Глава 4. структурно-функциональный анализ морали
1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали.
Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики.
К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъекта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблюдать их. Иными словами, этические знания — необходимый, но недостаточный компонент морального сознания, так же как моральная компетентность еще не есть гарантия нравственной воспитанности личности.
2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необхо
димости их применения. Для налаживания нравственных отноше
ний важны как правильность, так и близость этого понимания раз
ными субъектами.
Известно, что в одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, например, в понимание того, что есть добро и зло (и отсюда — не только отсутствие взаимопонимания, но зачастую и враждебность друг к другу). Или, скажем, непонимание смысла и необходимости заповеди «возлюбите врагов ваших», направленной на предупреждение нетерпимости, агрессивностй> неумения прощать.
3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними,
включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их ис
пользование в качестве «руководства к действию».
Сочетание знания, понимания и принятия этого знания может быть вариативным.
Ситуация 1. Человек попадает в совершенно новую для себя обстановку — реальную или фантастическую (на дипломатический прием, к австралийским аборигенам, в 2222 год или на Альфу Центавра), не обладая никакими знаниями о ее моральных нормах. Это ситуация «нравственного вакуума»: человек ничего не понимает и не ориентируется в этой обстановке, совершая одну промашку за другой. Ситуация достаточно редкая, но возможная.
Ситуация 2. Полученное моральное знание вызывает мучительные раздумья, сомнения, не укладывается в систему индивидуального отношения к миру. Ведь еще древние римляне говорили: «Знать — еще не значит понимать». Это знание без понимания, ведущее, как правило, к отказу или сопротивлению его принятию и исполнению.
Ситуация 3. Принятие знания и его исполнение без всякой рефлексии и понимания — синдром «оловянного солдатика», действующего по приказу.
Ситуация 4. Человек знает, что хорошо и что плохо, понимает, почему это так и почему это необходимо, но не принимает этого, делает для себя исключение или попросту не хочет делать то, что должно, прикрываясь внешним согласием или отговорками — «нравственная демагогия» или «нравственный камуфляж».
Ситуация 5. Оптимальный вариант, когда человек в достаточной мере обладает знанием моральных норм и требований, понимает их разумность и необходимость, соглашается с ними и принимает их как «руководство к действию».
Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.
Действительно, мы не так часто встречаемся с людьми, демонстрирующими это единство: чаще люди обладают или повышенной эмоциональностью, или сухим рационализмом. Первые остро реагируют на происходящее, принимают все близко к сердцу, способны на глубокие переживания. Вторые более аналитичны, рассудочны и холодны. Связано это со многими обстоятельствами: темпераментом, воспитанием, профессией, условиями жизни. Что лучше: первое или второе? Трудно сказать. Многое зависит от ситуации. Негоже, например, инженеру проявлять излишнюю эмоциональность в момент аварии, когда надо принимать срочное, взвешенное решение: здесь необходим трезвый, рациональный подход. Но если человек будет применять этот же подход в работе с людьми или в отношениях с любимой, вряд ли такое поведение сделает ему честь, хотя аморальным и безнравственным его и не назовешь.
Моральное поведение
Итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора является моральное поведение,опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека является
'
Щ________________ Раздел II, Теоретические проблемы этики
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали________________ 121
показателем его нравственной культуры. Не случайно говорят: «О человеке судят по его делам».
Центральным моментом нравственного поведения является поступок. Он должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контексте моральных отношений в обществе. Именно совокупность всех этих элементов составляет содержание нравственного поступка, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию.
Нравственное поведение личности включает также мотивацию поступка и его оценку (самооценку).
Мотивация поведения личности не менее важна, чем сам поступок. Она предшествует ему и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческой деятельности. Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует.
Даже если человек не в состоянии ответить на вопрос, почему он поступает так, а не иначе, это не значит, что у него не было мотива: просто он не может (а возможно, и не хочет) его определить. Иногда это связано с отсутствием у него способности к самоанализу или леностью мысли, а иногда человек сознательно, из чувства самосохранения не желает признаться никому, даже себе, в подлинных мотивах своего поведения, особенно если сам считает их неблаговидными.
Вместе с тем мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим поступкам и наоборот. Как часто, например, наши прекрасные побуждения оборачиваются глупостью или неудачей («хотели как лучше, а получилось как всегда»)! Это свидетельствует о том, что связь между мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки.
• Например, любовь к женщине может побудить к беззаветному служению ей (вспомним преданность Дон-Кихота Дульсинее Тобосской); вызвать стремление к самосовершенствованию, дабы завоевать ее сердце; желание уничтожить или унизить соперника, чтобы убрать его со своего пути; измучить любимую ревностью (Отелло убивает Дездемону из любви к ней).
И наоборот: одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами.
Например, за самоотверженным трудом могут стоять интерес, любовь, творческое отношение к делу; стремление к материальному вознаграждению; простая исполнительность; соображения карьеры; азарт «трудоголика». Или активная политическая деятельность: она может диктоваться как стремлением к беззаветному служению своему народу, борьбой за правду и справедливость, так и желанием удовлетворить собственные политические амбиции и достичь власти.
Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе, чего хочу добиться, зачем мне это нужно — за этими вопросами высвечивается не только интерес и причины поведения личности, но и ее сущность. Нельзя, да и невозможно преуменьшить роль мотива в поведении человека. Это, в частности, ярко подтверждается отношением к мотиву в юриспруденции: отсутствие такового может освободить человека от подозрения: «Сш ргойея!?» — «Кому выгодно?» — это латинское выражение, лежащее в основе уголовного расследования, вполне может применяться для выяснения мотива и нравственной оценки любого поступка.
Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Моральная оценка играет большую роль в нравственной регуляции поведения. Мы жаждем одобрения, стремимся к положительной оценке — как путем совершения хороших поступков, так и путем недопущения или сокрытия своих дурных действий. Мы говорим об одном человеке, что он добр, о другом — что он злой. Одни поступки мы оцениваем как высоконравственные, другие — как безнравственные, аморальные. Какой смысл мы вкладываем в эти суждения? Как разграничить добро и зло в поведении человека? Как оценить, правильно ли поступил человек в данной ситуации или ему следовало найти другой выход?
Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено), должному. Возможна оценка и будущих действий — например, при
122
Раздел II. Теоретические проблемы этики
I
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали 123
выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.
Свое положительное или отрицательное отношение люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и антипатии, любви и ненависти. Однако в этике все эти внешние формы оценки несут одинаковый смысл и содержание — оценку с позиций Добра и Зла.