Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 8 страница
Аллаху и долей его станет [то, ради | чего | он | ||
остановился]. Если же | он | сможет пройти сквозь | всё | это, |
не останавливаясь, | то | он будет испытан | чудесами и |
озарениями. Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к Аллаху и долей его станет(то, ради чего он остановился]. Если же он не остановится, то будет испытан отрешением [от мирского], любовью к отстранению от всего,
что отвлекает | от | Истины, сладостью устремления к Аллаху |
и отвлечения | от | всего иного и любовью к уединению. |
Если всё | это | заставит его остановиться и задержит |
390 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
его, то он не достигнет конца пути.Если же он не станет останавливаться и продолжит путь, глядя на то, чего желает от него Аллах,то будет для Него рабом,который останавливается у границ того, что Он любит и что угодно Ему, где бы оно ни было и каким бы оно ни было, утомление это приносит ему или отдых,наслаждается он или испытывает боль, заставляет ли это его быть с людьми или, напротив, покинуть их. Он не выбирает для себя ничего, кроме того, что выбирает для него Его Покровитель и Господь. Он исполняет Его веления в соответствии со своими возможностями и собственная душа значит для него слишком
мало, чтобы он решился предпочесть её отдохновение и наслаждение довольству своего Господа и Его велениям. Это раб, который прошёл свой путь до конца, и ничто не смогло помешать ему прибыть к Господу.
А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.
Раздел
Три вида милостей
Милости бывают трех видов:милость, которая уже пришла к рабу Аллаха и он знает о; милостьней, которую он ждёт и надеется обрести ; и милость, в которой
он живёт в настоящее время, не замечая её.
Если Всевышний Аллах желает довести до конца Свою милость к рабу. Он помогает ему осознать ту милость,в которой он живёт в настоящее время, и Он дарует ему вервь благодарности, посредством которой он может привязать эту милость, дабы она не покинула его, ибо она покидает его из-
за | ослушания | и | её | можно | привязать | посредство |
благодарности. И Он помогает ему в совершении дел , | ||||||
способствующих | обретению милости, которую он ещё | |||||
только ожидает, и | показывает | ему те пути, | которые уводят |
его от этой милости, и помогает ему избегать их. И спустя какое-то время он обретает эту милость во всей её полноте. Всевышний помогает ему замечать милости,в которых он живёт в настоящее время и которых он не замечает.
Рассказывают, что однажды один бедуин зашёл к Харуну ар-Рашиду и сказал: «О повелитель верующих! Да утвердит Аллах для тебя те милости, которые окружают тебя сейчас, посредством твоей постоянной
392 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
благодарности Ему, и да осуществит Он для тебя милости, которые ты надеешься обрести в будущем,посредством твоих благих мыслей о Нём и постоянной покорности Ему, и да поможет Он тебе замечать те милости, которые у тебя есть сейчас и которых ты не замечаешь,дабы ты благодарил за них!» Эти слова очень понравились халифу и он сказал: «Как прекрасно он разделил!»
Важное правило
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, равно как и его нечестивость
В основе всякого теоретического знания и добровольно совершаемого действия лежат мысли и идеи, следствием
которых становятся представления, которые, в свою очередь, влекут за собой желания, а следствием желаний становится осуществление действия, а частое его повторение превращает его в привычку.
Дабы эти этапы были благими,должны быть благими мысли и идеи, если же мысли и идеи скверные,то и они будут скверными. А мысли будут благими лишь в том случае, если их обладатель постоянно помнит о своём Покровителе и Боге, и мысли его возносятся к Нему и заняты
тем, что вызывает Его довольство и угодно Ему,поскольку | |||||
всякое благо — от Него, и всякое руководство — от Него и | |||||
это Он помогает следовать прямым путём и Он обеспечивает | |||||
Своему рабу всякую защиту, и отворачиваться от Него— | |||||
значит впасть в заблуждение и сделаться несчастным. | |||||
Раб Аллаха обретает всякое благо,руководство и | |||||
следование прямым путём в той мере, в какой он размышляет | |||||
о милостях Аллаха и благах , которые Он дарует , о | |||||
единобожии, | путях познания Его | и | поклонении | Ему | |
('убудиййа). Когда человек постоянно ощущает присутствие | |||||
Всевышнего, | чувствует, | что | Он | видит , | его |
394 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
смотрит на него, наблюдает за ним и знает его мысли, желания и устремления, то он стыдится и не желает,чтобы Он увидел его в положении , в котором он не желал бы показываться даже творению, и он не желает, чтобы Аллах увидел в душе его мысль, способную навлечь на него Его ненависть.
