Основные положения Фрейда относительно природы человека
Свобода – детерминизм
Фрейдбыл убежденным биологическим детерминистом. Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Он рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же законы природы, которые применимы к поведению других организмов.
Проактивность – реактивность
Фрейд в объяснении причин человеческого поведения следовал традиционной модели изучения его внутреннего мира. Фрейда можно считать приверженцем проактивно-го взгляда на природу человека, но вместе с тем индивиды реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты. Последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. То есть позиция Фрейда – это умеренный уклон в сторону проактивности.
Гомеостаз – гетеростаз
Фрейд был убежден в том, что все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями в организме. Инстинкты «ид» постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеостатическую позицию.
Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера
Представление о том, что человек – это единый и самосогласующийся организм, составляет главную посылку психологии Адлера. Он дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латинском языке «individuum» означает «неделимый», т.е. речь идет о сущности, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом. Адлерсчитал, что жизнь человека невозможно представить без непрерывного движения в направлении роста и развития. Он утверждал, что человек стремится к совершенству, всегда находится в движении к личностно значимым жизненным целям.
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Кроме того, ведущим в теории Адлераявляется положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Он считал, что у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Адлер полагал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, – регулирующими их поведение. По мнению А. Адлера, всё, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели, т.е. поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. При этом Адлерсчитал, что основные цели людей представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить . Так, например, один человек может считать, что напряженной работой поможет достичь всего, другой полагает, что Бог вознаградит его на небесах за то, что он жил праведной жизнью на Земле.
Основные положения А. Адлера относительно природы человека
Свобода – детерминизм
Адлер отвергал концепцию психического детерминизма, доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением. Однако идея полной свободы в его индивидуальной психологии имеет ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей начало в раннем детском опыте.
Проактивность – реактивность
Адлер– абсолютный приверженец положения про-активности. В его теории причинность поведения всегда находится внутри индивидуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стремлении к превосходству и совершенству. В действительности Адлер постулирует существование только одной проактив-ной и динамической силы, лежащей в основе всей человеческой активности, – поиск совершенства в жизни.