Здравое слово о главе двадцать третьей
Цель этой главы заключается в том, чтобы предостеречь людей от ширка и заставить их бояться его, так как опасность ширка в этой общине реальна. В ней также опровергаются взгляды тех, кто утверждает, что человек, сказавший «нет божества, кроме Аллаха» и назвавшийся мусульманином, остается таковым, даже если он совершает действия, несовместимые с Исламом, такие как испрашивание помощи у покойников и обращение к ним мольбы, называя это испрашиванием посредничества (тавассулем), а не поклонением. Все' это не что иное, как бесполезная ложь и заблуждение.
Что же касается понятия «идол», то это представляет собой обобщающее понятие, распространяющееся на любой объект поклонения, кроме Аллаха, будь то деревья, камни, сооружения и т.п. Никто из пророков, праведников или не праведников не может быть предметом поклонения, так как это является исключительным правом Одного Аллаха. Если же кто-то взывает не к Аллаху и поклоняется этому, тем самым создает себе идола и выходит из истинной религии. При этом ему не поможет причисление себя к Исламу, ибо существует очень много мушриков, атеистов и лицемерных неверных, которые причисляют себя к Исламу. Смысл заключается в духе религии и ее истине, а не в наименованиях и пустых словах.
Глава 24
О КОЛДОВСТВЕ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 102 из суры «Корова».
2. Смысл аята 51 из суры «Женщины».
3. Смысл понятий «джибт» и «тагут» с указанием разницы между ними.
4. Тагут может быть как джинном, так и человеком.
5. Знание семи грехов, особо запрещенных посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
6. Колдун является неверным.
7. Он должен быть убит, и за это покаяние не приносится.
8. Если такое явление имело место среди мусульман во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, то что же говорить о том, что было позже?
Всевышний Аллах сказал:
«...И они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни...»* (Корова, 102). Он сказал также: «...Они веруют в джибта и тагута...» (Женщины, 51).
*Колдовство — это чтение заклинаний, завязывание узлов и прочее из того, что влияет на души и тела людей, вызывая болезни и смерть, разлучая мужа с женой и т. п. Всевышний сказал: «Сулейман не был неверным, а неверными были шайтаны: они обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но оба они не обучали никого, не сказав ему: '"Мы — искушение, не становись же неверным!" И те научались от них, чем разлучать мужа от жены1, — хотя они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. Они обучались тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни. Как ничтожно то, за что продали они свои души, — если бы они это знали!» (Корова, 102).
Всевышний также сказал: «Скажи: "Я прибегаю к Господу рассвета... от зла дующих на узлы..."» (Рассвет, 1, 4).В этой суре Аллах повелел прибегать к Его покровительству от зла колдуний, и если бы колдовство не было истиной, то Всевышний не повелел бы этого. Колдовство запрещено Аллахом, и на это указывает вышеуказанный аят из суры «Корова» и слова Всевышнего: «...И не будет иметь счастья колдун, куда бы ни пришел». (Та Ха, 69).
Умар сказал: «Джибт — это колдовство, а тагут — это Шайтан».
Джабир сказал: «Тагуты — это предсказатели, в которых вселился шайтан, и в каждом из них — по одному шайтану».
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Избегайте семи смертных грехов. Люди спросили: «А каких именно, о посланник Аллаха?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Ширка, колдовства, запрещенного Аллахом убийства, иначе как по праву, взимания процентов с долга, присваивания имущества сироты, бегства с поля боя и опорочивания целомудренных женщин*. Этот хадис рассказали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 5/294 и 12/160, Муслим (89), Абу Дауд (2874), ан-Насаи 6/257).
В хадисе от Джундаба говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Колдун наказывается ударом меча. Этот хадис передал ат-Тирмизи и сказал, что этот хадис достоверный, ибо это имело место в действительности. (Ат-Тирмизи (1460), аль-Хаким 4/360).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Баджали ибн Абады: «Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью, и мы убили троих». (Аль-Бухари 6/184, 185 (без упоминания убийства колдуньи), ат-Тирмизи (1586), Ахмад 1/190, 191, Абу Дауд (3043) и др. с достоверным иснадом).
«Рассказывают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее', и та была убита. То же самое рассказывают и о Джундабе». (Малик 2/872; хадис мункати' (т.е. в иснаде нет одного рассказчика).
Ахмад сказал: «О трех сподвижниках Пророка**.
*Ибн Аббас говорил, что смертных грехов — семь, однако согласно другим ривайам от него — их семь и семь [четырнадцать. — Ред.], семьдесят или семьсот. Многочисленные труды о них были написаны хафизом Ибн Раджабом, шейх.-уль-Исламом Ибн Абд аль-Ваххабом, хафизом аз-Захаби и др.
Одним из величайших грехов является несправедливое убийство. Всевышний сказал: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему будет геенна — для вечного пребывания в ней...» (Женщины, 93) Жизнь мусульманина становится неприкосновенной при совершении им трех грехов: убийства другого мусульманина, прелюбодеяния и выхода из общины Ислама. В этих случаях необходимо покаяние, о чем сказал Аллах: «...Те, которые не взывают к другому божеству наряду с Аллахом, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто совершает это, тот встретит воздаяние: удвоено будет ему наказание в день Воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным, кроме тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Аллах заменит их злые деяния благими, ведь Аллах — Прошаюший, Милосердный!» (Различение, 68—70).
**Это значит: приказ об убийстве колдунов дошел до нас от трех сподвижников: Умара, Хафсы и Джундаба.
Глава 25