Если он относится к Господу своему подобным образом, Он возвышает его и приближает к Себе, оказывает ему почёт,
избирает его и покровительствует ему и в той же мере он отдаляется от всего скверного и низкого,от дурных идей и недостойных мыслей. А чем больше он отдаляется и отворачивается от Него, тем больше приближается он ко всему скверному, низкому, мерзкому. Он отделяется от всего совершенного и привязывается ко всякому пороку и изъяну.
Человек — лучшее из творений,если он ищет приближения к своему Творцу,исполняя Его веления, соблюдая Его запреты, стараясь снискать Его довольство и предпочитая Его страстям своим.Однако он становится наихудшим из творений, когда отдаляется от Него и сердце его не ищет приближения к Нему, не стремится к покорности Ему и Его довольству. Когда он выбирает приближение к Нему и предпочитает Его своей душе и страстям,то даёт власть своему сердцу, разуму и вере над своей душой и шайтаном, благоразумию — над заблуждением, верному руководству — над страстями. Выбирая же отдаление от Него, он даёт своей душе, страстям и шайтану власть над своим разумом, сердцем и благоразумием.
И знай, что спонтанные мысли и наущения приводят к тому, что человек начинает задумываться об . этомА задумываясь, он начинает постоянно вспоминать об этом.
Постоянные воспоминания приводят к появлению желания [осуществить то, о чём человек думает].
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 395
Желание это передаётся органам тела,которые совершают действие, и со временем[повторяясь] оно превращается в привычку. И гораздо легче справиться с этим явлением, когда оно ещё в зачатке,чем когда оно уже укрепилось и получило развитие.
Известно, что человек не способен умертвить спонтанно возникающие мысли и у него нет сил пресечь , ихибо они нападают на него, как нападает душа. Однако силы веры и разума помогают ему принять наилучшие из этих мыслей, удовольствоваться ими и жить с ними,а также отталкивать от себя скверные из них и питать к ним отвращение. Однажды сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Поистине, кто-то из нас порой обнаруживает в душе своей такое, что ему легче сгореть и превратиться в обугленную головешку, чем заговорить об этом!» Он спросил: «Выобнаруживаете это?» Они ответили: «Да».Он сказал:
«Это —явная вера» [Муслим,№132].
А в другой версии говорится: «Хвала Аллаху,Которыйсвёл козни его [шайтана]к наущениям!»[Ахмад;Абу Дауд,
№ 5112].
Этому хадису дано два толкования.
Первое: отталкивание от себя подобных мыслей и отвращение к ним — явная вера.
Второе: само появление у человека подобных мыслей и то, что шайтан внушает их ему, свидетельствует о наличии у человека явной веры, потому что шайтан внушает ему эти мысли как раз для того, чтобы противопоставить их его вере
и уничтожить её с помощью них.
Всевышний Аллах сотворил душу подобно
вращающимся мельничным жерновам, которые никогда не останавливаются и которым необходимо что-то молоть. Если положить зерно, они будут молоть его . И если насыпать земли или камешков , они будут молоть и их . Мысли и идеи, появляющиеся в душе, подобны зерну,
396 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
которое насыпают в мельницу,и жернова её никогда не перестают вертеться, и под них нужно что-то насыпать.
Жернова | некоторых | людей | перемалывают , зернои |
получается мука, которая приносит пользу самому человеку | |||
и другим | людям. Но | большинство | людей перемалывают |
песок, камни и солому и нечто подобное, и когда наступает время замешивать тесто и печь хлеб, человек понимает, что он перемалывал.
