Предписания по поводу времен молитв

1. Методы определения времени молитвы:
1. Сам человек убедится в наступлении времени молитвы.

2. Двое праведных мужчин сообщат о наступлении времени молитвы.

3. Достойный доверия и знающий о временах молитвы муэдзин провозгласит о наступлении молитвы.

Внимание!

● До тех пор, пока с помощью одного из методов определения времени молитвы человек не выяснит наступление времени, ему не дозволяется приступать к молитве.

● Если человек убедится в наступлении времени молитвы и начнет совершать ее, а затем в середине молитвы усомнится в наступлении времени молитвы, его молитва будет недействительной. Однако если во время совершения молитвы он был убежден в наступлении ее времени и усомнится по поводу уже совершенной части молитвы, была ли эта часть молитвы совершена после наступления молитвы или нет, то в таком случае его молитва действительна.

2.Критерием для выяснения наступления времени является уверенность религиозно обязанного. Таким образом:

1. В случае, если религиозно обязанный по средствам массовой информации, объявляющим каждый день о времени молитв до ее наступления, приобретет уверенность в наступлении времени молитвы, тогда он может довериться этому.

2. Если у человека появится уверенность в том, что призыв (азан) на молитву начался с наступлением времени молитвы, то нет необходимости ждать до его завершения, и он может начать совершать молитву.

3.Религиозно обязанный относительно времен ежедневных молитв должен действовать соответственно горизонту его местонахождения.

4.Одинаковость временного промежутка между временем двух разных областей в астрономическом рассвете или полудне или в закате солнца не значит, что и другие времена совпадают. В большинстве случаев разница между городами отличается в трех временах, например, если между двумя областями относительно полудня разница в 25 минут, то относительно времени утренней и вечерней молитвы эта разница не сохраняется и отличается (т.е. возможно будет больше или меньше 25 минут).

5.Тот, у кого осталось время совершить лишь один рак‘ат молитвы, должен совершать ее с намерением о своевременном (’ада) совершении, но умышленно не должен оставлять молитву до такого времени. В случае сомнения в том, осталось ли время для совершения хотя бы одного рак‘ата или нет, он должен совершить молитву с намерением о «выполнении обязательства» (ма фи-з-зимма).

6.После наступления времени двух молитв (аз-зухр и аль-‘аср или аль-магриб и аль-‘иша), молящийся волен выбирать между тем, чтобы совместить две молитвы (т.е. совершить одну за другой) и тем, чтобы выполнить каждую из них в предпочтительное для нее время (аль-вакт аль-фадила).

7. Желательно, чтобы человек совершал молитву в начале ее времени, о чем есть очень много настоятельных рекомендаций в исламском праве. Если он не сможет совершить молитву в начале ее времени, то будет лучше совершить ее как можно ближе к началу времени, разве что задержка молитвы будет иметь благочестивое основание, например для того, чтобы совершить коллективную молитву.

8.Если кредитор будет требовать свое имущество, то в случае, если человек может, он должен отдать его и затем совершить молитву. Таково же положение, если возникнет другое срочное и обязательное (ваджиб) дело. Но если времени для молитвы будет очень мало, то вначале необходимо совершить молитву.

Порядок между молитвами.

1.Полуденную и послеполуденную молитвы необходимо совершать по порядку, т.е. в начале полуденную, а затем послеполуденную. Таково же положение относительно вечерней и ночной молитв, последовательность которых необходимо соблюдать. В случае, если человек умышленно совершит послеполуденную молитву до полуденной или ночную до вечерней, его молитвы будут недействительными.

2. Если человек по ошибке совершит вторую молитву до первой, например, ночную до вечерней, и поймет это после совершения молитвы, то его молитва действительна.

3.Если человек приступит к молитве с намерением полуденной молитвы и во время ее совершения вспомнит, что уже совершил полуденную молитву, он должен прекратить молитву, после чего приступить к совершению послеполуденной молитвы. Точно также обстоит дело с вечерней и ночной молитвами.

