Глава толкования суры «Искренность» («Скажи: “Он – Аллах Единый...
2. (95) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб, что передал Али ибн Мухаммад от Мухаммада ибн Фараджа Рухаджи, что он сказал:
Я написал Имаму Казыму (А) о том, что сказали Хишам ибн Хакам о теле и Хишам ибн Салим об образе (Аллаха). И он ответил: «Оставь удивление удивляющихся и прибегай к Аллаху от шайтана: то, что они говорят, неверно».
3 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن سهل بن زياد، عن حمزة بن محمد، قال: كتبت إلى أبي - الحسن عليه السلام: أسأله عن الجسم والصورة، فكتب عليه السلام: سبحان من ليس كمثله شئ لا جسم ولا صورة
3. (96) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Сахля ибн Зийада от Хамзы ибн Мухаммада, что он сказал:
Я написал Имаму Казыму (А), спрашивая его о теле и образе (Аллаха), и он ответил: «Пречист Тот, Кому не подобна никакая вещь: Он не тело и не образ».
4 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا أحمد بن إدريس، قال: حدثنا محمد بن عبد الجبار، عن صفوان بن يحيى، عن علي بن أبي حمزة، قال: قلت لأبي عبد الله عليه السلام: سمعت هشام بن الحكم يروي عنكم: أن الله عز وجل جسم، صمدي، نوري، معرفته ضرورة، يمن بها على من يشاء من خلقه فقال عليه السلام: سبحان من لا يعلم أحد كيف هو إلا هو، ليس كمثله شئ، وهو السميع البصير، لا يحد، ولا يحس، ولا يجس ولا يمس، ولا تدركه الحواس، لا يحيط به شئ، لا جسم، ولا صورة، ولا تخطيط، ولا تحديد
4. (97) Передал нам наш отец, что передал Ахмад ибн Идрис, что передал Мухаммад ибн Абдульджаббар от Сафвана ибн Йахьи от Али ибн Аби Хамзы, что он сказал:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Я слышал, что Хишам ибн Хакам передает от вас, что Аллах есть тело – вечное, состоящее из света, и познание его является обязательным, и Аллах дает такое познание кому пожелает из Своих рабов».
Он сказал: «Пречист Тот, о Ком никто не знает, каков Он, кроме Него Самого, и ничто не подобно Ему, и Он – Слышащий, Видящий! Он не определяется границами, и не ощущается, и не чувствуется на ощупь, и нельзя до Него дотронуться, и чувства не постигают Его, и ничто не объемлет Его. Он не есть тело, не есть образ, не есть контур, не есть ограничение (тахдид)».
5 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن سهل بن زياد، عن محمد بن إسماعيل بن بزيغ، عن محمد ابن زيد، قال: جئت إلى الرضا عليه السلام أسأله عن التوحيد، فأملي علي: الحمد لله فاطر الأشياء إنشاء ومبتدعها ابتداء بقدرته وحكمته، لا من شئ فيبطل الاختراع، ولا لعلة فلا يصح الابتداع خلق ما شاء كيف شاء، متوحدا بذلك لا ظهار حكمته وحقيقة ربوبيته، لا تضبطه العقول، ولا تبلغه الأوهام، ولا تدركه الأبصار، ولا يحيط به مقدار، عجزت دونه العبارة، وكلت دونه الأبصار، وضل فيه تصاريف - الصفات، احتجب بغير حجاب محجوب. واستتر بغير ستر مستور، عرف بغير رؤية ووصف بغير صورة، ونعت بغير جسم، لا إله إلا الله الكبير المتعال
5. (98) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Сахля ибн Зийада от Мухаммада ибн Исмаила ибн Базиа от Мухаммада ибн Зейда, что он сказал:
Я пришел к Имаму Резе (А), чтобы спросить его о единобожии (таухид). И он продиктовал мне следующее: «Хвала Аллаху, Творцу (фатир) вещей через их образование (инша’) и их Создателю изначала, через Его силу и мудрость. И нет вещи, создание которой было бы неверным, и нет причины, чье сотворение было бы неправильным. Он создал то, что пожелал, как пожелал, и утвердился тем самым в Своем единстве через проявление Своей мудрости и истинности Своего господства (рубубийа). Не определяют Его разумы, и мысли не достигают Его, и взоры не постигают Его, и меры Его не объемлют. Обессилели выражения в описании Его, и утомились взоры, не достигнув Его, и заблудились в Нем спряжения качеств. Он завесил Себя без завесы завешивающей и скрылся без укрытия укрывающего. Он познается без видения, описывается без образа и тела – нет бога, кроме Аллаха, Великого, Возвышенного!»