Если ты сможешь оттолкнуть от себя спонтанные мысли, то избавишь себя и от их последствий . А если ты примешь их, то они превратятся в устойчивую мысль, мысль использует желание, а желание вместе с мыслью используют органы тела. Если же использовать их не получается, то они возвращаются к сердцу и наполняют его желаниями и страстью, подталкивая его в нужную сторону.
Известно, что привести в порядок спонтанные мысли легче, чем сделать то же самое с мыслями настойчивыми,
устоявшимися, а привести в | порядок устойчивые мысли | |||
легче, чем сделать то же самое с желаниями.А привести в | ||||
порядок | желания | легче,чем | расхлёбывать | скверные |
последствия уже совершённого деяния.А поправить дело
после | того, как | оно совершено[единожды], | легче, | чем |
бороться с тем, что | уже превратилось в привычку. | |||
Полезнейшее | лекарство — занимать | свои | мысли | тем, |
что | касается тебя, а не тем, что тебя | не | касается,ибо |
размышления о том, что тебя не касается, — врата всякого зла. Кто занимает себя размышлениями о том , что его не касается, перестаёт размышлять о том,что его касается, отвлекаясь таким образом от ,тогочто приносит ему
несомненную | пользу, ради | того, | что | не приносит | ему |
никакой пользы. | |||||
Мысли, | идеи, воля | и | стремления | более | всего |
заслуживают | исправления, потому что | они — самое сокро- |
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 397
венное в тебе, твоя суть, которой ты либо отдаляешься, либо | |||||||
приближаешься к своему Богу, Которому поклоняешься. При | |||||||
этом счастье твоё заключается в близости к Нему и Его | |||||||
довольстве тобой, а самое большое несчастье — отдаление от | |||||||
Него и Его недовольство тобой. | |||||||
Обладатель мыслей низких, пошлых и ничтожных таков | |||||||
и во всех своих делах.Остерегайся же пускать шайтана в | |||||||
обитель своих мыслей и воли , а иначе он испортит их | |||||||
настолько, что потом тебе очень трудно будет что-либо | |||||||
изменить. | Он | подбрасывает | тебе | свои | наущения | и | |
вредоносные мысли и мешает тебе думать о , томвчём | |||||||
польза для тебя. А ты помогаешь ему, пуская его в своё | |||||||
сердце и свои мысли, | он | завладевает .ими[Твои | |||||
отношения] с ним можно сравнить с хозяином мельницы, | |||||||
жернова которой перемалывают хорошее зерно, и вот к нему | |||||||
приходит человек, который несёт с собой землю, навоз, уголь | |||||||
и сор и намеревается бросить всё это в его зерно , дабы они | |||||||
перемололи и это. Если он прогонит его и не позволит ему | |||||||
высыпать принесённое в зерно, то жернова будут продолжать | |||||||
молоть то, что приносит ему пользу. Если же он позволит | |||||||
ему бросить в перемалываемое ,точто он принёс, то оно | |||||||
испортит собой зерно и вся мука получится испорченной . | |||||||
Мысли, внушаемые шайтаном человеческой душе, | |||||||
либо о том, что уже существует или произошло, — | |||||||
человеку думается: вот если бы всё было наоборот! — | |||||||
либо о том, чего нет — каким бы оно было, если бы | |||||||
существовало. Или же человек | думает о том,о чём не | ||||||
должен думать, то есть о разновидностях мерзостей и | |||||||
запретного. Либо его мысли представляют собой бесплотные | |||||||
фантазии, не имеющие отношения к реальности.Или же | |||||||
человек думает о ложном или о том , достижение и | |||||||
осуществление чего невозможно, из разновидностей того, о | |||||||
чём у него | нет знания . Шайтан толкает его в омут этих | ||||||
398 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
мыслей, в котором он никогда не достигнет цели и не дойдёт | |||||
до конца. Это становится областью его размышлений и | |||||
ареной его иллюзий. | |||||
