Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и

Униженности.

Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное

Усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие.

Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными

причинами:

— первая из них заключается в том, что раб Аллаха отказывается от религии и проявляет

Безразличие к познанию своего Господа и Его прав. В силу собственной нерадивости он продолжает

Быть небрежным и неисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховных

Деяниях, в результате чего из его сердца исчезает страх пред Аллахом, и в нем не остается веры, так

Как истинная вера подразумевает обязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в

этом, так и в ином мирах;

— вторая причина состоит в том, что человек поклоняется, пребывая в невежестве, восхищаясь

Самим собой и обольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человек позволяет себе

Вольности в своих делах, не испытывая при этом никакого страха. При этом он считает, что занимает

Высокое положение пред Аллахом и находится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоенно

Полагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказывается брошенным на произвол

Судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сам причинил себе зло.

Из данного разъяснения становится ясной несовместимость всего вышеперечисленного с

Таухидом.

Глава35

СТОЙКОСТЬ ПЕРЕД ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ АЛЛАХА

ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ В НЕГО

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл аята 11 из суры «Взаимное обманывание».

Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.

Опорочивание рода является неверием.

Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет свою одежду, а также обращается с

Призывом времен джахилиййи.

Указание на то, что Аллах желает добра Своему рабу.

Указание на то, что Аллах желает ему также и зла.

Указание на то, что Аллах любит Своего раба.

Запрещение гнева.

Награда за удовлетворенность несчастьем.

Всевышний Аллах сказал:

«Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в

Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...»* (Взаимное обманывание, 11).

*Имам Ахмад сказал: «Всевышний Аллах упомянул терпение в девяноста местах Своей Книги».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Терпение — это свет

(Ахмад 5/343, 344, Муслим (223), ат-Тирмизи (3512) от Абу Малика аль-Ашари). Он также сказал:

Никто не был одарен более благим даром, чем терпение (аль-Бухари 3/265, 11/260, Муслим (1053)

От Абу Саида аль-Худри).

Умар рассказывал: «Мы почувствовали хорошую жизнь благодаря терпению» (аль-Бухари

Ахмад привел его в «аз-3ухде» с достоверным иснадом). Али ибн Абу Талиб сказал: «Вера без

Терпения — все равно что тело без головы». Зачем он повысил голос и сказал: «Поистине, нет веры у

того, у кого нет терпения!»

Ибн Масуд же сказал: «Убежденность — это вся вера, а терпение — половина веры». Ибн аль-

Каййим писал, что терпение оберегает душу от озабоченности, язык — от жалоб и гнева, руки и

Органы — от самобичевания и прочего.

Терпение делится на три вида: терпение в выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании

Того, что запретил Аллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии.

Всевышний сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А

Кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...» (Взаимное обманывание,

Каждый верующий должен знать, что постигшее его несчастье предопределено Аллахом, и

Поэтому он должен терпеливо отнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы

Испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; но обрадуй терпеливых

— тех, которые, когда постигает их бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к

Нему возвращаемся!" Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они —

Идущие верным путем» (Корова, 155—157).

Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье,

Знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». (Аль-

Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх

Аль-Бари» писал: «Абд ар-Раззак привел его от Ибн Уйайны от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алка-

Мы, но не упоминал имени Ибн Масуда»).

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры:

«Посланник Аллаха сказал: Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание

рода и оплакивание умершего». * (Муслим, [67]).

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах

и приветствует, сказал:

Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и обращается с зовом времен

джахилиййи**. (Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим [103]).

Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если

Же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за

совершенный им грех до наступления дня Воскресения***. Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398);

Достоверный хадис.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Наши рекомендации