6 - حدثنا علي بن أحمد بن عبد الله بن أحمد بن أبي عبد الله البرقي رضي الله عنه، عن أبيه، عن جده أحمد بن أبي عبد الله، عن أحمد بن محمد بن أبي نصر، عن محمد بن حكيم، قال: وصفت لأبي إبراهيم عليه السلام قول هشام الجواليقي، وحكيت له قول هشام بن الحكم: إنه جسم، فقال: إن الله لا يشبهه شئ، أي فحش أو خناء أعظم من قول من يصف خالق الأشياء بجسم أو صورة أو بخلقة أو بتحديد أو أعضاء؟!
تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا
6. (99) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Абдуллах ибн Ахмад ибн Абу Абдуллах Барки от его отца от его деда Ахмада ибн Абу Абдуллаха от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра от Мухаммада ибн Хукайма, что он сказал:
Я передал Имаму Казыму (А) слова Хишама Джавалики, а также рассказал ему о словах Хишама ибн Хакама, что Аллах есть тело. Он сказал: «Поистине, никакая вещь не подобна Аллаху. Какое распутство и мерзость могут быть большими, нежели слова тех, кто описывает Творца вещей через тело, или образ, или форму (внешний вид), или ограничение, или части тела! Аллах превыше этого великим превознесением!»
7 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، عن الحسين بن الحسن، والحسين بن علي، عن صالح بن أبي حماد عن بكر بن صالح، عن الحسين بن سعيد، عن عبد الله بن المغيرة، عن محمد بن زياد، قال: سمعت يونس بن ظبيان يقول: دخلت على أبي عبد الله عليه السلام فقلت له: إن هشام بن الحكم يقول قولا عظيما إلا أني أختصر لك منه أحرفا، يزعم: أن الله جسم لأن الأشياء شيئان: جسم و فعل الجسم، فلا يجوز أن يكون الصانع بمعنى الفعل، ويجوز أن يكون بمعنى الفاعل، فقال أبو عبد الله عليه السلام: ويله، أما علم أن الجسم محدود متناه، والصورة محدودة متناهية، فإذا احتمل الحد احتمل الزيادة والنقصان، وإذا احتمل الزيادة والنقصان كان مخلوقا، قال: قلت: فما أقول؟ قال: لا جسم ولا صورة، وهو مجسم الأجسام، ومصور الصور، لم يتجزء، ولم يتناه. ولم يتزايد، ولم يتناقص، لو كان كما يقول لم يكن بين الخالق والمخلوق فرق، ولا بين المنشئ والمنشأ، لكن هو المنشئ، فرق بين من جسمه وصوره وأنشأه إذ كان لا يشبهه شئ ولا يشبه هو شيئا
7. (100) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абу Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки от Хусейна ибн Хасана и Хусейна ибн Али от Салиха ибн Абу Хаммада от Бакра ибн Салиха от Хусейна ибн Саида от Абдуллаха ибн Мугиры от Мухаммада ибн Зийада, что он сказал:
Йунус ибн Табьян говорил, что он пришел к Имаму Садыку (А) и сказал ему: «Вот, Хишам ибн Хакам говорит опасные слова. Хочу изложить их тебе вкратце: что Аллах есть тело, ибо всякая вещь суть либо тело, либо действие тела. Но Творец не может быть в значении действия, а потому можно говорить о Нем как о действующем!»
Имам (А) сказал: «Горе ему! Разве он не знает, что всякое тело ограниченно и имеет пределы, и всякий образ ограничен, имеет пределы? А то, что имеет границы, может быть увеличено и уменьшено, а если оно может быть увеличено или уменьшено, то оно суть сотворенное».
Я сказал: «Тогда как ты скажешь?»
Он сказал: «(Аллах) не тело и не образ, но Он дает телесность телам и образность образам. Он не делится на части, и не имеет предела, и не увеличивается, и не уменьшается. Если бы Аллах был таков, как он говорит, то не было бы разницы между Творцом и сотворенным и между Образователем и образованным. Однако Он – Образователь (мунши), и (огромная) разница между Ним и тем, чему Он дал телесность, и наделил образом, и образовал. Ибо никакая вещь не подобна Ему, и Он не подобен никакой вещи».
8 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رضي الله عنه، قال:
حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، عن محمد بن إسماعيل البرمكي، عن علي بن العباس، عن الحسن بن عبد الرحمن الحماني، قال: قلت لأبي الحسن موسى ابن جعفر عليهما السلام: إن هشام بن الحكم زعم: أن الله جسم ليس كمثله شئ، عالم سميع، بصير، قادر متكلم، ناطق، والكلام والقدرة والعلم تجري مجرى واحدا ليس شئ منها مخلوقا، فقال: قاتله الله، أما علم أن الجسم محدود، والكلام غير المتكلم معاذ الله وأبرء إلى الله من هذا القول، لا جسم ولا صورة ولا تحديد، وكل شئ سواه مخلوق وإنما تكون الأشياء بإرادته ومشيته من غير كلام ولا تردد في نفس، ولا نطق بلسان.
8. (101) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Абу Абдуллах Куфи от Мухаммада ибн Исмаила Бармаки от Али ибн Аббаса от Хасана ибн Абдуррахмана Хаммани, что он сказал:
Я сказал Мусе ибн Джафару Казыму (А): «Вот, Хишам ибн Хакам думал, что Аллах есть тело – нет ничего, подобного Ему, Знающий, Слышащий, Видящий, Могучий, Говорящий, Изрекающий, и Его знание, речь (калам) и сила идут вместе, и ничто из них не сотворено».
Имам (А) сказал: «Да убьет его Аллах! Разве не знал он, что всякое тело ограниченно, а речь (калам) есть нечто иное, нежели говорящий?! Прибегаю к Аллаху и отрекаюсь перед Аллахом от подобных слов! Он не есть тело, не есть образ, не есть ограничение, и всякая вещь, помимо Него, сотворена. И все вещи возникают лишь по Его воле и замыслу, безо всякой речи, безо всякого сомнения в Нем и безо всяких слов, произносимых языком».
9 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، عن محمد بن يعقوب الكليني، عن علي بن محمد، عن سهل بن زياد، عن إبراهيم بن محمد الهمداني، قال كتبت إلى الرجل يعني أبا الحسن عليه السلام: أن من قبلنا من مواليك قد اختلفوا في التوحيد، فمنهم من يقول جسم، ومنهم من يقول صورة، فكتب عليه السلام بخطه: سبحان من لا يحد، ولا يوصف، ليس كمثله شئ وهو السميع العليم - أو قال: البصير
9. (102) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак от Мухаммада ибн Йакуба Кулайни от Али ибн Мухаммада от Сахля ибн Зийада от Ибрахима ибн Мухаммада Хамдани, что он сказал:
Я написал Имаму Казыму (А), что в нашей местности есть его друзья, которые расходятся в вопросе единобожия (таухид), и среди них такие, которые говорят, что Аллах есть тело, и такие, которые говорят, что Он есть образ. И он написал ответ своей собственной рукой: «Пречист Тот, Кто не ограничивается, и не описывается, и нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Знающий!»
10 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، قال: حدثنا محمد بن أحمد، قال: حدثنا محمد بن عيسى، عن هشام بن إبراهيم، قال: قال العباسي قلت له - يعني أبا الحسن عليه السلام -: جعلت فداك أمرني بعض مواليك أن أسألك عن مسألة قال: ومن هو؟ قلت: الحسن بن سهل قال: في أي شئ المسألة؟
قال: قلت في التوحيد، قال: وأي شئ من التوحيد؟ قال: يسألك عن الله جسم أو لا جسم؟ قال: فقال لي: إن للناس في التوحيد ثلاثة مذاهب مذهب إثبات بتشبيه، و مذهب النفي، ومذهب إثبات بلا تشبيه. فمذهب الاثبات بتشبيه لا يجوز، ومذهب النفي لا يجوز، والطريق في المذهب الثالث إثبات بلا تشبيه