Лучше всего тебе занимать мысли свои — если говорить | |||||
об области знания и представлений— знанием о том, что | |||||
знать обязательно. Это единобожие и его права, смерть и то, | |||||
что будет после неё вплоть до попадания в Рай или в Ад , а | |||||
также скверные дела и пути избегания. | В их области | ||||
желаний, стремлений и намерений следует занимать себя | |||||
стремлением к полезному для тебя и | отказываться | от | |||
стремления к тому, в чём вред для тебя. | |||||
Знающие | говорят, что когда | человек | стремится | к | |
вероломству и занимает им свои мысли | и ,сердцеэто | ||||
приносит больше вреда, чем само вероломство. Особенно | |||||
если после возникновения подобных мыслей сердце остаётся | |||||
ничем | не | занятым.Стремление | к | осуществлению | |
задуманного занимает его сердце и наполняет его и делает | |||||
задуманное его заботой и предметом его желаний. | |||||
Вот вам поясняющий пример.Царь, узнав о том, что | |||||
один из его приближённых вынашивает вероломные планы и | |||||
его сердце и мысли наполнены ими, хотя при этом он служит | |||||
ему и исполняет свои обязанности перед ним,возненавидит | |||||
его и воздаст ему по заслугам.И он будет ненавидеть его | |||||
больше, чем человека далёкого и чужого,совершившего | |||||
какое-то преступление притом, что в своём сердце и душе он | |||||
остаётся преданным царю и не думает об измене,не желает | |||||
совершать её и не стремится к ней.Первого останавливает | |||||
лишь собственная слабость и занятость,но сердце его | |||||
наполнено этим. А второй совершает действия притом, что | |||||
сердце его питает отвращение к ним и у него нет мыслей об | |||||
измене и упорного стремления к этому.И у этого второго | |||||
положение лучше и исход дел | его будет лу,чшеем у | ||||
первого. |
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 399
В общем, сердце никогда не бывает свободным | от | ||||||||
мыслей. Человек думает либо об обязанностях, связанных с | |||||||||
миром вечным, и о том, как преуспеть там, либо о мирских | |||||||||
благах и интересах, либо его мысли заняты наущениями, | |||||||||
ложными мечтаньями и разного рода предположениями. | |||||||||
Ранее | уже | упоминалось о , томчто душа подобна | |||||||
жерновам, перемалывающим то, что попадает под них, и если | |||||||||
ты бросишь зерно, они будут вертеться, перемалывая его, и | |||||||||
если ты бросишь стекло, мелкие камешки и навоз, то они | |||||||||
перемелют и это. Всевышний Аллах установил эти жернова, | |||||||||
и Он — их владелец и распорядитель. Он поставил ангела, | |||||||||
который бросает туда то , что приносит пользу, и они | |||||||||
перемалывают это, а также шайтана, который бросает туда | |||||||||
то, что приносит вред, и они также перемалывают это. Таким | |||||||||
образом, то ангел, то шайтан подбрасывают туда что-нибудь. | |||||||||
Зерно, которое | бросает | ангел,— | обещание | блага | и | ||||
подтверждение | обещания, | а | зерно, которое | подбрасывает | |||||
шайтан, — обещание зла и опровержение обещания. И мука | |||||||||
соответствует зерну. Однако | обладатель | вредного | зерна | ||||||
способен бросить его туда, только если обнаружит, что под | |||||||||
жерновами | нет | полезного | зерна | и | владелец | мельницы | |||
оставил её без присмотра и отвернулся от неё — лишь тогда | |||||||||
он обретает | возможность | подбросить туда , точто | желает | ||||||
подбросить.
Если говорить в общем, то если владелец жерновов не будет следить за мельницей и бросать туда полезное зерно, враг обретает возможность испортить её и молоть на ней то , что приносит с собой.
Основа в исправлении этих жерновов— занимать себя тем, что тебя касается, а основа в их порче— занимать себя тем, что тебя не касается.