4. Если молящийся полагал, что он уже совершил полуденную молитву, но во время совершения послеполуденной молитвы вспомнит, что еще не совершил ее и если это произойдет в общее время для этих двух молитв (аз-зухр и аль-‘аср), тогда он сразу же должен сменить свое намерение на совершение полуденной молитвы, завершить ее, а затем совершить послеполуденную молитву. Если это случится в отведенное для полуденной молитвы время, то согласно обязательной предосторожности, он должен сменить свое намерение на совершение полуденной молитвы, завершить ее, но затем совершить по порядку обе молитвы (аз-зухр и аль-‘аср). То же самое касается вечерней и ночной молитв.

Урок 36

Ежедневные молитвы

Азан (призыв к молитве) и икама (призыв о начале молитвы)

1. До совершения ежедневных обязательных молитв желательно произнести азан и икаму. Это касается утренней и вечерней молитв и в особенности коллективной молитвы. Произнесение азана и икамы не требуется для других обязательных молитв, таких как молитва во время определенных стихийных бедствий (салят аль-айат) и т.п..

1. Четыре раза повторяют: «Аллаху Акбар» (т.е. Бог превыше того, чтобы Его можно было описать).

2. Два раза повторяют: «Ашхаду ан ля иляха илляллах» (т.е. свидетельствую, что нет божества и (иного объекта поклонения), кроме Аллаха).

2. Азан состоит из 18 последовательных повторяющихся предложений:
3. Два раза повторяют: «Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах» (т.е. свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

4. Два раза повторяют: «Хаййа ‘аля-с-саляти» (т.е. спешите на молитву).

5. Два раза повторяют: «Хаййа ‘аля-ль-фаляхи» (т.е. спешите к спасению).

6. Два раза повторяют: «Хаййа ‘аля хайри-ль-‘амал» (т.е. спешите к добрым поступкам).

7. Два раза повторяют: «Аллаху Акбар» (т.е. Бог превыше того, чтобы Его можно было описать).

8. Два раза повторяют: «Ля иляха илляллах» (т.е. нет божества и (иного объекта поклонения), кроме Аллаха).

3. Икама состоит из 17 предложений и порядок такой же, как и в азане, за исключением того, что в начале только два раза необходимо сказать «Аллаху Акбар» и в конце один раз сказать «Ля иляха илляллах», а также после слов «Хаййа ‘аля хайри-ль-‘амал» следует добавить два раза слова «Кад камяти-с-салят» (т.е. молитва состоится).

Замечания по поводу азана и икамы.

■ Произнесение фразы «Ашхаду анна ‘Алиййан валийуллах» (свидетельствую, что Али – наместник Аллаха) очень важно, так как она является девизом шиизма. Она не является частью призыва на молитву, и ее необходимо произносить просто с намерением приближения к Всевышнему Аллаху.

■ Последнюю букву слова «ас-салят» (الصلاة) в призыве на молитву при остановке чтения необходимо читать как «h», а не «т».

■ Объявляемый призыв[16] на обязательные ежедневные молитвы в начале их времени и его повторение слышащими, повышая при этом голос, является, с точки зрения исламского закона, одним из очень рекомендуемых и желательных действий (мустахаб).

■ Призыв на молитву хором в местах массового скопления людей, в случае, когда это не создает неудобства и не приводит к перекрытию дороги, непредосудительно.

■ Призывать на молитву обычным методом с крыш домов, в особенности на утреннюю молитву, не предосудительно, даже если некоторые соседи будут возражать.

■ Не предосудительно транслировать (в общепринятой форме) призыв на утреннюю молитву для объявления о наступлении ее времени. Однако если трансляция айатов Священного Корана и молитв будет доставлять живущим по соседству людям неудобства, то это не имеет достойного оправдания и порицается исламским законом.

■ В достаточности для мужчины призыва на молитву, прочитанного женщиной, есть сомнения (т.е. если мужчина услышит, как женщина читает азан, согласно обязательной предосторожности прочтение азана для него не отпадает).

Урок 37

Ежедневные молитвы

Обязательные составляющие молитвы

1. Ниййат (наличие правильного и искреннего намерения).

2. Такби́рат аль-ихрам (произнесение слов «Аллаху Акбар» в начале молитвы).

3. Кийам (нахождение в положении стоя).

Обязательные составляющие молитвы:
4. Кира’ат (чтение определенных сур и зикров).

5. Руку‘(поясной поклон).

6. Суджуд (земной поклон).

7. Зикр (поминание Аллаха различными формулами).

8. Ташаххуд (слова свидетельствования о единстве Аллаха и посланничестве Мухаммада ((с))).

9. Таслим (слова приветствия пророку и праведным рабам Аллаха).

10. Тартиб (соблюдение порядка между действиями).

11. Мувалат (непрерывность между действиями).

Внимание!

● Некоторые из обязательных составляющих молитвы являются рукнами, т.е. если они не будут выполнены или будут выполнены большее или меньшее количество раз, чем требуется, даже если это произойдет по ошибке или забывчивости, то молитва аннулируется. (Если другие обязательные составляющие молитвы, которые не являются рукнами, преднамеренно не совершить или совершить большее или меньшее количество раз, чем требуется, то молитва также аннулируется, но если это произойдет по ошибке, то молитва действительна, например, кира’ат).

1. Ниййат.

● Рукны молитвы:
2. Такби́рат-аль-ихрам.

3. Кийам (во время произношения такби́рат-аль-ихрам и перед поясным поклоном).

4. Руку‘.

5. Суджуд.

1. Ниййат (намерение).

1. Значение ниййата и предписания относительно него:ниййат в молитве обязателен. Под ниййатом подразумевается намерение о совершении определенной молитвы для послушания закона Божьего.

Внимание!

● Ниййат, который обязателен в молитве, является тем самым намерением о совершении молитвы ради Аллаха. Нет необходимости говорить про себя или произносить вслух, к примеру, следующее: совершаю полуденную молитву для приближения к Аллаху (курбатан иляллах).

● Молящийся должен знать, какую молитву он совершает. Таким образом, если он сделает намерение о совершении четырехрак‘атной молитвы, но не определит какую именно молитву, полуденную, послеполуденную или ночную он хочет совершить, его молитва будет недействительной.

● Человек должен совершать молитву с намерением послушания закона Божьего. Таким образом, если он совершит молитву с притворством или показухой, его молитва будет недействительной. В целом, если человек совершит часть молитвы или всю молитву не ради Аллаха, его молитва будет недействительной.

2. Изменение намерения:

- Изменение намерения о послеполуденной молитве на полуденную (до наступления особого времени для послеполуденной молитвы, в случае, если во время молитвы молящийся вспомнит, что не совершил полуденную молитву).

- Изменение намерения о ночной молитве на вечернюю (до наступления особого времени для ночной молитвы, в случае, если во время молитвы молящийся вспомнит, что не совершил вечернюю молитву и если еще не перешел границу изменения намерения).

Изменение намерения
Обстоятельства, когда это необходимо:
- Если у человека будут две пропущенные (када) молитвы, соблюдение порядка которых обязательно при своевременном их выполнении (например, пропущенные полуденная и послеполуденная молитвы), и по забывчивости он приступит к совершению второй молитвы, не совершив первую.

 
 
Обстоятельства, когда это желательно:  

- Изменение намерения о своевременной на обязательную пропущенную молитву, в случае, если из-за нее (т.е. пропущенной молитвы) не закончится предпочтительное время своевременной молитвы.

- Изменение намерения об обязательной молитве на желательную с целью поучаствовать и получить вознаграждение коллективной молитвы.

- Изменение намерения об обязательной молитве на желательную молитву в полдень пятничного дня. Для того, кто забыл прочитать суру «Аль-Джуму‘а» (Соборная) и вместо нее прочитал другую и дошел до середины или завершил прочтение этой суры, желательно, чтобы этот человек изменил намерение об обязательной молитве на желательную для того, чтобы он смог совершить обязательную молитву чтением суры «Аль-Джуму‘а».

Урок 38

Ежедневные молитвы

Обязательные составляющие молитвы

2. Такби́рат аль-ихрам.

1. Значение такби́рат аль-ихрам и предписания относительно него: такби́рат аль-ихрам является обязательным в молитве и подразумевает произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик) в начале молитвы.

Внимание!

● Если в начале молитвы преднамеренно или по ошибке не произнести формулу такби́рат аль-ихрам, т.е. слова «Аллаху Акбар» в начале молитвы, то молитва будет недействительной. Также, если после того, как человек правильно произнесет в начале молитвы слова «Аллаху Акбар» и сразу еще раз или через некоторое время повторит их с тем же намерением, его молитва аннулируется, и нет разницы, повторение этих слов будет преднамеренным или по ошибке.

2. Обязательные предписания в такби́рат аль-ихраме:

1. Формулу такби́рат аль-ихрам, т.е. слова «Аллаху Акбар»необходимо произносить так, чтобы человек сам мог услышать то, что он произносит, конечно, если у него нет проблем со слухом или не находится в шумном месте.

2. Формулу такби́рат аль-ихрам необходимо произносить правильно на арабском языке. Таким образом, будет неправильно, если произнести перевод слов «Аллаху Акбар» или неверно произнести на арабском эти слова, к примеру, вместо «Аллаху Акбар» сказать «Аллаха Акбар».

Внимание!

● Если молящийся не знает, как правильно произносить формулу такби́рат аль-ихрам, ему необходимо научиться этому, но простительно, если он не может научиться правильному произнесению этих слов.

3. Во время произнесения формулы такби́рат аль-ихрам тело должно быть спокойным и неподвижным. Таким образом, если преднамеренно и произвольно человек произнесет формулу такби́рат аль-ихрам в тот момент, когда тело не будет в спокойном состоянии и будет в движении, молитва аннулируется.

3. Сомнения в такби́рат аль-ихраме.

В самом такби́рат аль-ихраме (т.е. сомнения по поводу того, произнес формулу или нет):
Если приступил к кира’ату, то не следует обращать внимания на сомнения и нужно продолжить молитву.

Сомнения в такби́рат аль-ихраме:
Если не приступил к кира’ату, то должен произнести формулу такби́рат аль-ихрама.

 
 
В правильности такби́рат аль-ихрама(т.е. после произношения формулы возникли сомнения по поводу ее правильного произношения:

Не должен обращать внимание на свои сомнения.

3. Кийам (положение стоя).

1. Виды кийама:

Рукн:
- Кийам во время произношения формулы такби́рат аль-ихрам.

Виды кийама
- Кийам перед руку‘.

Не рукн:  
- Кийам во время кира’ата.

- Кийам после руку‘.

1. Тот, кто может совершать молитву стоя и не имеет никаких уважительных причин совершать ее в другом положении, должен с начала молитвы до поясного поклона быть в состоянии стоя, а также обязательно после поясного поклона и до совершения земных поклонов принять положение стоя. В этих случаях преднамеренное несоблюдение правила о необходимости находиться в положении стоя становится причиной аннулирования молитвы.

2. Находиться в положении стоя во время произношения формулы такби́рат аль-ихрам, а также после завершения кира’ата и перед тем как совершить поясной поклон является рукном, т.е. если это не будет соблюдено даже по ошибке и забывчивости, молитва аннулируется.

Внимание!

● Если человек забудет совершить поясной поклон и после кира’ата (чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры) сядет и в это время вспомнит, что не совершил поясной поклон, он должен встать и принять положение стоя и из этого положения совершить поясной поклон. Таким образом, если не встав и не приняв положение стоя, из того сидячего положения сразу перейдет в состояние поясного поклона, его молитва будет недействительной.

2. Обязательные предписания при кийаме:Молящийся в положении стоя не должен шевелить телом и не должен заметно нагибаться в какую-либо сторону и опираться на что-то, разве что вынужденно или по ошибке и забывчивости.

Внимание!

● Если во время молитвы человек захочет немного пойти вперед или назад или немного подвинуться телом вправо или влево, он должен во время движения остановить зикр, чтением которого он занят.

3.Некоторые желательные действия при кийаме:

1. Держать тело прямо.

