Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других
Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:
— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);
— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир),
Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басыр);
— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);
— отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-
Куддус), Совершенный (ас-Салам);
— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид
(Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный)
Объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах
сказал: «...Владыка Трона, Славный...» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он
— Владыка Трона обширного, величественного, славного;
— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря
Добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид).
Самодостаточность
— это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье
Совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как
Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-
Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).
Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий
Хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо
из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын
Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред.] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление,
и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими
Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из
Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран
Садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и
скорби" — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займет радость.
Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад
И 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: «Тех, кто раскольничает о
Его именах...» — это те, кто придает Ему сотоварищей».
Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-ИлаЬ» (Божество), а имя «аль-Узза» —
От «аль-Азиз» (Могущественный)».
Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.} то, что к ним не
Относится».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТДЕСЯТЬ ПЕРВОЙ
Подтверждение прекрасных имен, которыми Всевышний назвал Себя Сам и которыми Его назвал
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относится к основам таухида. При этом
Необходимо познать огромное значение этих прекрасных имен, признать их великолепие,
Поклоняться Аллаху посредством их и взывать к Нему ими.
Обращаясь с какой-либо духовной или мирской просьбой к своему Господу, рабу Аллаха следует
Обращаться к Нему посредством подходящего для данной ситуации имени, выбрав его из всех пре-
Красных имен Всевышнего. Если человек испрашивает для себя удела, то ему следует обращаться к
Аллаху посредством Его имени Наделяющий благами (ар-Раззак). Чтобы получить Его милость либо
Прощение, к Нему следует обращаться как к Милостивому (ар-Рахман), Милосердному (ар-Рахим),
Благотворителю (аль-Барр), Великодушному (аль-Карим), Всепомилующему (аль-'Афу),
Всепрощающему (аль-Гаффар), Принимающему покаяния (ат-Тавваб) и т.д.
Еще более лучшим является обращение к Нему с мольбой, мысленно представляя себе значения
Его прекрасных имен, всем сердцем проникаясь ими, чтобы оно ощутило влияние этих
Замечательных качеств и усвоило их возвышенное значение.
Например, имена величия, возвышенности, славы, великолепия и достоинства наполняют сердца
Возвеличиванием Аллаха и глубочайшим почтением к Нему.
Имена красоты, благотворительности, благодеяния, милости и щедрости наполняют сердца
Любовью и стремлением к Аллаху, прославлением Его и благодарностью Ему.
Имена могущества, мудрости, всеведения и силы преисполняют сердце покорностью Аллаху,
Смирением и благоговением перед Ним.
Имена знания, осведомленности и наблюдения наполняют сердце человека ощущением того, что
Аллах постоянно следит за каждым его шагом, и он не позволяет себе дурных порочных намерений.
Имена богатства и доброты наполняют сердце ощущением потребности в Аллахе, чувством
Необходимости обращаться к Нему в любое время и в любой ситуации.
Подобные чувства, которыми преисполняются сердца благодаря осознанию рабом Аллаха Его
Имен и качеств, которыми он взывает к Нему и посредством которых он Ему поклоняется, являются
Самыми возвышенными, самыми прекрасными и самыми совершенными. Это есть наилучшие дары