Глава 5. Что такое Бог?
Бог непостижим для человека. Мы можем знать о Боге лишь то, что Он Сам открывает людям о Себе. Человек не в силах постичь Бога, Господь дает нам лишь ту часть познания, которая необходима человеку для развития его как личности и его спасения. Даже люди святые, с богатым опытом духовной жизни склоняли свои головы перед непостижимостью Творца. «Бог бесконечен и непостижим, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и собственно единственное, что нам дано понять – это Его бесконечность и непостижимость». Святой Василий Великий напоминает, что наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворенного мира.
Из Священного Писания и согласного с ним учения отцов Церкви, мы знаем, что Бог есть дух, наполняющий всю Вселенную. Он бесконечен и вездесущ, как бесконечна сама Вселенная, Он одновременно находится везде. Святой Григорий Палама пишет: «Бог есть природа всего существующего, и все существует лишь постольку, поскольку причастно к Богу». Все, что в мире существует, это проявление Его божественной энергии, её материализация.
Бог всеведущ: Он знает прошлое, настоящее и будущее, в том числе судьбу каждого из нас. Это не значит, что человек является куклой в чьих-то руках. Каждый из нас есть хозяин и творец своей судьбы, состоящей из наших жизненных целей и ежедневных поступков, которые определяем мы сами. В конечном итоге, именно духовное состояние человека определяет всю его жизнь. В Священном Писании сказано: «вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81,6). О том же говорит и Христос (Ин.10,34), подчеркивая возможность людей решать свою жизнь самостоятельно. Астрология, по мнению Церкви и ученых является лженаукой.
Бог знает будущее, зная, как мы распорядимся своей свободой. Однако, говоря о прошлом и будущем, необходимо помнить, что Бог находится вне времени, он живет в неизменном настоящем. Чтобы попытаться логически понять это, обозначим историю человечества в виде прямой, а Бога в форме круга, тем более что круг есть символ бесконечности, а все мы находимся в Боге. История человечества имеет свой предел, о чем мы поговорим в другой главе. Теперь посмотрите на получившуюся картинку: Бог видит одинаково хорошо, как наше прошлое, так и будущее.
Бог всемогущ, Он может все, для Него нет ничего невозможного, но Его власть и сила имеют некоторые ограничения. Господь не творит зла, потому как любое проявление греха не только противно Ему, но и противоречит Его природе. Зло не вещественно и не материально, оно является всего лишь болезнью души, т.е. неестественным её состоянием. Зло саморазрушительно для любой формы жизни, в том числе и для человека – таковы законы бытия. Совершая грех, человек подрывает основу своего благополучия в прямом смысле слова, и духовного и физического, утрачивает свободу и возможность быть счастливым.
Бог не может создать ещё одного бога. Любое сотворенное существо всегда несовершенно. Человек призван по своей природе к богоподобному состоянию. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - говорит Господь. Таковы законы мироздания: стать богоподобным можно только при свободном волеизъявлении, при самостоятельном усилии, но только с Богом и в Боге. Григорий Палама пишет: «Бунт против Бога есть бунт против себя самого».
По той же причине Бог не может спасти человека, без усилий самого человека. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» - говорит Христос (Мат.11,12 и Лук.16,16).
Если суммировать сказанное о Боге в Священном Писании, то можно сделать краткий вывод: Бог есть Истина, Любовь, Красота и Святость. Это знания, открытые для нас Богом, и в первую очередь через Сына Божьего – Иисуса Христа. Именно Спаситель дал человечеству более полные знания о Боге. Первое: существуют три Божественные Личности: Бог – Отец, Бог – Сын (Христос) и Бог – Дух Святой. Это не три Бога, а Пресвятая Троица. Поэтому, совершая крестное знамение мы складываем три пальца правой руки вместе, которые символизируют Пресвятую Троицу. Второе: Бог есть Любовь. Совершенная любовь, существующая у Лиц Пресвятой Троицы, соединяет Их воедино. Поэтому мы говорим что Бог один, несмотря на то, что верим в Бога – Отца, Бога – Сына и Бога – Духа Святого. Они единосущны между собой, и никто из Них не больше, не меньше другого, тем не менее, Они не сливаются друг с другом. Даже среди людей бывают друзья, у которых одни взгляды и стремления, и чем возвышеннее их стремления, тем крепче их дружба и духовное единство. Только у людей это единство очень несовершенное. У Лиц же Пресвятой Троицы стремления и желания тождественны, иначе говоря, полностью совпадают, и выражены совершенной любовью, поэтому мы называем Их одним Богом. Ничто не может случиться без воли Отца, и ничто не произойдет без воли Сына, и ничего не будет без воли Духа Святого. Их единство в совершенной любви друг к другу, и в одной святой воле.
Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любят и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в Любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.