2. Опустить плечи вниз.

Некоторые желательные действия при кийаме:
3. Класть руки на бедра.

4. Сомкнуть пальцы.

5. Смотреть на место земного поклона.

6. Центр тяжести тела должен распределяться равномерно на обе ноги.

7. Пребывать в благоговейном состоянии.

8. Ставить ноги на одной линии.

4. Предписания по поводу кийама:

1. Тот, кто не может стоя совершать молитву, должен совершать ее сидя, но если он может стоять, опираясь на что-нибудь, то он обязан молиться стоя.

2. Тот, кто не может сидя совершать молитву, должен совершать ее лежа и согласно обязательной предосторожности, если он может, то должен лежать на правом боку и его лицо и тело должны быть направлены к кибле. Если же не может, то на левом боку, а если он и так не может, тогда должен лежать на спине так, чтобы его стопы были направлены к кибле.

3. Если тот, кто совершает молитву сидя, после прочтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры может встать и совершить поясной поклон, должен встать и из положения стоя перейти в состояние поясного поклона.

4. Если тот, кто лежа совершает молитву, без затруднений может сесть или встать во время молитвы, должен сесть или встать настолько, сколько он может совершать молитву в сидячем или стоячем положении. Также тот, кто совершает молитву сидя, должен совершать ее стоя столько времени, сколько он может совершать ее стоя без затруднений.

5. Если тот, кто может совершать молитву стоя, будет опасаться, что из-за положения стоя ухудшится состояние его здоровья или ему будет причинен другой вред, может молиться сидя и если в молитве сидя будет такое опасение, он может молиться лежа.

6. Тот, кто предполагает, что к концу времени молитвы сможет совершать молитву стоя, согласно (обязательной) предосторожности должен подождать до того времени. Но если в начале времени молитвы по уважительной причине человек совершит молитву сидя и до конца времени молитвы эта причина не устранится, совершенная им молитва действительна и нет необходимости в ее перевыполнении.

7. Если человек в начале времени молитвы не может совершить молитву стоя и убежден в том, что его неспособность в совершении молитвы стоя сохранится до конца времени молитвы (поэтому он совершил ее сидя), но к концу времени он понял, что может совершить молитву стоя, должен совершить заново молитву стоя.

Урок 39

Ежедневные молитвы

Обязательные составляющие молитвы

3. Кира’ат (чтение определенных сур и зикров).

1. Части кира’ата.

Кира’ат в обязательных ежедневных молитвах:
в первом рак‘ате: чтение суры «Аль-Фатиха» и согласно обязательной предосторожности еще одной суры полностью.

во втором рак‘ате: чтение только суры «Аль-Фатиха» или один раз ат-тасбихат аль-арба‘а (четырехкратное величание). Согласно желательной предосторожности лучше ат-тасбихат аль-арба‘а читать три раза.

1.В первом и втором рак‘атах ежедневных обязательных молитв необходимо после такби́рат аль-ихрам прочесть суру «Аль-Фатиха» и полностью еще одну суру из Священного Корана и недостаточно чтения одного или нескольких айатов.

2. В третьем и четвертом рак‘атах молитвы можно прочитать только суру «Аль-Фатиха» (без чтения после нее другой суры) или прочитать ат-тасбихат аль-арба‘а, т.е. произнести слова «Субханаллахи – ва-ль-хамду лилляхи - ва ля иляха илляллаху - валлаху Акбар», означающие следующее: «Пречист Аллах - хвала Аллаху - и нет божества, кроме Аллаха – и Аллах Превелик».

2. Предписания по поводу кира’ата в первом и втором рак‘атах:

1. Суры «Аль-Филь» (Слон) и «Курайш» (Курайшиты) считаются как одна сура и недостаточно чтения одной из них после суры «Аль-Фатиха». То же самое относится к сурам «Ад-Духа» (Утро) и «Аш-Шарх» (Раскрытие).

Внимание!

● Если кто-то по незнанию положения читал в отдельности одну из сур «Аль-Филь» (Слон) или «Курайш» (Курайшиты), то в случае, если это произошло не по причине собственной нерадивости в изучении предписаний исламского закона, то совершенные ранее им молитвы считаются действительными.

