Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и
Униженности.
Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное
Усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие.
Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными
причинами:
— первая из них заключается в том, что раб Аллаха отказывается от религии и проявляет
Безразличие к познанию своего Господа и Его прав. В силу собственной нерадивости он продолжает
Быть небрежным и неисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховных
Деяниях, в результате чего из его сердца исчезает страх пред Аллахом, и в нем не остается веры, так
Как истинная вера подразумевает обязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в
этом, так и в ином мирах;
— вторая причина состоит в том, что человек поклоняется, пребывая в невежестве, восхищаясь
Самим собой и обольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человек позволяет себе
Вольности в своих делах, не испытывая при этом никакого страха. При этом он считает, что занимает
Высокое положение пред Аллахом и находится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоенно
Полагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказывается брошенным на произвол
Судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сам причинил себе зло.
Из данного разъяснения становится ясной несовместимость всего вышеперечисленного с
Таухидом.
Глава35
СТОЙКОСТЬ ПЕРЕД ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ В НЕГО
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята 11 из суры «Взаимное обманывание».
Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.
Опорочивание рода является неверием.
Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет свою одежду, а также обращается с
Призывом времен джахилиййи.
Указание на то, что Аллах желает добра Своему рабу.
Указание на то, что Аллах желает ему также и зла.
Указание на то, что Аллах любит Своего раба.
Запрещение гнева.
Награда за удовлетворенность несчастьем.
Всевышний Аллах сказал:
«Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в
Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...»* (Взаимное обманывание, 11).
*Имам Ахмад сказал: «Всевышний Аллах упомянул терпение в девяноста местах Своей Книги».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Терпение — это свет
(Ахмад 5/343, 344, Муслим (223), ат-Тирмизи (3512) от Абу Малика аль-Ашари). Он также сказал:
Никто не был одарен более благим даром, чем терпение (аль-Бухари 3/265, 11/260, Муслим (1053)
От Абу Саида аль-Худри).
Умар рассказывал: «Мы почувствовали хорошую жизнь благодаря терпению» (аль-Бухари
Ахмад привел его в «аз-3ухде» с достоверным иснадом). Али ибн Абу Талиб сказал: «Вера без
Терпения — все равно что тело без головы». Зачем он повысил голос и сказал: «Поистине, нет веры у
того, у кого нет терпения!»
Ибн Масуд же сказал: «Убежденность — это вся вера, а терпение — половина веры». Ибн аль-
Каййим писал, что терпение оберегает душу от озабоченности, язык — от жалоб и гнева, руки и
Органы — от самобичевания и прочего.
Терпение делится на три вида: терпение в выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании
Того, что запретил Аллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии.
Всевышний сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А
Кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...» (Взаимное обманывание,
Каждый верующий должен знать, что постигшее его несчастье предопределено Аллахом, и
Поэтому он должен терпеливо отнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы
Испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; но обрадуй терпеливых
— тех, которые, когда постигает их бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к
Нему возвращаемся!" Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они —
Идущие верным путем» (Корова, 155—157).
Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье,
Знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». (Аль-
Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх
Аль-Бари» писал: «Абд ар-Раззак привел его от Ибн Уйайны от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алка-
Мы, но не упоминал имени Ибн Масуда»).
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры:
«Посланник Аллаха сказал: Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание
рода и оплакивание умершего». * (Муслим, [67]).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах
и приветствует, сказал:
Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и обращается с зовом времен
джахилиййи**. (Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим [103]).
Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если
Же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за
совершенный им грех до наступления дня Воскресения***. Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398);
Достоверный хадис.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: