Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во
всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними. (Аль-Бухари
6/360, Муслим (2669) от Абу Саида).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал.
Ислам появился необычно, и он вновь вернется необычно, как и появился. (Муслим (145) от
Абу Хурайры).
Имам ат-Тамими не переставал настойчиво объявлять своему народу, что тот сбился с прямого
пути. Он начал свой призыв с объяснения людям того, что нельзя взывать, приносить в жертву или
давать обет кому-либо, кроме Аллаха. Люди были убеждены в том, что могилы, камни, деревья
приносят пользу и отдаляют вред, что надо просить их о помощи и давать им обеты, ат-Тамими же
разъяснял, что это — явное заблуждение и ложь, что это не приводит к удовлетворению Аллаха и что
от этого непременно надо отказаться. Его речь подкреплялась аятами из Книги Аллаха, хадисами
Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и примерами из жизни его праведных
сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Проведя активную плодотворную жизнь, полную стремлений к знаниям, Джихада и призыва к
Аллаху, шейх скончался в городе ад-Дириййа в 1206 г. х. в возрасте восьмидесяти четырех лет.
ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ШЕЙХА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ
Убеждения шейха Мухаммада ат-Тамими — это убеждения правоверных салафов (праведных
Предков), основанные на том, что завещал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
Приветствует, как этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведные имамы,
Такие, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Суфйан ас-Саури, Суфйан ибн Уйайна, Ибн
Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а также такие крупные ученые в области мусульманского
Права, как аль-Ашари, Ибн Хузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие.
В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения.
Начав именем Аллаха, он писал:
«Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения,
Как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его
Посланников, Воскресение после смерти и предопределение с его добром и злом.
К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал себя в Своей Книге, и как
Охарактеризовал Его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без изменения или
Непризнания. Я убежден, что «нет ничего, подобного Ему; и Он — Слышащий, Видящий» (Совет,
Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не
Раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?»5 о них и не уподобляю их
Качествам Его творений, так как Он — Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?»
О Нем, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик,
Лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и
Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и
Уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают в Нем приверженцы изменения и
Непризнания.
Ведь сказал Всевышний:
«Свят твой Господь — Господь Могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И
мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!» (Стоящие в ряд, 180—182).
И спасшаяся группа в своих воззрениях относительно деяний Аллаха находится между
Убеждениями кадаритов и джабритов, относительно наказания Аллаха — между взглядами
Малограмотные люди пытались познать Всемогущего Аллаха своим разумом, и поэтому они задавали
Вопрос «как?» в отношении Его имен, качеств, действий и попадали в заблуждение, сравнивая Аллаха с людьми
Или другими Его творениями.
Мурджиитов и ваидитов, относительно веры и религии — между убеждениями харуритов и
Муътазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов — с другой. А в отношении к
Сподвижникам посланника Аллаха — между рафидитами и хариджитами.
Спасшаяся группа — это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных сподвижников. Они основываются
На Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель — Аллах, их имам — посланник Аллаха
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты
Полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что
Все происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.
Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме
Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А
Ваидиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи.
Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказывает за грехи и прощает их тому, кому хочет,
Если он не приобщал равных к Аллаху.
Харуриты (хариджиты) и муътазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и
Человек за них навечно попадает в Ад. Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на
Веру, даже если она проявляется только словами. Они полагают, что заявивший о своей вере