | уже | в | состоянии | перенести | , страдани |
причиняемые отлучением от груди, то пройди через это, а в противном случае пей понемногу, ибо поистине, переедание способно погубить.
93 Иначе говоря, кормление в тот период, когда ребёнок не может обойтись без молока и именно им он утоляет голод.
Раздел
Мудрые изречения и полезные наставления
Огромны различия между соблюдением прав, когда тебя постиг вред, и между их соблюдением в период
благополучия.
«Поистине, истинный раб Мой,— тот, который поминает Меня, даже сойдясь в бою с равным себе противником» [Ат-Тирмизи, 3580].
«О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете»(сура8 «Трофеи»,
аят 45).
Не заслуживает восхищения здоровый и ничем не занятый, выстаивающий [молитвы] и служащий [Господу]. Но достоин восхищения слабый и больной, которого отвлекают разные дела и события, а сердце его при этом выстаивает, служа [Господу], не переставая делать то, что ему по силам.
Раздел
Познание Всевышнего Аллаха бывает двух видов: познание утверждения и познание любви и страха
ознание | Всевышнего | Аллаха | бывает | двух . видов | |
ППервый: познание | утверждения, | в котором | люди— | ||
соучастники, то есть в нём участвует и благочестивый, | |||||
нечестивый, и покорный, и ослушник. | |||||
Второй: | познание, | следствием | которого | становится | |
стыдливость, любовь и сердечная привязанность к Нему, стремление к встрече с Ним, возвращение к покорности Ему после ослушания, преданность Ему и бегство от творений к Нему. Это особое познание, которое на языке у людей94 и в котором они различаются, но о степени этих различий известно только Тому, Кто знакомит их с Собой и открывает их сердцам то из знания о Нём, что скрывает от остальных. Каждый указывает [своей верой, деяниями и поведением] на что-то из этого знания в зависимости от своего положения и того, что ему было открыто из этого знания . Тот из Его творений, кто больше всех знал о Нём,сказал: «Не счесть
мне похвал, надлежащих Тебе, Ты — такой, как Ты Сам похвалил Себя» [Муслим,№486].И он сообщил,чтоВсевышний внушит ему в Судный день такие слова хвалы, которых он не знает сейчас.
94 Речь идёт о равнодушных к мирским благам и много поклоняющихся Всевышнему людях.
Познание Всевышнего Аллаха бывает двух видов...................... 385
У этого познания есть две широкие двери.
Первая: дверь размышления и осмысления всех аятов
Корана и усвоения того,что пришло от Аллаха | и Его | ||||
Посланника. | |||||
Вторая: | дверь | размышления | о | Его | осязаемых |
[очевидных] знамениях и Его мудрости, которая проявилась в | |||||
них, Его | могуществе, доброте, | справедливости | и |
беспристрастности по отношению к творениям.
Суть этого — понимание смысла Его прекрасных имён, их величественности и совершенства, Его единственности в обладании ими и связи их с творением и распоряжением.То есть человек начинает хорошо разбираться в Его велениях и запретах, предопределении и решениях, а также в Его именах и качествах, и в религиозных [шариатских] постановлениях и в
решениях, касающихся Вселенной и относящихся к предопределению: «Такова милость Аллаха, которую Он
дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура57 «Железо»,аят21).
Раздел
Четыре вида дирхемов
ирхемы бывают четырёх | видов: дирхем, приобретённый | |||
Дв покорности | Аллаху | и | потраченный | на соблюдение |
права Аллаха, | — это лучший из дирхемов;дирхем, | |||
приобретённый в | ослушании | Аллаха и | потраченный на | |
ослушание Аллаха, — это наихудший дирхем; дирхем, приобретённый посредством нанесения обиды мусульманину и потраченный на обиду мусульманина,— этот дирхем
также | скверный; и дирхем, | приобретённый дозволенным |
путем | и потраченный | на осуществление дозволенного |
желания, — этот дирхем не приносит ни пользы, ни вреда. Это основа в дирхемах.И остальные дирхемы—
ответвления, отходящие от этой основы.Среди них есть дирхем, приобретённый по праву, однако потраченный на ложное. И есть среди них дирхем, приобретённый ложным путём и потраченный правильно,и расходование этого дирхема становится искуплением для него. Бывает и дирхем, приобретённый сомнительным путём— его искуплением является расходование его на покорность Аллаху.
Награда и наказание, похвала и порицание также связаны с расходованием дирхемов, равно как и с их приобретением. Человек будет спрошен о том,что он расходовал: каким путём он приобрёл его и на что потратил?
Раздел
Виды помощи верующим
омощь | верующим | может | быть | оказана разными |
Пспособами: посредством | имущества, | посредством | ||
влияния, посредством физической помощи и служения, | ||||
посредством | доброго совета и | наставления,посредством |
обращения к Аллаху с мольбами за него и испрашивания прощения для него, а также посредством соболезнования и сострадания.
Эта помощь зависит от степени веры,чем слабее вера, тем слабее помощь, и чем она сильнее, тем сильнее помощь.
Посланник Аллаха больше всех людей помогал своим сподвижникам посредством всего перечисленного,и его последователи получали от него эту помощь — каждый в зависимости от степени своего следования ему.
Однажды люди зашли к Бишру аль-Хафи, который был в лёгкой одежде в очень холодный день и дрожал от холода. Они спросили: «Что это, о Абу Наср ?» Он ответил: «Я вспомнил о бедняках и о том, как они страдают от холода и, поскольку я не в состоянии чем-то помочь им , я решил поддержать их в их страданиях от холода таким способом».
Раздел
Вред и беды, которые становятся следствием незнания пути
езнание дороги и её ухабов и | конечного | пункта | пути | |
Нстановится причиной сильного утомления при обретении | ||||
ничтожной | пользы. Потому что | такой | человек | либо |
усердствует | в дополнительном | поклонении,при этом |
проявляя нерадивость в совершении обязательного, либо он усердствует в совершении деяний органами тела, которые не сопровождаются деяниями сердца. Или же он совершает деяния внутренние и внешние,но при этом не следует [Корану и Сунне]. Или же он занимается тем, что не помогает в достижении цели, или делает что-то, не оберегая свои деяния от того, что портит их и делает их недействительным, ни во время их совершения,ни после. Или же он делает нечто, забывая при этом о милостях Всевышнего, и совершая эти деяния, он видит в этом свою личную заслугу. Или же он делает нечто, не замечая собственных упущений,и потом занимает позицию человека, за которым нет никакой вины.
Или же | он | совершает | деяние не, | кактак его следует |
совершать, | не | проявляя | достаточного | чистосердечия и |
благодеяния, и при этом считает, что он всё делает как надо.
Всё это делает плоды деятельности минимальными при больших усилиях... А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.
Раздел
Препятствия на пути к Аллаху и способы их преодоления
Когда раб вознамерится отправиться в путешествие к Всевышнему Аллаху и начинает стремиться к Нему, на его пути возникают разные обманы и препятствия.
Сначала он обманывается страстями, главенством, удовольствиями, женщинами и одеждами. Если всё это заставит его остановиться и задержит его, то он не достигнет конца пути. Если же он отвергнет всё это и
не станет | останавливаться, | и продолжит путь со всей | |||
искренностью, то он будет | испытан тем, что другие | ||||
станут следовать за ним по | пятам, и целовать ему руки, | ||||
уступать | ему | место | на | собраниях, | просить его |
обращаться | к | Аллаху | с мольбами за них | и надеяться | |
обрести благодать с помощью него, и так далее. Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к