Таухида и преграждал любой путь, ведущий к ширку
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов 128 и 129 из суры «Покаяние».
2. Максимальное отдаление Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, своей общины от нарушения границ таухида.
3. Упоминание о его внимании, сострадании и милосердии к нам.
4. Его запрещение посещать его могилу с особой целью, хотя простое посещение его могилы является одним из самых лучших деяний.
5. Его запрет на частые посещения могил.
6. Его настоятельный призыв совершать дополнительные Намазы дома («Не превращайте свои дома в могилы...» — Ред.).
7. Салафы не позволяли совершать Намаз около могил.
8. Обосновывается это тем, что испрашиваемые для него благословение и мир достигнут его из любого места, даже самого отдаленного, и поэтому нет необходимости в вымыслах тех, кто ищет приближения к нему.
9. Находясь за барьером этой жизни — в барзахе — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет представление о деяниях своей общины посредством испрашиваемых для него благословений и мира.
Всевышний Аллах сказал:
«Пришел к вам Посланник из среды вашей. Ему тягостны ваши прегрешения, он заботлив о вас, и к верующим он — кроток, милостив. А если они отвернутся, то скажи: "Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него! На Него я уповаю, ведь Он — Господь великого Трона!"» (Покаяние, 128—129).
Абу Хурайра рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: Не превращайте свои дома в могилы и не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня, где бы вы ни были». Этот хадис передал Абу Дауд с хорошим иснадом, и все его рассказы заслуживают доверия. (Абу Дауд (2042), Ахмад 2/367, «Фадль ас-Салат 'ала-н-Наби» Исмаила аль-Кади (20), (30); достоверный хадис)*.
Известен рассказ Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошел к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: «Разве я не рассказывал вам, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн Али. — Ред.} о том, что мой дед [Али ибн Абу Талиб. — Ред.} слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия достигнут меня, где бы вы ни были? Этот хадис передал аль-Макдиси в «аль-Мухтаре». («Фадль ас-Салат 'ала-н-Наби» Исмаила аль-Кади (20), (30)**).
*Этот хадис содержит суровый запрет на путешествие, вознамеренное только для посещения могилы посланника Аллаха, либо какого-то машхада, поскольку это относится к устроению празднеств и является одной из важнейших причин возникновения ширка. Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: Отправляться в путь можно только в три мечети: Заповедную мечеть [в Мекке. — Ред.}, мою мечеть[в Медине. — Ред.] и мечетьаль-Акса [в аль-Кудус. — Ред.]» (аль-Бухари 3/57, 4/210, Муслим (827), Малик 1/108, ан-Насаи 3/114, Ахмад 6/7 и 397). Паломничество же в любую другую мечеть запрещено Шариатом, независимо от того, называется она машхадом или нет.
Что же касается совершения обхода (тавафа) вокруг могил или машхадов, то это является великим ширком, ибо Аллах сказал: «...И пусть совершают обход вокруг Древнего дома» (Хадж, 29). Поэтому таваф разрешается только вокруг Священного Дома Аллаха — Каабы.
**Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не читали благословений и приветствий ему у его могилы, как это начали делать последующие поколения, несмотря на следующий хадис Убейдуллы ибн Умара от Нафиа о том, что «когда [Абдулла. — Ред.] Ибн Умар вернулся из путешествия, он пришел на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: "Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!" Затем он ушел». Убайдулла сказал: «Мы не знаем никого из сподвижников Пророка, который бы делал это, кроме Ибн Умара». Это свидетельствует о том, что никто из первых мусульман не становился у могил, чтобы произносить мольбу или просить что-либо для себя и других.
Ибн Теймийа сказал: «Я не знаю никого, кто бы позволял это, так как это является одной из разновидностей проведения празднеств. Напротив, хадис указывает на то, что навещение могилы [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] для приветствия, когда человек ходит совершать Намаз в его мечети, запрещено и не разрешается по Шариату. Малик порицал жителей Медины за навещение могилы Пророка при входе в мечеть, поскольку салафы не делали этого. Он сказал: "Дела последних поколений этой общины не будут праведными, если их не делали первые". Сподвижники и их последователи, да будет доволен ими Аллах, посещали. мечеть Пророка, совершали Намазы, а по окончании их сидели или выходили. Они не навещали его могилу для приветствия, потому что знали, что благословение и приветствие его в Намазе совершеннее и лучше. Приход же к могиле для благословения и приветствия, для Намаза или для мольбы не был разрешен им, наоборот, он запретил это, сказав: Не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня. Этим он разъяснил, что благословения и приветствия достигают его из любого места. Кроме того, он проклял тех, кто воздвигает на могилах пророков мечети.
Во времена, когда была жива Аиша, его могила находилась в комнате, в которую входили через дверь, после чего была построена еще одна стена. Хотя салафы и имели возможность посетить его могилу, они не входили туда ни для благословения, ни для приветствия, ни для мольбы за себя или за других, ни для того, чтобы задать вопрос о хадисах или науке. Шайтан не мог соблазнить их и внушить им то, что они, якобы, слышат речь и приветствия [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.], дабы они предположили, что Пророк разговаривает с ними, выносит фетвы, Разъясняет им хадисы или отвечает на приветствия голосом, который слышен снаружи, как соблазняет Шайтан прочих у его могилы и могил других, вводя и в заблуждение. Эти люди предполагают, что погребенный в могиле повелевает и запрещает, издает фетвы и разговаривает наяву, что он выходит из могилы, и люди видят его вне ее. Они предполагают, что души тел мертвых выходят и разговаривают, и что душа мертвого облекается в плоть, и люди видят ее, как видели Пророка в ночь Вознесения на небеса...»