Природа духовных даров
В 12-й главе 1-го Послания к Коринфянам Павел рассматривает дары Духа Святого. Он начинает эту главу так:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
1 Коринфянам 12:1
Затем, с 7-го по 11-й стих, он перечисляет девять разных даров:
Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Ключом к пониманию этого является слово «проявление». Сам Дух Святой, обитающий внутри верующего, невидим. Но благодаря проявлению Святого Духа через верующего, Личность и дела Духа Святого становятся реальными для людей. В каждом случае проявление Духа Святого через дары видимо органами чувств: мы либо видим, либо слышим, либо чувствуем.
Поскольку духовные дары проявляют не личность верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Во всех случаях результаты, которые они производят, находятся на более высоком уровне, нежели уровень того, что мог бы когда-нибудь произвести верующий посредством исключительно своих способностей. Все это возможно только благодаря непосредственному действию Духа Святого. Посредством этих даров через верующего Дух Святой являет Себя из невидимой духовной сферы и производит прямое влияние на наш видимый физический мир.
Павел констатирует, что, во-первых, Дух Святой проявляет Себя исключительно по Своему усмотрению, согласно Своим суверенным целям в служении каждого верующего. Человеческая воля или наши достижения не являются основанием для получения даров Духа. Во-вторых, дары Духа даются «на пользу» — для достижения практических и полезных результатов. Как сказал Боб Мамфорд: «Дары Духа Святого являются инструментом, а не игрушкой.»
Общепринято подразделять эти девять даров на три группы:
1. Дары речи — дары, которые действуют через органы речи верующего. К ним относятся: пророчество, иные языки и истолкование языков.
2. Дары откровения — это дары, посредством которых мы получаем духовное откровение: слово мудрости, слово знания и различение духов.
3. Дары силы — дары, которые демонстрируют сверхъестественную силу Божью в физическом мире. Сюда входят: дар веры, дары исцеления и чудотворения.
«Имейте веру Божию»
Дар веры, который мы рассмотрим сейчас, является первым из трех даров силы. В отличие от других аспектов веры, дар веры является суверенным и сверхъестественным проявлением Святого Духа, действующего через верующего. «Суверенный» означает то, что Бог Сам решает когда и как действовать даром веры.
В 21-й главе Евангелия от Матфея и в 11-й главе Евангелия от Марка мы читаем, как Иисус по пути в Иерусалим, будучи в сопровождении Своих учеников, подошел к смоковнице при дороге. Он хотел найти плод, но не найдя на дереве ничего, кроме листвы, проклял его:
...отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек.
Марка 11:14
Когда ученики проходили мимо этого дерева на следующий день, то были поражены, что за сутки смоковница засохла до корня. Петр сказал:
...Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Марка 11:21
В ответ Иисус сказал:
...имейте веру Божию...
Марка 11:23
Речь идет об особой вере — вере как даре, т.е. вере, которая соединяет человека с Богом. Через дар веры Дух Святой сверхъестественно наделяет верующего частицей способностей Самого Бога. Это настолько выше простых человеческих способностей, возможностей и сил, насколько небо выше земли.
Сказав: «имейте веру Божию», Иисус поощрил Своих учеников стремиться принимать и практиковать этот дар веры, как это делал Он Сам. Далее Он объяснил им, что с верой такого рода они не только могут сделать то, что Он сделал со смоковницей, но и смогут двигать горы словом:
...истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет.
Матфея 21:21
В Евангелии от Марка Иисус обращается не только к тем Своим ученикам, кто слышал Его тогда. Но словом «кто» Он распространяет Свое обетование на всех верующих:
...имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Марка 11:23
Иисус никак не ограничивает диапазон действия такой веры. Он использует всеобъемлющие фразы: «кто скажет... будет ему, что ни скажет». Нет никаких ограничений в словах, которые могут быть произнесены, нет ограничений и в том, кто может стать каналом веры. Все дело заключается в природе слова, приходящего через канал веры: это должно быть слово Самого Бога.
В Евангелии от Луки описывается, как Иисус и Его ученики пересекали озеро на лодке, когда поднялся сильный ветер. Ученики разбудили Иисуса, спавшего на корме, и сказали:
...Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Луки 8:24
Совершенно ясно, что здесь Иисус использовал силу нечеловеческого уровня. Обычно ветры и воды не повинуются человеку. Но в момент нужды Иисус принимал необходимую помощь Своего Отца. И словом, сказанным через дар веры, Он произвел то, что мог сделать только Бог — моментально прекратил шторм.
Когда опасность миновала, Иисус повернулся к ученикам и спросил: «Где вера ваша?». Другими словами, Он сказал: «Почему вы не смогли сделать это? Почему это пришлось делать Мне?» Он имел в виду, что для учеников было бы столь же легко успокоить шторм, как и для Него Самого, если бы они верой стали каналом Божьих возможностей. Но в кризисный момент ученики поддались страху, который исключает веру. Иисус же доверился Отцу и получил от Него сверхъестественный дар веры для победы над штормом.