Особенности анализа семантики корня 20 страница
«Годный» – судя по семантике, образовалось от семантики «управления внутренним потреблением, использованием», т.е. «пригодно для еды».
«Эгида» (aigis; гр.) – мифическое оружие Зевса типа щита, с изображением головы Гидры.
«ГП» – «Объект изменяет внутреннее расположение в другом объекте в рамках фиксации внешней общности между ними».
Это внешнее фиксированное расположение объекта на другом объекте, например, всадника на лошади (hippos (лошадь; гр.)) или человека на кровати (hypnos (сон; гр.)), внутренняя сущность события (гипотеза).
Слово «гипноз» от hypnos (сон; гр.). Но, что такое «сон» в понимании греков? Это когда ум, сознание (noos – мысль, ум, разум; гр.) путешествует сам по себе, перемещается в царстве мертвых (hypo – внизу, снизу, под; гр.). Кстати, ноосфера Вернадского имеет тот же греческий корень noos – сфера вокруг Земли из мыслей.
«ГР» – «Изменение внутреннего расположения объекта в основе через изменение внутреннего сочленения между ними».
Это внутренние процессы из соприкасающихся объектов, когда один объект проникает в другой при соприкосновении (гарпун, грызть, грим, графит, грунтовать, гравюра, грязь, гарь, grime [грайм] (пачкать, грязнить; сажа, глубоко въевшаяся грязь; анг.), гореть, грейдер, грабить).
Это и всё то, что созревает или развивается внутри (granum (зерно; лат.), горячий, гром) или средство для такого созревания (грудь, грядка, грунт, греть, гроза).
Часто, управляемая структура из внутренних элементов, связана с их ограниченностью в пространстве (граница, огранка, огород, город, гарнизон, гараж, гроб, грот).
Это и множество соприкасающихся предметов (гирлянда, гроздь, груз, гиря, грань). Или это всё, что растёт и возвышается над поверхностью (герба (трава; лат.), грива, гриб, груздь, гребень, горб, гряда, гора).
Это и статус человека (гер, егерь, герцог, граф, гранд, гуру, герой), поскольку управление семантически эквивалентно иерархии. Вероятнее всего качество управления подданными возникло из семантики «гр», связанной с созданием множества из соприкасающихся объектов (герцогство, графство и т.п.).
[Гами] (бумага; яп.) – чернила, при соприкосновении, впитываются в бумагу, что и соответствует структурной семантике данного слова. Кстати, [графо] (пишу; лат.) собственно и означает это перемещение пера или ножа по поверхности. Корни данного слова в клинописи (врезать, вырезать буквы), на что указывает семантика современных слов: grub [граб] (вскапывать, рыться; анг.) или русское «грабли». Вспомним также близость в латинском языке звуков «б» и «ф», и просто близость их структурной семантики.
«Грудь» (г + руда) – обеспечивает извлечение наружу.
«ГЕР» – корень, часто встречаемый в именах богов: Гермес (бог торговли), Гера (жена Зевса) – не является прародителем слова «герой». Предполагается, что герой был аналогом бога, когда греческий пантеон богов ещё не был построен – герой мог быть просто искусным воином. Сравните [гер] – война (фр.).
Хотя, этимология имени героя Геракла (Геркулеса) очевидна: Hera (Гера) + cleos (слава).
В немецком языке «гер» употребляется в смысле «наивысший». Обратите внимание на название страны – «Германия» (гер + ман), т.е. высшие (сверх) люди. Отсюда только шаг к «высшей расе». Интересно, кто так их назвал? Может просто соответствующие германские племена отличались относительно высоким ростом, входящих в них людей?
Корень «гер» – «управление внутренним изменением объектов обусловлено присоединением механизма изменения их внутреннего соприкосновения, согласующего разделение объектов». Если речь о механизме, то речь о преобразователе внешнего сигнала (объекта) в другой на выходе (триггер, флюгер). Возможно, герань так названа, потому как она, по мнению целителей, изменяет (трансформирует) воздух вокруг себя? Или потому, что это просто разновидность травы (герба; лат.), которая растет (преобразуется), опираясь на корневую систему? Если говорить о человеке, то в контексте «гер» можно вести речь о любом предмете разрубающем его или проливающим его кровь иным способом (пуля, стрела, копьё), может в связи с этим во французском языке война представлена словом «гер». Семантика героя также достаточно прозрачна, первоначально это воин – человек, защищающий свой народ, убивая нападавших.