400 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Что прекраснее слов одного из разумных: «Я обнаружил, что разные виды запасаемого ожидает уничтожение, я увидел, что все они непременно исчезнут, и я покинул их все ради того, о чём обладатели разумов не спорят,что оно является полезнейшим из того,что запасают, лучшим приобретением и самой прибыльной торговлей».
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Шакык | ибн | Ибрахим | сказал:«Врата | [божественного] | |||||||
содействия | оказываются | заперты | перед | творениями | |||||||
посредством шести вещей: они заняты милостями вместо | |||||||||||
благодарности | за | них;они | стремятся | к | знаниям | и | |||||
отказываются от действий; они спешат совершить грех и | |||||||||||
откладывают | покаяние; | они | обольщаются | общением | с | ||||||
праведниками и отказываются брать пример с их деяний;и | |||||||||||
они следуют за миром этим, который отворачивается от них, | |||||||||||
и отворачиваются | от | мира | вечного,кторый | идет им | |||||||
навстречу». | |||||||||||
Основой | в | этом | является отсутствие | стремления | и | ||||||
страха, в основании которого лежит слабость убеждённости. | |||||||||||
А его основой является низкая сознательность, в основании | |||||||||||
которой | лежит | ничтожность | и низость души и обмен | ||||||||
лучшего на худшее, потому что если душа благородная и | |||||||||||
великая, | она | никогда | не согласится | на , | что | является | |||||
низостью. | |||||||||||
Основа всякого блага — с содействия Аллаха и по Его | |||||||||||
воле — достоинство, благородство и величие души, а основа | |||||||||||
зла — её ничтожность и низость, а также малодушие. | |||||||||||
Всевышний Аллах сказал: «Преуспел тот, кто очистил | |||||||||||
её, и понёс урон тот, кто испортил её»(сура91 «Солнце», | |||||||||||
аяты 9-10). То есть преуспел тот, кто возвеличил душу свою, | |||||||||||
приумножил | её [благо] | и | взрастил | её | посредством |
покорности Аллаху, и оказался в убытке тот,кто сделал её ничтожной и презренной посредством ослушания Аллаха.
Праведность человека зависит от его мыслей и идей, как и его нечестивость 401
Благородные души из вещей одобряют лишь наивысшие, наилучшие, с самым похвальным исходом, тогда как низкие души тянутся к низкому и садятся на него,как садятся мухи на нечистоты,
Благородная, возвышенная душа не одобряет несправедливости, мерзостей, воровства и вероломства, потому что она выше и благороднее этого , тогда как ничтожная, презренная и низкая душа ведёт себя прямо противоположным образом.
Каждая душа склоняется к тому,что подходит ей и
согласуется | с [её | природой]. Это и есть смысл слов | |||
Всевышнего: | «Каждый делает | то, что подходит | ему...» | ||
(сура 17 «Ночное | путешествие», аят | 84). То есть | то, что | ||
соответствует | [его | склонностям] | и | подходит | ему.Он |
совершает поступки, соответствующие его нраву и природе, и каждый человек следует своим путём и потакает своим привычкам, то есть тому, к чему он привык и что близко его натуре. Грешник делает то, что согласуется с его путём, — он
отвечает на милости ослушанием и отворачивается от Благодетеля. А верующий делает то, что подходит ему, то есть благодарит Благодетеля, любит Его, восхваляет Его, старается снискать Его любовь, испытывает стыд перед Ним, постоянно помнит о том , что Аллах наблюдает за ним , возвеличивает Его и почитает Его.
Раздел
Как познает Творца тот, кто не познал себя?
Знай, что Всевышний Аллах сотворил в груди твоей дом, именуемый сердцем. И Он установил в центре его трон для познания Его, на котором — высший идеал. Всевышний — над Своим Троном, отделён от Своих творений, и высший идеал, заключающийся в Его познании, любви к Нему и единобожии, покоится на ложе сердца, а на ложе — ковёр довольства, а справа и слева к нему прилегают Его законы и веления. В этот дом открывается дверь из сада милости Его, близости к Нему и стремления к встрече с Ним. Его поливает благодатный