2. В ежедневных обязательных молитвах после прочтения суры «Аль-Фатиха» и полностью одной суры после нее непредосудительно чтение айатов с намерением чтения Священного Корана.

3. Если времени для молитвы осталось мало или если будет опосение, что во время чтения (после суры «Аль-Фатиха») суры ему или его имуществу будет нанесен вред вором или хищником и т.п., тогда он не должен читать суру.

4. Если молящийся по ошибке прочитает (вторую) суру до чтения суры «Аль-Фатиха» и поймет свою ошибку перед тем, как совершить поясной поклон, он должен после чтения суры «Аль-Фатиха» заново прочесть любую одну суру. Если же во время чтения суры, (которую необходимо читать после чтения суры «Аль-Фатиха»), он поймет, что еще не прочитал суру «Аль-Фатиха», то должен остановиться и после прочтения суры «Аль-Фатиха» прочесть (вторую) суру с начала.

5. Если молящийся забудет прочитать суру «Аль-Фатиха» и (вторую) суру или одну из них и поймет это после того как совершит поясной поклон, его молитва действительна.

6. Если до совершения поясного поклона молящийся поймет, что не прочитал суру «Аль-Фатиха» и (вторую) суру или только (вторую) суру, то должен прочитать и затем совершить поясной поклон. Если же молящийся поймет, что не прочитал только суру «Аль-Фатиха», то должен прочитать ее и после нее заново прочитать (вторую) суру. Также, если он нагнулся, но перед тем, как дойти до положения поясного поклона, понял, что не прочитал суру «Аль-Фатиха» или (вторую) суру или обе суры, он должен выпрямиться и действовать согласно тому же правилу.

7. Не разрешается читать суры с обязательным земным поклоном в обязательных молитвах. В случае, если преднамеренно или по ошибке молящийся прочитает одну из этих сур и дойдет до айата, при котором необходимо совершение земного поклона, он, согласно обязательной предосторожности, должен совершить земной поклон по причине чтения айата с обязательным земным поклоном, затем встать и, если сура еще не завершилась, прочитать ее до конца, продолжить совершение молитвы и завершить ее, а затем заново совершить молитву. Если же до того, как дойдет до айата с обязательным поклоном, он поймет это, то согласно обязательной предосторожности, он должен оставить чтение этой суры и начать чтение другой суры и таким образом совершить молитву до конца, а затем заново совершить молитву.

8. Если при совершении молитвы человек услышит айат, требующий обязательного земного поклона, его молитва будет действительной и он после того, как услышит такой айат, должен вместо совершения земного поклона сделать знак головой.

9. Если после прочтения суры «Аль-Фатиха» молящийся начнет читать суру «Аль-Ихляс» (Очищение) или «Аль-Кафирун» (Неверующие), то он не может оставить суру и начать читать другую суру. Но в пятничной молитве, если молящийся по забывчивости вместо суры «Аль-Джуму‘а» (Соборная) и «Аль-Мунафикун» (Лицемеры) прочитает одну из тех сур, он может оставить их и прочитать суру «Аль-Джуму‘а» (Соборная) и «Аль-Мунафикун» (Лицемеры).

10. Если в молитве человек прочитает не суры «Аль-Ихляс» (Очищение) или «Аль-Кафирун» (Неверующие), то до тех пор, пока он не дойдет до середины, может оставить их и начать читать другую суру.

11. Если молящийся забудет часть суры, которую он начал читать, или из-за нехватки времени или по другой причине вынужденно не сможет прочитать ее до конца, он должен оставить ее и прочитать другую суру. В таком случае нет разницы, дошел он до середины или не дошел, или сура, чтением которой он был занят была «Аль-Ихляс» (Очищение) и «Аль-Кафирун» (Неверующие) или другая сура.

12. Нет необходимости в чтении (второй) суры в желательных молитвах, даже если эта молитва станет обязательной посредством обета, но в некоторых желательных молитвах, для правильного совершения которых следует читать определенную суру, как молитва для родителей, если человек захочет действовать согласно правилам этой молитвы, он должен читать соответствующую суру.