Интересно, что «гер» на иврите буквально означает «пришелец», «пришедший из другого места в данное». Похоже на современное «гость», только раньше чужестранцы приходили в основном, чтобы завоевать коренной народ. Корень слова «гер» восходит к словам: [гар] (жил) и [хегер] (переехал). Тора пользуется словом «гер» в значении «человек из других народов, принявший на себя еврейство». Это также хорошо согласуется с семантикой «гер» – которая в данном случае передает процесс внутреннего преобразования при принятии веры (внутреннего регулятора) внешним (чужим) человеком, прежняя вера которого отделяла его от данного народа. С другой стороны, герой – это человек со стороны, которого ждут, чтобы он решил проблемы данного народа.
Отмечая семантические связи в семантике звуков «г\х» и «ж\ш», обратим внимание на семантику корня «жер» – она отличается от «гер» только началом семантической функции, отражая не «средство изменения внутренней конфигурации…», а «фиксацию внутреннего взаиморасположения …»: жерло, жернов. Аналогичные связи наблюдаем между «хер» и «шер». «Шерсть» растет на животном также как трава («герба» точнее «херба») на земле, это отражено и близостью семантик «шер» и «хер» (например, мохер).
«ГЛ» – «Объект изменяет внутреннее расположение в другом объекте через изменение внешнего соприкосновения между ними».
Типичное слово с этим корнем «голый» – внутреннее состояние объекта становится внешним за счёт изменения внешнего соприкосновения (отделения внешней оболочки, одежды и т.п.). Другая ситуация – объект, проникая внутрь основы, расчленяет её внешним образом: [гладиос] (меч; лат.), отсюда «гладиатор» – владеющий мечом. «Меч» означает, что, управляя им, можно разрубить предмет на двое ([де] – отделение, удаление, вниз, от; лат.). Или же это просто соприкасающееся вложенное движение (глотать, гладить, галера, галоши) или это то, что осталось от внешнего соприкосновения огня (угли).
Это некие внутренние процессы, исходящие вовне (гул, гало, гелий (солнечный), голос, глагол). Изменение внутренней формы сочленения приводит к разделению, рассогласованию соприкасающихся элементов (гламур, угол, гильза, глухой, голод, глыба). Нарушение внутренних процессов приводит к внешнему рассогласованию (глупый, глюк, галлюцинация, глушить).
Создание внутреннего управления сопровождается внешним соприкосновением элементов (оглобли, gleet [гли:т] (липкая грязь, тина; анг.), могила, глина, галстук) или процесс внутреннего внедрения (глубина, глотать, глаз, глядеть, гол).
Внешнее соприкосновение, наслоение ведет к семантике верхнего или главного элемента (голова, главный, главарь).
«Глобус» от globus (шар, мяч, сфера, клубок, ком; лат.), что построено на семантике вращения: agere(вращать; лат.), ago (вращать; лат.), lobus (лопасть; лат.). Происхождение слова аналогично слову «шар» от гончарного круга с этим же названием.
Интересна этимология слова «галиматья». Так назывались речи на средневековых ученых диспутах, напоминающих петушиные бои. Gallus (лат.) – петух, mathia (гр.) – знание, наука (отсюда, кстати, слово «математика» – наука наук). Отсюда galimatias (фр.) – путаница, вздор. Однако, представляет интерес другая ассоциативная связка в этом слове: gala (гр.) – молоко, mater (лат.) – мать. Намек на юнцов, у которых «молоко на губах не обсохло»?
Может быть и ребёнок в люльке «гукает» и «хохочет» потому что «г» и «х» отражают его первые попытки общения с окружающим миром, попытка управления им, и эта семантика прописана где-то на уровне генов, на уровне архетипов в подсознании каждого человека.