3. Предписания по поводу кира’ата в третьем и четвертом рак‘атах:

1. В третьем и четвертом рак‘атах достаточно один раз произнести ат-тасбихат аль-арба‘а, хотя из (желательной) предосторожности лучше произнести три раза.

2. Нет никакой обязанности на том, кто не знает, три раза он произнес ат-тасбихат аль-арба‘а или больше или меньше трех, но пока молящийся не перешел к совершению поясного поклона, он может посчитать, что произнес эти слова минимальное количество раз и повторить их для того, чтобы приобрести уверенность в том, что они произнесены три раза.

3. Если тот, кто привык читать в третьем и четвертом рак‘атах ат-тасбихат аль-арба‘а, решит прочитать суру «Аль-Фатиха», но по забывчивости своего решения и по привычке займется чтением ат-тасбихат аль-арба‘а, его молитва будет действительна и таково положение того, кто решит произнести ат-тасбихат аль-арба‘а, но его привычкой является чтение суры «Аль-Фатиха».

4. Если молящийся в третьем и четвертом рак‘атах по забывчивости прочитает суру «Аль-Фатиха» и еще одну суру и после молитвы поймет это, его молитва будет действительна и нет необходимости в ее перевыполнении.

5. Если молящийся в положении стоя усомнится, прочитал ли он суру «Аль-Фатиха» или ат-тасбихат аль-арба‘а или нет, он должен прочитать суру «Аль-Фатиха» или ат-тасбихат аль-арба‘а, но если во время произношения желательного аль-истигфар (просьбы о прощении)[17] усомнится в том, произнес ли он ат-тасбихат аль-арба‘а или нет, то нет необходимости в его перечитывании.

6. Если при поясном поклоне третьего или четвертого рак‘ата молящийся усомнится, прочитал ли он суру «Аль-Фатиха» или ат-тасбихат аль-арба‘а или нет, он не должен обращать внимания на свои сомнения. Но если эти сомнения возникнут во время перехода в поясной поклон, когда еще человек не принял положение поясного поклона, согласно обязательной предосторожности он должен выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» или ат-тасбихат аль-арба‘а.

Урок 40

﴿... وَلاَ تَجْهَرْ بِصَلاَتِكَ وَلاَ تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبيلاً﴾

«… Не совершай свою молитву громко и не совершай его шепотом,

а выбери среднее между этим»

Коран – 17:110.

Ежедневные молитвы

Обязательные составляющие молитвы

молящийся мужчина:
4. Громкое или тихое произношение в кира’ате:

в утренней, вечерней (аль-магриб) и ночной молитвах:
должен читать громко.

 
 
во время чтения суры Аль-Фатиха и (второй) суры в первом и втором рак‘атах:

молящаяся женщина:
может читать громко, может тихо, но если намахрам[18] будет слышать ее голос, лучше, чтобы она читала тихо.

в полуденной и послеполуденной молитвах:
Громкое или тихое произношение
Необходимо читать тихо, кроме слов «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим», в независимости от того, мужчина это или женщина.

 
 
во время произношения ат-тасбихат аль-арба‘а или чтения суры Аль-Фатиха в третьем и четвертом рак‘атах:

Необходимо читать тихо, в независимости мужчина или женщина совершает молитву. Однако в случае, если читает суру «Аль-Фатиха», можно в индивидуальной молитве слова «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» произнести громко, хотя из предосторожности лучше их тоже произнести тихо, а в коллективной молитве эта предосторожность обязательна.

1. Обязательно, чтобы лица мужского пола суру «Аль-Фатиха» и (вторую) суру в утренней, вечерней (аль-магриб) и ночной (аль-‘иша) молитвах читали громко, а при совершении полуденной и послеполуденной (аль-‘аср) молитв читали тихо. Женщинам также обязательно при совершении полуденной и послеполуденной молитв суру «Аль-Фатиха» и (вторую) суру читать тихо, но при совершении утренней, вечерней и ночной молитв они могут читать эти суры и громко и тихо, но если их могут услышать лица намахрам, лучше, чтобы они читали их тихо.

2. Как мужчинам, так и женщинам, в третьем и четвертом рак‘атах молитвы ат-тасбихат аль-арба‘а или суру «Аль-Фатиха» необходимо читать тихо, но если они читают суру «Аль-Фатиха», могут в индивидуальной молитве слова «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» произносить громко, хотя из предосторожности лучше их тоже произнести тихо, а в коллективной молитве эта предосторожность обязательна.

Внимание!

● Обязательность громкого чтения в утренней, вечерней и ночной молитвах и обязательность тихого чтения в полуденной и послеполуденной молитвах относится только к чтению суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры. Также и обязательность тихого чтения не в первых двух рак‘атах вечерней и ночной молитв относится только к чтению суры «Аль-Фатиха» или ат-тасбихат ал-арба‘а в третьем и четвертом рак‘атах. Что же касается зикра (слов поминания Всевышнего Аллаха) в поясном и земном поклонах, а также слов «свидетельства» (ташаххуд) и «приветствия» (таслим) и других обязательных слов поминания Всевышнего в пяти ежедневных обязательных молитвах, религиозно обязанный может читать их и вслух и шепотом.

● Вопрос обязательности громкого или тихого чтения в обязательных молитвах касается как своевременно выполненной, так и пропущенной молитвы, даже если пропущенная молитва будет совершаться из предосторожности.

● Критерием тихого чтения не является отсутствие звука, а является невыявление его, тогда как громким чтением, напротив, считается четкое выявление голоса.

● Если преднамеренно читать тихо там, где необходимо читать громко или наоборот (преднамеренно читать громко там, где необходимо читать тихо), молитва будет недействительна. Однако если это будет по забывчивости или по незнанию положения, молитва будет считаться действительной. Если во время чтения суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры человек поймет свою ошибку, то нет необходимости перечитывать ту часть, которую вопреки правилу прочитал тихо или громко.

● Если при чтении суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры человек повысит голос сверх обычного, что станет похоже на крик, его молитва будет недействительной.

5. Обязательные предписания в кира’ате:

1. В кира’ате необходимо произношение слов и только тогда это можно назвать кира’атом. Поэтому, недостаточно чтения про себя и представления понятий в уме, т.е. без произношения. Признаком кира’ата является то, чтобы человек мог слышать то, что читает и произносит, конечно, если он не имеет никаких проблем со слухом и нет никаких других препятствий слышать.

Внимание!

● Молитва немого, лишенного речи, но обладающего всеми другими чувствами, совершенная посредством жестов действительна.

2. Обязательно, чтобы кира’ат был правильным и чтобы слова произносились без ошибок. Тот, кто никак не может научиться правильному произношению слов, должен произносить так, как может. Из желательной предосторожности, лучше, если он будет совершать коллективную молитву, т.е. закреплять молитву за имамом, правильно совершающим ее.

Внимание!

● Тот, кто плохо знает суру «Аль-Фатиха» и другие словесные формы молитвы, но может научиться их правильному произношению, в случае, если есть достаточно времени для молитвы, он должен в начале научиться, а затем совершить молитву, если же времени мало, то согласно обязательной предосторожности, при возможности, должен совершить коллективную молитву.

● Критерием оценки правильности произношения является соблюдение правил арабского языка и произношение звуков в соответствии с точками артикуляции, так, чтобы носители языка считали это произнесением этой буквы, а не другой.

● Нет необходимости в соблюдении всех тонкостей «науки о правильном чтении Священного Корана» (таджвид).

● Если человек не будет знать некоторые слова суры «Аль-Фатиха» и (второй) суры или преднамеренно не произнесет их, или преднамеренно вместо определенной буквы произнесет другую, к примеру, вместо буквы «дад» (ض) произнесет «за» (ز), или изменит огласовку слова, или не произнесет удвоенную согласную, его молитва будет недействительной.

● Если кто-то в чтении суры «Аль-Фатиха» и (

Наши рекомендации